«Испробованы все орудия, кроме одного – единственного, которое может вести к успеху, - кроме хорошо направленной свободы» Ж. Ж. Руссо
«Суть проблемного изложения в том, что учитель ставит проблему, сам ее решает, но при этом показывает путь решения в его подлинных, но доступных учащемуся противоречиях, вскрывает ход мыслей при движении по пути их решения. Назначение этого метода в том, что учитель показывает образцы научного познания, научного решения проблемы, «эмбриологию знания», а учащиеся контролируют убедительность этого движения, мысленно следят за его логикой, усваивая этапы решения целостных проблем».
Урок Учитель: Объяснить закрепить проверить Мастерская 1. Свободный поиск, свободное познание, ощущение незавершенности. «Не тверди, что знаешь свой потолок – поначалу убедись, что он твой». Р. Бах ощущение завершенности свободный поиск, свободное познание.
Урок Ученик: Понять запомнить ответить Мастерская Сомнения. Тайна возникновения знаний. Мучительный путь человечества к познанию. 2. Осознание тайны возникновения знаний. Безграничность истины 1. Свободный поиск, свободное познание, ощущение незавершенности. убежденность в законченности знаний
Урок – знание, мастерская – поиск ???
Проблема Пути решения Вывод, доказательство Вопрос Ответ Оценка Генерация идеи Экспертная оценка всех Возникновение новых идей Усовершенствование Урок Декларативно Мастерская На уровне подсознания
Мастерская 1. Свободный поиск, свободное познание, ощущение незавершенности. 2. Осознание тайны возникновения знаний. Безграничность истины «Не дари голодному рыбу, а подари удочку» Немецкая пословица 3. Генерация идеи – обсуждение – новые идеи – усовершенствование.
Мастерская 1. Свободный поиск, свободное познание, ощущение незавершенности. 2. Осознание тайны возникновения знаний. Безграничность истины 3. Генерация идеи – обсуждение – новые идеи – усовершенствование. Трагедия Ступень к познанию 4. Ошибка - ступень к познанию. Ошибка
Мастерская Свободный поиск, свободное познание, ощущение незавершенности. Осознание тайны возникновения знаний. Безграничность истины Генерация идеи – обсуждение – новые идеи – усовершенствование. Ошибка - ступень к познанию.
« Летать – это вовсе на значит махать крыльями, чтобы перемещаться с места на место. Это умеет даже… даже комар» Р.Бах.