Высшая школа экономики, Москва, 2012 Государственный контроль (надзор) Преподаватель - Крылова Дина Владимировна, Президент Межрегионального Общественного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Защита юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Advertisements

Виды проверок организаций- исполнителей ГОЗ, проводимых контрольным органом, в том числе СМК по ГОСТ РВ
О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ МИНИСТЕРСТВОМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН с учетом требований Федеральных законов от ФЗ.
Основной нормативно-правовой акт, регулирующий отношения, возникающие при проведени проверки: Федеральный Закон от года 294-ФЗ «О защите прав.
Нормативно - правовая основа осуществления государственного надзора Федеральный закон от ФЗ « О защите прав юридических лиц и индивидуальных.
Федеральный закон от ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)
Отдел по контролю за применением цен (тарифов). Полномочия по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) Федеральный закон от
Программа повышения квалификации ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ.
Контроль и надзор в сфере образования. Основные НПА Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г ; Федеральный закон «О защите.
Защита прав субъектов коммерческих отношений Тема 10.
1. Статья 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) 2. Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц.
Организация и осуществление государственного надзора за соблюдением трудового законодательства. Организация и осуществление государственного надзора за.
1 СИСТЕМА органов контроля 2 ВНЕШНИЙ ВНУТРЕННИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗАКАЗЧИКОМ ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН В СФЕРЕ ЗАКУПОК ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ.
Дата 14 июля 2008 г. О проектах федеральных законов, направленных на сокращение административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности.
Лекция 8 Государственный контроль над соблюдением требований законодательства об энергосбережении.
1. Статья 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) 2. Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц.
Блок-схема исполнения государственной функции 1) Проведение проверки (ревизии) соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании и (или)
1 Осуществление контроля в отношении аккредитованных лиц.
1. Статья 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) 2. Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц.
Новеллы некоммерческого законодательства: новые правила регистрации и отчетности, правовые условия работы добровольцев Руководитель юридической службы.
Транксрипт:

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Государственный контроль (надзор) Преподаватель - Крылова Дина Владимировна, Президент Межрегионального Общественного Фонда «Деловая перспектива», Преподаватель кафедры Москва 17 декабря 2012 г. Кафедра теории и практика взаимодействия бизнеса и власти

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Законодательство о контроле (надзоре) Закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора). Законом устанавливаются: порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей контролирующими органами; порядок взаимодействия контролирующих органов при организации и проведении проверок; права и обязанности контролирующих органов при проведении проверок; права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), меры по защите их прав и законных интересов. Федеральный закон от ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" 2

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Понятие и принципы контроля (надзора) Контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений хозяйствующими субъектами обязательных требований, посредством организации и проведения проверок, принятия мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений. Принципы контроля (надзора): презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; проведение проверок только в соответствии с полномочиями контролирующего органа; недопустимость проводимых в отношении одного хозяйствующего субъекта несколькими органами контроля (надзора) проверок исполнения одних и тех же обязательных требований; недопустимость взимания платы за проведение мероприятий по контролю. Плата с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю не взимается. Федеральный закон от ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" 3

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Особенности осуществления контроля (надзора) Действие Федерального закона 294-ФЗ не распространяется на 16 видов контроля (надзора), например: налоговый контроль; валютный контроль; таможенный контроль; банковский надзор; страховой надзор; контроль за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; контроль на финансовых рынках. Особенности осуществления контроля (надзора) устанавливаются в отношении 26 видов контроля (надзора), например: лицензионный контроль; экспортный контроль; государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций; государственный пожарный надзор; государственный строительный надзор; государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий; государственный контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси. 4

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности 68 видов деятельности осуществляются в уведомительном порядке. Перечень видов деятельности постоянно расширяется. Предъявление требований о получении хозяйствующими субъектами разрешений, заключений и иных документов не допускается. Уведомление о начала осуществления предпринимательской деятельности направляется в Роспотребнадзор, Ространснадзор или Федеральное медико- биологическое агентство (в зависимости от вида деятельности). С 1 июля 2012 г. возможна подача уведомлений в форме электронного документа. С момента вступления в силу было подано более 122 тыс. уведомлений о начале бизнеса. Причем 50% всех уведомлений приходиться на 2011 год, что подчеркивает рост популярности и действенность упрощенной процедуры представления уведомлений. Наиболее популярные виды деятельности: «Розничная торговля» – 56 тыс. или 46%; «Услуги общественного питания» – 19 тыс. или 15%; «Предоставление бытовых услуг» – 16 тыс. или 13%; «Перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом» – 14 тыс. или 11 %. 5

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Плановые проверки Предмет плановой проверки: соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований. Периодичность плановых проверок: Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. В сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов проверок. Планы разрабатываются контролирующими (надзорными) органами. Сводный план публикуется на сайте Генеральной прокуратуры РФ. Основанием для проведения плановой проверки является истечение трех лет со дня: государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя; окончания проведения последней плановой проверки; начала осуществления деятельности в уведомительном порядке. 6

