«…Мы должны, наконец, понять, что обучение есть деятельность управленческая. Управлять учением – значит создавать такие условия, при соблюдении которых.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Advertisements

Презентация выполнена зам.директора по учебной части, учителем начальных классов МБОУ «СОШ 1» г. Микунь Бакуриной Н.Л.
Практический семинар МБОУ Рождественская СОШ 20 марта 2013 год.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе Подготовила : учитель иностранного языка МБОУ ООШ 25 Трофимова С.В.
Методики определения параметров ИСУД. Уровень обучаемости Алгоритм.
Директор школы Дурникина М. В. Современный урок с позиции формирования универсальных учебных действий МОУ СОШ с. Сухая Елань.
« Кто владеет информацией, тот владеет всем » Ли Якокка.
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
Универсальные учебные действия и метапредметные результаты обучения Скворцов Павел Михайлович, кандидат педагогических наук, методист МЦКО.
Сущностные характеристики нового качества образования в рамках ФГОС.
Формы работы Анализ текущего состояния. Методики определения параметров ИСУД.
Климова Ирина Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ 9»
Универсальные учебные действия (УУД). Цель образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Подготовка учащихся к реальной жизни Готовность занять активную позицию Успешно решать жизненные задачи Умение сотрудничать и работать в группе Быть готовым.
Реализация программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная.
Оценка метапредметных результатов обучения через освоенные учащимися универсальные учебные действия Скворцов Павел Михайлович.
Транксрипт:

«…Мы должны, наконец, понять, что обучение есть деятельность управленческая. Управлять учением – значит создавать такие условия, при соблюдении которых деятельность учения достигала бы поставленных целей. Жаль, что в зале нет специалистов в области управления…». Из речи В.В.Давыдова на конференции международной ассоциации Развивающего обучения.

Чем и как управляет учитель учитель Учитель анализирует (качество результатов и качество процесса): Учитель контролирует и корректирует деятельность системы «ученик-учитель» Учитель планирует и организует (качество процесса)

Интеллект-карта ресурсов

Управляем тем, что можем измерить (задать критерии и уровни)

Формирование и развитие универсальных учебных действий

Развивающие приемы «Логические пятиминутки» как инструмент развития учебно-логических умений учащихся Развивающие каноны Числовой диктант Логические каноны Развивающий канон Технология приема. Этот тип заданий относится к разряду логически-поисковых. Имеется некий вид 6-элементной конструкции, где элементы (слова, символы, рисунки и т.д.) связаны скрытым логическим смыслом. Один из элементов неизвестен. Требуется найти алгоритм составления конструкции и неизвестный элемент. Существуют различные типы связи между элементами.

Любимая игра скелетов Деликатес, производимый рыбой Фамилия человека, знаменитого своей козой Цветочная поза Заяц-патриот Приправа из венка Хитрый гриб Солнечный макияж Бабочка из шкафа Мумия абрикосаКрылатый акушер Прибор, через который амеба разглядывает людей Ягода четырех цветов Яблочная команда собаке Нежный хищник Насекомое в тельняшке Членистоногий измеритель реки Глупый репей Огородный сапер Розовая иголка Морской студень Овощ, который можно чесать Яблочко посреди молока

Правила участия в «мозговом штурме»: 1. Мозговая атака требует полного раскрепощения воображения. 2. Запрещаются критические замечания и промежуточные оценки – это мешает формулировать новые идеи. 3. Чем больше выдвинуто предположений, тем более вероятно, что в результате «мозгового штурма» действительно появятся новые, ценные идеи. 4. Приветствуются все дополнения и уточнения. 5. Разрешается задавать вопросы, если они не содержат оценки высказываний предыдущих ораторов. 6. Формулируйте свои мысли точно, но кратко. 7. Стремитесь решить проблему, а не демонстрировать свои знания.

1.Умение ставить учебную задачу 2. Навык выбора оптимального способа работы 1.Самостоятельно планировать этапы деятельности в начале изучения темы 2. Уметь выбрать комфортный для себя способ работы; знать свой индивидуальный стиль учебной деятельности (с 7-8 класса) 2.Умение прогнозировать результаты работы В начале работы предполагать результат и выводы 3.Навык самоконтроля и самооценки В конце работы сопоставлять реальный результат с прогнозом, «работать над ошибками» 4.Умение руководить работой группы или быть её участником Распределять работу между участниками, обеспечить всех необходимыми ресурсами, помогать по ходу работы, проанализировать результат и роль каждого участника Выполнять свою часть работы в соответствии с общей задачей, участвовать в проектной работе Регулятивные УУД по ФГОС

