А. Мальцев Основные направления и этапы современной муниципальной реформы, актуальные проблемы ее реализации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 ТЕМА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС СПК ПС ОМС.
Advertisements

Понятие "местное самоуправление" закреплено в Федеральном законе от 6 октября 2003 г ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления.
Компетенция местного самоуправления: Веприкова Елена Борисовна – к.э.н., директор и ведущий эксперт Дальневосточного центра социальных инноваций Семинар.
ИЗМЕНЕНИЯ ПЕРЕЧНЯ ВМЗ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЗ 136 И КРАЕВОГО ЗАКОНА 16 КОМПЕТЕНЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ.
Самоуправление: основные понятия. 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Организация управления муниципальным образованием 1. Основные модели организации МСУ. Понятие «орган МСУ». 2. Варианты организации МСУ. Понятие «структура.
1.Конституционно-правовые основы МСУ, его сущностные признаки. 2.Законодательные основы МСУ в Ставропольском крае. 3.Законодательные основы МСУ в муниципальных.
Федеральный закон от 06 октября 2003 г. 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Бабичев Игорь Викторович руководитель аппарата Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления доктор юридических наук.
Роль депутата представительного органа муниципального образования в осуществлении населением местного самоуправления Уточкин И.А., председатель Земского.
1.Государственное регулирование местного самоуправления 2.Предметы ведения и полномочия план.
Межрегиональный научно-практический семинар «Бюджетная реформа и развитие межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях» 30 сентября –
Проблемы внедрения реформы местного самоуправления в отдельных регионах РФ Ланцев Д.М. Фонд «Институт экономики города» Пятая конференция «Актуальные проблемы.
1 ОРГАНИЗАЦИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ РАБОТЫ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ: НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, РАЗГРАНИЧЕНИЕ.
Минфин России О мерах, направленных на реализацию Указа Президента Российской Федерации от в части повышения бюджетной обеспеченности местных.
« » «БЮДЖЕТИРОВАНИЕ ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА РЕЗУЛЬТАТ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ. Эффективная система управления финансами. Новый метод планирования расходов, формирование.
Принципы бюджетной системы Лекция 2. 1 Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования.
Переходные положения ФЗ-131. Что не устраивает или об основных причинах разработки и принятия нового федерального закона Отсутствие в прежнем законодательстве.
1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА. МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ,
Местное самоуправление. Цель : Выработать понимание особенностей местного самоуправления в России Формировать активную жизненную позицию.
Транксрипт:

А. Мальцев Основные направления и этапы современной муниципальной реформы, актуальные проблемы ее реализации

Cуть муниципальной реформы Переход от системы местного государственного управления к системе местного самоуправления (в европейском понимании) с основными признаками: Наличие выборных органов МСУ в поселениях Организационная самостоятельность от ОГВ, непосредственная зависимость от населения МО Наличие собственной компетенции МО (функциональная самостоятельность) Муниципальная собственность Местный бюджет

Изменение территориальной организации МСУ, в т.ч. новая типология МО. Изменение структуры и системы органов МСУ, ограничение вариантов их организации. Перераспределение компетенции МСУ и органов гос. власти. Перераспределение имущества между государством и МСУ, между МО разных типов. Реформирование налогово-финансовой основы МСУ и межбюджетных отношений. Усиление ответственности МСУ, прежде всего, перед государством. Демократизация отношений органов местного самоуправления с населением. Основные направления современной муниципальной реформы в РФ

Основные этапы муниципальной реформы 1. Территориально-организационный – октябрь 2003 г. - февраль 2005 г. 2. Институционально-организационный – март-декабрь 2005 г. 3. Переходный финансово-экономический – январь 2006 г. - декабрь 2008 г. 4. Развитие и совершенствование сформированной системы МСУ – январь 2009г.-……..

Ключевые позиции муниципальной реформы: Более жесткое, чем раньше проведение принципа несоподчиненности муниципальных образований и их органов. Разграничение компетенции. Недопустимость принципа «Органы МСУ отвечают за все». Ограничение ответственности только рамками компетенции. Строгое соответствие собственности муниципальных образований ее функциональному назначению. Недопустимость установления законами и подзаконными актами положений, определяющих объем расходов местных бюджетов. Введение переданных государственных полномочий только при установлении в бюджете соответствующего уровня субвенций местным бюджетам на их осуществление.

