Министерство образования и науки Российской Федерации ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ( ТГУ ) НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ о выполнении 2 этапа Государственного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема исследования: «Становление и развитие школьного образования в Тувинской Народной Республике ( гг.)» Выполнила: ученица 8 «В» класса МОУ СОШ.
Advertisements

Культурное пространство Сибирского региона Направление «Регионоведение России» профиль подготовки «Сибирский регион в России и мире» Квалификация.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
Для современного общества особенно важно внимание к основам культурной и научной традиции. В сегодняшнем мире музеи как хранилища исторического наследия.
Зелова Ольга Григорьевна, методист Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Пригодич.
«Поисковое исследование условий перехода на компетентностную модель подготовки студента с учетом анализа соответствующих современной государственной политике.
Основные подходы при разработке проекта образовательного стандарта по направлению «Документоведение и ДОУ» А.В.Ермолаева зав.кафедрой ДОУ ПАГС.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
ПРОГРАММА СРЕДНЕСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТГАМЭУП НА ПЕРИОД
Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Редакция на 15 июля 2011 года Редакция на 15 июля 2011 года.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ Александра Чижа.
Министерство образования и науки Российской Федерации ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВЫПОЛНЕННЫХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ПО 2 ЭТАПУ Программа: Федеральная целевая.
РОЛЬ РОСМУ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ РЕГИОНОВ РОССИИ Член научно-экспертного совета при Председателе Федерального собрания.
Модернизация высшей школы на современном этапе развития общества Выполнил: Проверил:
1 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Департамент образования и молодежной политики Заседание координационного совета по поддержке одаренных детей.
Достоверность трактовки исторических фактов и научной обоснованности выводов и оценок : проблемно - поисковое научное исследование ( на примере материалов.
Сорокин Александр Николаевич Научно-технический потенциал Сибири: проблемы и перспективы модернизации Рабочая программа Регионоведение России, профиль.
Аспиранта кафедры конституционного права юридического факультета БГУ Ханько Д. Н.
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Карамурзов Б.С. Ректор Кабардино-Балкарского.
Презентация магистерской диссертации Белова Евгения Борисовича Становление и развитие ОДКБ Белорусский государственный университет Белорусский государственный.
Транксрипт:

Министерство образования и науки Российской Федерации ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ( ТГУ ) НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ о выполнении 2 этапа Государственного контракта П 51 от 02 апреля 2010 г. и Дополнению от 28 июля 2010 г. 1, Дополнению от 03 марта 2011 г. 2 « КЛАССИЧЕСКОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И УНИВЕРСИТЕТСКАЯ НАУКА В СИБИРИ ( посл. четв. XIX - нач. XXI вв.): ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ » ( заключительный этап ) в рамках федеральной целевой программы « Научные и научно - педагогические кадры инновационной России » на гг. Мероприятие « Проведение научных исследований целевыми аспирантами » по направлению : « Экономические науки », « Психологические и педагогические науки », « Юридические и политические науки », « Философские науки, социологические науки и культурология », « Исторические науки », « Филологические науки и искусствоведение » Руководитель проекта ____________ Д. В. Хаминов Томск 2011

СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА Введение 5 1 Аннотированная справка по научным результатам НИР, полученным на I этапе 11 2 Аналитический отчет о проведении теоретических и ( или ) экспериментальных исследований 18 3 Отчет по обобщению и оценке результатов исследований 74 4 Публикации результатов НИР Экспертное заключение Копия научной статьи Экспертное заключение Копия научной статьи Копия титульного листа монографии 88 Заключение 90 Список использованных источников 94 Приложение А 110

Научно - технический отчет 1 14 страниц 1 часть 232 источника : Неопубликованные архивные Документы и материалы Нормативно - правовая база Документальные публикации Периодические и продолжающиеся издания ( газеты и журналы ) Исследовательская литература Труды на правах рукописей Справочные издания Приложение А. Центральные государственные органы управления высшим образованием в России и их руководители ( конец XIX – начало XXI вв.)

