1.Знание названий, имен. Сократу принадлежат слова: кто постигает имена, тот постигнет и то, чему принадлежат эти имена. А известный зарубежный философ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 6 Предмет философии науки: общие закономерности научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном.
Advertisements

Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 40 Сциентизм и анти сциентизм как мировоззренческие позиции о роли науки в развитии общества. Наука и паранаука.
Виды человеческих знаний Виды человеческих знаний Учитель истории и обществознания МБОУ Одинцовский лицей 10 Годына Г.В.
Твоё знание принадлежит душе, твоё богатство принадлежит лишь телу. Арабское изречение.
Боровикова Екатерина Ивановна учитель математики высшей категории МОУ «СОШ 1 р.п. Новые Бурасы»
М.И. Махмутов указывал на пять уровней проблемности при осуществлении проблемного обучения. Первый уровень его характеризуется тем, что проблемная ситуация.
Обобщение МОУ СОШ 14, г.Ноябрьск, 2010 Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам Подготовила Соснова Т.Н., учитель.
Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Что такое научное исследование?. Что такое исследование? Исследование – это научное познание предметов и явлений окружающего мира. Наука – это особая.
Системно-деятельностный подход в процессе обучения физики.
МАТРИЦА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ (Из таксономии учебных целей БЛУМА)
- Что представляет собой социальное познание? Социальное познание - познание общества. Основной его задачей является анализ общественных процессов и выявление.
Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
Выравнивание статистических рядов. Во всяком статистическом распределении неизбежно присутствуют элементы случайности, связанные с тем, что число наблюдений.
Наука и философия Естественно-научные и социально- гуманитарные знания.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Цель лекции: Познакомиться с важным разделом политической науки – сравнительной политологии. Показать значимость сравнительных исследований в отношении.
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. 1.Объект и предмет социологии. 2.Специфика предмета социологии. 3.Место социологии в системе научного знания. 4.Структура социологии.
Формирование ключевых компетентностей и универсальных учебных действий Т. Н. Стрельникова, учитель математики.
Транксрипт:

1.Знание названий, имен. Сократу принадлежат слова: кто постигает имена, тот постигнет и то, чему принадлежат эти имена. А известный зарубежный философ Дж. Остин считает, что знание предмета или явления во многом определяется тем, знаем ли мы его название, точнее - его правильное название [

«Человек, подобно Адаму, всему должен дать имя, чтобы все это для него существовало» (Маркс ) «и...вещи, качество, события вообще воспринимаются так, как они называются» ( Cепир Э.) "Ошибочно думать, что мы можем изменить известную вещь, если мы изменим ее имя» (Энгельс)

2. Знание смысла названий и имен. Люди как понимают, так и действуют. Например, сознание советских людей оказалось неспособными видеть различные смыслы таких абстракций языка, как «свобода», «власть», «демократия», «государство», «народ», «общество», считая их как бы ясными по умолчанию. Что и стало одной из причин уничтожения системы их собственного жизнеобеспечения [

3. Фактуальные знания. Знание фактов позволяет не повторять ошибки, свои и чужие, обогатить доказательную основу знаний. Нередко фиксируются в виде научных текстов, результатов наблюдений, рекомендаций типа техники безопасности, житейской мудрости, поговорок, изречений. Например, из Древнего Китая пришло изречение китайского мыслителя Джу Си «не варите песок в надежде получить кашу».

4. Знание определений. Самое слабое место в образовании, потому что определениям нельзя научить; их можно понять и усвоить только как результат самостоятельных и целенаправленных усилий. Знание системы определений является одним из лучших свидетельств теоретической подготовленности. Все четыре рассмотренных вида знаний можно объединить в группу репродуктивных знаний.

Как отмечал И.Я.Лернер, за годы школьного обучения учащиеся выполняют свыше 10 тыс. заданий. Учитель вынужден организовать репродуктивную деятельность, без которой содержание изначально не усваивается. Это знания, не требующие при усвоении заметной трансформации, и потому они воспроизводятся в той же форме, в какой воспринимались. Их можно, очень условно, назвать знаниями первого уровня.

5. Сравнительные, сопоставительные знания. Они широко распространены в практике и в науке, присущи преимущественно интеллектуально развитым лицам, особенно специалистам, которые способны анализировать и выбирать лучшие варианты действий при достижении той или иной цели. Как отмечал Н.Кузанский, «все исследователи судят о неизвестном путем соизмеряющего сравнения с чем- то уже знакомым, так что всё исследуется в сравнении".

6. Знание противоположностей, противоречий, антонимов и т.п. объектов. Такие знания ценны в обучении, особенно на самом начальном этапе. В некоторых сферах такие знания являются главными. Например, в школьном курсе безопасности жизнедеятельности надо точно знать, что ученикам делать можно, а чего делать нельзя ни при каких обстоятельствах.

7. Ассоциативные знания. Они свойственны интеллектуально развитому и творческому человеку. Чем богаче ассоциации, тем больше условий и выше вероятность для проявления творчества. В значительной мере именно на богатстве ассоциаций построена языковая культура личности, писательский труд, работа художника, конструктора и работников других творческих профессий.

