СЕМИНАР-ТРЕНИНГ "Основы менеджмента СО НКО" 28 - 30 мая 2012 года г. Москва Общественная палата Российской Федерации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Институт повышения квалификации государственных служащих Республики Таджикистан ЦЕНТР ОБСЕ В ДУШАНБЕ.
Advertisements

- это средство управления деятельностью, наиболее конкретная и выполнимая форма работы учреждения, организации, объединения. Проект представляет собой.
Выполнили студенты группы ЗСР-401 С Трапезникова О. А. Груздева Л. А. Найдина О. А.
МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Критерий 3: Менеджмент персонала.
Маркетинговый подход в менеджменте Маркетинг Маркетинг - метод регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации,
Реализация проекта Вмешательства, ваша система управления обработанной информацией, принятие решений и последствия.
К разработке оценки деятельности ОНС Третьякова Т.А. Национальная сеть МиО.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Этапы планирования потребности в персонале
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Семинар «Социальные проекты». Грант Грант (Grant) – денежная сумма, присуждаемая отдельному лицу или организации для финансирования какой-либо деятельности.
Администрация Тутаевского муниципального района Департамент образования Государственно-общественное управление образованием: практика становления и перспективы.
Как разработать программу деятельности добровольческого объединения? Марина Николаевна Бородатая, НОУ ЦСПП 23 мая, 2013 год.
Приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения в контексте универсального доступа к профилактике, лечению и поддержке при ВИЧ-инфекции «Итоги.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Формы работы с органами власти Маска, маска, я тебя знаю!
Построение образовательной программы образовательного учреждения, гарантирующее достижение заявленных целей (результатов образования) в условиях введения.
Коалиция PRO Отходы. более эффективной работы Участников в области решения проблемы отходов привлечения организаторского ресурса привлечения волонтеров.
Постоянно действующий семинар учителей школы 599 Приморского района координатор проекта заместитель директора по УВР Антонян Н.М. Санкт-Петербург 2010.
Совместный Проект Европейского Союза и ООНПродвижение добросовестного управления для достижения социальной справедливости 22 ноября 2012 г.
Транксрипт:

СЕМИНАР-ТРЕНИНГ "Основы менеджмента СО НКО" мая 2012 года г. Москва Общественная палата Российской Федерации

ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НКО Адаптированный материал Вакуленко А. «Радуга»

Давайте оценим свою организацию

А – Содержательная деятельность, предоставляемые услуги Б – Управление деятельностью В – Интеграция в гражданское общество Г – Культура рабочих отношений Д – Ресурсы

А – Содержательная деятельность, предоставляемые услуги Как мы делаем? Кто делает? Насколько эффективно и за какие деньги?

А.1. Качество услуг /работ 1. Результаты деятельности приемлемы, но ниже ожиданий клиентов/доноров, 2. Результаты деятельности соответствуют или превосходят ожидания клиентов/доноров. 3. Результаты деятельности превосходят ожидания клиентов/доноров и признаются местным профессиональным сообществом. 4. Результаты деятельности превосходят ожидания клиентов/доноров и признаются профессиональным сообществом в федеральном и/или международном масштабе.

А.2. Квалификация/компетентность специалистов 1.Сотрудники не имеют соответствующей подготовки и опыта работы. Деятельность осуществляется на уровне здравого смысла. 2. Некоторые сотрудники прошли подготовку на краткосрочных курсах, самостоятельно изучают литературу и публикации по тематике содержательной деятельности. 3. Большинство сотрудников прошли подготовку, некоторые получают специальное образование. К деятельности организации привлекаются высококвалифицированные эксперты. 4. Некоторые сотрудники имеют соответствующее образование, остальные прошли специальную подготовку в организации или на курсах. Организуются стажировки сотрудников в других организациях, их участие в профессиональных семинарах и конференциях. Эксперты в области содержательной деятельности входят в попечительский совет. Организация передает свой опыт коллегам.

А.З. Экономическая эффективность 1. Руководители организации никогда не оценивают, каких затрат стоят результаты деятельности НКО. 2. Количество средств (ресурсов), которые затрачивает НКО выше, чем у других НКО, коммерческих или государственных организаций, достигающих аналогичных результатов. 3. Деятельность НКО сравнима (примерно соответствует) по экономической эффективности с другими организациями. 4. НКО использует эффективные технологии и достигает результатов с меньшими затратами в сравнении с другими организациями. Либо качество этих результатов существенно выше.

Б – Управление деятельностью Знаем куда двигаемся и зачем. Можем планировать и оценивать.

