ПАРТНЕРСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ И УНИВЕРСИТЕТОВ – ВЫИГРЫВАЮТ ВСЕ БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС Екатеринбург 2006.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Логотип Взаимодействие университета и администрации в стратегическом планировании и управлении экономикой региона: модели и возможности.
Advertisements

Тимофеева А.Г. *, Фокичева А.А.**, Истомин Е.П.**, Подгайский Э.В**. *ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Подготовка инновационных кадров в НГГУ для дошкольных учреждений к.психол.наук, доцент, член-корреспондент Балтийской педагогической академии, декан факультета.
Принципы менеджмента качества. Восемь принципов менеджмента качества п.0.2: Ориентация на потребителя. Лидерство руководителя. Вовлечение работников.
Маркетинговый подход к управлению персоналом в российских компаниях Содержание Содержание I. Предпосылки развития инновационных подходов к управлению персоналом.
Егоров Н.Е. «ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА» ФГНУ «Институт региональной экономики Севера», Якутск, Республика.
Государственный университет управления Институт инновационного управления экономикой Российско-германо-финская программа двойного бакалаврского диплома.
Фонд «Центр экономических исследований и распространения экономической информации «Открытая экономика»
29 сентября 2010 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
Бакалавры и магистры: новое в образовании и на рынке труда зам. декана по магистратуре ЭФ ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, д.э.н., профессор Апенько С.Н.
Ключевые компетенции университета 21 ноября 2007г. с позиций теории заинтересованных сторон опыт ВГУЭС Солодухин К.С. зав. лабораторией стратегического.
Инновационные образовательные программы Заседание методического Совета РЭА
Возможность адаптации зарубежного опыта в области инновационной деятельности ВУЗа зам. проректора по науке и инновациям Кузьмина С.Н.
Кадровый потенциал науки как фактор инновационного развития Крайнего Севера Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры ЯНГИ Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры.
Education – Employer – Career (Образование – Работодатель – Карьера) Докладчики: Екатерина Байщерякова Максим Ларин Итоговые результаты работы Лидер тематики:
При подготовке презентации были использованы материалы Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Л. М. Огородовой, проректора Сибирского государственного.
Проблемы интеграции образования и бизнеса в информационном обществе Соколов Александр Юрьевич Заведующий кафедрой информатики Национального аэрокосмического.
ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ Проблемы связанные с оценкой и реализацией ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.
НАПРАВЛЕНИЕ «МЕНЕДЖМЕНТ » МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ»
Транксрипт:

ПАРТНЕРСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ И УНИВЕРСИТЕТОВ – ВЫИГРЫВАЮТ ВСЕ БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС Екатеринбург 2006

Цифры и факты «Низкий спрос российского рынка труда на российское образование ярче всего отражается в количественных оценках так называемой рентабельности инвестиций в человеческий капитал.человеческий капитал В отличие от развитых стран, где каждый дополнительный год образования при прочих равных характеристиках приводит к увеличению зарплаты на 10%, в России соответствующий показатель равен лишь 4-5%. Неэффективность высшего образования дорого обходится российской экономике: производительность труда специалиста с пятилетним высшим образованием могла бы быть выше на четверть». Источник: Гуриев С., Мифы экономики: Заблуждения и стереотипы, которые распространяют СМИ и политики, М., «Альпина Бизнес Букс», 2006 г., с

Цифры и факты Ректор Московского гуманитарного университета, президент Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области Игорь Михайлович Ильинский: "Предполагается, что государственный сектор высшего образования разделится на три части: 1) вузы национального уровня (примерно вузов); 2) вузы базовые, или системообразующие ( вузов); 3) вузы интегрированные (около 120 вузов). Итого примерно 300 высших учебных заведений. Их будет финансировать государство: кого-то по полной программе, кого-то поменьше. А куда денутся остальные 300 из 624 государственных вузов? Будут отпущены на вольные хлеба, им придется так же выживать, как сегодня вузам негосударственного обучения. Источник: журнал "Обучение и карьера", 2006 г., N 3, c. 25.