8. Классификационные знания. Феномен классификации имеет дело с разбиением интересующих объектов на группы, классы, отряды, виды и.т.д. Классификации применяются в науке и практике. Примеры - система химических элементов Д.И.Менделеева, классификация болезней, лекарств, классификации тестов и т.п. Не все классификации являются научными и удобными для практики. С точки зрения математической теории множество считается разделенным на классы, если 1) элементы подмножеств попарно не пересекаются;

2) объединение подмножеств совпадает с исходным множеством. Классификационные знания являются обобщенными, системными знаниями. Этот вид знаний присущ только лицам с интеллектуальным развитием, так как требует развитого абстрактного мышления, целостного и взаимосвязанного видения совокупности явлений и процессов. Система знаний – это, прежде всего, владение эффективными определениями основных понятий изучаемых наук, операциями с объектами и правилами деятельности.

Знания п.п. 5-8 можно отнести ко второму уровню. Такие знания позволяют учащимся решать типовые задания как результат подведения каждого конкретного задания под известные классы изучаемых явлений и методов.

9. Причинные знания, знания причинно-следственных отношений, знание оснований. Как писал В. Шекспир, пора необъяснимого прошла, всему приходится подыскивать причины. В современной науке причинный анализ является основным направлением исследований. Говорят «я знаю» тогда, когда готовы привести неоспоримые основания. (Л.Витгенштейн). «Причинность – основа всякого знания» (Бердяев Н.).

10. Процессуальные, алгоритмические, процедурные знания. Являются основными в практической деятельности. Овладение этими знаниями является существенным признаком профессиональной подготовленности и культуры. В эту же группу можно отнести технологические знания, позволяющие неизбежно получать запланированный результат.

11. Технологические знания. Эти знания представляют собой особый вид знаний, проявляющихся на разных уровнях подготовленности. Это может быть сравнительно простое знание об отдельной операции технологической цепочки, или комплекса знаний, позволяющих непременно достигать поставленных целей с минимально возможными затратами. Знания п.п можно отнести к знаниям более высокого, третьего уровня.

К высшему, четвертому, уровню знаний можно отнести следующие виды знаний: 12. Вероятностные знания. Такие знания нужны в случаях неопределенности, нехватки имеющихся знаний, неточности имеющейся информации, при необходимости минимизировать риск ошибки при принятии решений. Это знания о закономерностях распределения данных, достоверности различий, о степени обоснованности гипотез.

13. Абстрактные знания. Это особый вид знаний, при котором оперируют идеализированными понятиями и объектами, несуществующими в реальности. Много таких объектов в геометрии, естествознании, и в тех общественных науках, которые на Западе называют поведенческими – это психология, социология, педагогика. Вероятностные, абстрактные и специальные научные знания в каждой отдельной дисциплине знания составляют основу теоретических знаний. Это уровень теоретических знаний.

14. Методологические знания. Это знания о методах преобразования действительности, научные знания о построении эффективной деятельности. Это знания самого высокого, пятого уровня. Знаниям перечисленных видов выражаются заданиями соответствующей тестовой формы.

КРОМЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ СУЩЕСТВУЮТ ЗНАНИЯ : НЕНАУЧНЫЕ, ДОНАУЧНЫЕ, ПАРАНАУЧНЫЕ (по работе Лешкевич Т. Г. Философия науки: традиции и новаторство.Уч.пособие для студентов вузов. М.: "Изд-во ПРИОР" с. Тема 7. О МНОГООБРАЗИИ ФОРМ ЗНАНИЯ. НАУЧНОЕ И ВНЕНАУЧНОЕ ЗНАНИЕ Ненаучное, понимаемое как разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;

донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного; паранаучное - несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;

лженаучное -сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Лженаука представляет собой ошибочное знание. Лженаучное знание часто представляет науку как дело аутсайдеров. Иногда лженаучное связывают с патологической деятельностью психики творца, которого в обиходе величают «маньяком», «сумасшедшим». В качестве симптомов лженауки выделяют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также претенциозность. Лженаучное знание очень чувствительно к злобе дня, сенсации. Особенностью лженаучных знаний является то, что они не могут быть объединены парадигмой, не могут обладать систематичностью, универсальностью. Они пятнами и вкраплениями сосуществуют с научными знаниями. Считается, что лженаучное обнаруживает себя и развивается через квазинаучное;

КВАЗИНАУЧНОЕ знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях жестко иерархированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жёстко проявлен идеологический режим. В истории нашей страны периоды «триумфа квазинауки» хорошо известны: лысенковщина, шельмование кибернетики и т.п.

АНТИНАУЧНОЕ утопичное знание и сознательно искажающее представления о действительности. Приставка «анти» обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. Это как бы подход с «противоположным знаком". С ним связывают извечную потребность в обнаружении общего легкодоступного «лекарства от всех болезней». Особый интерес и тяга к антинауке возникает в периоды нестабильности. Но хотя данный феномен достаточно опасен, принципиального избавления от антинауки произойти не может;

псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.