Б. 1. Миссия, стратегия, задачи 1. Миссия НКО не сформулирована. Руководитель организации в ответ на вопрос, чем занимается организация, начинает длинное и пространное перечисление направлений деятельности. 2. Миссия сформулирована, однако стратегия не выработана. Руководитель организации ставит перед сотрудниками задачи интуитивно связанные с осуществлением миссии. 3. Миссия сформулирована и записана, руководителю известна стратегия ее осуществления, а сотрудникам - их задачи. Однако сотрудники не понимают, какую роль играет их работа в общем стратегическом замысле. 4. Все сотрудники организации знают в чем состоит миссия организации, понимают стратегию ее осуществления и знают, какие задачи, в какой срок и зачем им необходимо решить,

Б.2. Выявление нужд, планирование, действие, оценка результатов 1. Деятельность организации не планируется. Она состоит из "текучки" и непосредственной реакции на внешние события. 2. Руководитель организации создает планы работы, которые осуществляются сотрудниками, результаты работы организации регулярно оцениваются, но никак не связываются с процессом планирования. Иногда достигнутые результаты признаются успешными, при этом игнорируется, что они не совпадают с запланированными. 3. Цикл деятельности (от выявления нужд до оценки результатов) осуществляется, но в неполном варианте. Отсутствует выявление нужд или оценка результатов. Либо планирование осуществляется от случая к случаю, например при написании заявки на грант. 4. Сотрудники НКО осуществляют непрерывный цикл выявления нужд (проблем), планирования деятельности в соответствии с этими нуждами (включая способ оценки результата), осуществления намеченных планов и оценки успеха в соответствии с запланированной процедурой.

В – Интеграция в гражданское общество Мы открыты и прозрачны Добровольчество как стратегия Попечители разделяют нашу ответственность Нас поддерживают наши клиенты и общество. Мы защищаем интересы наших групп.

В.1. Прозрачность для контроля, открытость 1.Никто кроме руководителя не знает, на какие средства существует организация. Клиенты/общественность не понимают, какие услуги они могут получить в НКО и на каких условиях. Документации фактически не ведется. Руководитель считает, что деятельность организации - его личное дело, за которое он ни перед кем не должен отчитываться. 2. Организация предоставляет отчетность в соответствии с требованиями доноров. Ведется бухгалтерский учет. Иногда по требованию доноров осуществляются аудиторские проверки. Однако руководство считает это обузой, которую надо терпеть для получения финансирования. Клиенты/общественность и коллеги смутно понимают, что делает данная организация. 3. Организация добровольно принимает на себя обязательства по открытости и прозрачности. Руководители считают это необходимым условием для построения партнерских отношений с клиентами/общественностью, коллегами и донорами. Руководители предпринимают конкретные шаги по приданию организации публичного характера. 4. Клиентам/общественности и сотрудникам известен бюджет НКО, понятны источники финансирования и известны конкретные результаты деятельности и выводы аудиторских проверок. Они принимают непосредственное участие в оценке этих результатов и в бюджетном процессе. Существуют письменные правила об условиях предоставления услуг и клиенты/общественность участвует в их выработке. НКО рекламирует свою деятельность, регулярно публикует убедительные отчеты и старается привлекать людей к участию в своей деятельности. Организация предоставляет другим НКО доступ к наработанным технологиям и собранной информации.

В.2. Привлечение добровольцев 1. Добровольцев в организации нет. Руководители НКО уверены, что в наше время никто бесплатно ничего не делает. 2. Организация привлекает клиентов/общественность для помощи в проведении крупных акций. Иногда добровольцы помогают выполнять рутинные операции. Некоторые из них входят в команду, однако этот процесс никем специально не организуется. Клиенты/общественность приступают к добровольной работе самостоятельно, их труд не учитывается. Нет базы данных по добровольцам. Отсутствует ясная политика по отношению к добровольцам. 3. Организация считает работу с добровольцами важной частью своей содержательной работы. К привлечению добровольцев относятся также серьезно, как к приему сотрудников на работу. За планирование и осуществление этой деятельности отвечает один из руководителей НКО. Ведется база данных по добровольцам. Они участвуют в обсуждении важных решений. 4. Клиенты/общественность работающие в организации как добровольцы составляют ее ядро. Они занимают различные должности в организации, как исполнительские, так и руководящие. Принимают участие в выработке стратегии, планировании, осуществлении деятельности и оценке результатов.

