Граматкина Инна Рейнгольдовна, научный сотрудник ГРЦ ИПИО МГППУ, педагог – психолог СП «Лекотека» дет. сада 1921 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Особенности организации обучения и воспитания детей с ОВЗ, детей-инвалидов в Федеральном законе от –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Advertisements

Организация инклюзивной образовательной среды в образовательной организации РУКОВОДИТЕЛЬ ГРЦ ИПИО МГППУ, К.ПСХ.Н. – Самсонова Елена Валентиновна.
Включение : от диагностики ребенка к реализации условий обучения Семаго Н. Я. - старший научный сотрудник ГРЦ ИПИО МГППУ, канд. психол. наук, доцент Москва,
Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
З АДАЧИ ПМПК В НОВЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Н.Я.Семаго М ГППУ,
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Организация интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях города Кировска.
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 6 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному.
Проектирование образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей Данный раздел содержит специальные условия для получения.
Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга 1357-р от г. «Об утверждении Методических рекомендаций по организации вариативных форм.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки.
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ» НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ.
Сочинский центр развития образования отдел дошкольного и начального образования Диссеминационный семинар для заместителей директоров школы I ступени, руководителей.
Методические рекомендации к составлению основной общеобразовательной программы ДОУ компенсирующего вида.
Федеральный закон «Об образовании» от г. 273 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от года 1155 «Об утверждении.
П СИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
Реализация Федеральных государственных требований в дошкольных образовательных учреждениях Учитель-дефектолог ГБОУ специальная (коррекционная) НШДС 1822.
Транксрипт:

Граматкина Инна Рейнгольдовна, научный сотрудник ГРЦ ИПИО МГППУ, педагог – психолог СП «Лекотека» дет. сада

-физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого- медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. ФЗ "Об образовании в РФ" N 273 от 29 декабря 2012 г. 2

создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья; Статья 5. п.5.пп.1 ФЗ "Об образовании в РФ" 3

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Статья 79. п.3 ФЗ "Об образовании в РФ" 4

Особые образовательные потребности детей с РАС 1.Организационное обеспечение: - Нормативно-правовое обеспечение; - Организация медицинского обслуживания; - Организация питания; - Организация взаимодействия с родителями; - Организация взаимодействия с ППМС-центрами, МСЭ, ОПМПК, органами социальной защиты,СОШ. 2.Материально-техническая база общеобразовательного учреждения. - Архитектурная среда: групповое и внегрупповое пространство, - Специальное оборудование. 3.Организация образовательного процесса: Программно-методическое обеспечение образовательного процесса: - Основная образовательная программа, - Коррекционно-развивающие программы, - Адаптированная образовательная программа, - Учебно-методические материалы. Дополнительное образование и воспитательная работа. Организация образовательного процесса 4. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ 5 Кадровая обеспечение образовательного процесса 5

Внесение в Устав пункта по организации работы с детьми с ОВЗ; Положение о организации инклюзивной практики(локальный акт к уставу); Приказ о создании и положение о ПМПк; Индивидуальная адаптированная программа, включающая коррекционно-развивающую программу с обучением навыков коммуникации и социализации; Программы дополнительного образования; Лицензия на программы дополнительного образования; Договор с родителями; Договор между ОУ и ОПМПК; Договор с ППМС – центром; Договор с Окружным ресурсным центром; Договор со школой (при необходимости). 6

Сопровождение врача психиатра в учреждениях здравоохранения Возможность для ребенка питаться принесенной из дома пищей. Возможность для ребенка пользоваться одноразовой или личной посудой 7 Организационное обеспечение. Организация медицинского обслуживания Организация питания

Организация взаимодействия с родителями На основе договора Организация взаимодейст вия с ППМС-центрами Организация взаимодействия со СОШ Организация взаимодействия с МСЭ Организация взаимодействия с ПМПК Организация взаимодействия с органами социальной защиты 8

Архитектурная среда 9 Внегрупповое пространствоПространство в группе Кабинеты психолога, логопеда, дефектолога, социального педагога в ДОУ; Сенсорная комната; Игровая комната; Физкультурный/тренажерный зал; Маркировка мест, кабинетов; Выделенное место для родителей, ожидающих ребенка; Уголок на территории детского сада с использованием различных природных материалов. Зона отдыха - место, где ребенок может уединиться, отдохнуть.

