КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД И ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ Шамов Александр Николаевич доктор педагогических наук, профессор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лексика, т. е. совокупность слов и сходных с ними по функциям соединений, представляет собой систему или, по выражению А.А. Леонтьева, систему систем.
Advertisements

Подготовила и провела: воспитатель I категории Васильева Ольга Викторовна КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ С.
Методическая система развивающего обучения математике в 1-4 классах Н. Б. ИСТОМИНА, доктор педагогических наук, профессор.
Использование развивающего потенциала заданий ЭОР для формирования универсальных учебных действий.
М.Х.Дулати атындағы Тараз мемлекеттік университеті Мышление.
Сравнительный анализ программ по русскому языку 4-5 классов. Учитель начальных классов ДМФМШ 17 Билан З.М.
МОУ «ДУБРОВСКАЯ СОШ» ФЕВРАЛЬ 2009 ГОДА. «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ДОЛЖНА ФОРМИРОВАТЬ ЦЕЛОСТНУЮ СИСТЕМУ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ, А ТАКЖЕ.
Формирование метапредметных умений и навыков на основе учебников по русскому языку для 5-9 классов под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта.
ЗАДАЧИ С ПРАКТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ Ябурова Евгения Александровна, МАОУ « Гимназия 1»,
Система оценивания. Основные функции Нормативная Информационно-диагностическая Карательно -поощрительная Система оценивания.
Обобщение МОУ СОШ 14, г.Ноябрьск, 2010 Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам Подготовила Соснова Т.Н., учитель.
Метапредметность как… Машуков А.В., помощник ректора.
Методическая проблема школы: Урок, как универсальное пространство развития личности ученика.
Проблемное обучение – это дидактическая система, основанная на закономерностях творческого усвоения знаний и способов деятельности, включающая сочетание.
Умение решать проблемы или задачи - одно из важнейших познавательных универсальных действий. Н.В.Невижина, учитель начальных классов МОУ НШДС 14.
система способов познания окружающего мира, система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность.
Т РЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Кузьмин Сергей Александрович, учитель английского языка МБОУ «Елизаветинская СОШ»
1 Иностранный язык в школе: обучение и контроль Ведущий вебинара: Вербицкая Мария Валерьевна, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, Заслуженный работник.
ТЕМА 10. ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ, ВООБРАЖЕНИЕ. ВНИМАНИЕ – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной,
Урок развивающего контроля 1. Мотивация. Цели: -определить основную цель урока и создать условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно.
Транксрипт:

КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД И ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ Шамов Александр Николаевич доктор педагогических наук, профессор

Успешное восприятие иноязычного материала достигается за счет функционирования механизмов: а) группировки и интеграции признаков; б) упорядоченного доступа к ним; в) совпадения или несовпадения признаков. А.Н. Шамов: Когнитивный подход и обучение лексической стороне речи в условиях средней школы 2

Рациональное запоминание слов иностранного языка в памяти обеспечивается: а) рациональной дозировкой лексического материала в учебном процессе; б) рациональным распределением заучиваемого материала во времени; в) регулярностью его повторения в разных видах речевой деятельности; г) использованием эффективных приемов запоминания; д) включением интеллектуально активных приемов в процесс выработки практических действий со словом. А.Н. Шамов: Когнитивный подход и обучение лексической стороне речи в условиях средней школы 3

Формирование когнитивного образа иноязычного слова обеспечивается: а) наличие потребности в иноязычных словах; б) наличие у учащихся богатого языкового и речевого опыта; в) наличие высокого уровня комбинаторной способности учащихся; г) наличие креативности у учащихся в создании схем организации и хранения лексического материала и информации о нем; д) наличие элементов творчества (эвристичности) в языковой и речевой деятельности обучаемых. А.Н. Шамов: Когнитивный подход и обучение лексической стороне речи в условиях средней школы 4

Лингвокреативное мышление, способствующее формированию навыков вербализации и девербализации лексического материала призвано: а) формировать общую картину мира и языковую картину (научные представления о лексической системе соответствующего языка); б) фиксировать лексические единицы и их основные элементы в структурах семантической памяти; в) формировать с помощью и на основе лексических единиц понятия («как молекулы мышления») и концепты («как кванты структурированного знания»). А.Н. Шамов: Когнитивный подход и обучение лексической стороне речи в условиях средней школы 5

Мнемические приемы связаны со следующими интеллектуальными действиями: а) перекодирование; б) достраивание запоминаемого материала; в) сериация; г) работа над словарными ассоциациями; д) регулярное повторение лексического материала. А.Н. Шамов: Когнитивный подход и обучение лексической стороне речи в условиях средней школы 6