В.3. Попечительский совет 1. Попечительский совет (или аналогичный орган) отсутствует. 2. Попечительский совет фактически является консультативным советом с совещательным голосом. В него входят руководители организации, коллеги из других НКО, известные люди с "громкими" именами. Члены совета получают информационные пакеты (бюллетени) о деятельности организации, но не имеют о ней ясного представления. Тем не менее руководители НКО иногда обращаются к членам совета за консультациями. 3. Попечительский совет формально наделен решающими полномочиями. Он состоит в основном из экспертов по различным аспектам деятельности НКО и известных людей с "громкими" именами. Совет собирается редко м на своих заседаниях рассматривает отчет руководителей организации. Руководители организации часто обращаются к членам совета за консультациями. 4. Попечительским совет действительно вырабатывает стратегию осуществления миссии, участвует в деятельности по сбору средств и по связям с общественностью и контролирует соответствие деятельности НКО выбранной стратегии. В попечительский совет входят клиенты/общественность и эксперты по различным аспектам деятельности НКО. Определены функции и ответственность каждого из членов попечительского совета.

В.4. Поддержка деятельности клиентами/общественностью 1. НКО ни копейки не получает от своих клиентов/общественности. Руководители организации считают это своим большим достижением. 2. Клиенты/общественность иногда делают небольшие пожертвования, как правило в натуральной форме. Руководители организации признают важность такой поддержки, однако не осуществляют никакой деятельности по сбору средств среди клиентов/общественности. 3. Клиенты/члены организации платят членские взносы и/или частично оплачивают услуги организации. Эти поступления носят символический характер и рассматриваются руководителями организации как индикатор признания деятельности организации ее клиентами/общественностью. 4. Членские взносы, плата клиентов за услуги, индивидуальные пожертвования от клиентов/общественности (в том числе натуральные) составляют существенную долю в бюджете организации. Они рассматриваются как стабильный источник средств, помогающий сгладить неравномерности в поступлении других видов финансирования.

В.5. Защита гражданских интересов 1. Клиенты/общественность понимаются как объекты деятельности НКО, в крайнем случае потребители услуг. Организация не взаимодействует с местными законодателями, а администрация рассматривается ими только как источник средств. 2. Клиенты/общественность привлекаются к определению нужд и участвуют в оценке деятельности организации. НКО лоббирует в местной администрации выделение средств для своих клиентов. При этом возможна жесткая конкуренция с другими НКО. Руководители организации утверждают, что "не занимаются политикой". 3. Клиенты/общественность рассматриваются как партнеры НКО. Организация понимает необходимость адвокации, проявляет интерес к законодательному процессу, вступает в контакты с администрацией и другими НКО. Однако эта деятельность не организована, никто в руководстве организации за нее не отвечает, она не подкрепляется ресурсами организации. 4. Защита гражданских интересов (адвокация) в области миссии организации понимается как существенная содержательная деятельность организации, которая осознает себя представителем клиентов/общественности. Эта деятельность специально организуется и управляется. НКО для се осуществления взаимодействует с местными законодателями и администрацией, со средствами массовой информации и вступает в коалиции с другими НКО.

Г – Культура рабочих отношений Мы уникальны и отличаемся от других организаций. У нас организация с традициями. У нас прописаны регламенты и нормы. Мы в сетевых объединениях. Потому что мы банда

Г.1. Стиль и отношения в команде 1. Сотрудники не задерживаются в организации надолго. У них нет общей истории. Они не являются носителями ценностей и идеалов. Они плохо совместимы друг с другом и слишком разные для успешной работы. 2. Только руководитель является носителем стиля и ценностей. Тем не менее, он ведет работу по формированию команды единомышленников. Сотрудники удовлетворены тем, что они работают именно в этой организации, гордятся общими достижениями. 3. В организации существует ядро сотрудников/добровольцев, которые разделяют идеалы и ценности. Однако это ядро еще не распространяет своего влияния на всю организацию. У сотрудников однако уже есть общие достижения и опыт совместного преодоления трудностей. Как правило, принимая важные решения руководитель советуется с сотрудниками. 4. Существует ярко выраженный стиль команды, отличающийся от других организаций. Новые сотрудники подбираются так, что бы они соответствовали этому стилю. Все они проходят период неформального вживания в команду, когда их знакомят с историей команды и передают им идеалы и ценности. Важные решения принимаются сообща и при общем согласии. В то же время каждый сотрудник может при необходимости принять на себя ответственность за всю команду. Несмотря на то, что обязанности распределены, сотрудники предпочитают работать сообща, могут заменять друг-друга на рабочих местах.