Ключевые слова ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА НАУЧНАЯ ШКОЛА СИБИРЬ КЛАССИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РЕФОРМИРОВАНИЕ

Актуальность темы ПНИР Актуальность изучения становления и развития классического образования и университетской науки в Сибири в последней четверти XIX – начале XXI вв. объясняется сегодня насущной необходимостью обращения к изучению дореволюционной, советской и постсоветской систем функционирования высшего образования и организации научных исследований в классических российских университетах с целью получения того ценного опыта, который следовало бы не только изучать, но и учитывать на современном этапе реформирования российской высшей школы и, в первую очередь, ее гуманитарного сегмента.

Хронологические рамки исследования В Сибири еще в конце XIX в. в Императорском Томском университете были заложены прочные традиции научных исследований в области истории, археологии, краеведения, этнографии и антропологии сибирского, дальневосточного и среднеазиатского регионов обширной Российской Империи, а в начале XX в., были заложены традиции классического российского исторического образования. Таким образом, хронологические рамки исследования были однозначно определены периодом, который полностью охватывает все время существования на территории Сибири классических российских университетов, то есть с последней четверти XIX в. (1878 г. – год учреждения Императорского Сибирского университета и начала с 1888 г. занятий в нем ) до начала XXI в. – до современности.

Территориальные рамки исследования Территориальные рамки исследования были определены всем пространством Сибири ( Западной и Восточной ) как специфического российского региона, включающего в себя субъекты Российской Федерации, ныне входящие в состав Сибирского Федерального округа с их классическими университетами. Кроме того, к ним примыкает также и Тюменская область с ее автономными округами ( Ханты - Мансийский АО - Югра и Ямало - Ненецкий АО ), как субъект, исторически тяготевший к Западной Сибири в политическом и экономическом отношении, но, в силу определенных причин, входящий сегодня в состав Уральского Федерального округа. К этим регионам относятся : Алтайская, Бурятская, Тывинская и Хакасская республики, Алтайский, Забайкальский и Красноярский края, Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская и Тюменская области. Республика Саха ( Якутия ) не была в данной работе отнесена к территории Сибири, поскольку всегда она в экономическом, политическом и культурном отношениях больше тяготела к Дальнему Востоку. Поэтому сегодня ее территория включена в Дальневосточный Федеральный округ

Исследуемые университеты В сферу исследования входят все классические университеты, существовавшие с конца XIX в. вплоть до настоящего времени на территории Сибири, производившие и продолжающие вести подготовку историков и проводить исторические исследования. В Западной Сибири ( в хронологическом порядке открытия ): Томский госуниверситет, Новосибирский госуниверситет, Алтайский госуниверситет, Омский госуниверситет, Тюменский госуниверситет, Кемеровский госуниверситет, Югорский госуниверситет, Сургутский госуниверситет, Горно - Алтайский госуниверситет. В Восточной Сибири ( в хронологическом порядке открытия ): Иркутский госуниверситет, Красноярский госуниверситет ( ныне – Сибирский федеральный университет ), Хакасский госуниверситет, Тувинский госуниверситет, Бурятский госуниверситет.

Научная новизна Научная новизна определяется целью и задачами исследования и заключается в том, что работа восполняет существенный пробел в общей картине становления и развития исторического образования и организации университетской исторической науки в России. При работе над темой исследования были использованы архивные источники, значительная часть которых впервые вводится в научный оборот.

Объект и предмет исследования Объектом исследования является система исторического образования и исторической науки в Российской Империи, СССР и Российской Федерации в период с последней четверти XIX в. до начала XXI в. Предметом исследования выступает становление, развитие и организация системы исторического образования и научных исследований в университетах Сибири как органической части классического университетского пространства России в последней четверти XIX – начале XXI вв.

Цель исследования Целью исследования является реконструкция процесса становления, организации и развития исторического образовательного и научного процессов в классических университетах Сибири в последней четверти XIX – начале XXI веков и выявление роли исторических исследований в общероссийском комплексе научных знаний на разных его этапах.

