Исторические источники Исторические источники как форма работы по формированию ключевых компетенций обучающихся.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Фактор ситуации: а) из особенностей среды, в которой действует личность (общественный строй, традиции); б) состояния, в котором находится в определенный.
Advertisements

Работа с историческими источниками Историк никогда не исчерпает документ до конца, он всегда может обратиться к ним с новыми вопросами или заставить их.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Использование проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию Суркова Галина Владимировна учитель истории и обществознания БОУ г.
Система работы учителя истории по подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С-6) Система работы учителя истории по подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С-6) Полетаева.
- Что представляет собой социальное познание? Социальное познание - познание общества. Основной его задачей является анализ общественных процессов и выявление.
Изучение письменных источников. Виды письменных источников и приемы их использования Документы Актового характера Повествовательно- описательного характера.
Как написать эссе? Матвиенко В.А. Учитель истории и обществознания Сыртинская СОШ.
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Анализ качества знаний кафедры общественных дисциплин.
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Занятие по развитию у учащихся навыков выполнения.
Сочинение – рассуждение в формате ЕГЭ Структура Содержание Алгоритм работы.
Работа с историческими источниками на уроках. Анализ современного школьного опыта показывает отсутствие интереса у учащихся к историческим источникам.
Текст учебника как средство достижения предметных, метапредметных и личностных результатов.
ЭССЕ по обществознанию. Эссе (от фр. Опыт, набросок) – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической, публицистической или.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ. Советы ученику. Что будет учитываться при оценке вашей работы? Назовем эти параметры: - насколько адекватно, глубоко и полно.
1. Особенности социального познания. 2. Социальные факты: сущность, интерпретации, оценки 3. Науки, изучающие общество.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ IX КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 2009 ГОДА (В НОВОЙ ФОМЕ) ПО ИСТОРИИ РОССИИ Назарова Наталья Юрьевна.
Формирование ключевых компетенций учащихся при обучении истории Презентация подготовлена Учителем истории Витченко Н.И МАОУ Лицей 17 г.о. Химки.
Транксрипт:

Исторические источники Исторические источники как форма работы по формированию ключевых компетенций обучающихся

Ключевые компетенции Ценностно-смысловые Ценностно-смысловые Общекультурные Общекультурные Учебно-познавательные Учебно-познавательные Информационные Информационные Коммуникативные Коммуникативные Рефлексивные Рефлексивные

Изучение исторических источников направлено на воспитание Гражданственности Гражданственности Национальной идентичности Национальной идентичности Развитие мировоззренческих убеждений Развитие мировоззренческих убеждений Осмысление культурных традиций Осмысление культурных традиций Расширение социального опыта Расширение социального опыта

Организация учебных занятий Дифференцированный подход Дифференцированный подход Личностно-ориентированный подход Личностно-ориентированный подход Системный подход Системный подход

Организация учебных занятий Изучение нового материала Изучение нового материала Уроки-практикумы Уроки-практикумы Обобщающие уроки Обобщающие уроки Уроки контроля знаний Уроки контроля знаний Подготовка к ЕГЭ Подготовка к ЕГЭ

Развитие умственных приемов деятельности Анализ Анализ Сравнение Сравнение Синтез Синтез Классификация Классификация Обобщение Обобщение Умозаключение Умозаключение

Своеобразие источников и типология вопросов и заданий Документы государственного характера: грамоты, указы, законы, постановления, речи государственных деятелей и т.п.: Документы государственного характера: грамоты, указы, законы, постановления, речи государственных деятелей и т.п.:

Вопросы 1) Когда, где и почему появился этот документ? Опишите исторические условия его создания. 1) Когда, где и почему появился этот документ? Опишите исторические условия его создания. 2) Кто является автором документа? Что вам известно об этом человеке, его жизни и деятельности. 2) Кто является автором документа? Что вам известно об этом человеке, его жизни и деятельности. 3) Выделите основные (новые) понятия, использованные в документе, и объясните их. 3) Выделите основные (новые) понятия, использованные в документе, и объясните их. 4) Интересы каких слоев, групп, классов общества отражают статьи этого документа. 4) Интересы каких слоев, групп, классов общества отражают статьи этого документа. 5) Чем отличается этот документ или его отдельные положения от подобного, существовавшего ранее или аналогичного в других странах. 5) Чем отличается этот документ или его отдельные положения от подобного, существовавшего ранее или аналогичного в других странах. 6) К каким результатам, изменениям в государстве и обществе привело или могло привести введение этого документа. 6) К каким результатам, изменениям в государстве и обществе привело или могло привести введение этого документа.

Документы международного характера: договоры, соглашения, деловая переписка руководителей и т.п. Документы международного характера: договоры, соглашения, деловая переписка руководителей и т.п.

Вопросы: 1) Покажите на карте государства, составившие этот документ. 1) Покажите на карте государства, составившие этот документ. 2) Охарактеризуйте исторические условия его создания. 2) Охарактеризуйте исторические условия его создания. 3) Назовите основные положения документа. 3) Назовите основные положения документа. 4) Какие изменения в политическом, экономическом, территориальном плане произошли или предполагались по этому документу? Оцените их значение для каждой из стран, имеющих к нему отношение. 4) Какие изменения в политическом, экономическом, территориальном плане произошли или предполагались по этому документу? Оцените их значение для каждой из стран, имеющих к нему отношение. 5) Дайте общую оценку данному документу. 5) Дайте общую оценку данному документу.

Документы политического характера: партийные программы, воззвания, политические выступления и т.п. Документы политического характера: партийные программы, воззвания, политические выступления и т.п.

