НАРУШЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, СУДЕБНАЯ И ВНЕСУДЕБНАЯ ПРАКТИКА, ПУТИ ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ ЗАКАЗЧИКОВ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Контрактная система Осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок.
Advertisements

1 СИСТЕМА органов контроля 2 ВНЕШНИЙ ВНУТРЕННИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗАКАЗЧИКОМ ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН В СФЕРЕ ЗАКУПОК ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ.
Практика рассмотрения Свердловским УФАС России жалоб по Закону о закупках в порядке ст.18.1 Закона о защите конкуренции.
Тема1.4 НАРУШЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, СУДЕБНАЯ И ВНЕСУДЕБНАЯ ПРАКТИКА, ПУТИ ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ ЗАКАЗЧИКОВ.
ПЕРГУШЕВ ИГОРЬ МИХАЙЛОВИЧ ООО «ГОСКОНСАЛТИНГ» директор ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 26 ИЮЛЯ 2006 Г. 135-ФЗ «О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ» Статья Порядок рассмотрения.
Рассмотрение в арбитражных судах споров, касающихся проведения закупок для государственных нужд Г.Сухадольский, руководитель направления консультирования.
«Анализ типовых нарушений при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд» Семинар-совещание
СФЕРА ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.
Минфин России Служба контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Обзор административной и судебной практики Службы контроля Ханты-Мансийского.
Проверки соблюдения требований Федерального закона 94-ФЗ.
Законодательство, регламентирующее осуществление контроля и меры ответственности в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд Свердловской.
О реализации Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
Отдельные вопросы осуществления контроля в сфере закупок.
Презентация на тему: ПРАВИЛА СУДЕБНОГО РАЗРЕШЕНИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ.
Итоги работы отдела по контролю в сфере размещения заказа для муниципальных нужд за 2007 год.
3-й Форум юристов стран СНГ Правовые рамки проведения государственных закупок в России : Федеральный закон от 21 июля 2005 года 94-ФЗ с изм. от
Институт госзакупок РАГС 1 Обжалование размещения заказов Судебно-арбитражная практика КОШЕЛЕВА ВАЛЕНТИНА ВИКТОРОВНА Институт госзакупок.
Самарское УФАС России 2012 г. Практика привлечения к административной ответственности по статье 14.9 КоАП РФ. Однородность правонарушений по статье 14.9.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА В СФЕРЕ ЗАКУПОК: ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ УФАС ПО РМ Саранск, 2015.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ивановской области Об опыте правоприменительной.
Транксрипт:

НАРУШЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, СУДЕБНАЯ И ВНЕСУДЕБНАЯ ПРАКТИКА, ПУТИ ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ ЗАКАЗЧИКОВ

Арбитражная практика 2 Возможность обобщения принятых решений общая часть торгов приватизационные торги, торги в порядке исполнительного производства и др. заключение и исполнение договора торги по закупке продукции для госнужд выбор контрагента (конкурс, аукцион и запрос котировок.) заключение договора исполнение договора формирование потребности иные торги госзакупки ст.449 ГК РФ

Арбитражная практика 3 Типичные нарушения законодательства при размещению заказов выбор неверного способа размещения заказа установление незаконных требований к участникам размещения заказов, к товарам, работам, услугам установление требований в документации по поставке товара с указанием большого количества точных технологических характеристик, в результате которых, может быть поставлен товар лишь одного производителя, при наличии на рынке достаточного количества аналогичных товаров установление незаконных требований к лицензированию деятельности необоснованный отказ от участия в торгах, запросе котировок необоснованный допуск к участию в торгах, запросе котировок несоответствие закону порядка оценки заявок на участие в конкурсе/ использование не предусмотренных законом критериев оценки заявок на участие в конкурсе указание конкретного торгового наименования вместо МНН или допущение в МНН орфографических ошибок Необоснованный допуск/ отклонение Иные ошибки и неточности в проектах контрактов и договоров