Цифры и факты "Оценка уровня образования сегодняшних выпускников (как школ, так и вузов), прозвучавшая в выступлениях преподавателей, деканов и ректоров вузов на конференции «Мир ИНФО\'2005». Оценка очень жесткая, но в целом объективная: «Выпускник слегка обучен, чуть-чуть воспитан, творчески не развит». Речь идет о поколении, родившемся и выросшем в период после 1980 года. Период для нашей страны переломный и непростой. Это поколение очень скоро придет на работу в российские компании, а академическое образование очень далеко от реальной ситуации на рынке". Источник: Кобзева В.В., Баранова Г. В., Руководителю об обучении персонала: дизайн посттренинга, М., «Добрая книга», 2006 г., с. 13.

Цифры и факты Проректор по учебной работе Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Владимир Викторович Глухов. " Какое место в системе высшего образования занимают предлагаемые вузами дополнительные образовательные услуги? Это вторая по значимости область деятельности вузов. В настоящее время соотношение первой, основной, и второй областей можно определить как 100:30. Предполагается, что уже через 5 лет соотношение будет 100:100. А далее еще больше. ". Источник: Васильев С. Непрерывное образование - мировая тенденция, журнал "Образование и карьера" (СПб), 2005 г., N 6, с. 3.

Цифры и факты "По сообщениям RBC и результатам исследования агентства DISCOVERY Research Group, завершенного в июле 2006 года, в 2005 году. объем российского рынка краткосрочного бизнес- образования составил примерно $ млн.бизнес- образования Ежегодный рост %. Но, несмотря на такой рост рынка, текущий Объем потребления услуг бизнес-образования на человека в год в России: $1,5 в Европе: $ 86 Источник: журнал "Business education review", 2006 г., N 3, с. 29.

Цифры и факты "Стоимость образовательных услуг в частных университетах в высокоразвитых странах в е гг. выросла почти в 5 раз, инвестиции в образование остаются самой прибыльной сферой размещения капитала, "способной окупить себя в 10-кратном размере, принося в среднем 30% годового дохода в течение 30 лет".

Университет / предприятие Специфика университетовЗона взаимодействия университетов и предприятий Специфика предприятий Производство знаний Монополия на выдачу дипломов о профессиональной квалификации Подготовка исследователей и преподавателей университетов Среднесрочное и долгосрочное видение Профессионализация молодых специалистов с высшим образованием Подготовка преподавателей в практическом контексте предприятий, рыночной экономики и новых технологий Трансфер результатов фундаментальных и прикладных исследований Продолженное обучение руководителей и специалистов Получение добавленной стоимости и прибыли через управление и организацию работы, человеческого капитала, оборудования и материалов. Контроллинг Краткосрочное видение

Европейский взгляд на сотрудничество В июле 2005 года DG EAC поручила ЕФО провести исследование с целью анализа сотрудничества между университетами и предприятиями в странах-партнерах, участвующих в программе Tempus1. Регионы: Восточная Европа и Азия (в том числе Россия) Средиземноморье Страны Ближнего Востока

Выводы сотрудничество между университетами и предприятиями по-прежнему делает лишь первые шаги Регулярный диалог между университетами и предприятиями – редко встречающееся явление участники диалога зачастую не понимают друг друга из-за различий в институциональной культуре мало осознается взаимовыгодный характер сотрудничества для поддержания конкурентоспособности предприятия требуют быстрого принятия решений, к которому университеты, как правило, не готовы.

Выводы Предприятия стремятся к быстрейшему достижению успеха на рынке готовы сотрудничать с университетами для установления контактов с будущими работниками. заинтересованы в ноу-хау и специализированных знаниях в области инновационной продукции и процессов. Университеты ориентированы на более долгосрочные перспективы заинтересованы в новаторских педагогических методах и научных исследованиях в целом. В университетах слабо развит дух предпринимательства, так как он не востребован их организационным устройством. Университеты часто рассматриваются как чрезмерно замкнутые в себе и мало взаимодействующие с внешним миром.

