Социально-психологические и лингвистические детерминанты этнических установок учащихся Санкт-Петербурга* Акифьева Раиса, факультет социологии, СПбФ ГУ-ВШЭ,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Культурно-психологические особенности восприятия социального капитала общества этническими группами России Санкт-Петербург, 2010 Национальный исследовательский.
Advertisements

Тема: «Социальные установки». План: 1. Понятие социальной установки 2. Исследования социальной установки в отечественной и зарубежной психологии. 3. Функции.
Этапы научного познания Наблюдение Исследовательский вопрос Формулировка гипотезы (предполагаемый ответ на исследовательский вопрос) Проведение эксперимента.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ Область исследования идентичности зародилась в русле общепсихологических и социально-психологических исследований личности и получила дальнейшее.
Курсовая работа «Восприятия веб-сайтов разработчиками и конечными пользователями: сходства и различия» Выполнил: Студент 4 курса д/о Зверев И. С. Научный.
1 Выпускная квалификационная работа Становление коммуникативной компетентности студентов.
Сопротивление организационным изменениям : индивидуальный уровень анализа Е. Е. Войлокова, М. Л. Зюзина, Н. А. Шеронова.
«Специфика методов в социальной психологии». 1. Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ХХ.
Республиканский центр социально-психологической помощи населению «Зеркало»
Шергина Мария Александровна Московский городской психолого- педагогический университет Факультет «Психология образования» Магистратура «Школьная психология»
Республиканский центр социально-психологической помощи населению «Зеркало »
Подготовила: Елена Арсланова Гр.151-з. С чего начинается общение? Конечно, «с первого взгляда», т.е. общение начинается с наблюдения за собеседником,
Диагностика социально психологического климата в классе, группе 1.
Презентация по информатике : « Моделирование как метод познания.» Подготовила ученица 10 А класса Арсентьева Ирина.
Заключение Некоторые итоги рассмотрения проблемы интеграции индивида и организации.
Липатова А.С. Факультет психологии НИУ ВШЭ. Данная методика разрабатывалась в рамках исследования, целью которого было описание процесса выбора референтных.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных.
Особенности этнических стереотипов восприятия иностранных студентов Выполнила: Студентка магистратуры, отделение психологии Балтаджи Ольга Научный руководитель:
Н АУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Влияние толерантности к неопределенности на продуктивность решения творческой задачи Меленчук Карина Вардановна МГППУ,
Связи между физическими величинами. Физические теории. Физика и техника. Физика и окружающий нас мир. Материал подготовлен Горнышковой Г.В. Учителем физики.
Транксрипт:

Социально-психологические и лингвистические детерминанты этнических установок учащихся Санкт-Петербурга* Акифьева Раиса, факультет социологии, СПбФ ГУ-ВШЭ, * Исследование выполнено при поддержке Научного Фонда ГУ-ВШЭ, проект

Социальная категоризация Процесс категоризации – отнесение каждого нового объекта, который мы воспринимаем, к определенной категории, т.е. к некоторому классу подобных, известных объектов. Категоризация – социальное восприятие индивида преимущественно как представителя определенной социальной группы (реальной или вымышленной). Позволяет экономить когнитивные ресурсы, помогает организовать знания о людях из своей группы (ингруппы) и других социальных групп (аутгрупп).

Стереотипизация Социальная категоризация лежит в основе процесса стереотипизации. Категоризация группы людей на основе их общего признака предполагает, что они также обладают рядом других особенностей. В процессе социальной категоризации мы оставляем без внимания информацию об индивидуальных особенностях воспринимаемого человека и возмещаем ее посредством стереотипов - представлений об индивидах, основанных на их групповой принадлежности.

Базовые категории Возраст, пол и «раса»/этническая принадлежность рассматриваются когнитивными психологами в качестве базовых социальных категорий (primary social categories, Fiske, 1998). Категоризация на основе базовых категорий осуществляется автоматически, спонтанно, нерефлексивно.