Задачи исследования Для достижения обозначенной цели исследования были поставлены следующие задачи : выявить основные этапы в организации и развитии исторического образовательного и научного процессов в университетах Западной и Восточной Сибири в последней четверти XIX – начале XXI вв.; на основе историко - правового анализа официальных документов, раскрыть содержание изменений, которые происходили в историческом образовании и науке в разные периоды деятельности сибирских университетов ; реконструировать процесс становления и развития исторических научных школ и направлений, которые сложились в университетах Сибири, и выявить их роль и место в общем развитии отечественной исторической науки ; выявить вклад, который был внесен сибирскими университетами в развитие исторических исследований и подготовку специалистов - историков для сибирского региона и других регионов России.

Историография проблемы На протяжении всего предшествующего периода отечественной историографии изучением университетского образования и науки вообще и исторического, в частности, занимались многие исследователи. Однако долгое время оставался без должного внимания вопрос об изучении опыта организации образования и науки в отдельных макро - регионах страны, то есть изучении проблемы в ее региональном аспекте. Не приходится также говорить и о малом количестве обобщающих работ по изучению отдельных отраслей знания в региональных университетских центрах, в том числе и исторического. Лишь на рубеже х – х гг. эта ситуация в отечественной историографии начала меняться. Все имеющиеся на сегодняшний день работы, посвященные данной тематике, можно условно разделить на три периода. Разделение отечественной историографии на три периода объясняется специфическими условиями трех эпох – дореволюционной, советской ( она, в свою очередь, подразделяется на четыре этапа ) и постсоветской ( современной ). Эти периоды существенно отличаются в подходах и теоретическом уровне исследований. В каждом из этих периодов можно выделить два уровня. К первому уровню относятся работы, посвященные проблеме изучения организации исторического образования и исторических исследований в университетах в целом в Российской империи, в СССР и в Российской Федерации – это обобщающие работы. Ко второму уровню относятся работы, посвященные тем же самым вопросам относительно регионального вузовского аспекта и отдельным вузам той или иной части нашей страны.

Историография проблемы Исходя из современного неудовлетворительного состояния историографии данного вопроса, настоящая научно - исследовательская работа явилась попыткой дать описание и провести всесторонний анализ становления и развития исторического образования и науки в классических университетах Сибири в последней четверти XIX – начале XXI в., а также привести комплекс рекомендаций по формированию современной концепции и стратегии государственной политики в отношении классической высшей школы и к организации исторического образования и науки в вузах сибирского региона.

Источниковая база исследования Источниковую базу данного исследования составили опубликованные и неопубликованные документы и материалы. Она сформировалась в процессе изучения широкого круга источников, которые были выявлены в процессе работы. Весь обширный комплекс использованных при изучении данной проблемы документальных источников можно распределить на следующие видовые группы : законодательные и иные нормативно - правовые и подзаконные акты ; делопроизводственная документация ; документы и материалы партийных организаций ВКП ( б )- КПСС ; научные труды историков сибирских университетов ; материалы центральной и сибирской периодической печати ( газеты и журналы ); нормативная и организационно - распорядительная документация, регламентирующая деятельность исторических кафедр и факультетов ( отделений ) сибирских университетов ; электронные ресурсы в сети интернет сибирских классических университетов, исторических факультетов, отделений и кафедр.

Решенные задачи исследования Исходя из обозначенной цели исследования, были определены и решены следующие задачи : выявлены основные этапы в организации и развитии исторического образовательного и научного процессов в университетах Западной и Восточной Сибири в последней четверти XIX – начале XXI вв.; на основе историко - правового анализа официальных документов, раскрыто содержание изменений, которые происходили в историческом образовании и науке в разные периоды деятельности сибирских университетов ; реконструирован процесс становления и развития исторических научных школ и направлений, которые сложились в университетах Сибири, и выявлена их роль и место в общем развитии отечественной исторической науки ; выявлен вклад, который был внесен сибирскими университетами в развитие исторических исследований и подготовку специалистов - историков для сибирского региона и других регионов России.