Г.2. Традиции 1. Время существования организации еще слишком незначительно, что бы сформировалась ее история, а повторяющиеся типы деятельности превратились в традиции и правила. Возможно, руководитель не придает им значения и традиции формируются случайным образом. 2. Носителем традиций является руководитель. Он их придумывает, поддерживает и внедряет их. Он же и борется с традициями, которые мешают деятельности организации, и вводит в курс дела новых сотрудников и добровольцев. 3. Носителями и инициаторами норм деятельности является ядро команды, как правило это сотрудники, работающие в организации достаточно долго. Возникают первые сформулированные правила. Часто они принимаются без общего обсуждения. 4. Существует развитая система традиций, перекрывающая практически все сферы деятельности организации. Некоторые традиции сформулированы в виде устных правил или неписанных законов. Такие правила используются для разрешения разногласий или при принятии сложных решений. Традиции и правила регулярно обсуждаются всеми сотрудниками, оценивается эффективность их применения с точки зрения осуществления миссии и сохранения стиля, вносятся коррективы. Члены команды сами создают и поддерживают новые традиции. Новых сотрудников знакомят с основными нормами и традициями. Неписанные правила ложатся в основу изложенных на бумаге норм деятельности.

Г.З. Письменные нормы 1. Не существует никаких документов регламентирующих деятельность организации. Либо существующие документы никогда не применяются и их содержание никому не известно. Принятые решения не записываются и через некоторое время никто не может вспомнить, были ли они в точности выполнены. 2. Принимаемые решения записываются. Эти записи сохраняются и используются в процессе оценки и планирования деятельности. Документы регламентирующие деятельность организации разрабатываются по требованию доноров или в конфликтных ситуациях, и практически не используются. 3. Разрабатываются должностные инструкции. Описываются процедуры планирования и принятия решений. Сотрудники и добровольцы принимают участие в выработке и обновлении этих документов. 4. Существуют постоянно обновляемые пакеты инструкций, описывающие практически все часто повторяющиеся действия. Эти инструкции используются для обучения новых сотрудников и добровольцев. Письменно сформулированы процедуры регламентирующие деятельность организации и к ним апеллируют в спорных ситуациях. При приеме на работу сотрудника или добровольца заключается договор, точно описывающий его обязанности, полномочия, ответственность и обязанности организации. Вся эта документация доступна всем сотрудникам и добровольцам.

Г. 4. Включенность в профессиональную среду / сети 1. Организация не поддерживает никаких контактов с коллегами и не подозревает об их существовании. Лидеры организации строят ее работу на основе здравого смысла, проб и ошибок. Обычно на этом этапе руководители описывают деятельность НКО эпитетами "уникальный", "единственный в мире". "экспериментальный". 2. Руководители организации знают о существовании НКО и/или государственных и коммерческих организаций действующих в той же области. Однако не поддерживают с ними никаких контактов и подвергают их сокрушительной критике. 3. Сотрудники НКО устанавливают контакты с коллегами. Принимают участие в семинарах и конференциях, однако тщательно оберегают "секреты" своей работы и считают опыт других организаций неприменимым в их уникальных обстоятельствах. 4. Организация включена в профессиональное сообщество или сеть аналогичных организаций. Опыт коллег тщательно анализируется, даже если он противоречит собственному опыту организации. С другой стороны, организация вносит свой вклад в жизнь сети / профессионального сообщества: публикует методические руководства, проводит семинары и т.п.

Д – Ресурсы Кадры, Деньги, Два стола…

Д.1. Человеческие ресурсы 1. В организации некому работать потому, что нет денег на зарплату. И нет денег, потому что некому заниматься сбором средств. В организации один сотрудник - ее основатель, который работает на износ. 2. Большинство квалифицированных сотрудников работает по контракту. Как правило они работают на четверть ставки в шести различных организациях. Они не связывают свою карьеру с организацией, а руководитель воспринимает их как наемную рабочую силу, о развитии которой не имеет смысла заботиться. Тем не менее подбору сотрудников придается значение. Организация начинает структурировать свою деятельность, выделяются рабочие места, должности. 3. Сформирована команда сотрудников, связывающих свою карьеру с организацией. Появляются добровольцы в течении долгого времени работающие в организации. НКО начинает заботиться об обучении и повышении квалификации сотрудников. Организация становится относительно конкурентноспособной на рынке труда (по крайней мере среди других НКО и государственных организаций). 4. Формирование человеческих ресурсов осуществляется как целенаправленная деятельность. Она подкреплена ресурсами организации. Осуществляется планирование потребностей в человеческих ресурсах на следующих этапах работы НКО. В соответствии с этими планами осуществляется обучение и переподготовка сотрудников и добровольцев. Сотрудники и добровольцы имеют возможность профессионального роста м это поощряется организацией.

