Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 36 Развитие научного знания как смена типов научной рациональности доклассическая, классическая и неклассическая.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 7 Наука и культура. Традиционалистический и техногенный тип цивилизации. Ценность научной рациональности.
Advertisements

Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 21 Основания науки: нормы и идеалы науки, роль философских идей и принципов в обосновании научного знания (законы и.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 22 Понятие научной картины мира. Ее исторические формы. Функции научной картины мира (как онтология, форма систематизации.
ФИЗИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА МИР ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 46 Теория и практика. Критерии истинности познания. Научная истина.
Лекция 1. Т ема: «История психологии как наука»..
Теория систем и системный анализ Тема2 «Системный подход. Система»
План. 1.Общее понятие системы. 2.Характерные черты общества как системы. 3.Основные сферы общественной жизни. 4.Социальные институты.
Философия - первая исторически сложившаяся форма теоретического сознания, которая приобретает теоретический и понятийный характер. В самом общем смысле.
Устойчивость управления по предсказуемости Раздел 7.
1 Человек современного физического типа тыс. лет назад. Часть природы, биологическое, телесно-чувственное существо (Л. Фейербах) Творец духовной.
Вопросы: 1.Взаимодействие природного и антропогенного мира. Особенности социального познания. 2.Структура общества. Сферы общественной жизни. 3. Философские.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 6 Предмет философии науки: общие закономерности научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном.
Введение в предмет. Понятие информации. Одним из первых обобщенных понятий науки стало понятие « вещество ». В разнообразии материальных объектов ученые.
МЕХАНИКА НЬЮТОНА. Понятие «физика» уходит своими корнями в глубокое прошлое, в переводе с греческого оно означает «природа». Основной задачей этой науки является установление.
Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции.
В структуре научного знания кроме эмпирического и теоретического уровней выделяют метатеоретический уровень науки, который, в свою очередь состоит из.
Периодизация истории науки. Наука как социальное явление Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе.
1 Петухов Д.В. учитель физики и информатики МОУ «СОШ 6» п. Рефтинский.
1 Петухов Д.В. учитель физики и информатики МОУ «СОШ 6» п. Рефтинский.
Транксрипт:

Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 36 Развитие научного знания как смена типов научной рациональности доклассическая, классическая и неклассическая.

Кафедра философии ЛГТУ 2011 Развитие науки можно рассматривать и через призму вопроса смены типов научной рациональности, где под типом рациональности понимается «система замкнутых и самодостаточных правил, норм и эталонов, принятых и общезначимых в рамках данного социума для достижения социально осмысленных целей» В философии науки сложилась традиция выделения следующих типов научной рациональности и соответствующих научных картин мира: классической, неклассической, постнеклассической. Становление первого типа рациональ­ности имело место в VII - VI вв. до н.э. в древней Греции.

Кафедра философии ЛГТУ 2011 Доклассическая рациональность прошла в своем разви­тии три под этапа: рациональность Античности, средневековья, Возрождения. Европейская рациональность берет начало в Античности. Ее первые пред­ставители и разработчики - Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Пифагор и др. - при становлении естественно-научного знания привлекают аналогии, по­черпнутые из политической жизни (природа - мир - космос соответствовали горо­ду-полису), из области искусства (идея гармонии и согласованности частей), фрагменты мифологических воззрений (в частности, представлений о богах). В эпоху Средневековья основания науки вновь претерпевают измене­ния. Христианские догматы становятся опреде­ляющими в культуре этого периода и наука начинает выполнять обслуживающую функцию, с потерей ценности познания природы и ее законов.

Кафедра философии ЛГТУ 2011 В указанный период многие рационалистические наработки античной эпохи предаются забвению, однако доклассический рационализм получает определенный импульс развития в данное время: разрабатываются новые взгляды на методы на­учного познания, возникает понятие равноускоренного движения, интроспекция (метод самонаблюдения), впоследствии широко применяемая в психологии. Социокультурные детерминанты развития науки эпохи Возрождения были связаны с перестройкой феодальных общественно- экономических и идеологических структур вследствие развития простого товарного производства

Кафедра философии ЛГТУ 2011 В результате Возрождение стало эпохой больших перемен: открытия новых стран и цивилизаций, появления культурных, научных и технических новаций, не предусматривающих Библией. Важнейшей составной частью доклассической рациональности была натурфилософия Возрождения. В ней был провозглашен естественный подход к познанию природы, принцип всеобщей связи распространялся на человеческие органы, растения, минералы, небесные светила. Магия и медицина, алхимия и естественные науки тесно взаимодействовали в натурфилософии друг с другом. Переходу от доклассической к классической рациональности спо­собствовали социально-экономические изменения, произошедшие в культуре Западной Европы на рубеже XVI - XVII вв.

Кафедра философии ЛГТУ 2011 Наука становится основной движущей силой общества. Механистическое мировоззрение, становящееся основой науки XVII в., развивается усилиями, прежде всего Галилея, Декарта и окончательное выражение получает в работах И. Ньютона. Цель науки, по мнению Ньютона, - в изучении движения и открытии его законов для создания "учения о строении системы мира". Для обоснования своего учения Ньютон привлек весь современный ему механический опыт (в определенном смысле он завершает научную революцию, начатую Коперником). XVII в. - это век больших научных, философских систем (картин мира), претендовавших на общее и полное описание мира, где доминирующее значение принадлежало механистическому мировоззрению, ставшему основой классической рациональности. Каковы ее основные признаки и постулаты? XVII в. - это век больших научных, философских систем (картин мира), претендовавших на общее и полное описание мира, где доминирующее значение принадлежало механистическому мировоззрению, ставшему основой классической рациональности. Каковы ее основные признаки и постулаты?

