Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 17 Формирование идеалов (математизированное и опытное, экспериментальное знание) науки Нового времени (Г. Галилей, Ф.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 46 Теория и практика. Критерии истинности познания. Научная истина.
Advertisements

1. Понятие и этапы развития науки 2. Характерные черты науки 3. Отличие науки от других отраслей культуры 4. Функции науки.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Возникновение и становление науки. Наука в Древнем мире, Средневековье и в эпоху Возрождения. Выполнил: студент гр.Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 5 Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.
Проблема бытия в философии Нового времени Кафедра Философии и психологии Преподаватель: к.филос.наук, доцент Шевченко Елена Славовна Для всех специальностей.
Орындаған:Ильясов Е.С. Тексерген:Еренова.Б.Е.. Наука - система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 21 Основания науки: нормы и идеалы науки, роль философских идей и принципов в обосновании научного знания (законы и.
НАУКА – область культуры, связанная со специализированной деятельностью по созданию системы знания о природе, обществе и человеке.
Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 6 Предмет философии науки: общие закономерности научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Тема Философия Нового времени © О.В. Кормилицина, 2016 г. Вопросы: Особенности философии Нового Времени Эмпиризм и рационализм в теории познания Категории.
Совокупность черт, отличающих данного человека от всех других, присуща Гражданину Индивидуальность Личность Индивиду.
Учебная дисциплина > (презентация для бакалавров).
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Наука в современном мире Урок 13. План 1.Понятие науки. 2.Характерные черты науки. 3.Главные функции науки. 4.Типология наук.
Лекция 1. Наука как феномен духовной культуры. Вопросы : 1. Наука : определение, цель и задачи, основные функции. 2. Возникновение науки. 3. Проблема.
НАУКА КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ НАУКА КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ.
Транксрипт:

Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 17 Формирование идеалов (математизированное и опытное, экспериментальное знание) науки Нового времени (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт).

Кафедра философии ЛГТУ 2011 XVII в. - это время становления новой современной науки. Этому способствовали как внутренние изменения самой науки (уже Коперник и Кеплер свою гелиоцентрическую картину мира обосновывают с помощью математического расчета. Однако их мировоззрение не свободно от божественного промысла, а поиски нового метода познания не выливаются в четкое его обоснование), так и внешние обстоятельства. Начиная с XVII в. и до наших дней в науке в качестве одной из важнейших появляется материально-производственная ориентация: субъект познания нацелен на овладение знаниями с целью переустройства природы и общества для достижения своих утилитарно-практических целей, в то время как в науке античности и средневековья решение научных социально-экономических и политических проблем носило личностно-мировоззренческий характер.

Кафедра философии ЛГТУ 2011 В XVII в. впервые рождается идея о необходимости экономии времени и рабочей силы. Человеческие отношения начинают определяться "расчетом". Появляются первые трактаты по "политэкономии" капитализма. Принцип строгой (относительно того времени) количественной оценки начинает внедряться не только в промышленности, но и в науке: совершенствуются часы, появляются хронометры, термометры, барометры, первые автоматические измерительные приборы: Гук изобретает "часы погоды" - устройство автоматической записи атмосферного давления, влажности, силы ветра. Наука из служанки богословия начинает превращаться в самостоятельную интеллектуальную силу, все более тесно связанную с потребностями развивающейся промышленности. Однако этот процесс происходит вне традиционных заведений и даже вопреки им, поскольку университетская наука неизмеримо отстала от жизни. Возникают новые научные институты, целью которых является выработка эмпирических и теоретических знаний, свободных от мистики и схоластики. Первым таким институтом было Лондонское Королевское общество, открытое в 1660 году под девизом - "ничего со слов".