Д.2. Финансовые ресурсы 1. У организации нет средств. Изредка и нерегулярно поступают случайные пожертвования или государственные субсидии. Сотрудники подчеркивают отсутствие средств, как свидетельство бескорыстия и духовности. 2. Организация использует любую возможность раздобыть деньги. Иногда это несвязанный бизнес, иногда участие в проектах не связанных с миссией. Однако появляется первый опыт привлечения финансовых ресурсов, взаимодействия с донорами и отчетности за полученные средства. И главное, появляются сами финансовые ресурсы. 3. Сбор средств и привлечение финансовых ресурсов осознается как самостоятельная функция. На этом этане за эту работу обычно отвечает директор, а не специально выделенный для этой работы сотрудник. НКО стремиться получить финансирование на осуществление миссии и отсечь деятельность слабо с этим связанную. Финансирование становится стабильным, но неустойчивым. Бюджетный процесс осуществляется в полном объеме. 4. Деятельность по привлечению финансовых ресурсов осуществляется регулярно и целенаправленно, как одна из функций организации. Вырабатывается стратегия финансирования. У организации не менее 5 независимых источника финансирования, каждый из которых обеспечивает не менее 10% бюджета. Доноры входят в попечительский совет и принимают участие в управлении организацией.

Д.З. Помещение и оборудование 1. У организации нет ни помещения, ни имущества. Деятельность осуществляется дома у членов/сотрудников организации. 2. У организации есть только маленький офис и/или она делит помещения с другими организациями. Собственного оборудования практически нет, но есть возможность использовать оборудование "соседей". 3. Есть подходящее помещение, но оно не оборудовано или не отремонтировано (идет ремонт). Обычно на этой стадии руководитель уделяет много внимания оборудованию рабочих мест для сотрудников, приобретению офисной и специальной техники и т.п. 4. НКО владеет подходящим помещением на правах собственности или долгосрочной аренды. Помещение отремонтировано и оборудовано для работы. Есть достаточное количество телефонных линий, телефакс, электронная почта, офисное оборудование и специальное оборудование для содержательной деятельности.

Менеджмент Маркетинг Деловая этика Бухгалтерский учет Организационное поведение Количественные методы анализа хозяйственной деятельности Финансовое дело Управление операциями Экономика Стратегия

Менеджментом называется использование человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения цели.

Мы работаем качественно. Наши члены работают профессионально Мы работаем экономически эффективно Мы знаем куда двигаемся и зачем. Можем планировать и оценивать свою деятельность Мы открыты и прозрачны Добровольчество как стратегия Попечители разделяют нашу ответственность Нас поддерживают наши клиенты и общество. Мы защищаем интересы наших групп. Мы уникальны и отличаемся от других организаций. У нас организация с традициями. У нас прописаны регламенты и нормы. Мы в сетевых объединениях. У нас есть Кадры и Деньги,

Стратегическое планирование Влияние на будущее организации

© Тренинг-центр "Голубка"31 Стратегия – это… Стратегия – это способ достижения сложной цели. Стратегическое планирование – это понимание того, как мы изменим наше будущее Стратегия это внутренний сплоченный ответ организации на внешнюю среду

МиссияВидение Анализ ситуации Стратегические цели Направления развития Практические шаги Фандрайзинг и коммуникации Ревизия и корректировка планов Этапы стратегического планирования

Важно! Любое планирование организации базируется на неполных данных. Все планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить коррективы на основании меняющихся условий. Стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха, и организация, может потерпеть неудачу из-за ошибок в планировании, организации, мотивации и контроле. Тем не менее, планирование может создать ряд существенных благоприятных факторов для организации.