Арбитражная практика 4 Разрешение споров Внесудебный порядок: –административный порядок Судебный порядок –арбитражные суды –третейские суды ГОСЗАКУПКИ: п. 1 ст. 57 Закона 94-ФЗ «Любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном настоящей главой, действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа…»

Арбитражная практика 5 Внесудебное (административное) рассмотрение споров

Арбитражная практика 6 Федеральный закон РФ от ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Федеральный закон от ФЗ «О защите конкуренции» Постановление Правительства РФ от «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд» Кодекс об административных правонарушениях РФ Приказ ФАС России от N 498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы …………." Иные НПА, которые приняты во исполнение норм 94-ФЗ Нормативные правовые акты, регулирующие полномочия ФАС России в сфере размещения заказов

Арбитражная практика 7 Разрешение споров (по 94-ФЗ) Внесудебный порядок: –административный порядок Судебный порядок –арбитражные суды –третейские суды ГОСЗАКУПКИ: Срок обжалования: В любое время размещения заказ, но не позднее чем через 10 дней со дня: Подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе; Протокола аукциона; Рассмотрения и оценки котировочных заявокРассмотрения и оценки котировочных заявок; Протокола, а в случае признания конкурса или аукциона несостоявшимся, при закрытых торгах – со дня подписания соответствующего протокола

Арбитражная практика 8 Обжалование –федеральных нужд – в федеральный орган –нужд субъекта– в федеральный орган или субъекта –муниципальных нужд – в федеральный орган, или орган субъекта, или муниципальный орган Жалоба подается в письменной форме, в т.ч. в форме электронного документа или посредством факсимильной связи. Копия жалобы должна направляться заказчику/Уполномоченному органу, действия которого обжалуются УФАС в течение 2-х рабочих дней со дня поступления жалобы размещает на официальном сайте информацию о поступлении жалобы и ее содержании, а также в уведомлении-требовании сообщает всем сторонам о месте и времени рассмотрения, которое должно состояться не позднее 5 рабочих дней после ее поступления Возражения на жалобу необходимо представить в УФАС не позднее 2 дней (рабочих) до ее рассмотрения Рассмотрение разногласий (по 94-ФЗ)

Арбитражная практика 9 Предусматривается обязанность «стороны», чьи действия обжалуются, предоставить ВСЕ документы по процедуре, необходимые для рассмотрения. Рассмотрение жалобы осуществляется комиссией на коллегиальной основе. Рассмотрение жалобы не проводится в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе по критериям оценки заявок на участие в конкурсе, указанным в пунктах 1 и 1.1 части 4 статьи 28, пунктах 1, 2 и 4 части 3 статьи 31.6 До рассмотрения по существу контракт не подлежит заключению (императивная норма ст. 60 Закона и п Регламента УФАС). Срок заключения контракта продляется на срок рассмотрения жалобы. По результатам рассмотрения УФАС принимает решение и выносит на основании него предписание (при выявлении нарушений) и в течении 3-х рабочих дней уведомить о решении Обжаловать принятое решение в суде можно в течение 3 месяцев Рассмотрение разногласий (по 94-ФЗ)

Арбитражная практика 10 Решение + Предписание Пункт Регламента УФАС: Действиями, направленными на устранение нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов, могут быть:законодательства - отмена протоколов, составленных в ходе проведения процедур. Предписание об отмене протоколов выдается также в случае, если выдается предписание о внесении изменений в извещение и/или в документацию; - внесение изменений в извещение и/или в конкурсную документацию, документацию об аукционе (в том числе в документацию об открытом аукционе в электронной форме) с продлением сроков подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов; - проведение процедур размещения заказов в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов; Закона - иные действия, направленные на устранение нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов.законодательства Пункт Регламента УФАС решение, которое должно состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. Вводная часть решения должна содержать необходимые адресаты и реквизиты. Описательная часть решения должна содержать краткое изложение доводов жалобы и возражений, объяснений, пояснений, заявлений, доказательств и ходатайств лиц, участвующих в деле. В мотивировочной части решения должны быть указаны: - обстоятельства, установленные при рассмотрении жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, на которых основываются выводы Комиссии; - нормы законодательства, которыми руководствовалась Комиссия при принятии решения; - сведения о нарушении требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов, оценка этих нарушений, а также о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов;законодательства - иные сведения. Резолютивная часть решения должна содержать: - выводы Комиссии о признании жалобы обоснованной, частично обоснованной, необоснованной; - выводы Комиссии о наличии в действиях (бездействии) Заказчика нарушений законодательства со ссылками на конкретные нормы, нарушение которых было установлено в результате рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки;законодательства - выводы Комиссии о необходимости рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства; - сведения о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений законодательства;законодательства - другие меры по устранению нарушений, в том числе обращение с иском в суд, передача материалов в правоохранительные органы и т.д. В случае признания жалобы частично обоснованной резолютивная часть решения должна содержать выводы Комиссии о том, какие именно доводы жалобы признаны обоснованными.

