Неформальные практики приема в вузы и оплаты обучения C.В.Шишкин Международная конференция Доступность высшего образования: вызовы для стран с переходной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Неформальные практики приема в вузы и оплаты обучения А.С.Заборовская Саратов, 5-6 октября 2004 года.
Advertisements

ПРИЕМ – 2010 Соколова Татьяна Владимировна ответственный секретарь Центральной приемной комиссии.
Коммерческие и бюджетные места в вузах: барьеры на вход Даянова Элина.
Массовое и элитное высшее образование Т.Л. Клячко Центр экономики непрерывного образования АНХ.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тульский государственный университет» Презентация.
1 Ханс Воссенштайн Москва И· ю ·н ·я 2 · 0 · 0 · 4 Центр изучения вопросов политики в области высшего образования Роль семей в финансировании высшего.
Единый государственный экзамен – проблемы и решения Т.Л. Клячко Директор Центра экономики непрерывного образования АНХ.
ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ Боровская Марина Александровна, Ректор Южного федерального университета Ростов-на-Дону,
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Обсуждение проекта © Патрина Е.А., 2009 г.
«Правительству Российской Федерации: а) обеспечить реализацию следующих мероприятий в области образования:… разработку и утверждение в декабре 2013 г.
- Социальная работа с разными группами населения Направление подготовки : социальная работа Магистерская программа
О подходах к формированию системы сервисов для населения и образовательных структур при проведении национальных экзаменов Директор Регионального центра.
Итоги приема в ДВГГУ в 2015 году. Особенности приема на 2016 год.
Российское здравоохранение: оплата за наличный расчет С.В.Шишкин.
Факультет психологии Кафедра управление образованием Управление персоналом Проект подготовили: Путинцева К. С. Аранжин В. В. Першин А. В. Устимова К. Ю.
Институциональные изменения на рынке высшего образования и образовательные стратегии абитуриентов Мария Юдкевич Высшая школа экономики Екатеринбург, 22.
АБИТУРИЕНТ АЛГОРИТМ ПОСТУПЛЕНИЯ г.о. Тольятти, ул. Гагарина, 4 тел. (8482)
И.О. Правила приема в вуз Правила приема в вузы на базе профессионального образования Остроумов И.Г., директор ЭТИ (филиал) СГТУ имени Гагарина Ю.А.
НАПРАВЛЕНИЕ «МЕНЕДЖМЕНТ » МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ»
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
Транксрипт:

Неформальные практики приема в вузы и оплаты обучения C.В.Шишкин Международная конференция Доступность высшего образования: вызовы для стран с переходной экономикой Москва, июня 2004 года

По материалам исследования: «Анализ влияния трансформации механизмов приема в вузы и финансирования обучения на доступность высшего образования», 2003 г.

Исследование «Анализ влияния трансформации механизмов приема в вузы и финансирования обучения на доступность высшего образования», 2003 г. Участники исследования: С.В.Шишкин (руководитель проекта) А.С.Заборовская Т.Л.Клячко И.Б.Королев В.А.Чернец А.Е.Чирикова Л.С.Шилова

Основные вопросы исследования Какими путями и при каких условиях можно поступить в обычный и престижный вузы? Как в реальности работают механизмы приема по общему конкурсу, на целевые места, по «ректорскому списку» и др.? Какую роль в поступлении и в дальнейшем обучении играют неформальные платежи? Как проходит эксперимент с ЕГЭ и ГИФО, и как эти нововведения повлияют на доступность высшего образования?