Вопросы: 1) Кто автор документа? Каковы его политические взгляды? 1) Кто автор документа? Каковы его политические взгляды? 2) К чему призывает и что осуждает автор документа? 2) К чему призывает и что осуждает автор документа? 3) Интересы каких слоев населения он выражает? 3) Интересы каких слоев населения он выражает? 4) Как политические призывы автора соотносятся с его социальным положением и истинными интересами? 4) Как политические призывы автора соотносятся с его социальным положением и истинными интересами? 5) Каковы последствия (реальные или прогнозируемые) вступления в жизнь этого документа 5) Каковы последствия (реальные или прогнозируемые) вступления в жизнь этого документа 6) Сопоставьте его с аналогичными документами иных политических направлений. В чем их сходства и различия по основным вопросам? 6) Сопоставьте его с аналогичными документами иных политических направлений. В чем их сходства и различия по основным вопросам? 7) Дайте историческую оценку этому документу 7) Дайте историческую оценку этому документу

Документы исторического характера: хроники, летописи и т.п. Документы исторического характера: хроники, летописи и т.п.

Вопросы: 1) Какому периоду, какой стране, каким событиям посвящен этот документ? 1) Какому периоду, какой стране, каким событиям посвящен этот документ? 2) Покажите на карте место, где происходили описанные в документе события. 2) Покажите на карте место, где происходили описанные в документе события. 3) Определите время, в которое происходили описанные события. Если даты в документе указаны не по христианскому календарю, переведите их в привычную для нас систему летосчисления. 3) Определите время, в которое происходили описанные события. Если даты в документе указаны не по христианскому календарю, переведите их в привычную для нас систему летосчисления. 4) Как автор документа объясняет причины, излагает ход и определяет значение исторических событий? 4) Как автор документа объясняет причины, излагает ход и определяет значение исторических событий? 5) Как автор относится к описываемым им событиям и деятелям? Как оценочные суждения автора связаны с характером этого документа и обстоятельствами его создания? 5) Как автор относится к описываемым им событиям и деятелям? Как оценочные суждения автора связаны с характером этого документа и обстоятельствами его создания? 6) Вызывают ли приведенные автором сведения доверие? Почему? 6) Вызывают ли приведенные автором сведения доверие? Почему? 7) В чем позиция автора совпадает или не совпадает с точкой зрения его современников или потомков 7) В чем позиция автора совпадает или не совпадает с точкой зрения его современников или потомков на эти исторические факты? Чем это сходство или различия можно объяснить? на эти исторические факты? Чем это сходство или различия можно объяснить? 8) Оцените научную (познавательную) историческую значимость этого документа. 8) Оцените научную (познавательную) историческую значимость этого документа.

Документы личностного характера: мемуары, дневники, письма, свидетельские показания и т.п. Документы личностного характера: мемуары, дневники, письма, свидетельские показания и т.п.

Вопросы: 1) Кто автор документа? Каково его социальное положение? Должность? Занятия? Причастность к описываемым событиям? 1) Кто автор документа? Каково его социальное положение? Должность? Занятия? Причастность к описываемым событиям? 2) Какому историческому событию или явлению посвящен документ? Что увидел автор? Как он относится к происходящему? Подтвердите свои рассуждения словами текста и другими деталями. 2) Какому историческому событию или явлению посвящен документ? Что увидел автор? Как он относится к происходящему? Подтвердите свои рассуждения словами текста и другими деталями. 3) Чем вы объясните именно такое отношение автора к данным событиям? К его участникам? 3) Чем вы объясните именно такое отношение автора к данным событиям? К его участникам? 4) В чем совпадают или чем отличаются свидетельства этого человека от других? Почему? 4) В чем совпадают или чем отличаются свидетельства этого человека от других? Почему? 5) Разделяете ли вы отношение автора к описанным фактам? Доверяете ли его свидетельствам? Почему? 5) Разделяете ли вы отношение автора к описанным фактам? Доверяете ли его свидетельствам? Почему? 6) В какой мере этот документ может быть использован в качестве исторического источника? 6) В какой мере этот документ может быть использован в качестве исторического источника?

Документы литературного характера: историческая проза, поэзия, драма, басни, эпос, мифы, песни, сатира, крылатые выражения и т.п. Документы литературного характера: историческая проза, поэзия, драма, басни, эпос, мифы, песни, сатира, крылатые выражения и т.п.

Вопросы: 1) Покажите на карте место, где происходит действие этого литературного источника. 1) Покажите на карте место, где происходит действие этого литературного источника. 2) По характерным деталям быта, одежды, поведения людей и т.п. определите примерное время действия или время написания произведения (найдите в документе признаки, подтверждающие, что он был создан в эпоху…). 2) По характерным деталям быта, одежды, поведения людей и т.п. определите примерное время действия или время написания произведения (найдите в документе признаки, подтверждающие, что он был создан в эпоху…). 3) Какие образы исторических героев, событий создает автор? Что представляется вам в этом портрете явно преувеличенным, искаженным? Как вы думаете, с какой целью автор произведения сделал это? 3) Какие образы исторических героев, событий создает автор? Что представляется вам в этом портрете явно преувеличенным, искаженным? Как вы думаете, с какой целью автор произведения сделал это? 4) Как автор объясняет поступки своих героев. Согласны ли вы с его аргументами? 4) Как автор объясняет поступки своих героев. Согласны ли вы с его аргументами? 5) К какому общественному слою принадлежит автор? Насколько объективным и беспристрастным он оказался в передаче событий или он совершенно к этому не стремился? 5) К какому общественному слою принадлежит автор? Насколько объективным и беспристрастным он оказался в передаче событий или он совершенно к этому не стремился? 6) В каких других литературных произведениях, в том числе иноязычных, вы встречали похожий сюжет? Чем можно объяснить его распространение? 6) В каких других литературных произведениях, в том числе иноязычных, вы встречали похожий сюжет? Чем можно объяснить его распространение?