Арбитражная практика 11 Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии в порядке, предусмотренном главой 8 Закона, не является препятствием для обжалования участником размещения заказа действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии в судебном порядке. Рассмотрение разногласий (по 94-ФЗ)

Арбитражная практика 12 В соответствии со ст ФЗ ФАС полномочен осуществлять поверки, которые можно разделить на плановые и неплановые. ПЛАНОВЫЕ проверки: –В отношении одного заказчика, одного уполномоченного органа, одной действующей на постоянной основе конкурсной, аукционной или котировочной комиссии – не менее чем 1 раз в 6 месяцев –В отношении одной специализированной организации, одной конкурсной, аукционной, котировочной комиссии (т.е. созданных для проведения конкретной закупки) – не более 1 раза за период со дня опубликования Извещения, направления приглашения на участие в закрытой процедуре до дня заключения контракта, признания торгов несостоявшимися либо отклонения всех котировочных заявок ВНЕПЛАНОВЫЕ проверки: –Осуществляются при поступлении информации от территориального управления, органов местного самоуправления о неисполнении предписаний выданных ФАС, наличия действий (бездействий), содержащих признаки административного правонарушения. Проведение проверок

Арбитражная практика 13

Арбитражная практика 14 Судебная система в Российской Федерации

Арбитражная практика 15 Задачи Арбитражного суда: защита нарушенных (или оспариваемых) прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; содействие укреплению законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Регулируются: Конституция РФ; федеральное законодательство Суды: гражданские, мировые арбитражные третейские Арбитражный суд

Арбитражная практика 16 ВАС РФ АС субъекта апелляционная кассационная ФАС первая (по существу) Инстанции: первая (по существу) надзорная Система арбитражных судов ААС

Арбитражная практика 17 Глава 34 АПК РФ –проверка законности и обоснованности судебных актов АС субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции, обжалование – 1 месяца –В апелляционной жалобе не могут быть заявлены новые требования, которые не были предметом рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции Глава 22 АПК РФ –рассматривают дела в первой инстанции (по существу) Основные полномочия Арбитражный суд субъекта ВАС РФ АС субъекта ФАС ААС

Арбитражная практика 18 Глава 35 АПК РФ: - проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права; - проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Основные полномочия Федеральный арбитражный суд ВАС РФ АС субъекта ФАС ААС

Арбитражная практика 19 –рассматривает в первой инстанции экономические споры между РФ и субъектами РФ –рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в РФ; –обобщает практику применения законодательства арбитражными судами, дает разъяснения по вопросам судебной практики; Основные полномочия Высший арбитражный суд ВАС РФ АС субъекта ФАС ААС

Арбитражная практика 20 Задачи Гражданского суда: правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов РФ, субъектов РФ, мун.образований… должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду Регулируются: Конституция РФ; федеральное законодательство (ФКЗ «О судебной системе…», ГПК…) Суды: гражданские, мировые; арбитражные; третейские Гражданский суд

Арбитражная практика 21 Задачи Третейского суда: «В третейский суд может по соглашению сторон передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений…» (102-ФЗ) «По соглашению сторон подведомственный арбитражному суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда…» ст.4 АПК РФ) Регулируются: Конституция РФ; ФЗ «О третейских судах в РФ» Суды: гражданские, мировые третейские арбитражные Третейский суд