Как подготовиться к стратегическому планированию Определить причины планирования Выбрать участников процесса планирования Собрать информацию о истории и традициях организации Определить информацию, необходимую для стратегического планирования Определить процедуру и правила обсуждения

© Тренинг-центр "Голубка" Как можно оформить стратегический план Титульный лист: название и контакты организации, срок планирования, когда разработан, когда утвержден, кто / где разрабатывал, краткое описание / характеристика процесса СП (что было легко/сложно, ключевые моменты) Формулировка миссии Формулировка видения Основные (самые значимые) С/Сл стороны, В/У; кластеры с указанием значимости факторов Формулировка стратегии(й); краткая аргументация Формулировки стратегических целей; индикаторы и показатели их достижения Названия проектов с краткой аннотацией и сроками реализации или проектных идей; цели, задачи и результаты проектов + ответственные (или подразделение) Финансы Время Ответственность Приложения*: стратегия по PR, стратегия по фандрайзингу

ОБЩЕСТВО МИССИЯ НПО ПРОГРАММА ПРОЕКТ

МиссияВидение Анализ ситуации Стратегические цели Направления развития Практические шаги Фандрайзинг и коммуникации Ревизия и корректировка планов Этапы стратегического планирования

© Тренинг-центр "Голубка"38 Миссия как Путеводная звезда

Миссия – это главная суперцель, предназначение системы (организации); Миссия – это общая цель деятельности организации; Миссия – это кредо, цели, философия, ценности, принципы, или проще, описание нашего бизнеса; Миссия – взгляд на бизнес в долгосрочной перспективе в смысле того, каким он стремится стать и кому оказывать услуги; Миссия разрабатывается не для того, чтобы указать конкретное Миссия это та роль, которую организация собирается играть на сцене своего бизнеса; Миссия – это то, что интегрирует, организует и вдохновляет; Это основная идеология компании, которая наиболее стойкая к действию времени; Миссия это маяк, путеводная звезда, ведущая фирму к успеху;

Миссия (ФУНКЦИИ) Объединяет людей в организацию Продвигает организацию во внешней среде

© Тренинг-центр "Голубка"41 Миссия (критерии удачной формулировки) Должна быть ясной и понятной Должна воодушевлять людей

Альфа-Банк осуществляет все виды банковских операций, помогая вам лучше ориентироваться в мире финансов, эффективно распоряжаться деньгами и обеспечивая удобство банковского обслуживан

Быть Компанией, которая наилучшим образом понимает и удовлетворяет потребности женщин всего мира в продукции, услугах и самовыражении.

Покорение Вселенной и поиск для Жизни и вдохновения следующих поколений исследователей

за всеобщий и свободный доступ к лечению СПИДа для всех ВИЧ-инфицированных и за более активное участие ВИЧ-инфицированных в принятии решений, влияющих на их жизнь. Мы работаем над достижением этих целей на местном, региональном и международном уровнях и среди представителей всех уровней, включая правительство, международные и двусторонние агентства, фармацевтические и диагностические компании, неправительственные организации и частный сектор.

за всеобщий и свободный доступ к лечению СПИДа для всех ВИЧ-инфицированных и за более активное участие ВИЧ- инфицированных в принятии решений, влияющих на их жизнь.

Фонд Тимура Исламова Мы, команда единомышленников – профессионалы и люди затронутые проблемой потребления наркотиков и ВИЧ, служим сближению и взаимопониманию общества и социально-уязвимых групп. Мы работаем для таких же как мы, способствуя социализации, сохранению здоровья и защите прав людей принимающих наркотики и живущих с ВИЧ.

Пример Российская некоммерческая неправительственная организация «Центр развития демократии и прав человека» способствует развитию демократических институтов и устойчивых механизмов защиты прав человека в России путем создания возможностей для влияния граждан на формирование и реализацию государственной и общественной политики и организации гражданских действий по защите общественных интересов.

Пример Городская общественная экологическая организация «Зеленый дом» способствует сохранению и расширению площади городских природных территорий и зеленых насаждений путем экологического просвещения жителей N ска через средства массовой информации и проведения массовых природоохранных мероприятий.

50 Видение Какой будет организация будет в 2016 году? (У организации есть…) Чего организация достигнет? (организация может…) Какие изменения в существующей ситуации произойдут благодаря деятельности организации? (благодаря работе организации …)

Примеры видения 1.Расширение присутствия человека во всей Солнечной системе (НАСА) 2.Агентство 21-го века в области человеческого капитала и технологий для эффективного сбора налогов, сочетающегося с наименьшими разрушением и бременем для налогоплательщика (Агентство по налогам) 3.Помощь девушке в достижении ее высшего потенциала (Скаут-герл) 4.Государственная поддержка не на словах, а на деле, осознание представителями власти значимости КДМ, как эффективного подхода в области охраны репродуктивного здоровья подростков (Сеть КДМ Россия)

© Тренинг-центр "Голубка"52 SWOT анализ Мы рассматриваем все факторы через призму Миссии

