СОВРЕМЕННОЕ РАДИОВЕЩАНИЕ
Законы, повлиявшие на развитие коммерческого радиовещания Закон СССР «О кооперации в СССР» 8998-XI от 26 мая 1988 г., Закон СССР об аренде от 23 ноября 1989 г., Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» 6050-XI от 19 ноября 1986 г., Закон СССР «О предприятиях в СССР» от 4 июня 1990 г., Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации» от 12 июня 1990 г.
К концу 1999 года число лицензий, выданных на радиовещание в России, превысило 900. Среди них подавляющее большинство (около 800) составили локальные коммерческие музыкальные станции.
Медиапотребле ние
Среднесуточное радиослушание в Москве 5 час. 22 мин в городах зоны измерения – 5 час. 05 мин.
На 31 декабря 2010 года в Реестре лицензий в области телерадиовещания зарегистрировано действующих лицензий в области радиовещания. Количество радиостанций
Диапазоны вещания УКВ ЧМ / FM: 62,5% (почти две трети от общего количества выданных и действующих лицензий). В диапазоне УКВ вещают 32,1% обладателей действующих лицензий. На Средних волнах вещают 4,2%, На Длинных волнах - 0,9%, На Коротких волнах - 0,3%
Данные за январь – сентябрь каждого года
Тенденции Рекламные бюджеты неизбежно двигаются из Москвы в регионы. Вслед за рекламными бюджетами следуют и сетевые радиостанции, вытесняя локальный радиобизнес, заменяя станции собственного программирования сетевым унифицированным, часто нелокализованным программным продуктом.
Бизнес-модели реклама (ее вклад в совокупный доход на радиорынке в России в 2010 году оценен экспертами в 71%). общий вклад других недотационных источников финансирования – не более 6 %.
Дотационные источники государственные субсидии, выделяемые ежегодно в соответствии с Федеральным законом «О Федеральном бюджете»; субсидии на реализацию социально значимых радиопрограмм независимо от юридического статуса компаний, пожертвования граждан.
Доходы, полученные по дотационной модели, составили в целом по российскому рынку в 2010 году 23% от совокупного дохода всех радиостанций… Масштаб дотаций
Для российского рынка радио характерно Российский радиорынок очень насыщенный. Станций много, что не обеспечивается размером и уровнем развития рекламного рынка. Новые тенденции приживаются с трудом. Мода на определенный тип контента. Агрессивное брендирование при шаблонности контента. Частая смена форматов на одной частоте.
Важно! Музыка не является больше единственным притягательным компонентом. Высокий уровень концентрации радиобизнеса. Создание холдингов – это естественная стратегия выживания на переполненных рынках
Объем ежедневной аудитории радиостанций (Россия, июль-декабрь 2011 г.)
Продолжение…
Типология в радиовещании По типу собственности: государственное (в том числе муниципальное), коммерческое, некоммерческие (общественные организации).
85,5% составляют радиостанции разного юридического статуса: Общества с ограниченной ответственностью, ЗАО (Закрытое Акционерное Общество), ОАО (Открытое Акционерное Общество). 12,6% - государственные и муниципальные организации, 1,9% - негосударственные некоммерческие радиостанции Типология в радиовещании
На территорию России вещают более 50 зарубежных радиокомпаний с общим объемом русскоязычного вещания более 170 часов в сутки. существенно сократилась зона охвата государственным вещанием населения; на северо-западе РФ, на границах со странами СНГ и Дальнем Востоке в эфире, в основном, присутствуют зарубежные радиостанции, вещающие на русском языке; при снятии или сокращении загрузки радиопередающих устройств, в силу особенностей международной координации в течение 6-12 месяцев безвозвратно утрачивается частотный ресурс Российской Федерации, который занимается другими государствами.
