Школьный научный проект Работа ученицы 9 «А» класса ОСШОД8 Шорсткиной Полины Руководитель: Чернецова Лариса Григорьевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Областная специализированная школа 8 для одаренных детей ЗКО г. Уральск «По просторам Казахстана» Учебный проект Руководитель проекта учитель географии-биологии.
Advertisements

Топонимы Тисульской земли Авторы работы: Артёмова Татьяна Костырина Валерия, учащиеся 8 класса МОУ Комсомольской средней общеобразовательной школы Руководитель:
Урбанонимы Рязанского района города Москвы Москва Лукина Екатерина ГБОУ СОШ 1367.
Целью нашей работы является изучения изменения топонимов как свидетельств фактов жизни и быта различных народов и культур на территории современной ЕАО.
«ОНОМАСТИКА» ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ПРОЕКТУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. АВТОР- СОБОЛЕВА АННА, 7 «Б» КЛАСС.
Есть имена как солнце! Имена Как музыка! Как яблоня в расцвете! Я говорю о Пушкине: поэте, Действительном в любые времена! Игорь Северянин Руководитель:
ОНОМАСТИКА – ЭТО УВЛЕКАТЕЛЬНО! ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
Годонимы села Парфёново. Цель: выяснить, как в названиях улиц села Парфёново отразилась история советской эпохи.
Кривошеинский район Муниципальное общеобразовательное учреждение «Иштанская средняя общеобразовательная школа» История развития села Иштан в названиях.
МОУ «Байдарская основная общеобразовательная школа» Автор: Михайлов В.В. Научный руководитель: Михайлов В.Т год.
Исследовательская работа по топонимике. Руководитель : Мурзайкина Г. И. Работу выполнила : ученица 8 класса Спирина Ксения.
Мандракова Надежда Ивановна Учитель истории, обществознания, географии, краеведения, ОБЖ; Образование высшее, ТГПИ. Учитель I квалификационной категории;
Легенды как способ изучения истории и географии родного края Синица Алина 2 «Б» класс Алина 2 «Б» класс ГУ «Средняя школа 18 отдела образования г. Костаная»
«Как появились названия на карте Омской области» Выполнила: Бобрикова Елена Артемовна 2 «А» класс МОУ «Гимназия 88» Руководитель: Курносенко Виктория Ивановна.
Собственные имена как исторический источник. 1. Предмет и задачи исторической ономастики. 2. Историческая топонимика. 3. Этнонимика. 4. Историческая антропонимика.
Ученица 10 «Б» класса Нургалиева Наргиз Руководитель Черницова Лариса Григорьевна От Яика до Уральска.
Имя на карте и в истории России Презентацию к выступлению выполнила учитель начальных класов Третьякова Н.В уч.г.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ ГИМНАЗИЯ 1527 Учебно – методический план образовательной программы дополнительного образования «УДИВИТЕЛЬНАЯ ЭТИМОЛОГИЯ» классы.
Происхождение названий населенных пунктов Томской области Устюжанцева Катя, 4 «А» класс МОУ Гимназия 18.
Происхождение топонимов «Белые Берега» и «Снежеть»
Транксрипт:

Школьный научный проект Работа ученицы 9 «А» класса ОСШОД8 Шорсткиной Полины Руководитель: Чернецова Лариса Григорьевна

Топонимика Приуралья.

Цель работы: * Проследить топонимические изменения населённых пунктов за период с 1965 по 2007 год * Выяснить значения изучаемых названий населённых пунктов ЗКО и систематизировать их, т.к. названия возникли в процессе исторического развития общества, являются ценным историческим источником.

Актуальность проблемы: усиление социальной потребности информированности населения в связи с отсутствием систематичности краеведческого просвещения, недостаточная разработанность и важность роли топонимических имен в современном мире.

Основные этапы работы: * изучение картографического материала ЗКО * анализ исторических и литературных источников, данных краеведческого плана и научной литературы * изучение и перевод казахских названий * составление таблиц, диаграмм и картосхем * переработка и анализ исследуемого материала * выводы и оформление работы

Методы исследования: * исторический * статистический * литературно-лигвистический * картографический.

Топони́мика (от греч. τόπος (topos) греч. место и νομα (ōnoma) имя, название) наука, изучающая географические названия, их происхождение, развитие, современное состояние, написание и произношение. Топонимика является интегральной научной дисциплиной, которая находится на стыке трёх областей знаний: географии, истории и лингвистики.

