Теория и методология истории Мельникова Ольга Михайловна, д.и.н., зав. кафедрой истории Удмуртии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Математические методы в исторических исследованиях Мельникова Ольга Михайловна, доктор исторических наук, заведующая кафедрой истории Удмуртии.
Advertisements

Лекция 7 Теория как форма научного знания. План занятия 1.Понятие научной теории. 1.Понятие научной теории. 2.Структура научной теории. 2.Структура научной.
Математические методы в исторических исследованиях Мельникова Ольга Михайловна, доктор исторических наук, профессор кафедры этнологии и истории Удмуртии.
Математические методы в исторических исследованиях Мельникова Ольга Михайловна, доктор исторических наук, заведующая кафедрой истории Удмуртии.
Математические методы в политологических исследованиях Мельникова Ольга Михайловна, доктор исторических наук, профессор кафедры археологии и истории первобытного.
Математические методы в политологических исследованиях Мельникова Ольга Михайловна, доктор исторических наук, профессор кафедры этнологии и истории Удмуртии.
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Введение в профессию Мельникова Ольга Михайловна Доктор исторических наук Профессор кафедры этнологии и истории удмуртии.
История. Предмет истории. История. Предмет истории. Связь истории с другими гуманитарными науками. Связь истории с другими гуманитарными науками. Функции.
Котов Антон Сергеевич Кафедра истории и регионоведения.
Образование как общественное явление и педагогический процесс. Общая характеристика пед. профессии Модуль 1. Учебный элемент 1. 2.
Лекция 2. Методология и методы как неотъемлемая часть научного исследования.
Лекция 7. Математизация научных исследований в политологии.
Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
Культурное пространство Сибирского региона Направление «Регионоведение России» профиль подготовки «Сибирский регион в России и мире» Квалификация.
Социология как наука. Социология (от греч. socio - общество, лат. logos - слово, наука) - наука об обществе. Социология (от греч. socio - общество, лат.
Тема 2. Политическая наука Институт международных отношений и социальных технологий Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков.
Наука и философия Естественно-научные и социально- гуманитарные знания.
1 Лекция «Политическая культура и политическое сознание»
Транксрипт:

Теория и методология истории Мельникова Ольга Михайловна, д.и.н., зав. кафедрой истории Удмуртии

Цель курса иметь представление: о взаимосвязи между теорией и методами исторического познания, принципах исторического исследования, познавательных возможностях методов исторического исследования. иметь представление: о взаимосвязи между теорией и методами исторического познания, принципах исторического исследования, познавательных возможностях методов исторического исследования. знать: содержание основных теоретико- методологических понятий, основные положения изучаемых научных теорий. знать: содержание основных теоретико- методологических понятий, основные положения изучаемых научных теорий. уметь: формулировать исследовательскую программу своей курсовой и выпускной квалификационной работы, оперировать теоретико-методологическими понятиями и категориями при изучении конкретных исторических проблем, владеть основными приемами методической работы историка. уметь: формулировать исследовательскую программу своей курсовой и выпускной квалификационной работы, оперировать теоретико-методологическими понятиями и категориями при изучении конкретных исторических проблем, владеть основными приемами методической работы историка.

Структура курса основные проблемы методологии истории основные проблемы методологии истории основные проблемы теории истории основные проблемы теории истории

Организация курса для студентов заочной формы обучения Курс Курс Семестр Семестр Всего аудиторных часов 20 Всего аудиторных часов 20 Лекции( час.) 20 Лекции( час.) 20 Рубежный контроль – реферат, Итоговый контроль экзамен Рубежный контроль – реферат, Итоговый контроль экзамен