Государство – крупнейший собственник на радиорынке страны. В ВГТРК входят «Радио России», «Маяк», «Юность», «Культура», "Вести FM". В 2007 году доход группы радиостанций ВГТРК составил 636 млн руб., а в 2008-м, без учета декабря 1,085 млрд руб., то есть примерно на 70% больше
По типу распространения: эфирное (радиоволны), проводное (провода), через интернет. Типология в радиовещании
По данным Росстата, число радиоточек в стране с 2000-го по 2005 год уменьшилось более чем в полтора раза, а в сельской местности - более чем в три раза
Радиоприемные устройстваПроцент* Однопрограммный приемник (радиоточка, проводное радио) 11 Трехпрограммный приемник (проводное радио) 6 Стационарный приемник (музыкальный радиоцентр) 22 Переносной приемник17 Автомобильный приемник (автомагнитола) 26 Радиоприемник с цифровым дисплеем 5 Цифровой телевизор15
По охвату: федеральные, как правило, проводные, сетевые (франчайзинговые), региональные, местные, локальные (в пределах одного предприятия). Франчайзинговые (от англ. franchise – привилегия) – коммерческие сетевые FM станции – ретрансляторы московских, петербургских станций, которые платят за прием программ головной сетевой станции со спутника и дают в эфир от 1,5 до 6 часов передач местного производства. Типология в радиовещании
По тематическому своеобразию: универсальное, общего плана (формат: «все для всех» – от музыки до радиосериалов и радиопостановок). По сути, такой характеристике соответствует только «Радио России». информационно-разговорные форматы (News&Talk): «Вести FM», «Business FM», «Сити FM», «Коммерсант FM», «Русская служба новостей» (РСН), «Эхо Москвы», «Говорит Москва». музыкально-разговорные форматы (Music&Talk): «Серебряный дождь», «Радио Маяк», «Радио Комсомольская правда», «Финам FM», «Юмор FM». музыкальное (тоже подразделяющиеся на более узкие аудиторные и содержательные ниши в зависимости от формата музыки). Типология в радиовещании
При этом сегмент чисто разговорных неполитизированных станций свободен. Особняком стоят станции-каналы иновещания – ВВС, «Свобода», «Deutche Welle» и др. Нишу вещания для детей занимает радиостанция «Детское радио». Спортивное радио представлено радиостанциями «Спорт» и «Зенит» (Санкт- Петербург). Просветительское радио представлено станциями «Культура» и «Орфей». По тематическому своеобразию: Типология в радиовещании
Количество журналистов и медийных персонажей, которые могут работать в разговорном жанре, ограничено. Основная стратегия конкурентной борьбы в этом сегменте заключается не в разработке уникального разговорного формата, а в переманивании ведущих, за которыми зачастую уходит и аудитория.
на аудиторию лет: DFM, NRJ, «Европа Плюс», «Next FM», «Love Radio», «Хит FM», «Первое Популярное радио», «MAXIMUM», «Наше радио», «RU.FM», «Мегаполис FM», «Свежее радио» «ЮFM». на аудиторию лет: Музыкальные форматы (Music&News): «Милицейская волна», «Радио Дача», «Радио Шансон», «Русское радио», «Авторадио», «Ретро FM», «Кекс FM», «Дорожное радио», «Добрые песни», «Радио Алла», «Радио Звезда». Музыкально-разговорные форматы Информационно-разговорные форматы По аудиторной ориентированности: Типология в радиовещании
Концентрация радиобизнеса Лидеры рынка: «Русская Медиагруппа», «Европейская Медиагруппа», «Вещательная корпорация Проф-Медиа».
«Русская Медиагруппа»: «Русское радио», «Русская Служба Новостей», «Радио Монте-Карло» «Радио MAXIMUM», «Хит FM» «DFM».
«Европейская медиагруппа» «Европа плюс» «Ретро FM» «Радио 7» «Кекс FM» «Свежее радио». Если считать все собственные или аффилированные станции, то их в «Европейской медиагруппе» – 300
«Вещательная корпорация Проф-Медиа» (ВКПМ) «Авторадио» «Юмор FM» «Радио Energy» «Радио Романтика»
«Газпром-Медиа» «Эхо Москвы» «Первое Популярное радио» «Next FM» «Сити FM» «Relax FM» «Детское радио»
ВГТРК (в FM диапазоне): «Радио Маяк», «Радио Культура», «Вести FM», ЮFM. Мedia Hold: «Love Radio», «Радио Дача», «Хfm». «Объединенные Медиа»: «Business FM» «98 FM- 98 Хитов». «Моя Семья»: «Моя Семья», «95,2 FM». «Радио-Центр»: «Говорит Москва», «Радио Спорт». «Arnold Prize Group»: «Радио Джаз», «Радио Классик». News Media Radio Group: «Наше Радио», «Радио Best FM». Другие холдинги
Кемеровский холдинг «Сибирский деловой союз» (СДС) просит разрешения у Федеральной антимонопольной службы (ФАС) на покупку вещательной корпорации «ПрофМедиа». СДС в декабре 2011 года уже приобрел за $162 млн главного конкурента ВКПМ «Европейскую Медиа Группу». Официально кемеровский холдинг объявил о покупке 25% ЕМГ, уточнив, что намерен довести свою долю участия до 100%. На 30 декабря 2011 года, две структуры СДС уже владеют 48,64% головного ООО ЕМГ
Региональная медиагруппа В 2006 г. РМГ начала формирование регионального радио-холдинга. К концу 2007 г. группа управляла 27 станциями во Владивостоке, Красноярске, Кемерово и нескольких городах Кемеровской области, Челябинске, Ростове-на-Дону и Ростовской области, Новосибирске, Самаре, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде.
Запуск радиостанций редакциями печатных СМИ Радио «Комсомольская правда» вышло в свет в марте 2009 года. Спустя год у них было уже 14 городов вещания. «Коммерсант FM» начал свое вещание на частоте 93,6 FM 15 марта 2010 года в Москве и Московской области, хотя ожидался запуск этого проекта еще в 2008 г.
Подкасты Файлы + RSS-потоки + mp3-плеер.
Каталоги подкастов RPod.ru PodStars.ru