Методические проблемы краеведческого образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Среда - ближайшее окружение субъекта, во взаимодействии с которым он формирует и проявляет свои лучшие качества.
Advertisements

Реализация системно-деятельностного подхода как основа определения требований к результатам образования в рамках ФГОС 1.
Формирование ключевых компетентностей младших школьников.
Проектирование рабочей программы по предмету, курсу Основина В.А., зав.кафедрой управления образованием, к.п.н.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Смирнова Юлия Алексеевна учитель начальных классов МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа» образование – среднее специальное учитель начальных.
Принцип диалога во взаимодействии с детьми как основной метод воспитания Машуков А.В., помощник ректора.
Деятельностный подход в образовании как методологический базис, на котором строятся различные системы обучения и воспитания.
Методика преподавания Материалы конференций Информационно-образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения.
( Творческая группа ОС « Перспективная начальная школа ») Учитель начальных классов МОУ СОШ 5 Мокеева П. Е.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
Педагогическое конструкторское бюро. Тема «Формирование, развитие и мониторинг ключевых компетенций учащихся».
Методическая система учителя биологии высшей квалификационной категории Полетаевой Елены Александровны 2010г МКОУ ОСОШ 2 МКОУ ОСОШ 2.
LOG O ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Докладчик: координатор.
Реализация ФГОС средствами УМК. Ст.32 п.2 Закона Об образовании «Компетенция ОУ» -разрабатывает и утверждает образовательные программы и учебные планы.
LOGO Системно – деятельностный подход в рамках ФГОС МБОУ Спасская гимназия.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Содержание образования и структура непрерывного образования Лекция 4.
Транксрипт:

Методические проблемы краеведческого образования

Методика преподавания краеведческих курсов Методика краеведения представляет собой программу организации краеведческой деятельности в педагогическом процессе. Она включает: - формирование цели (для чего учить?); - основные направления и объем содержания (чему учить?); - этапы осуществления (планирование); - комплекс средств обучения (с помощью чего учить?); - методы и формы организации обучения (как учить?); - анализ и оценку результатов деятельности.

Формирование цели (для чего учить?) Основные источники формирования педагогической цели: - социальный заказ; - диагностика состояния предмета приложения педагогических усилий; - образовательные потребности и интересы учащихся; - педагогические замыслы; - результаты научно-педагогической рефлексии.

Основные направления и объем содержания краеведения Каким компонентам содержания образования уделяется особое внимание в реальном образовательном процессе? Почему? В чем специфика структуры содержания краеведческого образования? Находит ли она отражение в педагогической практике?

Гуманистическая концепция содержания образования В соответствии с излагаемой концепцией содержание, изоморфное социальному опыту, состоит из четырех основных структурных элементов: 1.Опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знаний; 2.Опыта осуществления известных способов деятельности - в форме умений действовать по образцу; 3.Опыта творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; 4.Опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных ориентаций. Согласно данной концепции компонентами содержания школьного краеведения как учебного предмета выступают знания, умения, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, деятельности.

Содержание краеведения с позиции личностно-ориентированного образования Когнитивный компонент содержания краеведения, отражаясь в его двухуровневой структуре, обеспечивает учащихся научными знаниями о человеке, культуре, природе. Деятельностно-творческий компонент содержания краеведения оказывает воздействие на развитие творческих способностей, необходимых для самореализации личности, прежде всего, через краеведческий поиск, в ходе которого у школьников формируются не только умения действовать по образцу, но и умения принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях.

Содержание краеведения с позиции личностно-ориентированного образования Личностный компонент содержания, обеспечивая познание себя, развитие рефлексивной способности, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования, нравственного и жизненного самоопределения, формирует личностную позицию. Рассмотрение пространственно- временных сторон взаимодействия природы – общества – собственного «Я» в ближайшем окружении, определяет возможность решения смысложизненных вопросов бытия личности.

Принципы отбора содержания предмета «Краеведение» Принцип культуротворчества рассматривается одним из теоретических оснований формирования содержания и означает учет потребности личности в культурной идентификации (представление каждого о себе как об индивидуальности, переживание самости как части культурной системы, нахождение смысла в собственном культурном самоопределении;

Принципы отбора содержания предмета «Краеведение» - принцип нормативности развития личности предусматривает учет индивидуальных и возрастных особенностей, определяющих сознание личности, ее отношение к среде и весь ход развития в данный период; -принцип пространственно-временной локализации ( В.Б. Новичков) учитывает потребности личности в самоопределении в конкретной пространственно- временной ауре социокультурного взаимодействия;

Принципы отбора содержания предмета «Краеведение» принцип интегративности определяет привлечение наряду с географическими исторических, биологических, химических, экологических знаний для осознания личностью школьника значимости проблем природопользования, понимания механизмов влияния процессов и характера загрязнения окружающей среды на здоровье человека, сущности и особенности охраны природы, восстановления ее качества.

Проблема стандартизации краеведческого образования Под стандартом образования понимают систему основных характеристик, принимаемых в качестве государственной образованности. Стандарт служит основой для разработки программ по предмету. Он состоит из двух разделов: описания содержания базового краеведческого образования и требований к подготовке учащихся по предмету. Как предметный курс «Краеведение» не представлен ни в одной из образовательных областей существующих на уровне федерального компонента образования. Стандартизацию краеведческого образования осуществляют на уровне регионального компонента образования.

Разнообразие программ краеведческих курсов В законе РФ об образовании утверждено, что государственному контролю подлежит только конечный результат, а способы обучения, выбор программ, учебников – это право самого образовательного учреждения. Типы программ: основные, для углубленного изучения, профильные. При создании авторских программ необходимо учитывать, что локальная перестройка только одного из курсов может привести к нежелательным результатам и проблемам в общей системе образования учащихся.

Программа «Краеведение» 3-4 классы (68 часов, 1 раз в неделю) Авторы: Семенова Е. А., Яблоновская О. В., Свинцова З.И. Программа «Краеведение», V класс, (34 часа, 1 раз в неделю) Авторы: Семенова Е.А.

Методы обучения краеведению (как обучать?) Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение образовательных целей. Эта деятельность проявляется в использовании источников познания, логических приемов, видов познавательной самодеятельности учащихся и способов управления познавательным процессом учителем.

Проблемное обучение в краеведческом образовании Проблемное обучение предполагает, что учащийся осуществляет постановку проблемы, предлагает соответствующие пути ее решения, делает вывод на основании полученных результатов и применяет эти выводы в новой ситуации.

«Великая проблема подобна драгоценному камню: тысячи проходят мимо, пока, наконец, один не поднимет его» Ф. Ницше Формирование умения видеть проблему Увидеть проблему можно путем простого наблюдения и элементарного анализа действительности. Метод наблюдения лишь внешне выглядит простым и доступным, на практике он совсем не так прост, как кажется. Наблюдению необходимо учить. Большие возможности для этого предоставляет содержание предмета «Краеведение», которое предусматривает проведение практических и творческих работ.