© Тренинг-центр "Голубка"53 SWOT анализ S trengths | Сильные стороны W eaknesses | Слабые стороны O pportunities | Возможности T hreats \ Угрозы

© Тренинг-центр "Голубка"54 Приоритезация факторов по степени влияния на организацию 1 - Высокая (от фактора серьезно зависит возможность / деятельность организации) 1 - Высокая (от фактора серьезно зависит возможность / деятельность организации) 2 - Средняя (от фактора зависит отдельный аспект деятельности или он является временным / «сезонным») 2 - Средняя (от фактора зависит отдельный аспект деятельности или он является временным / «сезонным») 3 - Низкая (фактор влияет незначительно, или для его влияния нужны дополнительные условия) 3 - Низкая (фактор влияет незначительно, или для его влияния нужны дополнительные условия)

© Тренинг-центр "Голубка"55 SWOT-матрица Кластирование Возможные сферы для кластирования Программы / услуги / деятельность Программы / услуги / деятельность Орг. развитие и управление, Организационная культура Орг. развитие и управление, Организационная культура Финансовая устойчивость организации Финансовая устойчивость организации Внешняя / внутренняя мотивация Внешняя / внутренняя мотивация Авторитет / Имидж / Статус Авторитет / Имидж / Статус

56 Стратегические цели SMARTE Конкретные Specific Измеримые Measurable Достижимые Achievable Адекватные Realistic Ограниченные во времени Time …(???) Этически приемлемые Ethics

© Тренинг-центр "Голубка"57 Пример иерархии планирования ПонятиеПояснениеПример МиссияОбщее устремление, предназначение, основной смысл существования Совместная жизнь долго и счастливо Цель (стратегия) Более конкретное устремление, которое согласуется с миссией и способствует ее осуществлению Достичь максимально возможного понимания партнера Задача (ближайшая цель) Конкретные установки, без которых цель не может быть достигнута Знать и принимать: отношение партнера к религии, отношение партнера к детям, родителям, деньгам, потребности партнера в сексе и т.д. МетодыТо, как Вы будете действовать, чтобы выполнить задачи и достигнуть цели Разговаривать на темы смысла жизни. Семейное консультирование Конкретные шаги (действия) То, что именно Вы будете делатьКаждый вечер совместный ужин и беседа. Посещение психотерапевта 2 раза в месяц Контроль выполнения Как, по каким признакам Вы будете узнавать о приближении к цели Следить за ощущениями друг друга Следить за тем что говорят знакомые о вашей паре.

Постановка проблемы ЦельЗадачи Методы и мероприятия Бюджет Мониторинг и оценка Этапы проектного планирования

Модель Всемирного банка 1.Мы реализуем проекты/программы для достижения определенных целей 2.Проекты используют ресурсы и мероприятия, которые ведут к получению продуктов 3.Продукты ведут к получению определенных результатов 4.Результаты 5.В долгосрочной перспективе результаты найдут отражение в оказанном влиянии Это называется логической моделью (или программной логической моделью) Она может применяться к проектам и программам

Impact ВЛИЯНИЕ - Случаи заболевания Outcome ДОЛГОСРОЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ - Проблемное поведение Output КРАТКОСРОЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ - Знания и отношение Process ПРОЦЕСС - Обучение, услуги Input ВКЛАД - РЕСУРСЫ

Пример Подростки и молодежь принимают алкоголь для снятия стресса Негде провести время Никто ничего не знает о том к чему это может привести Не соотносят себя с родителями алкоголиками Школа и НКО не дают информацию о вреде алкоголя Молодые менеджеры выпивают от усталости Все пьют каждый выходной Стало много случаев молодежного алкоголизма.

Увеличение случаев заболеваний алкоголизма среди молодежи Увеличение случаев Систематического употребления алкоголя среди молодежи Низкий уровень знаний о вреде алкоголя Нет системы распространения информации среди молодежи Высокий уровень распространенности Распития алкоголя в рамках досуга Недостаточное количество досуговых Учреждений, доступных для молодежи Употребление алкоголя Для снятия стресса Осутствие системы Социально- психологической помощи

Трансформируя проблемы в цель Высокий уровень материнской и детской смертности Осложнения диагностируются поздно или не диагностируются Высокий уровень осложнений при родах Снижение уровня материнской и детской смертности Улучшение/более ранняя диагностика осложнений Снижение количества осложнений при родах