Арбитражная практика 22 Гражданский кодекс Российской Федерации: основания доводов суда Статья 448. Организация и порядок проведения торгов Лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Статья 449. Последствия нарушения правил проведения торгов 1. Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. 2. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Арбитражная практика 23 Привлечение победителя Третьим лицом обязательно для: признания торгов недействительными признания торгов несостоявшимися признания правильности проведения торгов Соответчиком: по заявлению Истца и по усмотрению суда

Арбитражная практика 24 Толкование понятия конкурса/аукциона Протокол о результатах конкурса (аукциона) имеет силу договора, и не может быть аннулирован в одностороннем порядке* Торги - оспоримая сделка Срок исковой давности - 1 год должен выбрать победителя Извещение о проведении торгов является публичной офертой, а не «просто информацией»

Арбитражная практика 25 Основания признания размещения заказа недействительным (по 94-ФЗ) Нарушение предусмотренных 94-ФЗ положений о размещении заказа (ч.5 ст.10) Допуск к участию в торгах участника размещения заказа, который в соответствии с ч.1 ст. 12 не может быть допущен к участию в торгах (ч.6 ст. 12) Нарушение порядка предоставления конкурсной документации, документации об аукционе и о запросе котировок Ведение переговоров заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации или КК с участником размещения заказа при проведении процедур торгов/запроса котировок Осуществление путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более чем рублей в течение квартала Прочее

Арбитражная практика 26 Последствия признания конкурса недействительным ! Интересный момент При обжаловании государственных контрактов суды часто приходят к мнению, что если контракт, заключенный с победителем торгов, частично исполнен, то признание торгов недействительными и приведение сторон контракта в первоначальное положение с возвращением полученного по сделке невозможно. Буквальное применение вышеназванной позиции привело бы к тому, что в случае, если контракт уже исполнен, иск подавать не имело бы смысла ввиду невозможности признания недействительности сделки. Однако хотелось бы указать также на то, что факт исполнения госконтрактов не является основанием для отказа уполномоченному государственному органу в удовлетворении заявленных требований, поскольку ст. 166, 168 ГК РФ не ставят вопрос о возможности признания сделки недействительной в зависимость от ее фактического исполнения. В данном случае следует применять принцип целесообразности. «признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги»

Арбитражная практика 27 Последствия признания торгов недействительными Статья 167 ГК РФ: при недействительности сделки каждая из сторон обязана возместить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре возместить его стоимость в деньгах. Примеры формулировок из Постановлений ФАС: При рассмотрении дела необходимо дать оценку: было ли допущено нарушение процедуры закупки товаров, имело ли оно существенное характер, оказало ли влияние на результаты торгов, т.к. признание торгов недействительными по формальным основаниям не направлено на защиту прав и законных интересов истца Принимая решение о возврате имущества, суд должен конкретно указать, какое имущество и какие денежные средства и кому должны быть возвращены. В случае установления невозможности возврата оборудования следует в соответствии с п. 21 ст. 167 ГК РФ установить стоимость оборудования исходя из отпускной стоимости предприятий-изготовителей в момент его покупки и затрат по доставке, после чего сопоставить уплаченную сумму с данной стоимостью; при необходимости произвести зачет надлежащих возврату денежных сумм. Открытые торги по решению суда признаны недействительными. В связи с тем, что стороны не возможно привести в первоначальное положение, суд правомерно отказал в удовлетворении иска и последствиях недействительности сделки. По причине частичного исполнения договора сторонами, приводить стороны в первоначальное положение не является целесообразным.

Арбитражная практика 28 Иск подается заинтересованным лицом Оценка влияния нарушений на права заявителя. В итоге иск может быть подан: –участником конкурса, аукциона, запроса котровок –лицом, которому было неправомерно отказано в участии Результат отсутствия заинтересованности отказ в иске: –занимался подготовкой заявки, но не подал ее –опоздал с подачей –не был допущен к участию, но не оспаривал недопущение «торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица »