СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА 8-ФЗ «ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА 8-ФЗ «ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»
Advertisements

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ДОСТУПЕ К АРХИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ Сухих Дарья Николаевна, руководитель юридического направления Фонда Свободы Информации.
Современные проблемы правового регулирования государственной и служебной тайны в России Павлов Иван Юрьевич канд.юрид.наук адвокат Председатель Совета.
ОБРАЩЕНИЯ. ЖАЛОБЫ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗАПРОСЫ ГРАЖДАН В ОРГАНЫ ВЛАСТИ М.Б.Горный
Современные проблемы правоприменительной практики в сфере доступа к официальной информации Павлов Иван Юрьевич канд.юрид.наук адвокат Председатель Совета.
Обеспечение перехода органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Ленинградской области к предоставлению услуг на основе межведомственного.
Нормативно-правовая база по работе с обращениями граждан: Нормативные правовые акты Федерального архивного агентства; Федеральный закон от
Обеспечение перехода органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Ленинградской области к предоставлению услуг на основе межведомственного.
Выполнил студент гр.524-3: Бугрименко А. В.. ( в ред. Федеральных законов от N 131- ФЗ, от N 86- ФЗ, от N 153- ФЗ, от.
Нормативно - правовое обеспечение лицензирования образовательной деятельности и лицензионного контроля Похабова Светлана Валерьевна, главный специалист.
1 Совершенствование нормативного правового регулирования бюджетных полномочий главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов бюджетной системы.
Список источников 1.Конституция РФ (принята всенародным голосованием года) 2.ФЗ от года 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного.
1 ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Т.П. Карнюшина.
Обзор жилищного законодательства Российской Федерации.
1 О работе с обращениями граждан в департаменте топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области в 2010 – 2011г.г.
Законодательная и нормативная база правового регулирования вопросов защиты персональных данных. Руководящие документы по защите персональных данных Законодательная.
Лектор Кочергина Елена Викторовна. 2 мая 2006 года N 59-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ.
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
ТЕМА: Оспаривание нормативных актов как эффективное средство защиты ПЛАН 1. Оспаривание нормативных актов как способ защиты прав 2. Обращение в суд общей.
Транксрипт:

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА 8-ФЗ «ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ» Сухих Дарья Николаевна, руководитель юридического направления Фонда Свободы Информации (Института Развития Свободы Информации)

НО! Федеральный закон от ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее – закон 8-ФЗ) открыл новые возможности для граждан и организаций по получению информации о деятельности органов власти судебная практика применения закона идет по пути сужения этих возможностей

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА 8-ФЗ: __________ _____ ________ __________ _______ _ _________ _____ __ ______ _ ___ _____ _ ___ __________ _ ____________ _______________ _______ _ _______ ________ ______________ _______ _____ ____ _____________ _ ________ _ __ ______________ 1. узкое толкование термина «информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» 2. признание права на доступ лишь к информации, непосредственно затрагивающей права пользователя 3. ограничение на доступ к информации, обязанность по предоставлению которой не закреплена в специальных НПА 4. ограничение на доступ к информации с помощью подзаконных актов

1. Узкое толкование понятия «информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»

П. 1 ст. 1 закона 8-ФЗ: «информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), СОЗДАННАЯ в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо ПОСТУПИВШАЯ в указанные органы и организации».

ИНФОРМАЦИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ: СОЗДАННАЯ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ (ПОДВЕДОМСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ) В ПРЕДЕЛАХ ПОЛНОМОЧИЙ ПОСТУПИВШАЯ В ОРГАНЫ ВЛАСТИ (ПОДВЕДОМСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ) В ПРЕДЕЛАХ ПОЛНОМОЧИЙ

Вопреки буквальному толкованию термина «информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», судебная практика идет по пути сужения объема этого понятия

Суды не отнесли к «информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»: материалы проверок, проведенных органом власти (решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от /2010) сведения о количестве транспортных средств на балансе органа власти (решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от /2010) сведения о юридических лицах, находящиеся в ЕГРЮЛ (кассационное определение Верховного Суда РФ от КАС09-672)

2. Признание права на доступ лишь к той информации, которая непосредственно затрагивает права пользователя

Федеральный закон 8-ФЗ расширил правомочия граждан и установил право на доступ в том числе к той информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, которая НЕПОСРЕДСТВЕННО НЕ ЗАТРАГИВАЕТ права пользователя! (ст.ст. 4, 8, 20 закона 8- ФЗ) __________ _____ ________ __________ _______ _ _________ _____ __ ______ _ ___ _____ _ ___ __________ _ ____________ _______________ _______ _ _______ ________ ______________ _______ _____ ____ _____________ _ ________ _ __ ______________ «Пользователь информацией имеет право:… 3) не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен» (ст. 8 закона 8-ФЗ).

Однако в судах до сих пор распространен отказ в доступе к информации, непосредственно не затрагивающей права пользователя. __________ _____ ________ __________ _______ _ _________ _____ __ ______ _ ___ _____ _ ___ __________ _ ____________ _______________ _______ _ _______ ________ ______________ _______ _____ ____ _____________ _ ________ _ __ ______________ Например, суды отказали в предоставлении гражданам: текстов информационных писем Минфина (решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от /2010) информации о наличии разрешительной документации на строительство дома (решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от /2010) статистики по количеству нарушений законодательства о запрете азартных игр (решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от /2011)

Причина такой судебной практики – ч. 2 ст. 8 Федерального закона от ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: «2. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы».

3. Ограничение на доступ к информации, обязанность по предоставлению которой не закреплена в специальных НПА

В практике нередко встречаются отказы в предоставлении информации со ссылкой на то, что в специальных НПА, регулирующих конкретную сферу, не установлена обязанность по предоставлению запрашиваемой информации

Пример: Судом было отказано в предоставлении копии заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России» по результатам экспертизы строительной документации со ссылкой на то, что специальный НПА, регулирующий проведение экспертизы, устанавливает обязанность по выдаче копии заключения только заказчику экспертизы (решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от /2011)

Основание для подобной позиции суда – ч. 2 ст. 2 закона 8-Ф: «2. Если федеральными конституционными законами, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусматриваются особенности предоставления отдельных видов информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, положения настоящего Федерального закона применяются с учетом особенностей, предусмотренных этими федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

4. Ограничение на доступ к информации с помощью подзаконных актов

Согласно ст. 5 закона 8-ФЗ, доступ к информации может быть ограничен только в случае, когда информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим охраняемую ЗАКОНОМ тайну Таким образом, доступ к информации о деятельности органов власти может быть ограничен только ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ! (основание – ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, ст. 5 закона 8-ФЗ)

Однако на практике до сих пор распространено установление ограничений на доступ к информации на уровне подзаконных актов Яркий пример – ограничение на доступ к информации для служебного пользования (ДСП) на основании Постановления Правительства РФ от "Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченном органе управления использованием атомной энергии» (см. решение Верховного суда РФ ГКПИ10-710)

Спасибо за внимание! Сухих Дарья Николаевна руководитель юридического направления Фонда Свободы Информации (Института Развития Свободы Информации)