1.Умение выделять главное Подчеркивать при чтении карандашом главные мысли. Задания типа перефраз) 2.Умение логически мыслить Создавать и решать развивающие задания по теме: развивающие каноны, словесные пропорции и т.д. 3.Умение сопоставлять Сравнивать объекты по выделенным характеристикам 4.Умение сравнивать Выделять характеристики для сравнения самостоятельно и сравнивать объекты, процессы, теории и т.д. 5.Умение обобщать Давать названия отдельным частям текста, создавать задания типа «назови одним словом», Систематизировать разные термины и понятия, давать названия группам терминов Познавательные УУД

6.Умение устанавливать аналогии Приводить примеры аналогий из других областей знания 7.Умение классифицировать и систематизировать Создавать картотеки систем терминов и понятий; сворачивать в системы понятий или в интеллект - карты термины одной темы 8.Умение действовать по алгоритму Выполнять задания по образцу: решать задачи, описывать объекты и процессы 9.Умение рационально запоминать Знать способы запоминания, наиболее успешные для собственного ИСУД Познавательные УУД

Коммуникативные УУД 1.Владение монологической речью Готовить доклады, устные развернутые ответы 2.Навык активного слушания Готовить дома вопросы по параграфу – из текста и к тексту – для использования на уроке 3.Навык ведения диалога Участвовать активно в учебных беседах, обсуждениях 4.Навык работы в полилоге (дискуссии, обмен мнениями в группе) Готовиться к дискуссии, участвовать в обсуждениях, коллективных и групповых работах

Взаимоотношения и взаимодействия разных типов УУД Как регулятивное УУД оценка включает в себя выделение учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества усвоения и определение уровня усвоения. В познавательных УУД имеется оценка процесса и результатов деятельности, также рефлексия способов и условий действия В коммуникативных УУД есть оценка действий партнёра как способ управления его поведением

Причинно-следственные связи (логика) Задания: Расположите в логической последовательности Продолжите ряд Вставьте недостающее слово Постройте систему понятий Расположите рисунки в правильной последовательности Постройте интеллект-карту темы Напишите эссе на тему, используя предложенный ряд слов

Простой анализ Вопросы на узнавание: Выбери из списка слов те, которые относятся к … Выбери из формул те, которые…. Подчеркни в предложениях только слова с … Сопоставь даты и события Соедини стрелками рисунок и понятие Выбери из формул те, которые…. Сопоставь физическую величину и меру её измерения Выбери из списка героев тех, которые….

Ставит цель Мотивация Измеримая цель урока как результат ученика Проектирует средства Самоконтроль, Самооценка, самокоррекция Информационный подход Системно-деятельностный подход Готовый набор информации Умение учиться Я САМ УЧИТЕЛЬУЧИТЕЛЬ

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА : Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Чему учить? Как учить? Ради чего учить? УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ и УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ

Продуктивные задания – это задания, ход выполнения которых не описан в учебнике, имеются лишь подсказки. Репродуктивные задания нацелены лишь на предметные результаты, продуктивные – ещё и на метапредметные. УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ и УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными Традиционное задание Продуктивное задание Представь, что ты – человек XXI века – оказался в числе соратников Пугачева. За какие действия восставших ты бы испытывал угрызения совести? Свое мнение объясни. (История, 7 кл.) Назовите прогрессивные силы, участвовавшие в восстании Пугачева Вместо оценки авторской предложить ученику оценить ситуацию самому

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными Традиционное задание Продуктивное задание Если бы вы входили в команду Семена Дежнева, то какое время года вы предложили бы для начала похода? Почему? А если бы вы отправились в Антарктиду? Расскажите о путешествии Семена Дежнева Отрабатывать учебные алгоритмы на материале жизненных ситуаций

Банк (картотека) типичных заданий Картотека (банк) типичных заданий

ВЫДЕЛЕНО 8 ГРУПП РЕЗУЛЬТАТОВ, соотносящихся с «навыками 21 века» или ключевыми компетентностями: 1.ПРИОБРЕТЕНИЕ И ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ 2.СОТРУДНИЧЕСТВО 3.КОММУНИКАЦИЯ 4.РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ 5.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ 6.САМООРГАНИЗАЦИЯ И САМОРЕГУЛЯЦИЯ 7.ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ УЧЕНИЯ И НАЧАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РЕФЛЕКСИИ 8.ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ УСТАНОВКИ КОНСТРУИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ: ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СОГЛАСНО ФГОС ООО

