Авторы проекта: Центр международного образования и сотрудничества Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова Управление.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВЫПУСКНЫХ КЛАССАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.
Advertisements

Концепция программы профориентационной работы в системе образования Свердловской области на годы ВНИК при «Институте развития образования»
Экспериментальная работа по теме: «Разработка и апробация региональной модели научно- методического, организационно- педагогического сопровождения муниципальных.
Система профессиональной ориентации в современных условиях развития экономики Ленинградской области.
Организация профориентационной работы в школе в рамках реализации содержания образования РК БУП НСО основного и среднего (полного) общего образования Лузан.
Профориентация Заместитель председателя Комитета по образованию Жолован Степан Васильевич.
«Мониторинг качества дополнительного образования детей» «Мониторинг качества дополнительного образования детей» Разработано заместителем директора Ункуновой.
Инновационный проект МБОУ – СОШ 5 ст. Старовеличковской «Профориентационная социализация школьников как залог успешности личности» Сроки реализации: 2014.
Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
Цель и задачи деятельности Ресурсного центра Цель деятельности Ресурсного центра по профориентации: организация профориентационной работы учащихся общеобразовательных.
Деятельность Центра развития профессионального образования и профориентации обучающихся АОУ ВО ДПО « ВИРО »
Педагог-психолог О.В. Троицкая г. ТЕМА: ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ С ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ – ЦЕНТР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ.
Многофункциональный центр прикладных квалификаций ГБПОУ «Шадринский политехнический колледж» Харлов М.А., директор колледжа, к.т.н.
Организация проектно - исследовательской деятельности студентов как условие реализации компетентностного подхода в обучении Панкова О. А. Семинар 31 октября.
Заведующая сектором дошкольного образования департамента образования и науки Наталья Валентиновна Гребёнкина, к.п.н. Департамент образования и науки Тюменской.
Новиков Виктор Васильевич руководитель агентства труда и занятости населения Красноярского края Межрегиональная научно-практическая конференция «Опыт,
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
МБОУ Ерзовская СОШ Городищенского района Волгоградской области Организация работы экспериментальной площадки по теме: «Апробация технологий открытого образования.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «МОСТЫ В БУДУЩЕЕ» Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 84 с углубленным изучением отдельных предметов.
« Профессиональный выбор – один из главных выборов в жизненном самоопределении личности» Выполнила: Соболева А., ученица 11 класса Консультант: Маркова.
Транксрипт:

Авторы проекта: Центр международного образования и сотрудничества Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова Управление образования администрации города Белгорода Белгород 2010 г. ЗАЯВКА на проведение эксперимента по апробации комплексной программы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников

Актуальность эксперимента По результатам ежегодного исследования мировых рынков занятости, проведённого Международной организацией труда (МОТ) обнародован прогноз за 2 года, который показал низкие результаты. Данные были подтверждены и Евростатом. Безработица в зоне евро в августе осталась на рекордном за последнее десятилетие уровне в 10,1%. Евростат отмечает, что безработица остается стабильно высокой уже как минимум шесть месяцев подряд. Число безработных в России в октябре 2010 г. выросло до 5,1 млн человек, или до 6,8% от экономически активного населения, сообщил Росстат, ссылаясь на предварительные результаты обследования населения по проблемам занятости.

По данным Центра занятости населения города Белгорода на 1 декабря 2009 года: На учёте в Центре состояли человека, из них – с официальным статусом безработного. Уровень регистрируемой безработицы к 1 декабря составил 1,4 %. Ровно год назад уровень безработицы был на 0,57 % меньше нынешнего. В целом количество обращений за год выросло на 34,3 % – человек попросили помощи в поиске подходящей вакансии. Актуальность эксперимента

Центральный федеральный округ

Рабочие специальности: маляр-штукатур, каменщик, плотник повар, пекарь, официант продавец водитель швея В сфере специалистов и служащих: врач, медсестра инженер, менеджер, бухгалтер педагог дополнительного образования Актуальность эксперимента Востребованные профессии на рынке труда в Белгороде

На рынке труда города наблюдается структурное несоответствие спроса и предложения. Из существующих вакансий – 70 % рабочие профессии. Из зарегистрированных безработных – 60 % инженерно-технические работники и служащие. По данным управления по труду и занятости Белгородской области в регионе: безработных жителей вакантных мест в банке области свыше Актуальность эксперимента Соответствие спроса и предложений на рынке труда в Белгороде