«Сложные категории» В процессе категоризации мы можем отнести человека сразу к нескольким категориям. Пр.: старый мужчина. Основные вопросы: Почему мы относим человека к одной категории, а не к другой? Какие категории оказывают наибольшее влияние на наше восприятие человека? Как мы определяем признаки сложных категорий?

a) Эффект перекрестной категоризации (crossed categorizations). Когда человек классифицируется несколькими способами, предрассудки уменьшаются. Отнесение к одной категории оказывает большее влияние, чем отнесение к другой. Пр.: Категория пола оказывала большее влияние, чем этническая принадлежность (Brewer, 1987).

б) Взаимосвязь категорий и признаков. Несколько типов признаков (Schneider, 2004): Опознавательные признаки (Identifying features) – признаки, которые указывают на категорию, к которой относится человека. Диагностика членства (membership diagnostiсity): вероятность, с которой наличие признака предсказывает категорию. Пр.: внешний вид (морщины, седые волосы) – старый человек, лает – собака Приписываемые признаки (ascribed features) –– признаки, которые ассоциируются с категорией, но не являются ее важной составляющей (свойство). Диагностика признака (feature diagnostiсity): вероятность, с которой категория предсказывает признак.

Акцент как признак и категория (1) В ряде исследований акцент рассматривается в качестве этнического маркера, т.е. опознавательного признака, указывающего на принадлежность воспринимаемого человека к этнической группе. Язык/акцент, наряду с «расой»/этнической принадлежностью, полом и возрастом – базовая социальная категория (Kinzler, Shutts, Correll, 2010).

"Теория престижности акцента" (accent prestige theory, Giles, 1970) - говорящие с так называемым стандартным, «правильным» произношением оценивается выше по шкалам статуса (образование, социальный класс, успех) и солидарности (доброжелательность, дружелюбие), чем говорящие с нестандартным, региональным или иностранным акцентом. Foon (2001) изменил условия исследования: говорящие со стандартным произношением были оценены выше по шкалам статуса и ниже по шкалам солидарности. Акцент – рассматривается в качестве признака, указывающего на социальный статус группы. Произношение тесно связано с социальным классом: испытуемые производили оценочные заключения о говорящих, основываясь в первую очередь на социальном классе говорящих, на который указывал их акцент и, возможно, во вторых, на «расе» и этнической принадлежности говорящих (Fuertes, Potere, Ramirez, 2002). Акцент как признак и категория (2)

Исследовательские вопросы Является ли акцент базовой социальной категорией наряду с этнической принадлежностью? Будет ли наблюдаться эффект перекрестной категоризации (категоризация по речевым особенностям и этническим признакам)? Является ли акцент опознавательным признаком, т.е. признаком, на основе которого осуществляется процесс отнесение воспринимаемого человека к определенной этнической группе или приписываемым признаком, т.е. этническая принадлежность воспринимаемого человека, позволяет предположить наличие у него акцента?

Дизайн исследования 2 этапа исследования: 1 этап: эксперимент Объект исследования: 2 группы (458 человек) 2 этап: эксперимент «парных масок» (Matched- Guise test) Объект исследования: 1 группа (461 человек) Методы: - шкала семантического дифференциала - модифицированная шкала социальной дистанции

Результаты Статистический анализ, проведенный с помощью U- критерия Манна-Уитни, свидетельствует о существенных различиях между ответами, данными двумя группами испытуемых (p < 0,01).

Выводы Акцент может выступать в качестве приписываемого признака (этническая принадлежность воспринимаемого человека, позволяет предположить наличие у него акцента), но не является опознавательным признаком, на основе которого осуществляется процесс отнесение воспринимаемого человека к определенной этнической группе. Категоризация человека, говорящего с акцентом и воспринимаемого как представителя определенной этнической группы, осуществляется на основе и акцента и этнической принадлежности - наблюдается эффект перекрестной категоризации. Пересечение категорий этнической принадлежности и акцента усиливает негативное отношение к воспринимаемому объекту.