Социально-психологический образ сотрудника психиатрической службы Митина О.А. Ястребов В.С., Митина О.А. НЦПЗ РАМН Москва.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГС(К)ОУ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат I вида Деловая игра для.
Advertisements

Повышение уровня профессионализма Модуль 6. Содержание Задачи Роли Сотрудничество между персоналом Коммуникация между персоналом и пациентами Окружение.
Психологические вопросы лечения и реабилитации. Психотерапевтические приемы направлены: Восстановление личностного и социального статуса больного с помощью.
1 Выпускная квалификационная работа Становление коммуникативной компетентности студентов.
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
Анализ воспитательной деятельности МО классных руководителей МОУ СОШ 24.
2010 г. Ссылки на нормативную базу ПРИКАЗ от 23 июля 2010 г. N 541н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ.
Педагог-психолог это сотрудник образовательного учреждения, который следит за социальной адаптацией детей, их поведением, психологическим развитием.
Психологическая служба ЦСУЗО «Уфимский государственный нефтяной технический университет»
Изменения, которые в течение последних лет происходят в системе образования и в обществе в целом, требуют от современной школы новых подходов к созданию.
Аттестация как управленческая деятельность и фактор профессионального роста педагогов Путилова Н.В. детский сад 82 комбинированного вида города Тюмени.
Педагоги-психологи: Глотова Е.А. Гриван Е.В.. ИЗМЕНЕНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ И СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ, ОКАЗЫВАЮЩЕМ ВЛИЯНИЕ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ СТАБИЛЬНОЕ.
Системный подход в работе с учащимися, склонными к девиантному поведению.
Деятельность Психологического Центра МПК НовГУ Великий Новгород 2009.
1 диагностика 2 коррекционно-развивающая программа 3 работа с родителями и педагогами аналитическая работа.
Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся Маргорина А.В. - председатель школьного методического объединения.
СИСТЕМНО-СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ МОНИТОРИНГА РАЗВИТОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ. Понятие о преемственности Преемственность - это как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка,
ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 1.1 П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ Педагог ( от греч. Ведущий ребенка) специальный человек, сопровождающий.
Программа социокультурной внеаудиторной воспитательной деятельности по профессии «Повар, кондитер»
Транксрипт:

Социально-психологический образ сотрудника психиатрической службы Митина О.А. Ястребов В.С., Митина О.А. НЦПЗ РАМН Москва

Цель: исследование индивидуально-психологических, профессиональных и социально обусловленных характеристик сотрудников психиатрической службы. Задачи: 1. Исследование индивидуально-психологических, профессиональных и морально-этических особенностей личности специалиста. 2. Изучение системы межличностного взаимодействия специалистов в коллективе. 3. Исследование представлений пользователей психиатрической помощи о сотрудниках психиатрической службы и психиатрической службе. 4. Анализ организационных аспектов оказания психиатрической помощи в аспекте названных характеристик работников службы.

Методы исследования Методики: 1. созданные в НЦПЗ РАМН 7 типов оригинальных анкет; 2. методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, модифицированная Л.А. Собчик (Собчик Л.А., 1990). 1. психологический; 2. контент-анализ; 3. анкетирование; 4. математический.

Объекты исследования: «Главный врач, заместитель главного врача» (ГлВр/ЗамГлВр) «Главная медицинская сестра, старшая медицинская сестра» (ГлСтМС) «Врач-психиатр» (ВП) «Медицинская сестра» (МС) «Психолог» (ПС) «Работник социального звена» (СР) «Пациент» (ПЦ) Характеристики личности специалиста психиатрической службы: индивидуально-психологические, профессиональные, морально-этические; особенности межличностных отношений в профессиональном коллективе и с пациентами; мнение пациентов о специалистах психиатрической службы. Предмет исследования:

Состав групп испытуемых. Группа «Специалисты». Группа Кол- во чел. Средн. возр. ПолОбразование мж Средн. Средн спец Высш. ГлВр/ЗамГлВр 857,38 ВП 5946, ГлСтМС 2148, МС 11240, ПС 2528, СР 1535, Всего 240

Состав групп испытуемых. Группа «Пациенты». Группа Кол-во чел Средн возр ПолОбразование мж Средн. Средн. спец. Высшее «Пациенты» 3034, Исследование проводилось в: НЦПЗ РАМН (г. Москва), ПНД (г. Тверь), Московская областная психиатрическая больница 8 (г. Орехово- Зуево), городская психиатрическая больница 9 (г. Ступино), ПНД 5 (г. Москва ).

