Выберите на пришкольной территории площадку (5х5 м) для отбора проб. Пробная площадка представляет собой квадрат со сторонами 5 метров. Точки отбора образцов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Исследование экологического состояния воды в реке Средняя Автор: Сухоносов Вадим, 8 класс, МОУООШ 6, н/п Щукозеро, ЗАТО г. Североморск Руководитель: Нездолий.
Advertisements

Подготовила учитель химии Бердова Н.Ю.. . Помните, что любое вещество может быть опасным, если обращаться с ним неправильно.
Практическое занятие. В ходе практических работ, опытов выясним, как можно идентифицировать общеизвестные лекарственные средства, самостоятельно приготовим.
Исследовательская работа «Анализ качества питьевой воды г. Узловой» Выполнила: Харитонова Виктория ученица 8Б класса.
Качественное определение соответствующих ионов в почве Выполнил ученик 9 «А» класса МСОШ 3 Хахулин Кирилл г. Волгореченск-2004г.
МОУ Пречистенская СОШ Первомайский МР Авторы: Петухова Анна, Савельева Ольга г.
ЧИПСЫ Авторы проекта: учащиеся 6 класса МОУ Ребольская СОШ Руководитель проекта: Нога Татьяна Викторовна « ЗА » и « ПРОТИВ » экспериментальное исследование.
Простейшие операции с веществом (химический практикум)
Изучение условий протекания химических реакций между растворами электролитов до конца Команда «Начало» МБОУ СОШ 4 н.п. Ёнский Ковдорского района Мурманской.
Исследование природных вод деревни Шолохово по химическому составу и влияние их на организм человека.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области - Ордынская средняя общеобразовательная школа 1 имени Героя.
Всероссийская олимпиада школьников по химии Отборочный (районный) этап Практический тур 10 класс I вариант Санкт-Петербург 2014 / 2015 гг.
АНАЛИЗ КАЧЕСТВА МОЛОКА Лабораторная работа 3. Опыт 1. Определение плотности молока Чистый сухой пикнометр взвешивают и наполняют измеряемой жидкостью,
Обзор заданий блока «С» 1 Окислительно- восстановительные реакции. Электронный баланс.
Питьевая вода с.Тебисского Чановского района Новосибирской области. Исследовательская группа: Ненашева О, Симонова Л, Хасанова З. Руководитель: Пушкарёва.
Исполнитель: Постникова Кристина Руководитель: Бодрова Марина Сергеевна.
МОУ средняя общеобразовательная школа 5 г. Искитима Новосибирской области Особенности состава воды реки Бердь Что добавила в воду природа? Выполнил: Шилов.
Практическая работа 3:. Закрепление важнейших химических понятий: объём, плотность, масса, массовая доля растворённого вещества; Обучение операциям взвешивания,
Оценка экологического состояния почвы микрорайона школы Автор: Лукмазова Евгения Учащаяся 9 Б класса школа 8.
ГОУ гимназия 1505 Проектная работа по химии на тему: Анализ воды из природных источников Выполнили: ученики 8 класса Соломанников Вячеслав Якушева Александра.
Транксрипт:

Выберите на пришкольной территории площадку (5х5 м) для отбора проб. Пробная площадка представляет собой квадрат со сторонами 5 метров. Точки отбора образцов (метод конверта) – по углам пробной площадки и в центре. Проба берётся на глубине 10 см (после срезания дёрна). В каждой из пяти точек «конверта» следует взять приблизительно по 30 грамм почвы, смешать и сложить в полиэтиленовый пакет. В пакете должно находиться приблизительно 150 грамм образца. Каждый пакет маркируется: А) номер школы и точный адрес Б) дата взятия проб В) краткое описание пробной площадки (в каком состоянии растительный покров, где расположена площадка, отдалённость от оживлённых автодорог и т.п.) Бирка с маркировкой должна быть снаружи пакета

Цель работы: ознакомление с операциями приготовления почвенных вытяжек, приготовление почвенных вытяжек для их использования в дальнейших работах. Оборудование: 1. воронка стеклянная, 2. палочка стеклянная, 3. фильтр бумажный, 4. цилиндр мерный, 5. весы ученические, 6. колба на 200 мл. 7. разновесы ученические, 8. сушильный шкаф. 9. кювета, 10. Химический стакан на 200 мл Реактивы и материалы: 1. чистая вода, 2. образец почвы.

Ход работы: 1. Высушите отобранный образец почвы в сушильном шкафу или на воздухе, расположив почву в кювету слоем толщиной не более 2 см. 2. Взвесьте пустой чистый стакан на 200 мл. В стакан поместите высушенную почву на 1/3 высоты и снова взвесьте его, определив массу почвы (m) в граммах. 3. Добавьте к почве воду (5мл воды на 1 г почвы). 4. Перемешайте содержимое стакана в течении 3-5 мин. с помощью стеклянной палочкой. 5. Отфильтруйте содержимое стакана через бумажный фильтр. 6. Обратите внимание на её внешний вид (цвет, мутность). Вытяжка должна быть однородной и не содержать частиц почвы. 7. Зафиксируйте результаты эксперимента в тетради.

