Нарушевич А.Г.. Синтаксис. Виды заданий А5.Грамматические (синтаксические) нормы А 8. Грамматическая основа предложения А 9. Синтаксический анализ предложения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Юрицина Ольга Ивановна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 1 г.Новочеркасска.
Advertisements

Синтаксис изучает строение и значение словосочетаний и предложений Словосочетание – это группа самостоятельных (знаменательных) слов, объединенных по смыслу.
Часть В. В 1. Основные способы словообразования. 1. Суффиксальный : изречение ( изречь ). 2. Приставочный : безнравственные ( нравственность ). 3. Приставочно.
Нарушевич Андрей Георгиевич. Новый план работы ЕГЭ-2015 Часть I 24 задания Процент первичного максимального балла – 58 % Часть II 1 задание (сочинение-рассуждение)
Члены предложения Сказуемое Подлежащее Дополнение Определение Обстоятельство Правила.
На выставке, которая открылась в Москве, показано немало картин, которые свидетельствуют о творческом росте молодых художников. На открывшейся в Москве.
Цели урока: систематизировать и обобщить знания об основных способах словообразования; совершенствовать умения словообразовательного анализа слова; проверить.
Что такое подлежащее? Подлежащее – главный член предложения, называющий то, о чем говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы КТО? ЧТО?
ЕГЭ по русскому языку в 2015 году в новом формате Часть 1: особенности структуры специфика подготовки.
Урок русского языка в 8 классе по теме: «Словосочетание» Автор: Зинова Ольга Георгиевна учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 1» г. Колпашева.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Тема урока: Синтаксис словосочетания и простого предложения Цель урока: повторить, что входит в понятия «Синтаксис и пунктуация», «пунтограммы», «словосочетание»,
5. Синтаксические нормы. Порядок слов Прямой порядок слов в русском языке: тема (данное) + рема (новое) Рема + тема – обратный порядок слов / инверсия.
Словосочетание – это сочетание двух и более знаменательных слов, связанных по смыслу подчинительной связью.
Задание А 6 экзамена в формате ЕГЭ Автор : Хохлова М. С., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 2043 Синтаксические нормы : замена придаточного.
Придаточные определительные Автор разработки : Милашевская Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы школы29 г. Новороссийска.
Сложные случаи синтаксического анализа предложения.
Типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание ( задание В3).
СОДЕРЖАНИЕ Самостоятельные части речи Самостоятельные части речи Имя существительное Имя существительное План морфологического разбора
Второстепенные члены предложения Проект по русскому языку выполнил Бакиров Максим, ученик 8 класса А.
Транксрипт:

Нарушевич А.Г.

Синтаксис. Виды заданий А5.Грамматические (синтаксические) нормы А 8. Грамматическая основа предложения А 9. Синтаксический анализ предложения В 3.Словосочетание В 4. Двусоставные и односоставные предложения В 5. Простое осложненное предложение В 6. Сложное предложение

В 3. Словосочетание Две модели задания: 1) назовите тип связи, который используется в словосочетании НАПИШЕТ ВПОСЛЕДСТВИИ; 2) из предложения … выпишите словосочетание с подчинительной связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Не являются словосочетаниями сочетание подлежащего и сказуемого; сочетание служебного и знаменательного слова (только смеялся, несмотря на запрет); фразеологизмы (набить руку, мелкая сошка).

Притяжательные местоимения его, её, их примыкают к именам существительным! «Неизменяемые прилагательные соединяются с существительным связью примыкание; отношения между словами собственно-характеризующее: цвет индиго, пальто беж. Сюда же относится примыкание к существительному форм её, его, их: его (её, их) дом». Грамматика современного русского литературного языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой (Грамматика-70). М, С. 513.

А 8. Грамматическая основа предложения Какое из данных словосочетаний представляет собой грамматическую основу в одном из предложений текста? Нижний ярус занимают грядки овощных культур. Верхний ярус образует финиковая пальма, которая не боится обжигающих лучей солнца. 1) ярус занимают; 2) ярус образуют; 3) пальма не боится; 4) которая не боится.

Типы сказуемого Простое глагольное: 1) глагол в любом наклонении (читает, читал бы, пусть читает); 2) составная форма будущего времени (будет читать); 3) глагольный фразеологизм (считает ворон).