Метод исследования: Интервьюирование работников вузов в трех регионах, различающихся по: Участию в эксперименте с ЕГЭ и ГИФО Степени привлекательности вузов для абитуриентов из других регионов Уровню экономического развития

Интервьюирование работников вузов Состав вузов в каждом регионе: классический университет технический университет педагогический университет негосударственный вуз Общее количество интервью: 101

Предмет анализа: механизмы приема Прием на основе общего конкурса по результатам вступительных испытаний в вузе: прием на места с бесплатным обучением (бюджетные места) прием на платное обучение (платные места) Целевой прием Прием по результатам ЕГЭ

Механизм приема на основе общего конкурса на бюджетные места Обеспечивает доступность непрестижных и среднепрестижных специальностей для школьников из любых социальных групп при условии: хорошей успеваемости или/и возможности оплатить учебу на очных подготовительных курсах

Механизм приема на основе общего конкурса на бюджетные места Поступление на престижные, высококонкурсные специальности возможно при условии: либо обучения в элитном учреждении общего образования либо длительных занятий с элитными репетиторами либо неформальных обменных отношений (взятки за поступление или использование социального капитала)

Механизм приема на основе общего конкурса на платные места Обеспечивает доступность непрестижных и среднепрестижных специальностей практически для всех, способных продолжать обучение после школы и его оплачивать

Механизм целевого приема на основе отдельного конкурса Обеспечивает доступность: непрестижных специальностей для слабо подготовленных абитуриентов из села и малых городов среднепрестижных и высокопрестижных специальностей для детей из семей региональных и местных элит

Формы протекционизма Ректорские списки Целевой прием Участие в олимпиадах Перевод с платного на бесплатное отделение (с заочного на очное) Перевод из другого вуза

Использование социального капитала Капитал родственных связей Капитал корпоративных связей Капитал статусных связей

Практики неформальной оплаты поступления в вуз на бюджетные места Чем ниже уровень жизни населения в регионе, тем больше распространенность Слабо развиты в вузах, расположенных в малых городах

Оценка доли «блатных» студентов в приеме на престижные специальности Субъект оценки Регион «Богатый»«Бедный» Руководители вузов Преподаватели 1025

Модели неформальной оплаты Оплата по тарифу Оплата по договоренности Оплата-благодарность

Предмет неформальных платежей во время обучения Сдача зачетов и экзаменов Написание курсовых и дипломных работ Дополнительные консультации Репетиторство для подготовки слабых студентов Неприменение легальных санкций за нарушение дисциплины (пропуски занятий и т.д.) Учебные материалы (методички и т.п.)

Распространенность неформальной оплаты обучения в вузах Зависит от: уровня оплаты преподавателей вузов возможностей получения ими иных доходов, помимо преподавания особенностей субкультур, сложившихся на факультетах и кафедрах

Реальные правила приема и распространенность неформальных практик Определяются: престижностью вузов их экономическим положением политикой их руководства

Влияние на доступность Профиль доступности высшего образования в большей мере определяется не формальными правилами и общегосударственной политикой, а индивидуальными политиками, проводимыми самими вузами. Доступность разных специальностей для различных групп населения становится производной от политик вузов по обеспечению собственного воспроизводства.

Для лиц из малообеспеченных слоев и сельской местности Доступным является: преимущественно массовое общее высшее образование непрестижное профессиональное высшее образование Почти недоступным: элитное высшее образование

Прием по результатам ЕГЭ Является средством преодоления сложившейся сегментации возможностей получения высшего образования различными социальными группами и выравнивания их шансов

Отношение к ЕГЭ руководителей вузов Низкопрестижные вузы – против, так как ускорит их деградацию Среднепрестижные вузы – за или не против, так как приобретают не меньше, чем теряют Высокопрестижные вузы – против, так как ЕГЭ девальвирует их социальный капитал

ЕГЭ + дополнительное испытание? позволяет заинтересованному преподавателю рассмотреть в толпе талантливых, но слабо подготовленных абитуриентов и дать им пропуск в вуз сохраняет возможности для приема в вуз «нужных» людей на основе неформальных обменов

Влияние ЕГЭ на доступность высшего образования расширится доступность получения высшего образования в средне- и высокопрестижных вузах (факультетах) для особо одаренных детей из семей с низкими доходами, сельской местности и малых городов ситуация не улучшится для абитуриентов, принадлежащих к этим же социальным группам, способным к учебе, но не имеющим выдающихся способностей

Государственная политика выравнивания стартовых возможностей при поступлении в вуз Постепенное выравнивание качества среднего образования Субсидирование обучения на платной основе одаренных представителей социально- незащищенных групп населения государственные возвратные субсидии образовательные кредиты гранты