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ: «Каким должно быть учебное задание, чтобы оно позволяло формировать выделенные навыки?» При анализе заданий использована методика кодировки (оценки) учебных заданий, разработанная в Стэнфордском исследовательском институте (SRI International, США, Калифорния) и апробированная в России в г.г. в рамках международного сравнительного исследования инновационой практики обучения (ITL)

Если мы научимся оценивать качество учебного задания с позиций его эффективности для формирования нужного навыка (например, разрешения реальных проблем и проблемных ситуаций), то сможем выявить и описать модель «хорошего задания», а затем, оценив соответствие традиционно используемой системы заданий построенной модели, выявить «болевые точки» и при необходимости их откорректировать.

Каким должно быть учебное задание? 1)Сформулировать основной вопрос для оценки задания: В какой мере задание побуждает учащихся выполнять действия, приводящие к формированию данного навыка? Какие это действия? 2) Дать ответ на этот вопрос: т.е. описать «хорошее задание» 3) Выяснить, как это можно отразить через компоненты учебного задания? ЧТО НАДО ДЛЯ ЭТОГО ВЫЯСНИТЬ?

В широком смысле – в способности управлять своей деятельностью: ставить цели, организовывать, контролировать В узком смысле – в умении организовать свою учебную деятельность: планировать работы и ресурсы, отслеживать продвижение и качество выполнения Группа 6. Самоорганизация и саморегуляция: основной вопрос к заданию Предварительный вопрос 1: Как, в чем проявляется наличие или отсутствие способности к самоорганизации и саморегуляции? Вопрос 2: В какой мере задание требует от учащихся организации своей деятельности и создает (обеспечивает) необходимые для этого условия?

«Хорошее» задание наделяет учащихся функциями самостоятельно: планировать выполнения задания: обязанности и/или виды выполняемых работ; время; информационные ресурсы; отслеживать и контролировать продвижение в выполнении задания; качество его выполнения. Самоорганизация и саморегуляция: требования к «хорошему» заданию

«Хорошее» задание : состоит из нескольких частей/этапов; рассчитано на длительное время выполнения (неделя и более) включает критерии и нормы оценок (или конкретные требования к выполнению) минимизирует пошаговый контроль может быть индивидуальным или групповым Самоорганизация и саморегуляция: описание «хорошего» задания «Хорошее» задание - как правило, долгосрочный индивидуальный или групповой проект

Учащимся известны критерии оценки? Задание многошаговое и/или длительное? НЕТ ДА НЕТ ДА Учащиеся планируют работу? Самоорганизация и саморегуляция: алгоритм принятия решения Учащиеся планируют работу?

Самоорганизация и саморегуляция: оценка (кодировка) заданий Используя пластилин или глину, создай объемную композицию из двух фигур на тему «Я и мой друг». Продумай композицию и подбери нужные материалы. Используя предложенные критерии, оцени свою композицию. Если нужно, исправь. Умение: создавать простую композицию в пространстве. КОД ЗАДАНИЯ: 2 Задание 1. Используя пластилин или глину, создай объемную композицию из двух фигур на тему «Я и мой друг». Оцени свою композицию. 4

Самоорганизация и саморегуляция: оценка (кодировка) заданий КОД ЗАДАНИЯ: 1 Задание 2. Костя изучал, нужны ли для прорастания семян фасоли вода, воздух, тепло и свет. В одном из опытов он взял два одинаковых стакана, положил в них по влажной тряпочке и насыпал по 15 семян фасоли. Один стакан он оставил на столе, а другой убрал в шкаф. Вскоре он обнаружил, что в обоих стаканах семена проросли. Какое предположение проверял Костя в этом опыте? Обведи номер ответа.

Самоорганизация и саморегуляция: оценка (кодировка) заданий КОД ЗАДАНИЯ: 3 Задание 3. Подготовь для выставки «Любимые книги нашего класса» плакат, или слайд-шоу с рекламой твоей любимой книги. Покажи с помощью слов, рисунков, иллюстраций или других средств, достоинства этой книги. Постарайся убедить своих одноклассников, что эту книгу обязательно нужно прочитать.

Самоорганизация и саморегуляция: оценка (кодировка) заданий КОД ЗАДАНИЯ: 4 Задание 4. Прими участие в конкурсе на лучшую сказку. (Критерии оценки прилагаются) 1). Перечитай свои любимые сказки. Как они обычно начинаются и как заканчиваются? 2). Выбери и запиши имена положительных и отрицательных героев. 3). Придумай сюжет сказки: … 4). Обсуди в группе придуманный тобой сюжет, если нужно измени его. 5). Придумай, как будут выглядеть и говорить герои. 6). Подготовь черновик и обсуди его в группе. 7). Подготовь окончательный вариант.