Кафедра философии ЛГТУ 2011 Постулаты: Природа и общество имеют свои внутренние, объективные, универсальные, единственные и окончательные принципы, начала и законы, постигаемые наукой, опирающейся на факты и разум. Мир состоит из дискретных частиц эфира, находящегося в абсолютном покое (абсолютное пространство), и предметов. Предметы движутся относительно эфира равномерно, прямолинейно или кругообразно. Если известна скорость тела, его масса или сила, на него действующая в определенный момент времени, то можно точно определить, где будет это тело в любой другой момент времени. Причина движения тела одна, она имеет непосредственный, жесткий (каузальный) характер, исключающий случай­ность и многозначность. В результате движения и перемещения тел они остаются себе тождественными, т.е. не изменяют своего качества, или не развиваются. Отсюда движение и перемещение тел носит обратимый характер. Взаимодействие между предметами осуществляется через среду (эфир), имеет характер дальнодействия и осуществляется мгновенно. Движение и взаимодействие предметов носит наглядный характер.

Кафедра философии ЛГТУ 2011 Постулаты: По­лученное знание обладает качеством внутренней самоочевидности и неопровержимости и является зеркально-непосредственным отражением действительности. Познание предметов осуществляется на основе разложения их на простые элементы при игнорировании комплексных функционально-генетических связей внутри этих предметов. Познающий субъект рассматривается как усредненный, вне историчный, внесоциальный исследователь, который с помощью разума и опыта изучает мир со стороны. Природа и мир однородны в смысле всеоб­щего распространения механических принципов и законов. На основе этих принципов формируется и классическая научная картина мира, онтологическая часть которой выглядела следующим образом: относительно неподвижного эфира (вместилища мира) равномерно, прямолинейно, кругообраз­но движутся все предметы. Предшествующее состояние предмета точно описывает его будущее положение. Качество предметов не меняется, изменения обратимы, причина одна, случайности исключены. Взаимодействия имеют характер дально­действия, существует единое (абсолютное) время. Природные процессы, существующие сами по себе, познаются среднестатистическим субъектом, наделенным в основном разумом по принципу зеркального отражения.

Кафедра философии ЛГТУ 2011 Сформировавшись к концу XVIII столетия, классическая НКМ была, с одной стороны, результатом научно-философского осмысления мира, с другой стороны, фактором, обусловливающим дальнейшее развитие научной мысли. Общекультурный смысл возникших научно-классических представлений состоял в том, что механистическое видение мира распространилось и на исследование человека и общества. Возникает понятие "социальная физика", смыслу которого - в попытке создать теорию человеческого поведения, "науку о челове­ческой природе", в целом теорию нравственно-политических отношений на прочной основе научного познания по образцу экспериментальной физики.

Кафедра философии ЛГТУ 2011 Если в классической картине мира происходила абсолютизация при­родного процесса в плане нацеливания познания на освоение предметов и явлений без субъекта, то в неоклассике, в частности в квантовой механике, познающий субъект-наблюдатель оказывался связанным с познаваемым объек­том, поскольку сам факт наблюдения частицы приводил к ее перемещению из того места, которое она занимала, если бы оставалась незамеченной. В связи с этим понятие физической реальности приобрело «челове­ ческий» оттенок: познающий субъект оказался не отдаленным от пред­ метного мира, а находился внутри него - только тогда можно познать предметы, когда они включены в человеческую деятельность. Это порож­ дало образ полнокровного субъекта, идеологию активного, самодостаточ­ ного познавателя, имевшие большое общекультурное значение.

Кафедра философии ЛГТУ 2011 Если в классическом природовидении имела место установка на независимость свойств системы (организм, вид) от протекающих в ней процессов, то новые теории исходили не только из процессов регуляции и саморегуляции, но и из осуществления обратных связей между биологической системой и окружающей средой: в основе всех экологических объектов лежат круговороты веществ и энергии. Эти круговороты сильно разветвлены, в них существуют цепи организмов, энергий и обратных связей, регуляции и саморегуляции. В унисон с формированием неклассических представлений о мире в естественных науках подобное происходило и в научных взглядах на социальную реальность. Здесь на смену простым (однофакторным, линейным, элементаристским) взглядам на социальный мир приходят сложные (многофакторные, системные, структурно-функциональные, нелинейные) взгляды на общество.

Кафедра философии ЛГТУ 2011 Итак, в конце XIX начале XX столетия происходит формирование принципов неклассической рациональности, неклассической научной картины мира. Онтологическая часть данного мировидения выразилась в том, что возникает образ многоуровневой, неоднородной, с элементами самоорганизации реальности. Операциональная часть неклассической картины мира включает в себя отказ от установки на получение абсолютно точного знания. Акцент переносится на поиск методов, дающих возможность комплексно, системно исследовать процессы природного и социального мира. Общенаучными, философскими понятиями, адекватно описывающими такую реальность были: неустойчивость, неравновесность, сложность, нелинейность, необратимость, абстрактность, свобода поиска, новаторство, нестандартность и др. Отметим, что, несмотря на возникающие каждый раз при такой смене новые научные основания, появление каждого нового типа рациональности не отбрасывает предшествующий вариант, а только ограничивает сферу его действия. В результате между указанными типами рациональности существует не только расхождение, но и преемственность, сходство.