Задачи РФ и субъектов РФ по новой территориальной организации МСУ Российская Федерация (131-ФЗ): Устанавливает общие принципы территориальной организации МСУ, требования к установлению границ МО, порядок изменения границ и преобразования МО Устанавливает двухуровневую территориальную организацию МСУ, типы и виды муниципальных образований Субъекты РФ (законами): Устанавливают границы муниципальных образований всех видов в пределах своей территории Наделяют муниципальные образования тем или иным статусом

Итоги территориально-организационного этапа Виды МО Количество МО в РФ Количество МО в Н.о. и ЧР Городские поселения, в т.ч.: города городские поселки 1823 ? Сельские поселения Муниципальные районы Городские округа Внутригор. терр. Москвы и СПб 232Нет Итого

Задачи субъектов РФ по институциональной организации муниципальных образований установление численности представительных органов первого созыва вновь образованных МО, установление сроков полномочий представительных органов первого созыва, а также глав вновь образованных МО (не менее 2-х лет); определение порядка формирования представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных районов; назначение даты выборов представительных органов, а также глав вновь образованных МО.

Компетенция МО Вопросы местного значения (ст.14, 15 и ФЗ) Отдельные переданные государственные полномочия Иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов МСУ других МО, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции законами Полномочия ОМСУ по решению ВМЗ (ст ФЗ и др.) Отдельные права, предоставленные ст. 14 (1), 15 (1), 16 (1) 131-ФЗ Отдельные переданные полномочия другого типа МО

Вопросы местного значения – задачи, возлагаемые на МСУ государством или принимаемые МО-ми добровольно Решение ВМЗ должно обеспечиваться ресурсами и принятием необходимых МПА, определяющих комплекс мер, направленных на достижение установленных целей деятельности ОМС, и средств, используемых для достижения этих целей. Такие муниципальные правовые акты должны стать основой реестра расходных обязательств МО Частью реестра расходных обязательств являются мер комплексы мер по исполнению отдельных переданных государственных полномочий

Принципы перераспределения имущества между уровнями власти 1. Обязательность в соответствии с компетенцией по законодательству. 2. Безвозмездность. 3. Обеспечение передаваемых отдельных полномочий. 4. Перепрофилирование либо приватизация непрофильного имущества.

Имущество, которым могут обладать МО: необходимое муниципальным образованиям для решения вопросов местного значения (перечень имущества – в частях 2-4 статьи 50 Закона 131-ФЗ); предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий; предназначенное для обеспечения деятельности органов и должностных лиц МСУ, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений; имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

Новые подходы к муниципальным финансам: - внедрение бюджетирования, ориентированного на результат (БОР); - кассовое исполнение местных бюджетов федеральным казначейством (либо в отдельных случаях казначейства субъекта РФ); - обязательность финансирования решения всех вопросов местного значения за счет собственных доходов; - самостоятельное установление МО-ми стандартов количества и качества муниципальных услуг и объемов их финансирования; - допустимость решения дополнительно принимаемых на себя вопросов только за счет собственных доходов (без учета дотаций из других бюджетов); - полная ответственность органов МСУ за финансовые последствия своих решений.

Органы МСУ самостоятельно устанавливают: Муниципальные минимальные социальные стандарты Нормативы расходов местных бюджетов по вопросам местного значения

Основные источники собственных доходов местных бюджетов: 1) средства самообложения граждан; 2) доходы от местных налогов и сборов, самостоятельно устанавливаемых и/или вводимых, изменяемых и отменяемых органами МСУ в соответствии с законодательством, а также регулируемых по налоговой ставке; 3) доходы от региональных налогов и сборов на основе единых для всех МО данного региона ставок, устанавливаемых субъектами РФ; 4) доходы от федеральных налогов и сборов на основе единых для всех МО ставок, устанавливаемых РФ; 5) безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации.

Главные проблемы переходного периода - бюрократические препоны в передаче МО-ям имущества, необходимого для решения вопросов местного значения и отдельных гос. полномочий; - острая недостаточность финансово-экономической базы большинства МО, прежде всего, поселений; - слабая правовая защищенность органов местного самоуправления, особенно поселений; - острый дефицит кадров, квалификация которых соответствовала бы современным задачам.

Некоторые подходы к решению проблем «переходного периода» муниципальной реформы работа по расширению собственной налоговой базы и доходных источников передача полномочий от поселений районам на договорной основе учреждение и эффективная организация деятельности межмуниципальных хозяйственных обществ создание советов муниципальных образований субъектов РФ и Российской Федерации для обмена опытом, оказания консультационно-методической помощи и защиты общих интересов МО