Распределение часов по темам курса и видам занятий История как наука -2 час. История как наука -2 час. Методология и методы исторической науки – 2 час. Методология и методы исторической науки – 2 час. Метод в структуре исторического исследования 2 час. Метод в структуре исторического исследования 2 час. Уровни исторического исследования – 2 час. Уровни исторического исследования – 2 час. Роль понятий в исторических исследованиях – 2 час. Роль понятий в исторических исследованиях – 2 час. Теория как обобщенная форма знания – 2 час. Теория как обобщенная форма знания – 2 час. Марксистская теория исторического процесса - 2 час. Марксистская теория исторического процесса - 2 час. Цивилизационный подход в историческом познании -2 час. Цивилизационный подход в историческом познании -2 час. Географическая парадигма в историческом познании – 2 час. Географическая парадигма в историческом познании – 2 час. Новые методологические подходы в исторических исследованиях – 2 час. Новые методологические подходы в исторических исследованиях – 2 час.

Основная литература Учебные пособия Аникеев А.А. Методология классической историографии. Учебное пособие. Ставрополь, Зевелев А.И. Историографическое исследование: Методологические проблемы. М., Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987; 2-е издание. М., 2003 Коломийцев В.Ф. Методология истории. М., Лавриненко В.Н., Пушилова Л.М. Исследование социально-исторических и политических процессов. Учебное пособие. М., МАзур Л.Н. Методы исторического исследования. Екатеринбург, 2010

Основная литература Учебные пособия Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории М., Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории М., Парфенов И.Д. Методология исторической науки. Курс лекций. Саратов, Парфенов И.Д. Методология исторической науки. Курс лекций. Саратов, Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. Учебное пособие. М., Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. Учебное пособие. М., Румянцева М.Ф. Теория истории. Учебное пособие. М Румянцева М.Ф. Теория истории. Учебное пособие. М Селунская Н.Б. Проблемы методологии истории. М., 2003 Селунская Н.Б. Проблемы методологии истории. М., 2003 Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., Смоленский Н.И. Теория и методология истории. М., Смоленский Н.И. Теория и методология истории. М., 2007.

Источники Блок М. Апология истории или ремесло историка. – М., Блок М. Апология истории или ремесло историка. – М., Боллингброк. Письма об изучении истории. М., Боллингброк. Письма об изучении истории. М., Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв. –М., Т.1-3. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв. –М., Т.1-3. Вебер М. Избранные произведения. М., Вебер М. Избранные произведения. М., Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л., Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л., Данилевский Н.Я. Россия и Европы. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. М., Данилевский Н.Я. Россия и Европы. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. М., Карсавин Л.П. Философия истории. М., 1993 Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М., Карсавин Л.П. Философия истории. М., 1993 Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М., Ланглуа Ш., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории. СПб., 2004 Ланглуа Ш., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории. СПб., 2004

Источники Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Избранные сочинения в 3-х тт. Т.1. Глава V.Фейербах. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Избранные сочинения в 3-х тт. Т.1. Глава V.Фейербах. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., Поппер К. Логика и рост научного знания. М., Поппер К. Нищета историицизма. М., 1996 Поппер К. Нищета историицизма. М., 1996 Тойнби А. Постижение истории. М., Тойнби А. Постижение истории. М., Тош Дж. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., Тош Дж. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., Февр Л. Бои за историю. М., Февр Л. Бои за историю. М., Фукуяма Ф. Конец истории//Вопросы философии Фукуяма Ф. Конец истории//Вопросы философии Шпенглер О. Закат Европы. М., Шпенглер О. Закат Европы. М., Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Дополнительная литература Барг М.А. Эпохи и идеи: становление историзма. М., Барг М.А. Эпохи и идеи: становление историзма. М., Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., Гречко В.М. Концептуальные модели истории. М., Гречко В.М. Концептуальные модели истории. М., Диалог со временем: Альманах интеллектуальной истории. М., Вып Диалог со временем: Альманах интеллектуальной истории. М., Вып Иванов Г.М., Коршунов А.М., Петров Ю.В. Методологические проблемы исторического познания. М., Иванов Г.М., Коршунов А.М., Петров Ю.В. Методологические проблемы исторического познания. М., Ионов И.Н, В.М.Хачатурян В.М. Теория цивилизаций от античности до конца XIX –го века. М Ионов И.Н, В.М.Хачатурян В.М. Теория цивилизаций от античности до конца XIX –го века. М Материалы обсуждения методологических проблем исторической науки // Новая и новейшая история, 1995, 1,3,5,6; 1996, 1-4; 1997, 1-3. Материалы обсуждения методологических проблем исторической науки // Новая и новейшая история, 1995, 1,3,5,6; 1996, 1-4; 1997, 1-3. Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. М., Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. М., Ракитов А.И. Историческое познание. М., Ракитов А.И. Историческое познание. М., Санцевич А.В. Методика исторического исследования. Киев, Санцевич А.В. Методика исторического исследования. Киев, Семенов Ю.И. Философия истории. М., Семенов Ю.И. Философия истории. М., 2003.