Анализ рынка труда и занятости позволяет сделать вывод о том, что существует разрыв между профессиональным самоопределением выпускника и рынком труда. Выпускник, как кадровый потенциал Город, как рынок труда Профессиональные образовательные учреждения ??? Актуальность эксперимента

«Организационно-педагогическое сопровождение процесса профессионального самоопределения обучающихся» Объект исследования – профессиональное самоопределение старшеклассников. Предмет исследования – процесс формирования навыков осознанного профессионального выбора. Цель исследования – разработать и апробировать комплексную программу организационно- педагогического сопровождения формирования профессионального самоопределения старшеклассников общеобразовательных учреждений.

«Организационно-педагогическое сопровождение процесса профессионального самоопределения обучающихся» Гипотеза : предполагается, что профессиональное самоопределение выпускников школ города будет более эффективным, если: Процесс профессионального самоопределения старших школьников будет рассматриваться в контексте проблем труда и занятости города Белгорода. Учитыва ю тся все факторы, влияющие на процесс профессионального самоопределения старших школьников. На базе образовательных учреждений будет действовать система психологической поддержки профессионального самоопределения старших школьников.

«Организационно-педагогическое сопровождение процесса профессионального самоопределения обучающихся» Основные задачи исследования Повысить эффективность существующей системы профориентационной работы с учащимися школ города. Повысить профессиональный уровень субъектов профориентационной работы, путем предоставления средств и методов для работы с учащимися. Выделить показатели сформированности навыков профессионального самоопределения у выпускников школ.

«Организационно-педагогическое сопровождение процесса профессионального самоопределения обучающихся» Этапы проведения эксперимента Первый этап – подготовительный (сентябрь 2010 г.– апрель 2011г.) подготовка заявки на проведение эксперимента по апробации комплексной программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников; составление плана проведения эксперимента; разработка комплексной программы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников; анализ существующей системы профориентационной работы; определение проблемного поля профориентационной работы на уровне образовательного учреждения; определение пути эффективных методов решения выявленных проблем; проведение семинаров по формированию единого понятийного языка, индивидуальных и групповых консультаций, бесед, дискуссий и т.д.; Подбор и разработка анкет и тестов.

«Организационно-педагогическое сопровождение процесса профессионального самоопределения обучающихся» Этапы проведения эксперимента Второй этап – аналитико-исследовательский (май 2011 г. – октябрь 2011 г.) уточнение понятий «профессиональное самоопределение», «профессиональная карьера»… применительно к работе профконсультанта; подбор, проектирование и доработка основных средств и методов профориентационной работы; определение сформированности навыков профессионального самоопределения у выпускников школ 2010/2011 и 2011/2012 учебных гг.; сравнительный анализ соответствия первичного профессионального выбора старшеклассников; занесение результатов в электронную Базу данных; определение эффективности работы комплексной программы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.

«Организационно-педагогическое сопровождение процесса профессионального самоопределения обучающихся» Этапы проведения эксперимента Третий этап - завершающий (октябрь 2011 г. – апрель 2012 г.) представление апробированных средств, методов и технологии работы профконсультантов со старшеклассниками; уточнение и дополнение информации о профессиональном самоопределении старшеклассников, рынке образовательных услуг и рынке труда; продолжение работы с выпускниками школ с целью соотнесения результатов экспериментальной работы с задачами проведенного эксперимента.

«Организационно-педагогическое сопровождение процесса профессионального самоопределения обучающихся» Научная новизна эксперимента разработка комплексной программы организационно – педагогического сопровождения формирования профессионального самоопределения старшеклассников общеобразовательных учреждений с применением технологии «Профессиональное самоопределение»; определение педагогических условий для реализации комплексной программы организационно – педагогического сопровождения формирования профессионального самоопределения старшеклассников общеобразовательных учреждений.