Специальное оборудование 10 Внегрупповое пространствоПространство в группе Специальное оборудование сенсорной комнаты; Оборудование для игровой комнаты, укомплектованное в зависимости от возраста и предпочтений ребенка: мягкая мебель, наборы игр, ковровое покрытие, аудиооборудование (с набором музыкальных дисков и звуков природы); Пространственный модуль спортивно-игрового оборудования (в т.ч. мягкие модули); Оборудование кабинетов специалистов для консультаций и занятий с родителями (стол, кресла, дидактические материалы, специальная литература, компьютерное рабочее место, оборудование для просмотра тематических фильмов с набором фильмов); Оборудование для места ожидания. Зонирование помещения группы: домик, гнездо, ширма, мягкие маты и модули; стеллажи с книгами; игровой уголок; наборы игр для театрализации; Стенды с опорными материалами (правила поведения в группе, схемы, диаграммы); Наглядные пособия.

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса. 11 Основная образовательная программа Варианты Основных общеобразовательных программ по выбору ДОУ Парциальные программы Индивидуальные программы для формирования коммуникативных навыков и социализации Коррекционно – развивающие программы Авторские коррекционно-развивающие программы, программы логопедической работы, программы деятельности дефектолога Адаптированная образовательная программа (АОП) Составляется с учетом аутистического дизонтогенеза ребенка. Возможностью дозирования темпа прохождения и объема изучаемого материала,, возможностью включения элементов коррекционно – развивающих программ, корректировкой АОП в течение учебного года на ПМПк. Учебно- методические материалы УМК для Основной общеобразовательной программы Дидактические материалы для коррекционно-развивающей работы логопеда, дефектолога, психолога. Иллюстрированный материал по изучаемым темам. Специальная литература по организации педагогической работы с детьми с РАС.

Дополнительное образование и воспитательная работа. 12 Программы дополнительного образования Обучение навыкам коммуникации, социализации, ЛФК, ОФП, технология, музыка, ритмика, информатика, театральная студия, социально-бытовая ориентировка (СБО), программы песочной, арт-терапии, экскурсионные программы. Организация дополнительного образования В рамках внегрупповой деятельности индивидуально или в малых группах.

13 Формы и методы организации образовательного процесса Активная и интерактивная фронтальная, подгрупповая, индивидуальная; реализация индивидуального подхода; дозирование учебных и эмоциональных нагрузок; гибкий режим посещения ДОУ; гибкий режим нахождения в среде сверстников; Система оценивания достижений Индивидуальная система оценивания достижений; Система позитивного подкрепления одобряемых форм поведения.

Направления работы Организация работы ПМПк Диагностика и разработка адаптированных образовательных программ (АОП) и индивидуальных образовательных маршрутов; Реализация программы коррекционно- развивающего обучения в соответствии с АОП Организация процесса сопровождения семьи ребенка с РАС; Работа с инклюзивным сообществом группы (условно нормативные сверстники и их родители ) Организация психолого-педагогической поддержки педагогов и администрации ДОУ 14

Наличие в образовательном учреждении специалистов прошедших подготовку в области инклюзивного образования: Воспитатели, педагоги-психологи, педагоги-дефектологи, педагоги-логопеды, педагоги дополнительного образования; социальный педагог, тьюторы, координатор по инклюзии. 15

В организации обучения с учетом специфики освоения навыков и усвоения информации при аутистических расстройствах; В специальной работе педагога и тьютора по установлению и развитию эмоционального контакта с ребенком, позволяющего оказать ему помощь в осмыслении происходящего; В индивидуализации программы обучения, (в составлении адаптированной образовательной программы) по разным областям / направлениям; В специальной программе обучения навыкам коммуникации и взаимодействия с педагогом, адекватного учебного поведения ребенка; В организации занятий, способствующих формированию режимных моментов в ДОУ, социально-бытовых навыков, отработке средств коммуникации и представлений об окружающем мире; 16

В создании развивающей образовательной среды; В особенно четкой и упорядоченной временно- пространственной структуре образовательной среды, поддерживающей познавательную и учебную деятельность, способствующей формированию и развитию учебной мотивации ребенка; В психологическом сопровождении, оптимизирующем взаимодействие ребенка с педагогами, воспитателями и сверстниками; В сопровождении тьютора; В дозировании учебной нагрузки с учетом темпа и работоспособности; В индивидуально дозированном введении в ситуацию обучения в группе детей; В индивидуализированной оценке достижений ребенка с учетом его особенностей; 17

В постоянной помощи специалистов ребенку в рамках коррекционно-развивающей программы в осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающем их механического использования для аутостимуляции; Потребность в периоде индивидуализированной «подготовки» к школьному обучению; В психологическом сопровождении, отлаживающем взаимодействие семьи и образовательного учреждения; В индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства ребенка за пределы образовательного учреждения; 18

Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Из ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N

20 Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико- педагогической комиссии. Статья 55. п.3 ФЗ «Об образовании в РФ» Составление индивидуальной программы обучения основывается на командной работе специалистов сопровождения и родителей.