Учебно-методические пособия Теория и методология истории. Учебно- методический комплекс. Сост. О.М.Мельникова. Ижевск, 2007 Теория и методология истории. Учебно- методический комплекс. Сост. О.М.Мельникова. Ижевск, 2007 Методологический словарь студента- историка. Сост. О.М.Мельникова. Ижевск, Методологический словарь студента- историка. Сост. О.М.Мельникова. Ижевск, Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. Ростов-на-Дону, Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. Ростов-на-Дону, Воронцов Г.А. Письменные работы в вузе. Ростов-на-Дону Воронцов Г.А. Письменные работы в вузе. Ростов-на-Дону. 2002

Тема 1. История как наука, история как реальность История как реальность. Официальная история. Контристория. История как коллективная и индивидуальная память общества. Лженаука. Квазинаука. История как реальность. Официальная история. Контристория. История как коллективная и индивидуальная память общества. Лженаука. Квазинаука. Специфика прошлого как объекта познания. Обособление исторического познания. Специфика прошлого как объекта познания. Обособление исторического познания. История как наука. Научное познание как вид познавательной деятельности человека. Объект и предмет исторической науки. Социальные функции исторической науки. История как наука. Научное познание как вид познавательной деятельности человека. Объект и предмет исторической науки. Социальные функции исторической науки.

Литература к лекции 1 Барг М.А. Историк-индивид-общество // Новая и новейшая история Барг М.А. Историк-индивид-общество // Новая и новейшая история Бернал Дж. Наука в истории общества. М., Бернал Дж. Наука в истории общества. М., Генинг В.Ф. Объект и предмет науки в археологии. Киев, Генинг В.Ф. Объект и предмет науки в археологии. Киев, Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория история (Проблемы теории исторического процесса). М., Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория история (Проблемы теории исторического процесса). М., Ланглуа Ш., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории. СПб., Ланглуа Ш., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории. СПб., Леглер В.А. Наука, квазинаука, лженаука // Вопросы философии Леглер В.А. Наука, квазинаука, лженаука // Вопросы философии Методологические проблемы истории. Минск Методологические проблемы истории. Минск

Литература к лекции 1 Могильницкий Б.Г. О природе исторического познания. Томск, Могильницкий Б.Г. О природе исторического познания. Томск, Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. М., Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. М., Ракитов А.И. Историческое познание. М., Ракитов А.И. Историческое познание. М., Розов Н.С. Философия и теория истории. М.,2003. Розов Н.С. Философия и теория истории. М.,2003. Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. Учебное пособие. М., Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. Учебное пособие. М., Румянцева М.Ф. Теория истории. М., Румянцева М.Ф. Теория истории. М., Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М., Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М., Философия и методология науки. В 2-х т. М., Философия и методология науки. В 2-х т. М., 1994.