«Организационно-педагогическое сопровождение процесса профессионального самоопределения обучающихся» МероприятияРезультат Информационное наполнение ЭИБ и БД 1.Проведение исследований ПСО выпускников школ. База данных, которая позволит при дальнейшем ее использовании отслеживать динамику профессиональной направленности выпускников (мониторинг). 2.Изучение рынка образовательных услуг города (РОУ). База данных о РОУ, которая позволит более оперативно и качественно оказывать информационно-консультационные услуги. 3.Диагностика рынка труда города (РТ).База данных о РТ, которая позволит более оперативно и качественно оказывать информационно-консультационные услуги. Взаимодействие с профконсультантами 1.Проведение семинаров, тренингов и т.д. Профконсультанты с навыком использования технологии для оперативной и качественной организации профориентационной работы. 2.Индивидуальные и групповые консультации. Оперативное решение возникающих проблем в процессе проведения исследования. Программное обеспечение 1.Установка программного обеспеченияVortex. Программа «Vortex». 2.Наполнение ЭИБ.База данных. В итоге проведения мероприятий будут получены следующие результаты

Спасибо за внимание! До новых встреч! Тел.: 8 (4722) Белгород 2010 г. «Организационно-педагогическое сопровождение процесса профессионального самоопределения обучающихся»

1. Используется инновационная модель (комплексный подход) РОУ как средство, посредством которых можно получить ту или иную профессию Мир профессий как множество профессиональных деятельностей, определяемых культурными нормами, зафиксированными в соответствующих документах Выпускник как действующий, думающий, общающийся и находящийся в поиске удовлетворения своих потребностей и возможности Город, как рынок труда и занятости, как сложная социокультурная реальность, обладающая своими собственными потребностями и возможностями, требованиями к квалификации работника Соответствие или не соответствие их взаимных возможностей и потребностей Суть технологии «Профессиональное самоопределение»

2. Трансформируется позиция профконсультанта, которому необходимо корректировать два взаимодействующих пространства: социально-образовательных потребностей и возможностей выпускника, и возможности и потребности самого города (муниципального образования), региона и страны в целом. Суть технологии «Профессиональное самоопределение» Проф. консультант Рынок образовательных услуг Старшеклассник Рынок труда Мир профессий Город и его составляющие

3. Создается Банк данных, которые позволят отслеживать динамику профессиональной направленности выпускников (мониторинг), а также оперативно и качественно оказывать информационно-консультационные услуги. Суть технологии «Профессиональное самоопределение» ПсихологияПсихология личностиПсихология взаимоотношенийПсихология деятельности Рынок образовательных услуг Дополнительное образование Начальное профессиональное образование Среднее профессиональное образование Высшее профессиональное образование Мир профессий ЧЕЛОВЕК- ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА Профессии, связанные с работой с цифрами, буквами, условными знаками, кодами. ЧЕЛОВЕК- ТЕХНИКА Технические системы, машины, аппараты, установки, материалы и энергия. ЧЕЛОВЕК- ПРИРОДА Природа, живые организмы, растения, животные, биологические процессы. ЧЕЛОВЕК- ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ Художественные образы, их роли, элементы и особенности. ЧЕЛОВЕК- ЧЕЛОВЕК Человек, группы людей, коллективы. Рынок труда и занятости СПРОСПРЕДЛОЖЕНИЯ Город и его составляющие Муниципальное хозяйство - система, поддерживающая жизненно необходимые функции города Промышленность производство - система трансформации природных (естественных) резервов и натуральных продуктов Муниципальная инфраструктура - система обеспечения потребностей населения в услугах Предпринимате льство – система использования региональных ресурсов Муниципальное управление – система нормирования и обеспечения обратной связи Городская среда - особенности социальной, образовательной, культурной, архитектурной, информационной и др. проекций

4. Используется интерактивная организация образовательного процесса, что закрепляется в формах коммуникативного подхода и разрабатывается инструментарий для оценки уровня профессионального самоопределения старшеклассников, который позволяет отойти от «линейного» принципа работы. Психология личности Психология взаимоотношений Психология деятельности Мир профессий Человек – техникаЧеловек- человек Человек – худ. образ Человек- природа Человек – знак. система Рынок образовательных услуг ДополнительноеНачальноеСреднее Высшее Рынок труда СпросПредложения Город и его составляющие Муницип-е хозяйство Промыш-ть и производство Муниципальная инфраструктура Предприни- мательство Муниц. управле ние Городская среда Суть технологии «Профессиональное самоопределение»