Кафедра философии ЛГТУ 2011 Проблема метода становится главной в научной революции XVII в., именно метод, по мнению мыслителей данной эпохи, открывал свободный от заблуждений путь к постижению истины. Решающий шаг в сторону создания нового метода осуществляет Г. Галилей ( ), он решительно отделяет науку от религии, от пантеистической натурфилософии Возрождения: наука и вера, по Галилею, несоразмерны а следовательно, несовместимы. Наука нейтральна к миру ценностей, вера некомпетентна в вопросах факта. Наука и вера (религия) занимаются каждая своим делом, поэтому уживаются друг с другом. Проблема метода становится главной в научной революции XVII в., именно метод, по мнению мыслителей данной эпохи, открывал свободный от заблуждений путь к постижению истины. Решающий шаг в сторону создания нового метода осуществляет Г. Галилей ( ), он решительно отделяет науку от религии, от пантеистической натурфилософии Возрождения: наука и вера, по Галилею, несоразмерны а следовательно, несовместимы. Наука нейтральна к миру ценностей, вера некомпетентна в вопросах факта. Наука и вера (религия) занимаются каждая своим делом, поэтому уживаются друг с другом. Галилей проводит с реальными и идеализированными объектами реальные и мысленные эксперименты: идея эксперимента предполагала активного субъекта познания, ставящего природный объект в искусственные условия с целью его изучения. Будучи совершенно уверенным, что построенные им теоретические модели реальности соответствуют действительности и что книга природы" написана математическим языком, он дает строго количественное, математическое описание движения тел. В результате формулирует закон инерции и закон свободного падения тел.

Кафедра философии ЛГТУ 2011 Структура познания Галилея имела следующий вид: Чувственный опыт. Выдвижение рабочей гипотезы. Математическое развитие, то есть нахождение логических следствий из рабочих гипотез. Опытная проверка как высший критерий результатов познания. Методология Галилея опиралась в конечном счете на радионалистический принцип, который в предельно широком смысле означал ориентацию на разум как на главный источник истины (хотя причиной дви­жения планет у него был все-таки Бог).

Кафедра философии ЛГТУ 2011 Самым видным представителем эмпирического направления в Новое время был Ф. Бэкон ( ), показавший не только практически производственную роль опыта, но и его теоретическую функцию. Бэкон, как впоследствии и Р. Декарт, рекомендует начинать научное познание с "очищения" разума, то есть освобождения от общих принципом традиционной учености, призраков-помех (в форме заблуждений), препятствующих подлинному, истинному знанию: призраки рода (самые устойчивые общие заблуждения, свойственные человечеству как роду, типа «любое движение должно всегда происходить по окружности» и т.д. Бэкон формулирует свою идею универсальной реформы человеческой знания на базе утверждения опытно-экспериментального метода получении знания. Именно этот метод позволяет добывать знания независимо от личностных характеристик познающего и независимо от влияния социокультурного окружения. Новый.метод Бэкона включал в себя две части - «первая состоит в извлечении аксиом из опыта, вторая - в выведении новых экспериментов из аксиом». Извлечение аксиом из опыта должно осуществляться помощью индукции - обобщения фактов, опыта. Соответственно данный метод Бэкона получил название индуктивного.

Кафедра философии ЛГТУ 2011 У Р. Декарта ( ) процедура "очищения" разума начинается с вычленения комплекса интуитивно ясных очевидных истин, "врожденных идей", имеющих аксиоматическое значение для организации познания. То есть человеческий ум при помощи ясной и отчетливой интеллектуальной интуиции утвердить очевидные, несомненные, общие идеи об устройстве мира, из которых уже вытекают детали-частности, прописывающие мир. Интуиция и очевидные истины, с одной стороны, имеют врожденный (в состав врожденных идей входят идея бытия бога, идея числа, факты сознания, аксиомы), с другой стороны, они опираются на опыт. Но в любом случае отмечал Р. Декарт они являются "...совершенно достоверным и кающим никакого сомнения" средством познания.

Кафедра философии ЛГТУ 2011 У Декарта самосознающий субъект радикально отличался от физической реальности. Он наделял субъекта такими свойствами, которых нет у природы (способность мыслить), причем эта способность у Декарта задава­ лась Богом. В результате в философии и науке Нового времени имела место деантропоморфизации природы - обоснование независимости материального мира от сферы субъективности. А естествознание получило возможность развиваться, имея объектом познания природу. К концу XIX столетия «возникновение социально- гуманитарных наук завершало формирование науки как системы дисциплин, охватывающих все основные сферы мироздания: природу, общество и человеческий дух. Наука приобрела привычные для нас черты универсальности, специализации и междисциплинарных связей».