У океана времен Сидит крошка –человек И капли из вечностей черпает Своею маленькою рукой. Сидит крошка-человек И ловит шепот молвы. И ловит шепот молвы. Он заносит все в свою книжечку И ставит на ней надпись : «История мира» Ганс Гельд

Я на жизнь взираю из-за столика Век XX, век необычайный. Чем он интересней для историка, Тем для современников печальней Н.Глазков

Значение термина «история» Как последовательность событий Как последовательность событий Как описание этой последовательности Как описание этой последовательности Любое занимательное повествование Любое занимательное повествование Необыкновенное происшествие Необыкновенное происшествие Развитие какой-либо последовательности явлений в природе Развитие какой-либо последовательности явлений в природе

Типы исторического знания 1. Институциональная (официальная история ). Главенствует в обществе Главенствует в обществе Выражает и узаконивает политику Выражает и узаконивает политику Как комплекс исторических представлений эволюционирует Как комплекс исторических представлений эволюционирует Постоянно меняет систему ссылок Постоянно меняет систему ссылок Система источников строго иерархична: главные источники принадлежат идеологам режима, избегает личных источников Система источников строго иерархична: главные источники принадлежат идеологам режима, избегает личных источников Приспосабливается к текущей политике Приспосабливается к текущей политике

1. Институциональная (официальная история) Историческая политика -набор практик, с помощью которых находящиеся у власти политические силы, используя административные и финансовые ресурсы государства, стремятся утвердить определенные интерпретации исторических событий как доминирующие. Историческая политика -набор практик, с помощью которых находящиеся у власти политические силы, используя административные и финансовые ресурсы государства, стремятся утвердить определенные интерпретации исторических событий как доминирующие. Термин появился в Германии в гг., в начале XXI века был заимствован и стал широко использоваться в Польше, где идеи проведения специфической исторической политики приобрели значительную поддержку. Термин появился в Германии в гг., в начале XXI века был заимствован и стал широко использоваться в Польше, где идеи проведения специфической исторической политики приобрели значительную поддержку. К концу первого десятилетия XXI в. этот термин стал активно применяться исследователями для описания процессов и практик в политике посткоммунистических государств Восточной Европы. К концу первого десятилетия XXI в. этот термин стал активно применяться исследователями для описания процессов и практик в политике посткоммунистических государств Восточной Европы. Критики методов исторической политики считают, что само это понятие существенно отличается от понятий «политизации истории» и «политики памяти», и что речь идет преимущественно о политическом феномене, который должен изучаться, прежде всего, как часть политики. Критики методов исторической политики считают, что само это понятие существенно отличается от понятий «политизации истории» и «политики памяти», и что речь идет преимущественно о политическом феномене, который должен изучаться, прежде всего, как часть политики.

Типы исторического знания. 2. Контристория Скрытая история побежденных Скрытая история побежденных Конъюнктуруность Конъюнктуруность

Типы исторического знания. 3. Социальная память Индивидуальная или коллективная Индивидуальная или коллективная Не располагает строгими источниками Не располагает строгими источниками Не подвластна критике Не подвластна критике Традиционализм Традиционализм Ностальгия (идеализация прошлого) Ностальгия (идеализация прошлого) Вера в прогресс (идеализация будущего) Вера в прогресс (идеализация будущего)

Специфика социального познания В естественных науках субъект познания всегда вне области научного явления; В естественных науках субъект познания всегда вне области научного явления; В истории: и субъект, и объект принадлежат одному целому – истории В истории: и субъект, и объект принадлежат одному целому – истории Качественная незавершенность процесса развития истории Качественная незавершенность процесса развития истории Объект истории не существует в реальности в том смысле, в каком реальность рассматривается в естествознании Объект истории не существует в реальности в том смысле, в каком реальность рассматривается в естествознании («Прошлое не восстановимо ни в одной из своих фаз» Т.Хейрдал) («Прошлое не восстановимо ни в одной из своих фаз» Т.Хейрдал)

Черты науки Универсальность – т.е. научному познанию подвластны все сферы бытия Универсальность – т.е. научному познанию подвластны все сферы бытия Фрагментарность – наука изучает не бытие в целом(философия), а различные фрагменты реальности. Фрагментарность – наука изучает не бытие в целом(философия), а различные фрагменты реальности. Поэтому наука делится на отдельные дисциплины. Поэтому наука делится на отдельные дисциплины.