Основные движущие силы сотрудничества между университетами и предприятиями передача знаний и технологий укомплектование кадрами с целью обеспечения конкурентного превосходства и способности к внедрению новаторских идей в условиях глобальной экономики Совместная разработка программ образования и профессиональной подготовки для рынка труда создание совместных официально учрежденных платформ (технологические парки, центры передачи технологий, центры непрерывного обучения) с целью стимулирования передачи знаний и технологий

Приоритетные направления взаимодействия между университетами и предприятиями

Рекомендации Еврокомиссии Пересмотреть стратегические подходы и выявить потенциально беспроигрышные альтернативные варианты. Иметь ясное представление об основном направлении своей работы и о возможностях достижения превосходства над своими конкурентами. Определить свои основное ключевые компетенции и уникальные ресурсы с тем, чтобы установить в какой степени стратегический союз с одним или несколькими партнерами поможет им быстрее добиться своих целей. Назначить координатора для поиска новых возможностей сотрудничества. Включить сотрудничество в стратегии развития и бизнес- планы с целью обеспечения конкурентного превосходства и использования современных технологий.

Задачи университетов Стратегические вопросы Человеческий фактор - некоторые ученые и преподаватели не могут идти «в ногу» с бизнесом. Это может стать причиной непринятия концепции ориентации на потребителя или возникновения «диалога на разных языках» между образованием и бизнесом. Временные рамки, в которых работают учебные заведения, зачастую не совпадают с режимом, в котором работают предприятия. Так, например, научное исследование, проводимое в стандартные сроки написания кандидатской диссертации 3 года, может быть слишком долгим для того, чтобы бизнес дождался его результатов. Предпринимательский подход - если университеты должны стать для бизнеса партнерами, заслуживающими доверия, то им необходимо изменить политику «избежания любого риска» и развивать опыт принятия на себя просчитанных коммерческих рисков.

Задачи университетов Миссии и цели Иногда различия в миссиях и целях между бизнесом и высшим образованием могут стать серьезной проблемой. Вузам необходимо искать пути определения миссии и стратегических целей для своей коммерческой деятельности Связь с бизнесом будет легче построить, если университет воспринимается релевантным корпоративному бизнесу.

Задачи университетов Руководство и управление Обеспечить релевантность миссии вуза Определить и отрегулировать использование бюджета Определить и отрегулировать процесс принятия решений обеспечить присутствие представителей бизнеса в руководстве вузов (и наоборот: присутствие представителей университетов в руководящих органах предприятий).

Задачи университетов Бизнес-стратегия Четко определить бизнес-стратегию с намеченными приоритетами целевых видов бизнеса. Учет в стратегии вузов специфических запросов компаний, групп предприятий или ниш на рынке, неохваченных другими учебными заведениями. Формировать и развивать портфель услуг, соответствующий целевым рынкам

Задачи университетов Совершенствование практической работы по налаживанию более тесных связей с бизнесом: Создать удобный для целевых пользователей веб-сайт университета, организовать Call-центры и центры продвижения услуг, организовать четкую систему регистрации бизнес-контактов и систему управления клиентской базой. Создать центральной базы данных университетских ресурсов, доступ к которой должен быть из любой точки университета. Развитие персонала для приобретения компетенций, необходимых для сотрудников университета: не только профессорско- преподавательского состава, но и для административного персонала и управленцев. Идентификация групп предприятий или секторов (а не отдельных компаний), с которыми возможно успешное сотрудничество и развитие сетей и сетевых организаций.

Возможности университетов Успех налаживания сотрудничества начинается с восприятия того, что деятельность университета АДЕКВАТНА потребностям бизнеса. активно поощряются сотрудники, которые проводят научные исследования и консультирование предприятий, кто активно участвует в организации связей с бизнес-сообществом. все учебные планы должны отражать существующие у сотрудников взаимоотношения с бизнесом, включая исследования и консультирование, которые они проводят. «Адекватность» должна быть ключевым моментом при разработке учебных планов, и все студенты вуза должны иметь представление об окружающей их бизнес-среде. Программы ДПО, предлагаемые университетами для сотрудников предприятий, имеющих опыт работы, должны полностью опираться на практический опыт тех слушателей, для которых они предназначены. Это означает, что необходим проектный подход к обучению.

