Логопедическая работа по коррекции синтаксической стороны речи детей с ОНР Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Коррекционно- логопедическая работа по формированию связной речи детей с ОНР Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Advertisements

Учитель-логопед Нарцева Т.С.. Пересказ осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи творческое воспроизведение литературного образца.
Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников.
Формирование грамматического строя на логопедических занятиях. Презентацию подготовила учитель-логопед учитель-логопед 2010 г.
МОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ На развитие ребёнка влияет окружающая его обстановка, особенно, если малыш ещё только начинает познавать мир. А детям с речевыми.
ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДГОТОВИЛИ: воспитатели МБДОУ ДС КВ 34 пгт Афипского МО Северский.
Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи Автор-составитель – учитель-логопед высшей квалификационной категории.
Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи Учитель-логопед Никонова И.Л.
Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. Методические рекомендации. Практические приёмы. Учитель-логопед Буханцова Н.В.
В ОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОНР ГБОУ СОШ 1 п.г.т. Стройкерамика, структурное подразделение «Детский сад «Радуга» Учитель-логопед Ильина Ю.В.
Учитель-логопед Шарапова Н.В. МДОУ «Детский сад N227» Методическое объединение логопедов Новоильинского района г. Новокузнецка ( )
Коррекция дислексических нарушений у младших школьников с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Проект подготовила: Воспитатель МОРОЗОВА Т. А. МБДОУ детский сад 3 «ЗОРЕНЬКА» Г. Лобня Московская область.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ: ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ»
Методика работы по формированию связной речи детей с ОНР (III уровень речевого развития)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА Тема: «Развитие лексико- грамматического строя учащихся 1 класса с ОВЗ на логопедических занятиях с опорой.
1 «в» класс v вида Количество детей: 11 Недостатки речевого развития. ОНР III уровня, дизартрия-54,5% ОНР III уровня, дизартрия-54,5% ОНР III уровня, дизартрический.
Своевременное устранение речевых недостатков имеет крайне важное значение для общего развития ребёнка, т.к. речевой дефект, каким бы он ни был по степени.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа 4 города Новокуйбышевска городского округа.
Транксрипт:

Логопедическая работа по коррекции синтаксической стороны речи детей с ОНР Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.

1. Психолингвистический аспект понятия «синтаксическая сторона речи» Основная синтаксическая единица – предложение – это модель конечного продукта процесса продуцирования речевого высказывания. При порождении высказывания начальным этапом является мотив, то есть то, ради чего мы говорим. Он формирует коммуникативное намерение, готовность человека к совершению речевых действий. Далее мысль развивается во внутренней речи. Внутренняя речь - это речь, состоящая из предикатов, ключевых слов, несущих в себе сердцевину информации. Главным условием порождения фразы является усвоение грамматического строя речи (словоизменения, синтаксической структуры предложения). Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций.

2. Онтогенез синтаксической стороны речи Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. I период - период предложений, состоящих из аморфных слов- корней (от 1 г. 3 мес. до 1 г. 10 мес). Этот период включает 2 этапа: 1 этап однословного предложения, 2 этап предложений из нескольких слов-корней. II период - период усвоения грамматической структуры предложения (1 г.10 мес. - 3 года). Этот период состоит из трех этапов: 1 этап формирования первых форм слов (I г. 10 мес. -2 г. 1 мес); 2 этап использования флексийной системы языка для выражения синтаксических связей слов (2 г 1 мес. 2 г. 6 мес); 3 этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений (2 г. 6 мес. - 3 г.). III период - период дальнейшего усвоения морфологической системы (от 3 до 7 лет). В этот период усваивается согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах, глагольное управление.

3. Механизмы нарушения синтаксической стороны речи Значительные трудности в овладении навыками оформления синтаксической стороны речи у детей с алалией обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, лексического, морфологического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и т.д.) создает дополнительные затруднения в овладении синтаксической стороной речи. Нарушения синтаксических операций у детей с алалией проявляются не только в существенном ограничении типов используемых высказываний, но и в отклонении процесса формирования синтаксических конструкций, в расстройстве синтаксических связей. Нарушения формально-грамматического (поверхностного) синтаксиса являются характерными для всех групп детей с алалией и проявляются в неспособности правильно использовать синтаксические, лексические, морфологические средства языкового оформления высказывания.

4. Обследование синтаксической стороны речи 1. Составление предложений из слов в начальной форме 2. Добавление пропущенных слов в предложении а) с пропущенным глагольным сказуемым б) с пропущенным дополнением в) с пропущенными предлогами 3. Повторение предложений а) Простые предложения с прямым порядком слов б) Пассивные конструкции в) Безличные предложения г) Инвертированные конструкции д) Сравнительные конструкции е) Простые предложения с однородными членами ж) Сложные предложения 4. Верификация предложений

5. Коррекционно-логопедическая работа по формированию синтаксической стороны речи у детей с алалией 1 этап. Подготовительный. Направления: развитие направленного восприятия речи педагога и внимания к речи других детей; формирование установки на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога; формирование умений адекватно передавать в речи изображенные на картинках простые действия; усвоение ряда языковых средств, прежде всего лексических (слова-определения, глагольная лексика и др.), необходимых для составления речевых высказываний; формирование умственных операций в ходе специально подобранных речевых игр и упражнений, подготовительной работы к описанию предметов.

2 этап. Основной. Направления: обучение составлению словосочетаний; обучение составлению предложений по демонстрации действия; обучение составлению предложений по нескольким картинкам; обучение составлению вопросов; обучение составлению рассказа по серии сюжетных картинок; обучение составлению описательного рассказа.

Основными средствами развития синтаксического строя речи являются дидактические и развивающие игры, речевые упражнения, ознакомление с окружающим миром, с природой, с художественной литературой. Игра «Сравни» (составление предложений с союзом «а») Заяц зимой а летом Белка зимой а летом

Игра «Зимние забавы» (составление простых предложений по картинкам)

Игра «Составь предложение»

Схематичное обозначение предлогов и составление с их помощью предложений

Составление рассказа с помощью схем