Старший воспитатель МКДОУ « Детский сад 56» Баландина Юлия Петровна ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА И ПОТРЕБНОСТИ В ЧТЕНИИ ( ВОСПРИЯТИИ ) КНИГ
МАКСИМ ГОРЬКИЙ, « КНИГА, ВОЗМОЖНО, НАИБОЛЕЕ СЛОЖНОЕ И ВЕЛИКОЕ ЧУДО ИЗ ВСЕХ ЧУДЕС, СОЗДАННЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ НА ПУТИ ЕГО К СЧАСТЬЮ И МОГУЩЕСТВУ БУДУЩЕГО ». Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас. « Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу кто ты » – так можно перефразировать мудрое изречение.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ В РЯДЕ СТРАН ПОКАЗАЛИ : читающие люди способны проблемно мыслить ; имеют больший объем памяти и активное творческое воображение ; лучше владеют речью ( она выразительнее, строже и богаче по запасу слов ); точнее формулируют мысли и свободнее пишут ; легче вступают в контакты и приятны в общении ; более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении ; чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека.
Дошкольное детство – определяющий этап в развитии личности, ибо до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, напитывается, как губка, разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает героям книг. Книга нужна дошкольнику, чтобы увидеть весь многоликий мир, удивиться этому миру и понять его. М. Горький писал : « Каждая книга открывает передо мною окно в новый неведомый мир ». : СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В НАШЕЙ СТРАНЕ И ЗА РУБЕЖОМ ВЫЯВИЛИ ТАКИЕ НЕГАТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ заметное снижение интереса к чтению ; резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из - за того, что телевидение, видео - и аудиотехника, а также компьютер практически вытеснили книгу из жизни ; подмена подлинной детской художественной литературы суррогатами массовой культуры ; в нескольких поколениях российских семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях ; важный показатель неблагополучия – ухудшение содержания и качества чтения, снижение его продуктивности.
АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ТЕМ, ЧТО ДЕТИ ПЕРЕСТАЛИ ЧИТАТЬ, А ЗНАЧИТ, СТРАДАЕТ И ГРАМОТНОСТЬ, И ИНТЕЛЛЕКТ, И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ, И МНОГИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА. ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ НУЖДАЕТСЯ В ПОДДЕР ЖКЕ. Цель : сформировать у дошкольников интерес и потребность в чтении книг через решение следующих задач : формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений ; развитие литературной речи ; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Большое внимание уделяли устному народному творчеству. Потешки, прибаутки, шутки, пословицы, поговорки использовали не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Все это способствовало расширению кругозора детей, развитию способности понимать речь взрослого, овладевать родным языком. МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ Можно начинать учить правильно воспринимать и понимать художественное слово. Чтобы вызвать интерес к книгам, с помощью игрушек разыгрывать сценки из художественных произведений, организовывать диалогические игры - инсценировки, проводили дидактические игры : « Из какой это книжки ?», « Кто это сказал ?» и т. д. Загадывать загадки, заучивать стихи, малые фольклорные формы. Показывать театры : магнитные, настольные, пальчиковые, фланелеграф. Продолжать обучать правилам пользования книгой : книги можно брать только чистыми руками, смотреть их всегда за столом, страницы перелистывать аккуратно, по одной, не торопясь
Дошкольники проявляют интерес к книгам. Они могут подолгу рассматривать иллюстрации, обмениваться мнениями о содержании сказки, рассказа. В книжном уголке можно разместить знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т. п. Предлагать для рассматривания, например, одну и ту же сказку « Репка », но иллюстрированную разными художниками ( Ю. Васнецовым и В. Дехтеревым ). Это побуждает детей высказать впечатление о книге, о том, как изображены герои, какие иллюстрации больше понравились. Также можно использовать литературные викторины, где по небольшим фрагментам или по иллюстрации к детской книге можно определить произведение и затем в рисунке передавали свои ощущения. СТАРШИЙ ВОЗРАСТ Необходимо учить понимать мотивы поступков героев литературных произведений, формировать осознанное отношение к ним, обращать внимание на язык сказки, рассказа, на авторские приемы и обороты, закрепляли навыки аккуратного пользования книгой. Дети получили элементарные представления о том, как создаются книги, какую огромную ценность они имеют для познания мира.
ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ПЕДАГОГА НЕ ТОЛЬКО ВОСПИТЫВАТЬ САМИХ ДЕТЕЙ, НО ЕЩЁ И УБЕЖДАТЬ, ПРОСВЕЩАТЬ И НАСТРАИВАТЬ РОДИТЕЛЕЙ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ИДЕЙ, ЗАЛОЖЕННЫХ В ПРОГРАММЕ, НА ИЗМЕНЕНИЕ ИЛИ КОРРЕКТИРОВКУ СВОИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ДЕТСКОМ ЧТЕНИИ, ПУТЯХ И СПОСОБАХ ПРИОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА К КНИГЕ, УСТАНОВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОНТАКТА С ДЕТЬМИ ПОСРЕДСТВОМ ЧТЕНИЯ.
ЛИТЕРАТУРА : ГРИЦЕНКО З. А. ТЫ ДЕТЯМ СКАЗКУ РАССКАЖИ … МЕТОДИКА ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ЧТЕНИЮ. – М.: ЛИНКА - ПРЕСС, ГЕРБОВА В. В. УЧУСЬ ГОВОРИТЬ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-6 ЛЕТ. ИЗД - ВО МОЗАИКА - СИНТЕЗ, МОСКВА ГЕРБОВА В. В. ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-7 ЛЕТ. ИЗД - ВО МОЗАИКА - СИНТЕЗ, МОСКВА ДУНАЕВА Н. О ЗНАЧЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА // ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ. – – 6. – С КУЛИКОВСКАЯ Н. УВЛЕЧЬ КНИГОЙ // ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ. – – 5. – С