Цель работы: изучение экологического состояния почвы через её кислотность. Информация: pH =4 и менее – сильнокислотная pH =5 – кислая pH=6 – слабокислая pH=7 – нейтральная pH=8 и более – щелочная. Оборудование: 1. Колба с почвенной вытяжкой 2. pH – индикаторная бумага 3. пинцет

Ход работы: 1. Определите pH почвенной вытяжки, опустив конец индикаторной бумажной полоски пинцетом в колбу. 2. Сравните цвет с контрольной шкалой. 3. По результатам определения pH заполните таблицу.

пробыМесто отбора пробы Внешний вид вытяжки рН вытяжкиОценка кислотности почвы (сильнокислая, кислая, нейтральная, щелочная – нужное отметить)

Цель работы: изучение засоленности почвы простейшим методом. Оборудование и материалы: 1. лупа 2. пипетка-капельница 3. стекло предметное 4. спиртовка 5. штатив с кольцом и огнезащитной прокладкой 6. водная вытяжка из образцов почв, отобранных в разных местах Ход работы: 1. Нанесите 1 каплю почвенной водной вытяжки на предметное стекло с помощью пипетки- капельницы. 2. Осторожно нагрейте предметное стекло до испарения влаги, не допуская перегрева стекла во избежание его растрескивани. 3. Рассмотрите сухой остаток на стекле невооружённым глазом и в лупу. 4. Зарисуйте наблюдаемый солевой остаток в каждом случае.

Обработка результатов и выводы: 1. Зафиксируйте результаты экспериментов в тетради. 2. О чём свидетельствует наличие солевого остатка на стекле? 3. На основе сопоставления вида солевых остатков сделайте вывод о сравнительном количестве растворимых солей в почве, отобранной из разных мест.

Цель работы: изучение хлоридов как естественных компонентов почвы методом их количественного определения. Оборудование и реактивы: 1. тест-комплект «Хлориды» 2. пипетка-капельница 3. склянка с меткой «10мл» с пробкой 4. р-р AgNO 3 (0,05 моль/л) 5. р-р хромата калия ( 10% ) Ход работы: 1. В склянку налейте 10 мл анализируемой почвенной вытяжки. 2. Добавьте в склянку пипеткой- капельницей 3 капли р-ра хромата калия. 3. Герметично закройте склянку пробкой и встряхните, чтобы перемешать содержимое 4. Постепенно титруйте содержимое склянки раствором нитрата серебра при перемешивании до появления неисчезающей бурой окраски.

5. Определить объём раствора, израсходованный на титрование (V хл, мл) 6. Рассчитайте массовую концентрацию хлорид-анионов (С хл, мг/л) по формуле: V хл х С нс х 35,5 х 1000 С хл = V а где: С нс - молярная концентрация р-ра нитрата серебра (0,05 моль/л) 35,5 – эквивалентная масса хлорид- аниона 1000 – коэффициент пересчёта единиц измерений из г/л в мг/л V а – объём пробы, взятый для анализа (10 мл)

Цель работы: изучение сульфатов как естественных компонентов почвы с использованием метода их количественного определения. Оборудование и реактивы: 1. Мутномер 2. Пипетка-капельница 3. Пробирки мутномерные с рисунком-точкой на дне 4. Пробка для мутномерной пробирки 5. Р-р нитрата бария (насыщенный) Ва(NO 3 ) 2 6. Р-р соляной кислоты HCl 7. Почвенная вытяжка

Ход работы: 1. Поместите в отверстие мутномера две пробирки с рисунком на дне. В одну из пробирок налейте почвенную вытяжку до высоты 100мм. 2. Добавьте к содержимому пробирки пипеткой 2 капли р-ра HCl и капель р-ра Ba(NO 3 ) 2 / 3. Герметично закройте пробирку пробкой и встряхните, чтобы перемешать содержимое. 4. Пробирку с раствором оставьте на 5-7 мин для образования белого осадка или суспензии. 5. Закрытую пробирку снова встряхните, чтобы перемешать содержимое. 6. Пипеткой переносите образовавшуюся суспензию во вторую (пустую) пробирку до тех пор, пока в первой пробирке не появится изображение точки на дне. 7. Измерьте высоту столба суспензии в первой пробирке (h 1, мм). Наблюдение проводите, как показано на рисунке.