Снизить количество новых случаев заболевания алкоголизмом Снизить количество Случаев систематического употребления алкоголя Повысить уровень знаний о вреде алкоголя Подготовить специалистов Расширить Возможности для проведения досуга Открыть дополнительные учреждения Расширить возможности Молодежи для решения Своих проблем Открыть центр Социально – психологической помощи

Impact ВЛИЯНИЕ - Случаи заболевания Outcome ДОЛГОСРОЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ - Проблемное поведение Output КРАТКОСРОЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ - Знания и отношение Process ПРОЦЕСС - Обучение, услуги Input ВКЛАД - РЕСУРСЫ

ИЗМЕНЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ - ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОПЫТКИ СОЗДАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЕЙСТВОВАТЬ АНАЛИЗ ЗАТРАТ И ПРЕИМУЩЕСТВ + А - + Б - ОСОЗНАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗНАЧИМОЙ ДЛЯ СЕБЯ ЗНАНИЕ О ПРОБЛЕМЕ

Мониторинг о оценка социальных проектов

результат цель инструмент Мониторинг и оценка появляются там, где есть ориентация на результат Результат можно достичь только сформулировав конкретную цель Проектный подход - инструмент достижения целей

Различие между мониторингом и оценкой Мониторинг: Что мы делаем? Правильно ли проект реализуется? Оценка: Чего мы достигли? Какое воздействие мы оказали? Правильный ли проект реализуется?

Оценка

Масштаб программ/проектов Каждый проект одной организации – составляющая общей ее программы, которая должна «вписываться» в программы более высокого уровня. Уровни проектов (по масштабности): Всемирный - Страновой/Национальный Областной Городской Районный Организации (образовательное, лечебное учреждения, общественная организация и пр.)

Уровни мониторинга и оценки Уровень организаций, выполняющих программы и проекты Региональный уровень Национальный уровень Международный уровень

Система МиО должна быть достаточной но не превалирующей

ВЗАИМОСВЯЗЬ Изменение поведения Программы и проекты Мониторинг и оценка

ИЗМЕНЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ - ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОПЫТКИ СОЗДАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЕЙСТВОВАТЬ АНАЛИЗ ЗАТРАТ И ПРЕИМУЩЕСТВ + А - + Б - ОСОЗНАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗНАЧИМОЙ ДЛЯ СЕБЯ ЗНАНИЕ О ПРОБЛЕМЕ

Модель изменения поведения Информация Поведенчески е навыки Проблемно е поведение Мотивация Fisher & Fisher (1992)

Impact ВЛИЯНИЕ - Случаи заболевания Outcome ДОЛГОСРОЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ - Проблемное поведение Output КРАТКОСРОЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ - Знания и отношение Process ПРОЦЕСС - Обучение, услуги Input ВКЛАД - РЕСУРСЫ

СТРАТЕГИИ Доступность информации Доступность информации Доступность услуг Доступность услуг Участие целевой группы Участие целевой группы Равный равному Равный равному Работа в среде Работа в среде Дружественный сервис, Дружественный сервис, Снижение вреда Снижение вреда Пропаганда использования и Доступность презервативов Пропаганда использования и Доступность презервативов Программы полового просвещения Программы полового просвещения Формирование приверженности Формирование приверженности Борьба со стигмой Борьба со стигмой ТЕХНОЛОГИИ Кейс-менеджмент Консультирование Консультирование равных Горячая линия Аутрич Тренинги Клиники Дружественные Молодежи Информационные кампании Интернет рассылка Добровольчество, активизм Акции Информационные центры …

Уровни мониторинга и оценки Финансовые ресурсы Человеческие ресурсы Кол-во проведенных тренингов Кол- во распространенных материалов Охват услугами ??????????? Изменения в знаниях и поведении Изменения эпидситуации Process Процесс Process Input Вкла д Input Output Краткосрочный рез-т Output Outcome Долгосрочный рез-т Outcome Impact Влияние Impact МониторингОценка

Уровни мониторинга и оценки (уровни индикаторов) * Финансирование программ лечения (сумма, руб.) * Количество врачей- инфекционистов * Кол-во проведенных тренингов * Кол- во закупленных препаратов * Число людей, охваченных услугами ??????????? * % ПИН, принявших безопасное поведение * Количество новых случаев ВИЧ-инфекции Process Процесс Process Input Вкла д Input Output Краткосрочный рез-т Output Outcome Долгосрочный рез-т Outcome Impact Влияние Impact * Наименование закупленных препаратов * % молодых людей, постоянно использующих презервативы с непостоянными партнерами