Использование интеллектуальных приемов при запоминании предполагает: а) доступное ознакомление с содержанием лексического материала; б) мысленное представление того, что нужно запомнить; в) запоминание лексического материала; г) нахождение в лексическом материале объединяющего признака; д) нахождение в материале известных признаков; е) соотнесение неизвестных признаков с известными; ж) воспроизведение запоминаемого материала; з) проверка запоминаемой лексики на соответствие поставленной цели. А.Н. Шамов: Когнитивный подход и обучение лексической стороне речи в условиях средней школы 7

Перекодирование осуществляется на основе приемов: а) составление различных определений; б) толкование значений слова на языке. А.Н. Шамов: Когнитивный подход и обучение лексической стороне речи в условиях средней школы 8

Совершенствование лексических навыков может осуществляться на основе использования такого приема, как приема достраивания запоминаемого материала. Достраивание проводится на разных уровнях работы со словом: а) достраивание на уровне слова; б) достраивание на уровне словосочетаний; в) достраивание на уровне предложений. А.Н. Шамов: Когнитивный подход и обучение лексической стороне речи в условиях средней школы 9

Для запоминания слов имеет значение и такой прием, как построение ассоциативных пар. Он позволяет: а) запомнить лексическую единицу, ее связи с другой; б) воспроизводить слово в аналогичных ситуациях. А.Н. Шамов: Когнитивный подход и обучение лексической стороне речи в условиях средней школы 10

Группировка материала проводится по самым разным основаниям (критериям): а) группировка на сочетаемость; б) группировка на составление словарной семьи, на установление синонимов; в) составление тематических рядов слов; г) образование понятийных рядов; д) решение коммуникативных задач на базе усвоенных слов. А.Н. Шамов: Когнитивный подход и обучение лексической стороне речи в условиях средней школы 11

Мнемический план включает слова и за предыдущий период обучения. Список слов постоянно обновляется и дополняется. Названный прием позволяет: а) осуществлять непроизвольное запоминание слов; б) осуществляет управляемое и целенаправленное повторение слов. А.Н. Шамов: Когнитивный подход и обучение лексической стороне речи в условиях средней школы 12

Интеллектуальная насыщенность уроков иностранного языка проявляется в обобщающих познавательных процессах: а) прогнозирование; б) кодирование (разные его виды); в) перенос. А.Н. Шамов: Когнитивный подход и обучение лексической стороне речи в условиях средней школы 13

Два способа кодирования приобретают особую значимость: а) словесно-речевой способ кодирования информации; б) визуальный способ кодирования. А.Н. Шамов: Когнитивный подход и обучение лексической стороне речи в условиях средней школы 14 Умение кодировать лексический материал приводит в конечном результате к созданию правильного когнитивного образа иноязычного слова. В процессе кодирования лексического материала совершенствуются: а) скорость слуховой дифференциальной чувствительности; б) умение кодировать лексические единицы средствами разных видов модальностей.

Механизм лексического переноса способствует: а) развитию лингвистического обобщения; б) гибкости вербального мышления; в) владению разными стратегиями усвоения иноязычного слова; г) преодолению нехватки слов; д) быстрому и умелому решению коммуникативных задач в разных видах речевой деятельности; е) рациональному осуществлению лексического самоконтроля. А.Н. Шамов: Когнитивный подход и обучение лексической стороне речи в условиях средней школы 15

Прогнозирование, кодирование и перенос следует рассматривать важными элементами одной общей функциональной системы. Это связано с тем, что: а) они являются одной из сторон единой познавательной деятельности человека; б) они являются составными частями общей познавательной способности обучаемых; в) они входят в структуру друг друга. А.Н. Шамов: Когнитивный подход и обучение лексической стороне речи в условиях средней школы 16

Развитие названных процессов приводит к одновременному совершенствованию общих умственных (интеллектуальных) действий. К их числу можно отнести: а) обобщение; б) сравнение; в) классификацию; г) лексическое ассоциирование; д) анализ и синтез; е) абстрагирование; ж) вывод умозаключений. А.Н. Шамов: Когнитивный подход и обучение лексической стороне речи в условиях средней школы 17

Мера переноса зависит от полноты ориентировки субъекта на критерии и основания выполнения действия. Перенос лексического материала устанавливается по нескольким направлениям: а) перенос лексики из одной темы в другую; б) перенос лексических единиц из одного вида речевой деятельности в другой (из говорения - в аудирование и чтение, а из чтения и аудирования - в говорение). А.Н. Шамов: Когнитивный подход и обучение лексической стороне речи в условиях средней школы 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!