Составное глагольное: 1) вспомогательный глагол + инфинитив: (может остаться, начал петь); 3) модальное слово + инфинитив: (надо уходить, можно остаться); 4) краткое прилаг. + инфинитив: (рад вернуться, должен уходить); 5) слово состояния + инфинитив: (скучно сидеть, холодно стоять).

Составное именное: связка (в т. ч. нулевая) + именная часть речи: Он студент. Он был усталым. Он был принят. Он четвертый. Он мой. Он был рядом. Он был яблоком раздора.

А9. Синтаксический анализ предложения Какая характеристика соответствует предложению: Мне нужно было только, чтобы одно стихотворение содержало город Венецию, а в другом заключался Брестский вокзал. [=], (чтобы - =), а (= -). сложноподчиненное предложение

Какая характеристика соответствует предложению: На четвертом году заключения с узников сняли кандалы, а Николай Бестужев сделал из них женщинам кольца, которые те с гордостью носили. [ = ], а [ - = ], (которые - =).

В 5.Простое осложненное предложение Среди предложений … найдите: предложение с обособленным обсто- ятельством. Напишите номер этого предложения; предложение с уточняющим обсто- ятельством; предложения с обособленным опреде- лением. Напишите номера этих предложений; предложение с обособленным приложением.

Уточняющие члены предложения Уточнение – это переход от более широкого понятия к более узкому. Уточняющий член предложения находится после своего синтаксического аналога и сужает его понятие или ограничивает в каком-то отношении. Года через два, в начале сентября, мне пришлось снова побывать в этих местах (когда именно?) – уточняющее обстоятельство времени.

Уточняющие члены предложения Там, в Москве, Татьяна нашла свою судьбу (где именно?) – уточняющее обстоятельство места. В комнату вошла молодая, лет восемнадцати, девушка – уточняющее определение выражает более конкретный смысл. Под кустом притаился маленький пушистый комочек – зайчонок (уточняющее приложение).

Нарушение управления Употребление предложного управления вместо беспредложной конструкции установить о причинах. Беспредложная конструкция вместо предложного сочетания характерная им особенность. Неправильный выбор предлога партнер в игре в теннис.

Нарушение управления при однородных членах В Петербурге я исследовал и начал серьёзно заниматься архивами. В Петербурге я исследовал архивы и начал серьезно заниматься ими.

Нарушение согласования Главное слово существительное + несогласованное определение В газете «Сельских новостях» были опубликованы метеосводки. В газете «Сельские новости» были опубликованы метеосводки. В «Сельских новостях» были опубликованы метеосводки.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Те, кто согласились с эти решением, позднее об этом пожалели. Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечал её поэтичность.

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Деепричастный оборот не употребляется: 1) Если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам): Путешествуя на велосипеде… 1) развиваются мышцы ног; 2) требуется выносливость; 3) у меня сломалась фара; 4) вы получаете большое удовольствие.

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Деепричастный оборот не употребляется: 2) если в безличном предложении есть смысловое подлежащее в косвенном падеже и нет инфинитива: Прочитав письмо… 1) мне стало весело; 2) Ирине пришлось немедленно отвечать; 3) мной овладела тревога; 4) я начал танцевать от радости.

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Дееприч. оборот не употребляется: 3) в конструкциях страдательного залога: Уходя домой… 1) свет выключается охранником; 2) мне нужно было успеть к полуночи; 3) у нас завязался разговор; 4) рабочие проверяют оборудование.

Нарушение структуры предложения, связанное с употреблением двойных союзов За короткий срок в городе построена не только новая школа, а также драматический театр. За короткий срок в городе построена не только новая школа, но и драматический театр.

Нарушение структуры сложноподчиненного предложения Этот человек стал для меня образцом благородства, у которого я многому научился. Этот человек, у которого я многому научился, стал для меня образцом благородства.

Смешение прямой и косвенной речи Автор утверждает, что я это знаю а не просто предполагаю. Автор утверждает, что он это знает а не просто предполагает.

Нормы построения синонимичных синтаксических конструкций Синонимичные синтаксические конструкции – конструкции, близкие по грамматическому значению, но различные по структуре и функции: придаточное определительное и опреде- ление, выраженное причастным оборотом; придаточное обстоятельственное и обсто- ятельство, выраженное деепричастным оборотом.

Замена придаточного определительного причастным оборотом возможна: союзное слово который имеет форму именительного падежа (винительного без предлога или родительного при отрицании): Он говорил с человеком, который ехал в поезде. Многие животные, которых истребляет человек, постепенно выми- рают. Солнце, которого еще не скрыли тучи, казалось большим и ярким.