8. Продолжайте переносить суспензию во вторую пробирку до тех пор, пока в ней не скроется изображение рисунка. 9. Измерьте высоту столба суспензии во второй пробирке (h 2, мм). 10. Рассчитайте среднее арифметическое значение высоты столба суспензии (h) по формуле: h 1 + h 2 h = Определите концентрацию сульфат- анионов в мг/л по таблице. 12. Зафиксируйте результаты экспериментов в тетради. Высота столба суспензии (h), мм Массовая концентрация сульфат- анионов, мг/л

Цель работы: изучение общей жёсткости как естественного параметра почвы с использованием метода количественного определения. Оборудование и реактивы: 1. склянка для титрования с пробкой 2. пипетка-капельница 3. почвенная вытяжка 4. фенолфталеин 5. р-р 0,05н раствор HCl Ход работы: 1. Мерную склянку ополосните несколько раз анализируемой водой. 2. В склянку налейте до метки анализируемую почвенную вытяжку. 3. Добавьте пипеткой-капельницей к пробе 5-6 капель фенолфталеина. Содержимое склянки перемешивайте осторожным встряхиванием. Обратите внимание на цвет раствора после добавления первых капель (если при этом окраска не появится, то считается, что карбонат-ионы в пробе отсутствуют).

4. В случае возникновения розовой окраски пробу титруют 0,05н раствором HCl до обесцвечивания 5. Концентрацию карбонат-ионов рассчитывают по формуле: V HCl х 0,05 х 60 х 1000 С к = = V HCl х где: С к – концентрация карбонат-ионов, мг/л V HCl – объём соляной кислоты, израсходованной на титрование, мл

6. Затем в той же пробе определяют концентрацию гидрокарбонат-ионов. К пробе добавляют 1-2 капли метилового оранжевого. При этом проба приобретает жёлтую окраску. 7. Раствором 0,05н HCl титруют пробу до перехода жёлтой окраски в розовую. 8. Концентрацию гидрокарбонат-ионов рассчитывают по формуле: V HCl х 0,05 х 61 х 1000 С гк = = V HCl х где: С гк – концентрация гидрокарбонат-иона, мг/л V HCl – объём соляной кислоты, израсходованной на титрование, мл. 9. Карбонатную жёсткость Ж к рассчитывают, суммируя значения концентраций карбонат – и гидрокарбонат-ионов по формуле: Ж к = С к х 0, С гк х 0,0164 где: 0,0333 и 0,0164 – коэффициенты, равные величины, обратным эквивалентным массам этих анионов.

Цель работы: изучение богатства почвы органическим веществом. Оборудование и реактивы: 1. линейка 2. ложка 3. лабораторный стскан либо стеклянная банка объёмом 1л 4. вода чистая 5. образцы почв из разных мест Ход работы: 1. В сосуд (стакан, банку) поместите образец почвы объёмом около 0,3 л. 2. Залейте его водой и доведите уровень воды в сосуде до объёма примерно 1л. 3. Содержимое колбы взболтайте перемешиванием для смачивания почвы и выхода пузырьков воздуха. 4. Дождитесь расслоения взвеси.

5. Измерьте линейкой значения высоты слоёв отстоявшейся и всплывшей почвы. 6. Выполните подобный эксперимент с каждым подготовленным почвенным образцом. Обработка результатов и выводы: 1. Опишите наблюдаемое в тетради. Объясните, почему часть почвы всплыла, а другая часть опустилась на дно сосуда в виде осадка. 2. Результаты измерений высоты слоёв почвы для каждого испытанного образца занесите в таблицу. Рассчитайте величину h верхн h нижн 3. Сопоставьте данные таблицы и сделайте вывод об относительном богатстве испытанных образцов почвы органическим веществом

пробыВысота слоя почвы в сосуде, ммh верх h нижн Верхнего слоя (h верх ) Нижнего слоя (h нижн )

Цель работы: ознакомление с методами обнаружения тяжёлых металлов в почве. Оборудование и реактивы: 1. воронка стеклянная 2. колба коническая 3. палочка стеклянная 4. пробирки 5. химический стакан 6. фильтр бумажный 7. штатив для пробирок 8. колба коническая 9. растворы солей 5%-ные: роданид калия или аммония железистосинеродистый калий ацетат свинца йодид калия хромат калия хлорид калия или натрия р-р азотной кислоты (1:3) р-р уксусной кислоты (1:3) р-р аммиака (10%)

Ход работы: а. 1. В пробирку налейте налейте 3-4 мл почвенной вытяжки, добавьте 1 мг 50%-го р-ра CH 3 COOH и перемешайте. Добавьте 1 мл р-ра хлорида натрия. 2. Опишите наблюдаемое. 3. Запишите уравнение реакции. б. 1. В пробирку налейте налейте 3-4 мл почвенной вытяжки, добавьте 1 мг 50%-го р-ра CH 3 COOH и перемешайте. 2. Добавьте 0,5мл 10%-го раствора дихромата калия, при наличии в исследуемой пробе ионов свинца выпадает жёлтый осадок хромата свинца. 3. Опишите наблюдаемое. 4. Запишите уравнение реакции.

Ход работы: 1. В пробирку помещают 10 мл почвенной вытяжки, добавляют 1 каплю концентрированной HNO 3, несколько капель р-ра H 2 O 2 и примерно 0,5 мл р-ра роданида калия. 2. При содержании железа 0,1 мг/л появляется розовое окрашивание, а при более высоком – красное.