Причины нарушения речи Неблагоприятные факторы. Неблагоприятные факторы внутриутробного развития 1.токсикозы первой или второй половины беременности 2.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Автор-составитель – учитель-логопед высшей квалификационной категории Главной областной психолого-медико-педагогической консультации ГБОУ НСО «Областной.
Advertisements

Подготовила: Учитель-логопед МОУ средняя общеобразовательная школа 4 с углубленным изучением отдельных предметов Евсеева Ирина Александровна.
Количество учащихся начальных классов ГОУ СОШ 438 с различными видами речевых нарушений (по состоянию на январь 2009 года)
Неречевые симптомы Речевые симптомы Симптомы дисграфий Неточность слуховой диф-ции звуков Неправильное произношение звуков Нарушение различных форм языкового.
Значение уровня сформированности речевых навыков детей в школьном обучении Учитель-логопед ГБОУ СОШ 49 дошкольное отделение- структурное подразделение.
«Виды, причины и коррекция дисграфии» Центр психолого-педагогического сопровождения детей г.
Поэтапная работа по исправлению речевых нарушений. Выполнила: учитель – логопед Гонтарь Е.А. МС(К)ОУ «С(К)Ш-И 52» г. Магнитогорска.
Определение Виды дисграфии Пути коррекции и профилактики.
Кружок «Говорунчик» Речевые нарушения у детей дошкольного возраста и их коррекция Подготовила учитель-логопед Ленцова М.В.
О БЩАЯ СХЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ. А НКЕТНЫЕ ДАННЫЕ Ф.И.О. ребёнка уточнить т.к. иногда есть неточности; - Дата рождения, возраст, ребёнок может.
П РОБЛЕМА НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ.
«Трудности при овладении чтением учащимися и пути их преодоления» Семинар-практикум для родителей.
Обследования звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Презентация по логопедии по теме: Дислалия
Презентация подготовлена учителем-логопедом МОУ Грибановская СОШ 3 Препеляк И. В.
Консультация логопеда Профилактика дисграфии у детей Составитель: Полянина Т.В. ОШ 29.
Ринолалия в таблицах Турышева А, гр Классификация ринолалии Ринолалия Открытая Закрытая Смешанная- утечка воздуха через нос, при патологически уменьшенном.
Логопедическая программа «Школа будущего первоклассника» Возраст детей 6-7 лет Подготовила : учитель-логопед О.Н. Шипелёва МОУ «Средняя школа 8» Г. Когалым.
Морма Марина Витальевна учитель – логопед высшей квалификационной категории г. Обнинск 2010.
Могутова Ирина Константиновна учитель-логопед I квалификационной категории.
Транксрипт:

Причины нарушения речи Неблагоприятные факторы

Неблагоприятные факторы внутриутробного развития 1.токсикозы первой или второй половины беременности 2. острые и хронические заболевания матери во время беременности 3. резус-конфликт 4. падения и ушибы матери во время беременности 5. курения матери и употребление ею алкогольных напитков 6. стрессовые ситуации 7. осложненное протекание родов

Неблагоприятные обстоятельства в период раннего развития ребенка Травмы головы, сотрясение и ушибы головного мозга Воспалительные заболевания головного мозга ( менингит, менингоэнцефалит) Недолеченные воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к снижению или даже полной утрате слуха приобретенные до сформирования речи повреждения периферического отдела речевого аппарата ( в частности, приобретенные аномалии в строении челюстей и зубов как результат травм, постоянного сосания пальцев) Наличие дефектов речи у окружающих ребенка людей или их недостаточное внимание к его речевому развитию

Профилактика речевых нарушений Забота о физическом и нервно-психическом здоровье ребенка и о сохранности его речевых органов Забота о правильном речевом развитии ребенка, включая и создание необходимых для этого социально-бытовых условий Решение первой из названных задач выражается в следующим: Предупреждение ушибов в области головы Предупреждение различных заболеваний и детских инфекций, протекающих с высокой температурой Охрана органов слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума, а также своевременное лечение и обязательное долечивание ушных заболеваний