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Внеплановые проверки Основанием для проведения внеплановой проверки является: истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения; поступление в орган контроля (надзора) информации о следующих фактах: причинение вреда (возникновение угрозы причинения вреда) жизни, здоровью граждан; нарушение прав потребителей; поручение Президента РФ, Правительства РФ, требование прокурора. Согласование внеплановых проверок: Внеплановые проверки подлежат обязательному согласованию с прокуратурой. В 2011 г. прокуратурой было согласовано 20 тыс. внеплановых проверок. В 2011 г. прокуратурой было отказано в согласовании 35 % внеплановых проверок. У некоторых ФОИВ прокуратурой отклонено более половины заявлений о согласовании внеплановых выездных проверок: Росреестр - 63% заявлений, МЧС России – 54% заявлений, Ростехнадзор – 51% заявлений. Виды внеплановых проверок: Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки. 7

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Статистика проведения проверок Основные проверки проводятся федеральными контролирующи ми органами. Основные проверяющие органыКоличество проверок 8

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Ограничения при проведении проверки При проведении проверки контролирующий орган не вправе: проверять выполнение обязательных требований вне пределов своих полномочий; осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении представителя хозяйствующего субъекта; требовать представления документов, информации, образцов продукции, если они не являются объектами проверки; распространять информацию, полученную в результате проведения проверки; превышать установленные сроки проведения проверки; осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю. Сроки проведения проверок: По общему правилу срок не может превышать двадцать рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год. 9

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Оформление результатов проверки По результатам проверки должностными лицами составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. В акте проверки указываются: 1) дата, время и место составления акта проверки; 2) наименование органа государственного контроля (надзора); 3)дата и номер распоряжения или приказа о проведении проверки; 4) фамилии, имена, отчества и должности проверяющих; 5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя; 6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки; 7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях; 8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки; 9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку. В случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки проверяемый вправе представить в соответствующие орган в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания. Журнал учета проверок: Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок, в который вносят сведения проверяющие. Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя. 10

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Санкции по результатам проверки Контролирующий орган в случае выявления нарушений вправе применить следующие виды наказаний: административный штраф; административное приостановление деятельности по решению суда; предупреждение; дисквалификация – лишения права занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Виды наказаний по результатам выявленных нарушений Типы наложенных наказаний по результатам проверок Основной вид наказания – административный штраф. Контролирующие органы – лидеры по размеру наложенных штрафов: Росфинмониторинг – 100 млрд. руб.; ФТС России – 56,2 млрд. руб.; ФАС России – 6,5 млрд. руб.; МЧС России – 3,6 млрд. руб. 12

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Административное приостановление деятельности Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды. Административное приостановление назначается судьей по обращению контролирующего органа. Только Ростехнадзор может приостанавливать деятельность без решения суда. Предельный срок приостановления деятельности – 90 дней. Сведения о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности в 2011 г.: МЧС России – 25,9 тыс. хозяйствующих субъектов; ФМС России – 11 тыс. хозяйствующих субъектов; Роспотребнадзор – 5,9 тыс. хозяйствующих субъектов; Ростехнадзор – 2,9 тыс. хозяйствующих субъектов. 13

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Восприятие контрольно-надзорной деятельности предпринимателями По данным Индекса ОПОРЫ РОССИИ-2012 Несмотря на то что большинство предпринимателей сталкивались с административными барьерами, они часто не воспринимают их как существенные препятствия. Формируется своего рода «привыкание» к административным барьерам. 14

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Источники проблем для бизнеса По данным Индекса ОПОРЫ РОССИИ-2012 В целом проверки являются достаточно болезненной темой для респондентов. Так, работа проверяющих инстанций (пожарной инспекции, санэпиднадзора и т.п.) с той или иной периодичностью создает проблемы для большинства представителей малого и среднего бизнеса: для 44% компаний это происходит довольно редко, для 15% – часто, а 5% страдают от проверок постоянно. 15

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Защита прав юридических лиц и ИП при проведении проверки Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении проверки осуществляется в административном и (или) судебном порядке. Нормативные правовые акты органов государственного контроля (надзора), нарушающие права и (или) законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, могут быть признаны недействительными полностью или частично. Возможности объединений предпринимателей: Объединения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, саморегулируемые организации вправе: 1) обращаться в органы прокуратуры с просьбой принести протест на противоречащие закону нормативные правовые акты, на основании которых проводятся проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; 2) обращаться в суд в защиту нарушенных при осуществлении государственного контроля (надзора) прав и (или) законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся членами указанных объединений, саморегулируемых организаций. 16

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Спасибо за внимание!