Целевой (предполагает постановку целей, задач и основных направлений / областей) Содержательный (отражает отбор содержания программного материала на основе основной образовательной программы, реализуемой в ДОУ, в том числе коррекционных программ и программ дополнительного образования); Технологический (включает используемые технологии, методы, методики, системы обучения и воспитания c учетом индивидуальных особенностей ребенка с РАС). Диагностический (раскрывает систему диагностического сопровождения). Организационно-педагогический (определяет режимные условия реализации; характеристику ребенка: возраст, образовательные потребности, уровень готовности к усвоению программы; систему оценивания достижений и т.д.); Результативный (описание ожидаемых результатов, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий). 21

Анализ требований ФГТ и Образовательной Программы Изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования. (Заседание ПМПк); Описание необходимых ребенку с РАС специальных образовательных условий с учетом стартовых возможностей и дефицитов развития; Проектирование необходимых структурных составляющих ИОП Четкое формулирование цели АОП (Совместно с родителями!); Определение круга задач в рамках реализации АОП; Определение временных границ реализации АОП; Определение содержания АОП (образовательная, коррекционная, социализация, работа с семьей); Планирование форм реализации разделов АОП; Определение форм и критериев мониторинга учебно- воспитательных достижений и формирования социальной компетентности. Определение форм и критериев мониторинга эффективности коррекционной работы. 22

Общие сведения о ребенке и семье; Ф.И.О. специалистов сопровождения, ведущий специалист; Анамнестические данные; Диагностическая программа; Особые образовательные потребности ребенка, рекомендации ПМПК, ПМПк, цели и задачи на период, режим пребывания в ДОУ, организация питания и медицинского обслуживания; Создание «безбарьерной» среды: доступная инфраструктура, специальное учебное оборудование, помогающие технологии, программно-методическое и дидактическое обеспечение; Организация освоения образовательной программы: задачи по областям, формы организации образовательной деятельности и контроля, показатели достижений; Формирование социальной компетентности: направления и задачи, ответственные, формы деятельности, показатели и формы оценки достижений; Психолого-педагогическое сопровождение: направления, задачи, формы, график работы специалистов, критерии достижений; междисциплинарное взаимодействие; Организация работы с семьёй: направления и задачи, технологии, методы, приёмы, формы организации, условия. 23

Ф. И.О. ребенка: Возраст: ___________ Группа/ Структурное подразделение________________________ Ф.И.О. родителей, контакты: Ф.И.О. ведущего специалиста: Ф.И.О. специалистов сопровождения: Учитель-логопед _________________________________________________, Учитель-дефектолог ____________________________________________________, Педагог-психолог _________________________________________________, Социальный педагог ___________________________________________________, Тьютор __________________________________________________________, Другие специалисты ___________________________________________________, Заключение и рекомендации ОПМПК Описание состояния ребенка в психолого-педагогической терминологии Перечисление специальных условий, необходимых ребенку для освоения образовательной программы ДОУ и социальной адаптации. Анамнестические данные Из медицинской карты и документов, предоставленных законными представителями ребенка, обследований ОПМПК. Анамнестические данные могут заполняться по специально разработанной анкете. Диагностическая программа. Проведение углубленного обследования (педагогического, дефектологического, тифлологического, логопедического) и наблюдение за поведенческими реакциями ребенка всеми специалистами сопровождения. (Указание методов диагностики, результатов. Сопоставление полученных данных. Описание заключения (каждым специалистом сопровождения) для предоставления на ПМПк. Общее заключение по результатам обследования Заседание ПМПк. Рекомендации. Пример: Специальная коррекционная работа по индивидуальному плану со всеми специалистами сопровождения Лекотеки / группы ССД. Может быть консультация медиков, других специалистов. Дополнительное образование (кружки, секции) Особые образовательные потребности ребенка Особые потребности ребенка (дать описание): 1.__________________________________________________________________________ 2.__________________________________________________________________________ Основные долговременные цели на период реализации ИОП совпадают с целями инклюзивного образования: «адаптация и социализация ребенка в среде сверстников», «подготовка к обучению в массовой школе». Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (полугодие) Определяют приоритетные направления деятельности в рамках достижения цели с учетом целей основной образовательной программы ДОУ, по которой работает вся группа. запроса родителей. Определяет стратегию деятельности команды специалистов ДОУ и родителей. Режим пребывания ребенка в ДОУ Количество дней (может быть выходной), начало и завершение дня, индивидуальные/групповые занятия со специалистами, (с учетом требований СанПиН и актуального состояния ребенка). 24