Концепциия государственной ономастической работы в Республике Казахстан использует следующие основные понятия: ономастика - раздел языкознания, изучающий собственные имена, историю их возникновения и преобразования; топонимика - раздел ономастики, изучающий названия географических объектов, закономерности их возникновения, изменения, функционирования; антропонимика - раздел ономастики, изучающий имена людей (собственные); оним - имя собственное; топоним - вид онима, географические названия; гидроним - вид топонима, названия водных объектов; ороним - вид топонима, названия горы, возвышенности, сопки; ойконим - вид топонима, названия населенных пунктов (село, поселок, город); хороним - вид топонима, названия административно-территориальных единиц; зооним - вид онима, названия животных и зверей; фитоним - вид онима, названия растений; космоним - вид онима, названия галактических и космических тел, звезд и звездных созвездий; этноним - вид онима, названия народа, нации.

НазваниеВремяИсточник Лик (Ликос)7 в. до н.эАристей (Геродот) Даикс2 в. н.э.Птолемей Даих568 г.Протиктор Джайх, Иайх922 г.Ибн-Фадлан Руза1154 г.Аль-Идриси Аик, Гаик,Яик1229 г.Русские летописи Яик1246 г.Плано Карпини Ягак1253 г.Гильом Рубрук Улусу1333 г.Ибн-Баттута Яик1367 г.Карта Пицигани Яик14-15 в.в.Ногайские татары Яик1549 г.Сигизмунд Герберштеин Яик1562 г.Карта А. Дженкинсона Яик1592г.Джалаири Яик, запольная река16 в.Переписка казаков с Москвой Яик Горыныч16 в.Фольклор Яицких казаков Яик1668 г.Записки Фабрициуса Урал1775 г.Указ Екатерины Второй Топонимика реки Урал за исторический период

Количественные изменения поселений в ЗКО по картам 1965,1999 и 2007 годов.

Выводы по количественному составу: Численный состав населения с 1965 до 1999 года значительно вырос, соответственно увеличилось число населённых пунктов. С 1999 года наблюдается сокращение населённых пунктов и можно предположить, что количество жителей сократилось в результате миграции в город или переселений в другие регионы.

Джангалинский район. Аккус – поселок. С каз. букв. «белая птица». Аксай – посёлок. С каз. букв. «белый овраг». Джангала – поселок, районный центр. С санскрит. Означает «пустыня». Каракудук – поселок. С каз. букв. «черный колодец». Карташово – поселок. Названо в честь И.А. Карташова. Красногорское – поселок. Назван по холму из красной глины. Копжасар – поселок.С каз. букв. «старик». Ленинское – поселок. Название в честь В. И. Ленина объясняется тем, что здесь в год смерти вождя была организована коммуна им. Ленина, в г. преобразованная в колхоз. Мухор – поселок. Назван по одноименной реке. С монгол. означает «некрасивая». Новая Казанка – поселок. Основана переселенцами из Казани. Пятимарское – село. Мар – курган, холм. Сарыколь – поселок. С каз. букв. «желтое озеро». Тогызкудук – поселок. С каз. букв. « девять колодцев». Торткулак – поселок. С каз. букв. «четыре уха». Уштас – поселок. С каз. букв. «три камня».

Процентное соотношение топонимов на карте ЗКО

Из этих данных я сделала выводы о причинах изменения топонимов: Топонимы зависят от географических объектов или их свойств (Караоба, Аксу, Долинное) Топонимы зависят от общественного устройства и общественного сознания (Социализм, Пролетарка) Топонимы отображают те признаки, которые имеются в действительности на момент наименования (Первое Мая) Топонимы отражают жизнь и быт людей (Серебрякова, Горбуново) Если изменяются какие – либо условия, то происходит изменение топонимов (Яик – Уральск )

Выводы: 1. На основе научной и краеведческой литературы и картографического материала изучила и проанализировала названия географических объектов 2. Проследила количественное изменение населённых пунктов по годам, оформила диаграммы, создала сводную таблицу и картосхему (смотри приложения) 3. Проследила качественное изменение изученных населённых пунктов, оформила диаграммы и сделала анализ (смотри приложения) 4. Наметила перспективные задачи для дальнейшей работы над проектом в этом направлении