Черты науки Объект науки - фрагмент объективной реальности, включенный в исследовательский процесс Объект науки - фрагмент объективной реальности, включенный в исследовательский процесс Предмет науки – свойства, связи, отношения объекта, изучаемые данной наукой Предмет науки – свойства, связи, отношения объекта, изучаемые данной наукой

Черты науки Общезначимость – полученные учеными знания значимы для всех людей Общезначимость – полученные учеными знания значимы для всех людей Незавершенность - научное знание не может достичь абсолютной истины Незавершенность - научное знание не может достичь абсолютной истины Критичность – готовность поставить под сомнение результаты Критичность – готовность поставить под сомнение результаты Преемственность Преемственность

Черты науки Систематичность Систематичность Достоверность Достоверность Собственный язык Собственный язык Наличие особых средств и способов познания Наличие особых средств и способов познания

Особые средства и способы познания науки Гипотезы Гипотезы Концепции Концепции Теории Теории Законы Законы Понятия Понятия Категории Категории Методы Методы

Историческое научное исследование Историческое исследование – это не только научное творчество, но и в известной мере ремесло, т.е. познавательная деятельность, подчиненная определенным нормативным требованиям. Историческое исследование – это не только научное творчество, но и в известной мере ремесло, т.е. познавательная деятельность, подчиненная определенным нормативным требованиям. Изучение этих норм, приведение их в систему целенаправленной деятельности, теоретическое ее обоснование дает возможность осуществлять сознательный контроль над процессом конкретно-исторического исследования, передавать опыт исследовательского мастерства и обучать ему. Изучение этих норм, приведение их в систему целенаправленной деятельности, теоретическое ее обоснование дает возможность осуществлять сознательный контроль над процессом конкретно-исторического исследования, передавать опыт исследовательского мастерства и обучать ему.

Антиномии гносеологического характера в историческом научном исследовании Первая антиномия: 1) историк может рассказать о том, как было в истории «на самом деле»; 2) в языке историка нельзя воспроизвести мир прошлого, его можно только сконструировать. Первая антиномия: 1) историк может рассказать о том, как было в истории «на самом деле»; 2) в языке историка нельзя воспроизвести мир прошлого, его можно только сконструировать. Вторая антиномия: 1) историк может получить знание, адекватное исторической реальности; 2) историческое знание – это презентация историком своей социокультурной практики. Вторая антиномия: 1) историк может получить знание, адекватное исторической реальности; 2) историческое знание – это презентация историком своей социокультурной практики. Третья антиномия: 1) будучи исторической личностью, историк имеет средства и методы объективного описания исторического процесса; 2) будучи сам участником исторических событий, историк не обладает возможностью описать всю совокупность последствий и условий того или иного исторического действия. Третья антиномия: 1) будучи исторической личностью, историк имеет средства и методы объективного описания исторического процесса; 2) будучи сам участником исторических событий, историк не обладает возможностью описать всю совокупность последствий и условий того или иного исторического действия. Четвертая антиномия: 1) в историческом познании все сложные исторические процессы можно свести к простым, поддающимся фиксации; 2) историк в познании придерживается принципа эмерджентности: история как целостность всегда «больше» суммы элементов, ее составляющих. Четвертая антиномия: 1) в историческом познании все сложные исторические процессы можно свести к простым, поддающимся фиксации; 2) историк в познании придерживается принципа эмерджентности: история как целостность всегда «больше» суммы элементов, ее составляющих.

Социальные функции истории как науки ПознавательнаяОбъяснительнаяВоспитательнаяПрогностическая

Спасибо за внимание