Направления деятельности Задачи на период (возможные)Исполни тель Сроки выполнения Обеспечение доступности среды. Перечисляется все, что необходимо создать по инфраструктуре в учреждении для данного ребенка, либо в этом нет необходимости. Организация комфортной и развивающей среды. Перечисляется все, что необходимо создать по развивающей среде в учреждении для данного ребенка. Обеспечение дополнительным оборудованием. Перечисляется дополнительное оборудование, которое необходимо приобрести. Учебно- методические материалы. Указываются необходимые дидактические материалы для коррекционно-развивающей работы логопеда, дефектолога, психолога. Иллюстрированный материал по изучаемым темам. Специальная литература по организации педагогической работы с детьми с ОВЗ. 25

Организация питания Возможность для ребенка питаться принесенной из дома пищей. Возможность для ребенка пользоваться одноразовой или личной посудой. Организация медицинского обслуживания. Сопровождение врача по профильному и сопутствующим заболеваниям. 26

Основное направление работы Задачи образовательной работы Формы и методы организации образовательно го процесса. Система оценивания достижений / диагностический инструментарий Результат (критерии эффективност и реализации АОП) Ф.И.О. Исполнителей Физическая культура Познавательное развитие Формирование элементарных математических представлений Речевое развитие ……………………………………….. 27

28 В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести физических, психических нарушений, проектируются индивидуальные образовательные программы, направленные на социализацию ребенка с ОВЗ и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, социально – бытовой ориентации, предметной деятельности, игровых действий.

Основное направление работы Задачи образовательной работы Формы и методы организации образовательного процесса. Система оценивания достижений / диагностический инструментарий Результат (критерии эффективности реализации АОП) Усвоение режимных моментов. Ориентировка в помещениях ДОУ. Навыки самообслуживания. Предметная деятельность. Игровая деятельность. ………………………. 29

Основное направление работы Задачи образовате льной работы Формы и методы организации образовательно го процесса. Система оценивания достижений / диагностическ ий инструментари й Результат (критерии эффективности реализации АОП) Ф.И.О. Исполнителей Развитие коммуникативных навыков. Развитие движений. Развитие сенсорной сферы. Развитие зрительно- слуховых связей. Речевое развитие. …………………… 30

Направление работыЗадачи образовательной работы Организация образовательной работы (технологии, методы, приёмы, формы организации, условия) Кормление. Физкультурно-оздоровительная работа. Речевое развитие. Формирование элементарных математических представлений. Формирование представлений об окружающем мире (+ экологическое развитие). Познавательное развитие. Социально-нравственное развитие. Художественно-эстетическое развитие. …………………….. 31

Соберите сведения о ребенке; Принимайте ребенка таким, какой он есть; проявляйте доброжелательность; исходите из интересов ребенка; научитесь улавливать минимальные вербальные и невербальные сигналы ребенка, в том числе свидетельствующие о его дискомфорте; как можно больше разговаривайте с ребенком, объясняйте смысл происходящего вокруг, смысл его деятельности, при этом дозируйте свое общение с ребенком, чтобы ребенок от него не уставал; проговаривайте с ребенком не только прошлые события, но и предстоящие. Например, говорить заранее, чем им предстоит заниматься; избегайте переутомления ребенка; подбадривайте ребенка в те моменты, когда чувствуете, что он испытывает страх; благодарите ребенка, когда его поведение соответствует желаемому; 32

общайтесь с аутичным ребенком также как и с его сверстниками в группе, обсуждайте с ним те же темы; поощряйте и отмечайте поведение ребенка перед группой; Не ругайте ребенка, если ему что-то не удается сделать. Не замечайте нежелательных действий, если ребенок делает это, чтобы привлечь ваше внимание; используйте имеющиеся ритуалы ребенка в нужном русле; не говорите в присутствии ребенка о раздражающих Вас его поступках; не ждите, что ребенок научиться сам. В критических ситуациях: - Изолировать от других детей; - Отвлечь на значимый для ребенка объект; - Позвать психолога. 33

Расстройства аутистического спектра.docРасстройства аутистического спектра.doc (426 Кб) Включение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в образовательное пространство. Книги для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, всем, кто интересуется вопросами помощи этим детям и не только...Часть 1 Книги для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, всем, кто интересуется вопросами помощи этим детям и не только...Часть 2 34

35