5. Разрабатывается комплексная программа психолого-педагогического сопровождения «Будущее выбираю САМ», которая составит базовую основу для выработки методических рекомендаций родителям, педагогам и психологам общеобразовательных учреждений. В основании программы лежит принцип, соответствующий сензитивным периодам развития человека, начиная с младенчества. Изначально ребенок играет с игрушками, затем разбирает и определяет, как все устроено, далее пытается повторять, пробовать на себе, а полученный опыт позволяет ему посмотреть в будущее и помечтать. Поэтому программа имеют следующую последовательность и состоят из 6 этапов: 1. Играть 2. Осваивать 3. Применять 4. Исследовать 5. Транслировать 6. Проектировать Суть технологии «Профессиональное самоопределение»

Спасибо за внимание! До новых встреч! Тел.: 8 (4722) Белгород 2010 г. Технология «Профессиональное самоопределение»

Портрет профессионального самоопределения выпускников общеобразовательной школы Выпускники стремятся к активному освоению профессиональных знаний, навыков и умений в профессиональных образовательных учреждениях. Желающих получить высшее профессиональное образование среди выпускников составляет 68%, от общего числа опрошенных. Тревожным является тот факт, что количество неопределившихся в профессиональных планах среди выпускников равняется 29%. Профессиональные планы выпускников

Востребованность в профориентационной помощи Одной из основных причин наличия не определившихся выпускников в построении своих профессиональных планов к окончанию школы, является отсутствие информированности. Число выпускников желающих получить помощь в построении профессиональной карьеры составляет более 50%. опрошенных. Наибольшим спросом пользуется информация о мире профессий. Наибольшим спросом у выпускников пользуется информация об профессиональных образовательных учреждениях и мире профессий. Портрет профессионального самоопределения выпускника общеобразовательной школы

Среди выпускников самостоятельно готовы решать вопросы построения своей профессиональной карьеры всего 19%. Выпускники в основном, рассчитывают на силы и возможности своих родителей, знакомых и друзей, что составляет 54% от общего числа опрошенных и не готовы нести ответственность за свой профессиональный выбор. Основополагающим приоритетом при выборе профессии выпускники считают заработную плату, что составляет 57%. N:Значения:f% 1Зарплата56157,0 2Разнообразие, творчество12913,1 3Карьера919,2 4Престижность818,2 5Условия труда798,0 6Другое434,4 Сумма:984100,0 Готовность к профессиональному самоопределению Портрет профессионального самоопределения выпускника общеобразовательной школы

Профессии на которые ориентированы выпускники В течении 5 лет приоритеты выпускников в выборе профессии не менялись. Основные профессии на которые ориентируются выпускники: Юрист Программист Врач Экономист

Высокая ориентация выпускников на получение профессионального образования способствовала росту профессиональных образовательных учреждений в городе. Основные профессии по которым осуществляется подготовка специалистов в образовательных профессиональных учреждениях города совпадает с выбором профессий выпускников. Рынок образовательных услуг

Состав безработных по образованию Динамика и состояние безработной молодежи Количественное увеличение профессиональных образовательных учреждений не решает проблему трудоустройства выпускников. Количество безработной молодежи имеющей профессиональное образование составляет почти 50%. Количество безработной молодежи, имеющей профессиональное образование, по данным Центра занятости, имеет тенденцию к увеличению. Только за первое полугодие 1999 года количество безработной молодежи составило 1019 человек. Динамика безработной молодежи

Рынок труда Невостребованные профессии: Юрист, программист, врач, экономист, педагог. Востребованы профессии: В бытовом обслуживании : электромеханики по лифтам. В строительных, транспортных и предприятиях связи : газоэлектросварщики, каменщики, машинисты бульдозера, крана, монтажники, слесари, машинисты, плиточники, штукатуры, плотники. В нефтяной отрасли : специалисты-теплотехники и теплоэнергетики, высококвалифицированные инженера - энергетики, специалисты по контрольно- измерительным приборам и автоматике, станочники, токаря, фрезеровщики, операторы на станках ЧПУ; слесаря по ремонту и эксплуатации котельного оборудования. В энергетике : электромонтеры. Невостребованные профессии Востребованные профессии

Спасибо за внимание! До новых встреч! Тел.: 8 (4722) Белгород 2010 г. «Формирование социального заказа на подготовку квалифицированных кадров, востребованных на рынке труда