Основные этапы развития исторического образования и науки в классических университетах Западной и Восточной Сибири В процессе становления и развития системы исторического образования и организации научных исследований в классических университетах Сибири в последней четверти XIX – начале XXI в. можно выделить пять основных этапов.

Первый этап Первый этап охватывает период с последней четверти XIX в. до начала х гг. Это было время классического исторического образования в традиции российских университетов образца второй половины XVIII – XIX вв. Открытый в июне 1917 г. историко - филологический факультет в Томском университете и открытый в 1918 г. в составе юридического и историко - филологического факультетов Иркутский университет, вели ( хотя и не продолжительное время ) подготовку историков, основываясь на традиционной классической системе российских университетов. Надо отметить, что начало данного периода именно с последней четверти XIX в. связано с тем, что в Томском университете, начиная с первых лет со дня его учреждения, еще до открытия в нем специализированного исторического структурного подразделения стали формироваться специализированные исторические коллекции ( археологические, этнографические, антропологические, нумизматические и т. п.) и библиотечные собрания, которые способствовали проведению в стенах университета исследований по историческим направлениям силами сотрудников медицинского и юридического факультетов. Окончание данного этапа было связано с установлением на территории Сибири в 1920 г. Советской власти и началом коренных преобразований в области гуманитарного образования, в первую очередь, юридического и исторического. Юридические и историко - филологические факультеты были закрыты и преобразованы в факультеты общественных наук. После этого на долгие годы в университетах Сибири прекратилась вестись подготовка профессиональных историков.

Второй этап Второй этап охватывает межвоенный период истории нашей страны – е – е гг. Данный период характеризуется тем, что в единственных сибирских университетах ( Томском и Иркутском ) вплоть до 1940 г. отсутствовали специализированные структурные подразделения ( исторические факультеты ), где велась бы подготовка профессиональных историков. Лишь с начала х гг., с целью обеспечения средних учебных заведений Сибири и Дальнего Востока собственными профессиональными кадрами педагогов - историков стала вестись их подготовка в педагогических и учительских институтах Сибири. Сначала в Томском и Иркутском пединститутах, а со временем в остальных высших и средних педагогических учебных заведениях крупнейших городов Сибири были открыты исторические отделения и факультеты. Вся научно - исследовательская деятельность университетов в области истории в межвоенный период сконцентрировалась на вопросах краеведения, а также на этнографических сюжетах и археологических изысканиях. Все эти работы проводились в инициативном, индивидуальном порядке некоторыми сотрудниками университета, порою имеющих самое отдаленное отношение к истории.

Третий этап Начало третьего этапа связано с самыми трагическими годами истории нашего Отечества. После одновременного открытия в 1940 г. исторических факультетов в Томском и Иркутском университетах и преобразования их в 1941 г. в историко - филологические факультеты, становление ( точнее сказать восстановление ) исторического образования и профессиональных исторических исследований шло в условиях военного времени. Однако молодые факультеты показали свою жизнеспособность и в послевоенные годы превратились в крупнейшие центры исторического образования и науки не только Сибири и Дальнего Востока, но и всего СССР. В 1962 г. был открыт гуманитарный факультет с историческим отделением в молодом Новосибирском университете ( открыт в 1958 г.).

Четвертый этап Начало четвертого этапа приходится на первую половину х гг. Он был связан с тем, что на протяжении гг. в крупнейших центрах субъектов РСФСР за Уралом были открыты или преобразованы из педагогических институтов собственные университеты, получившие статус классических. Так, появились Алтайский, Омский, Кемеровский и Тюменский университеты. В них были учреждены исторические факультеты и отделения при историко - филологических факультетах. На этом этапе выходит на принципиально новый уровень организация подготовки кадров профессиональных историков и проведение исторических исследований в классических университетах. С одной стороны, расширяется сеть центров исторического образования и науки, с другой же стороны, у старых центров ( исторические факультеты Томского и Иркутского госуниверситетов и историческое отделение Новосибирского университета ) изменяется их роль и место, они превращаются в центры координации подготовки научно - педагогических кадров историков и организации исторических исследователей в Сибири и на Дальнем Востоке.