Охрана артикуляторных органов, состоящая в следующем: Предупреждение рахита и возможного появления аномалий костных частей речевого аппарата Исключение случаев сосания пальца или постоянного подкладывания руки под щеку во время сна ( последнее может привести к образованию так называемого перекрестного прикуса) Раннее протезирование зубов в случае их преждевременной потери, поскольку потеря зубов у детей вызывает значительную деформацию соседних зубов и челюстей ( здесь не имеется в виду возрастная смена зубов) Своевременное подрезание расщелин верхней губы и неба ( не позднее 4-5 лет) поскольку к этому времени в речи должны появиться те звуки, правильному артикулированию которых мешает короткая уздечка Охрана нервной системы ребенка, этот вид профилактики особенно важен для предупреждения всякого рода невротических речевых растройств и в первую очередь- заикания

Правильное развитие ребенка Обеспечение благоприятного речевого окружения как необходимого образца для подражания( в плане отсутствия речевых нарушений у окружающих ребенка людей) Воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего нужно как можно больше разговаривать с ребенком начиная с первых дней его жизни Периучение ребенка смотреть во время разговора в лицо собеседника, поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому её усвоению Систематическое создание таких ситуаций, при которых ребёнок должен выразить свою просьбу словесно, необходимо организовать жизнь ребёнка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость речевого общения Занятие ритмикой, музыкой и пением, последнее способствует развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного голоса, а также предупреждает невнятность речи Развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью

Дефекты звукопроизношения Полное отсутствие в речи того или иного звука. В этих случаях звук просто опускается, не произносится: АМА вместо РАМА Замена одного звука речи другим ( ЛАМА или ЙАМА вместо РАМА) Искаженное произношение звука ( например, картавое Р)

Причины нарушений звукопроизношения Нарушение слуха и слуховой дифференциации звуков речи Нарушение анатомического строения артикуляционного аппарата Нарушение его нормального функционирования ( недостаточная подвижность артикуляторных органов) Неправильная речь окружающих ребенка людей или недостаточное с их стороны внимания к его речи

Нарушение письменной речи Дисграфия- специфическое и стойкое нарушение процесса письма Симптомы: Замены букв ( сляпа вместо шляпа) Прпуски букв ( зотик вместо зонтик) Вставка лишних букв ( ланмпа вместо лампа) Перестановка букв ( конри вместо корни) Недописывание слов ( красн вместо красный) Слияние нескольких слов в одно ( детииграли вместо дети играли) Разделение одного слова на части( у тюг вместо утюг)

Для успешного овладения письмом у ребенка уже в дошкольном возрасте должны быть сформированы следующие необходимые предпосылки письма Различие на слух всех звуков речи, включая акустически и артикуляторно близкие ( звонкие - глухие, мягкие -твердые, свистящие -шипящие, р-л-й) Правильное произношение всех речевых звуков Владение простейшими видами анализа, доступными детям дошкольного возраста, а именно: - выделение звука на фоне слова ( « есть ли в слове РЫБА звук Р?) -Определение места звука в слове ( начало, середина, конец) Например:» на каком месте в слове машина находится звук Ш- в начале, в середине или в конце?» -Достаточный уровень сформированности зрительно- пространственных представлений ( умение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве, больше-меньше, слева-справа, вверху- внизу, что необходимо для прочного усвоения зрительных образов букв.

Виды дисграфии Акустическая-связанная с неразличением ( или недостаточно устойчивым различением) некоторых акустически близких звуков на слух Артикуляторно-акустическая- связанная с неразличением ряда звуков не только на слух, но и в собственном произношении ребенка ( замены в устной речи одних речевых звуков другими) Дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока Оптическая- связанная с трудностью зрительного различения буквенных знаков Аграмматическая- связанная с несформированностью у ребенка грамматических систем

Основные задачи обследования заключаются, во-первых, в отграничении дисграфии от обычных грамматических ошибок - во-вторых, в определении вида дисграфии. Последнее необходимо для выбора соответствующих путей коррекционного воздействия