Какие возможны этапы работы над заданием? Самоорганизация и саморегуляция: проблемы для обсуждения Например: сбор и обработка материала, черновик, обсуждение, окончательный вариант, презентация Как задавать критерии? Например, являются ли критериями следующие утверждения: Оценке подлежат содержание и структура работы Критерием оценки является количество правильных ответов При оценке будет учитываться соответствие теме, полнота и грамотность ответа

В какой мере задание требует развёрнутой коммуникации заданного формата? ГРУППА 3. КОММУНИКАЦИЯ Аспект: Речевая деятельность основной вопрос к заданию: «Хорошее» задание требует развёрнутой связной коммуникации, для которой заданы или известны основные параметры высказывания/текста : коммуникативная задача (КТО, КОМУ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ говорит или пишет); тема и предмет (ЧТО говорит или пишет); формат: жанр, объем, структура, особенности построения … (КАК говорит или пишет);

Коммуникация: алгоритм принятия решения Позволяет развернутую коммуникацию? Требует развернутой коммуникации? Заданы параметры коммуникации? НЕТ ДА

Коммуникация: оценка (кодировка) заданий Задание 1. Прочитай слова, характеризую- щие разные поступки людей: А. добрый;Б. равнодушный; В. внимательный;Г. отзывчивый; Д. завистливый;Е. честный. Отметь слова, которыми можно охарактеризовать поступок Серёжи. Умение: устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, пояснять (объяснять) поступки героев, соотнося их с содержанием текста. КОД ЗАДАНИЯ: 1

Коммуникация: оценка (кодировка) заданий Задание 2. Используя пластилин или глину, создай объемную композицию из двух фигур на тему «Я и мой друг». Оцени свою композицию. Умение: создавать простую композицию в пространстве. КОД ЗАДАНИЯ: 2

Коммуникация: оценка (кодировка) заданий Задание 3. Рассмотри предложенные тебе восемь незнакомых репродукций. Выбери из них три, которые, по твоему мнению, в большей степени отражают важные для любого человека вещи. Напиши, почему ты так думаешь. Умение: осознавать главные ценности жизни и видеть их в искусстве. КОД ЗАДАНИЯ: 3

Коммуникация: оценка (кодировка) заданий КОД ЗАДАНИЯ: 4 Задание 4. Прими участие в конкурсе на лучшую сказку. (Критерии оценки прилагаются) 1). Перечитай свои любимые сказки. Как они обычно начинаются и как заканчиваются? 2). Выбери и запиши имена положительных и отрицательных героев. 3). Придумай сюжет сказки: … 4). Обсуди в группе придуманный тобой сюжет, если нужно измени его. 5). Придумай, как будут выглядеть и говорить герои. 6). Подготовь черновик и обсуди его в группе. 7). Подготовь окончательный вариант.

Можно ли считать коммуникацией: презентацию? участие в форуме? SMS-сообщение? задание с выбором ответа или задание на заполнение пропусков и пробелов? задание с кратким свободным ответом? решение математической задачи? Коммуникация: проблемы для обсуждения Основной критерий – объем высказывания/текста Что способствует формированию этого аспекта коммуникации? Метапредметные учебные задания, например, разработка «Руководства по работе в группе» разработка «Правил подготовки презентаций» самооценка работы в группе и т.п. Выполнение парных, групповых, командных заданий на разных предметах, в том числе – предполагающие общение посредством ИКТ Критерии оценки

Общий смысл кодов Учебное задание (параметры Сотрудничество, Приобретение знаний, Использование ИКТ,Решение проблем, Саморегуляция) Код 1: задание не требует данную деятельность Код 2: задание позволяет данную деятельность, НО требует выполнения только на базовом уровне (включает только отдельные характеристики деятельности) Код 3: задание требует выполнения задания на достаточно высоком уровне,(включает почти все, НО не все характеристики деятельности) Код 4: задание требует выполнения данной деятельности на творческом (произвольном) уровне (включает все характеристики деятельности)

Общий алгоритм конструирования и оценки заданий, направленный на формирование той или иной группы навыков: – 1 шаг выявить на основе требований стандарта состав учебных действий, лежащих в основе данного навыка 2 шаг построить на этой на основе модель «хорошего задания» (с позиций формирования именно этого навыка); 3 шаг описать алгоритм оценки заданий с позиций формирования данного навыка 4 шаг научиться способам корректировки традиционно используемых учебных заданий; 5 шаг обсудить проблемы и «тонкости», возникающие при конструировании и оценке заданий с позиций формирования данного навыка.