Возможности университетов Развития бизнеса. Например, совместные с предприятиями исследования и коммерциализация, «центры экспертизы» или «центры превосходства» для ключевых направлений развития региональной экономики. Сотрудничество. Межвузовское, межинституциональное. Создание новых продуктов, ресурсов, ресурсных центров с открытым доступом для предприятий, совместных проектов для усиления влияния знаний и инноваций на развитие экономики в регионе. Кластеризация (группирование) Университеты, развивающие связи с бизнесом, сталкиваются с проблемой, когда они не могут передать навыки, необходимые бизнесу, в полном объеме, или когда работа с отдельными компаниями становится экономически нецелесообразной и непродуктивной, значит необходимо развивать стратегию «учебной и научной кластеризации» для достижения необходимой критической массы, создает «сетевое» сотрудничество. Бизнес-инкубаторы.

Что произойдет, если университеты не будут участвовать в этом процессе? Риски рискуют потерять финансирование или получать его в более ограниченном размере, утратить свою значимость для окружающих, снизить возможность устройства на работу своих выпускников, уменьшить вероятность своего участия в международном сотрудничестве в секторе высшего образования. В США и Западной Европе уже имеет место более серьезное последствие такого «неучастия» развитие корпоративных университетов, происходящее отдельно от сектора традиционного высшего образования. Угрозы Новые технологии обучения. В настоящее время современные информационные и коммуникационные технологии позволяют предоставлять дистанционное обучение по всему миру. Новые конкуренты. Появляются новые ключевые участники образовательного процесса, такие как издательская промышленность и предприятия сферы телекоммуникаций. Существует достаточно много потенциальных конкурентов, которые могут «притянуть» к себе основные виды деятельности вузов. И даже монополизация права на выдачу сертификатов и дипломов не обеспечит полной защиты.

Как достичь адекватности бизнесу? Образовательное проектирование Компетентностный подход Опыт проекта TEMPUS TACIS CP Распространение концепции образовательной инженерии

Образовательная инженерия

Компетентностный подход

Описание компетенций Описание функции ФУНКЦИЯ______________________________________________________ ЗАДАЧИ _______________________________________________________ З 1 З 2 З 3 … УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ_______________________________________ Имеющиеся данные и информация Оборудование ________________________________________________ Объект труда _________________________________________________ Функциональные связи (отношения / коммуникация) _____________________________________________________________ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ – ПОКАЗАТЕЛИ

Описание компетенций начальник отдела продаж профессиональная компетенция административные компетенции управленческие компетенции личные навыки руководителя технические компетенции информационные технологии, офисная техника

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СХЕМА ЗАКАЗА НА ОБУЧЕНИЕ ИСТОКИ ЗАКАЗА Условия формирования заказа на обучение: экономические, социально-технические, коммуникативные Побудительные причины формирования заказа (организационные/ индивидуальные) Целевая группа

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СХЕМА ЗАКАЗА НА ОБУЧЕНИЕ ПРИРОДА ЗАКАЗА Цели обучения Ожидаемые результаты (умения и навыки, которые подтверждаются профессиональной деятельностью по окончании процесса обучения)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СХЕМА ЗАКАЗА НА ОБУЧЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДСТАВЛЕННОГО ОБУЧЕНИЯ Элементы, влияющие на финансирование заказа, и определяющие ожидания со стороны заказчика: Сбор предварительной информации для формирования образовательного продукта Педагогические аспекты, содержание образования Преподавателей состав (команда) Помещения и оборудование Продолжительность – ритм – расписание Способы регулирования процесса обучения Способы оценки и признания полученных знаний

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СХЕМА ЗАКАЗА НА ОБУЧЕНИЕ ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАКАЗА СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ

РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ И ПРОЕКТА ОБУЧЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ОБУЧЕНИЯ СОПРВОЖДЕНИЕ АДМИНИСТРИРВАНИЕ ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ МОНИТОРИНГ КОРРЕКТИРОВКА ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