Замена придаточного определительного причастным оборотом невозможна: 1) союзное слово который стоит в косвенном падеже (кроме винительного без предлога и родительного при отрицании): Общество, в котором я так нечаянно очутился, сильно развлекало мое воображение. (А. Пушкин)

Замена придаточного определительного причастным оборотом невозможна: 2) союзное слово который + глагол в будущем времени: Музыканта, который исполнит эту трудную пьесу, можно считать виртуозом.

Замена придаточного определительного причастным оборотом невозможна: 3) союзное слово который + глагол в сослагательном наклонении: Архитекторы стремятся создать дом будущего, который стал бы мобильным, изменяемым по желанию жильцов.

Замена придаточного определительного причастным оборотом невозможна: 4) союзное слово который + глагол, не имеющий формы причастия: Туристы, которые не могут прибыть к назначенному сроку, должны предупредить администратора гости- ницы.

Замена придаточного определительного причастным оборотом невозможна: 5) союзное слово который соотносится в главном предложении с указательным местоимением тот (та, то, те): Принесенная книга не та, которая была заказана.

Замена придаточного определительного причастным оборотом невозможна: 6) союзное слово который соотносится в главном предложении с сочетанием «тот (та, то, те) + существительное»: Это именно тот дом, который описан в путеводителе.

Замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом возможна: 1) если в главном и придаточном предложениях один и тот же субъект действия: Когда самолет летел над морем, он стал быстро снижаться. Летя над морем, самолет стал быстро снижаться

Замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом невозможна: 1) если в главном и придаточном предложениях разные субъекты действия: Когда кортеж въехал на площадь, все встречавшие стали аплодировать.

Замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом невозможна: 2) если главное предложение – безличное Когда Иван поехал на конкурс, на душе у Маши стало светло и радостно.

Замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом невозможна: 3) если глагол не имеет формы деепричастия Когда он пьет, он становится неузнаваем

Средства связи между предложениями в тексте Лексические: повтор слова, синонимичная замена, использование антонимов, многозначных слов, однокоренных слов. Морфологические: замена существительных и др. частей речи местоимениями, использование глаголов в единой форме (вид и время), наречий места и времени, вводных слов и предложений, союзов, частиц и т.п. Синтаксические: наличие вопросно-ответной формы, синтаксического параллелизма, определенного порядка слов в предложении, неполных предложений и т.п. Стилистические: использование слов, принадлежащих к одному стилю, тропов и стилистических фигур и т.п. Интонационные: длина фразы, темп речи, интонация и т.п. Графические: знаки препинания, красная строка, шрифты и шрифтовые выделения.

Личные местоимения Местоимения 3 лица Даль собрал за свою долгую жизнь более 200 тысяч слов. Если их просто выписать столбиком, понадобится четыреста пятьдесят ученических тетрадей (В. Воробьев)

Притяжательные местоимения Его, её, их У Галины Улановой была вселенская слава. И уникальность её личности в художественной культуре ХХ столетия с годами становится все очевиднее. (Е. Брускова)

Указательное местоимение Это В двадцатых годах история была изъята из школьных программ, а география сведена к минимуму. Это на пользу делу не пошло (Л. Гумилев)

Указательное местоимение и лексический повтор … текст. Этот текст… Легенды опасны. Но сорокашестилетняя актриса показала себя на уровне этой легенды. (Е. Брускова)

Определительное и указательное местоимения Всё это Уланова создала не просто незабываемые образы, а сотворила свой художественный мир. Всё это, конечно, было бы невозможно без совершенного владения техникой танца. (Е. Брускова)

Укажите средства связи между предложениями Люди хотят быть счастливыми – это их естественная потребность. Но где кроется самая сердцевина счастья? (В. Розов)

Укажите средства связи между предложениями Настоящий ученик тот, кто хочет бесконечно знать. Но в этой бесконечности он не теряется, не чувствует себя в ней бессильным ничтожеством.

Придумайте предложение, которое связано с предыдущим с помощью … У дверей стоял мой друг Алексей. …личного местоимения: Он держал в руках новую сумку. … притяжательного местоимения: Его лицо светилось радостью. … противительного союза и указательного местоимения: Но это меня не обрадовало.

Спасибо за внимание!