Системы ТЕМАТИЧЕСКИХ планируемых результатов Системы ТЕМАТИЧЕСКИХ проверочных или диагностических работ Выявление дефицитов имеющихся обучающих заданий с позиции формирования УУД Разработка учебных ситуаций: учет особенностей учебного материала учет результатов диагностики учет возрастных особенностей

В каких темах этого и следующего учебного года в соответствии с планируемыми результатами вам будут нужны задания на формирование ценностно-смысловых установок (рефлексии, сотрудничества …)? Укажите названия этих тем и ориентировочные сроки их изучения. Обобщение результатов для работы над рабочей программой курса

1.Рассмотрите ближайшую тему, которую вам предстоит изучать. Открывает ли она возможности для формирования ценностно- смысловых установок (рефлексии, сотрудничества …)? Требуется ли это планируемыми результатами её освоения? Если ответ ДА. Проанализируйте с этой точки зрения используемую вами систему заданий. Выберите – или составьте – одно-два задания на формирование (ценностно-смысловых установок). Если ответ НЕТ. Выполните это задание для следующей темы. 2.В каких темах этого и следующего учебного года в соответствии с планируемыми результатами вам будут нужны задания на формирование ценностно-смысловых установок (рефлексии, сотрудничества …)? Укажите названия этих тем и ориентировочные сроки их изучения. Рекомендуемая последовательность выполнения

Методические рекомендации Развивающие задания могут быть использованы на любом этапе обучения, даже при объяснении нового материала. Однако они наиболее эффективны при отработке и закреплении новых знаний, при усвоении смысла новых понятий, на этапе обобщения и коррекции усвоенного материала. При использовании развивающих заданий следует помнить следующие важные правила. 1. Новый тип заданий можно вводить только после объяснения и демонстрации способов его решения. 2. Не следует ругать ученика за неправильные ответы. Каждый случай неудачи должен быть разобран и объяснен с точки зрения правильности и эффективности применения тех или иных мыслительных операций. 3. Оценивать отметкой выполнение задания следует только в том случае, если ученик успешно с ним справился (в оценке выполнения заданий львиная доля принадлежит не оценке знаний, а диагностике уровня сформированности общих мыслительных навыков – это, уже выходит за рамки «оценки по предмету»).

Коммуникативные УУД Определите код задания: Найти в тексте смысловые ошибки и письменно прокомментировать их. Прочитать текст, дать название тексту (можно выбрать из предложенных вариантов) Написать название 10 лучших фильмов года. Объяснить свой выбор. Предложить одноклассникам составления для топ -10 фильмов класса. Решить словесные/символьные/ рисунчатые пропорции, доказать правильность решения

Регулятивные УУД Решить компетентностную задачу: применить знания в реальной ситуации, на практике. Вопросы в задаче: можешь ли ты, имеет ли смысл, как можно объяснить, стоит ли и т.д. Выбрать из нескольких алгоритмов самый эффективный, доказать свое мнение Построй систему понятий или интеллект-карту

Учебные задания и работы учащихся (которые они выполняют в ответ на задание) могут служить объективными материалами, свидетельствующими о реальном учебном процессе в классе. Тщательный анализ этих материалов помогает увидеть: 1. Что реально происходит на уроке в классе 2.Дает объективные материалы для совершенствования измерений (требований к уровню сформированнности и содержанию УУД) 3.Создает язык, на котором учителя различных предметов могут обсуждать различные практики 4.Результаты оценок работ учащихся зависят от качества учебных заданий.

Определить баллы за учебные задания на уроке. Успешно идет формирование навыка коммуникации и сотрудничества. Особое беспокойство вызывает практика формирования навыков саморегуляции и решения проблем.

Возможности оценки сформированности УУД Задания с межпредметным содержанием, требующие для выполнения, помимо предметных, и межпредметные умения (комплексные учебные задачи) – разрабатываются учителем- предметником и обсуждаются на школьном методическом объединении Программированные задания, в которых определяется не только правильность результата, но и точность выполнения последовательности действий – разрабатываются как учителем-предметником, так и предлагаются внешним источником Комплексные задания, для выполнения которых требуется проявить действия из всех трёх направлений – задаются внешним источником, поскольку требуют калибровки.

&ltype=21833&subject=