Пятый этап Начало пятого этапа развития исторического образования и науки в классических университетах Сибири связано с закатом четвертого, когда перестала существовать советская система высшего образования. Современный ( постсоветский ) период приходится на е – начало х гг. Он характеризуется радикальными реформами в сфере исторического образования и организации университетской науки. В эти годы происходит процесс университезации высшего образования, когда педагогические институты сибирских национальных субъектов ( Республики Алтай, Хакасской, Бурятской и Тывинской республик, Ханты - Мансийского автономного окрута ) реорганизовывались в классические университеты с соответствующими историческими структурными подразделениями. Само историческое образование и научные направления претерпели в этот период значительные изменения, причем как позитивного, так и негативного характера.

Публикации результатов НИР 4.1 Хаминов Д. В. Становление системы исторического образования в классических университетах Сибири в XX – начале XXI вв. // Вестник Томского государственного университета. История (13). – С (0,5 п. л.). 4.2 Хаминов Д. В. Общественно - политическая жизнь и идеологические кампании на историко - филологическом факультете Томского университета во второй половине х – е гг. // Вестник Томского государственного университета – С (0,5 п. л.) 4.3 Хаминов Д. В. Историческое образование и наука в Томском университете в конце XIX – начале XXI вв. – Томск : Изд - во Том. ун - та, – 279 с. (15 п. л.). УДК 378.4:94 (571.16) ББК ISBN )

Заключение Современный этап развития российского общества ярко продемонстрировал нам необходимость поиска принципиально новых подходов и методов к реформированию и организации высшего исторического образования и организации исторической науки в классических российских университетах. Для того чтобы быть своевременным и эффективным, университетское историческое образование и историческая наука должны, как и прежде, являться органическим элементом всей системы классической высшей школы России. В этой связи обращение к опыту организации исторического образования и науки в университетах Сибири периода Российской империи и Советского Союза представляет несомненный интерес и должно быть полезным как с точки зрения оценки эффективности современной образовательной системы, так и определения возможностей ее реформирования. Опираясь на весь предшествующий опыт организации исторического образования и науки в классических сибирских университетах, можно понять, что современный период развития исторического образования и науки в сибирских классических университетах выступает, безусловно, новым, перспективным явлением в сегодняшнем научно - образовательном комплексе Сибири, но, в то же время, и не простым с точки зрения состояния дел в нем. Изменявшиеся политические и социально - экономические реалии жизни российской высшей школы первой половины х гг. заставили университеты, с одной стороны, встраиваться в новые условия существования высшего образования и университетской науки в рамках рыночных отношений, но с другой стороны, открыло перед университетами и его факультетами новые перспективы для дальнейшего развития.

Несмотря на определенные трудности современного этапа развития исторического образования и науки в классических сибирских университетах, все же вековой опыт проведения исторических исследований и подготовки специалистов - историков показывает, что сложившиеся за многие десятилетия традиции и наработки будут, как и прежде, сохранять за сибирскими университетами статус ведущих научно - образовательных центров России по подготовке историков и проведению научных исследований. Этому способствовали и способствуют, в первую очередь, интеграция обучения с научно - исследовательской работой, развитие фундаментальных исследований во всех основных областях современного знания, оптимальное сочетание фундаментальных и прикладных научных исследований и профессионально - образовательных программ. В целом, сибирским университетам, несмотря на все сложности, удалось сохранить ведущие научно - педагогические школы, создать условия для роста талантливой молодежи. Укрепилась система подготовки кадров высокой квалификации на основе интеграции учебного процесса и фундаментальных научных исследований. Само же классическое фундаментальное историческое образование дает глубокое понимание взаимодействия процессов общественной жизни ( культурных, политических, экономических, психологических ) и широкую эрудицию, позволяющую ориентироваться в самых разных областях современности. Полноценное и заинтересованное получение высшего исторического образования дает выпускнику возможность стать интеллектуалом - гуманитарием, востребованным и высоко ценимым в любых управленческих, аналитических и информационных профессиональных структурах.