Показатели династичности в медицине и в психиатрии (%) Группа специалистов Работа родственников в общей медицине Работа родственников в психиатрии Работа по аналогичной специальности ГлВр/ЗамГлВр 92,984,321,3 ВП 78,357,733,1 ПС 67,327,114,7 МС 27,1525,827,2 СР 47,5 4,140

Иерархическая структура личностно-профессиональных качеств работников психиатрической службы (средние значения по всем группам, %)

Специалист Проф-ная сфера РуководительВрач-психиатрСредний медперсоналРеабилитологи Морально-этичес-кая сфера – 28,3 % Доброта, честность, порядочность, чувство долга, справедливость, уважение, искренность, трудолюбие, альтруизм. Гуманизм к больным: сострадание, уважение, забота, человеколюбие. Коммуникатив-ная сфера 17,1% Коммуникабельность, доброжелательность, умение ладить с людьми, общительность, способность понимать, просто и доступно объяснить. Вежливость, взаимопонимание Волевое регулирование поведения 23,2% Исполнительность, обязательность, добросовестность, ответственность Аккуратность, внимательность, дисциплинированность, пунктуаль- ность, собранность, четкость, терпели- вость, выдержанность Эмоциональная сфера – 10,3% Способность к сопереживанию, эмпатия, чуткость, чувствительность, отзывчивость, добродушие. Уверенность в себе. Оптимистичность. Стабильность эмоциональной сферы (уравновешенность и др.). Поведенческая сфера – 9,1% Деловитость, настойчивость, требовательность, принципиальность «Реактивное поведение», пассивность, осторожность. Умение работать в команде. Нейродинамичес-кие свойства – 3,4% Большой объем памяти. Высокая концентрация внимания. Нервно-психическая устойчивость: высокая работоспособность, медленная утомляемость, способность работать в ненормативном режиме, способность нести ночное дежурство Комплексные хара- ктеристики – 10,9% «Профессионализм», «образованность», «разносторонность» «профессиональный ум», «компетентность». Направления формирования характеристик работников психитр. службы

Особенности формирования межличностных отношений специалистов психиатрической службы в коллективе: I I Наиболее конфликтными являются отношения между группами: Врач-психиатр – психолог Медсестры – врачи-психиатры Работник социального звена – администрация психиатрического учреждения. II. Значимыми являются: Позитивная оценка работы со стороны коллег - для психологов (42,1%), врачей-психиатров (25%) и работников социального звена (23,5%) Советы коллег - для медсестринского персонала - (33%) Только для 11% респондентов всех групп эффективными в работе являются замечания, направленные на улучшение их дальнейшей профессиональной деятельности.

III. Существует значительное расхождение представлений специалистов о себе с представлениями о них среди коллег

Особенности межличностных отношений специалистов психиатрической службы с пациентами Пациенты предпочли бы контактировать, в первую очередь, с ПС и ВП. Наименее «привлекательными» для сотрудничества являются СР, трудотерапевт и руководитель психиатрического учреждения. По мнению пациентов, необходимо улучшать партнерские отношение к ним со стороны МС, и патерналистские отношения с ВП (30%), а также с руководством учреждения. Самовосприятие специалистов (ВП,МС) принципиально отличается от восприятия их пациентами. Потенциальная возможность менять свое поведение в соответствии с запросом пациентов характерна для групп МС и ПС.

Неприемлемые для пациентов характеристики в работе сотрудников психиатрической службы: Профессиональная некомпетентность (в первую очередь, среди Руководителей, ВП, Психол, СоцР). Несоблюдение этических и моральных норм (всеми специалистами). Грубость (главным образом, со стороны среднего медицинского персонала). Безответственность, халатность (в первую очередь, со стороны среднего медицинского персонала). Формальное отношение (в основном, со стороны Руководителей и ВП).

Принципы организации обучающих и поддерживающих программ для специалистов психиатрической службы: Блок 1: Ориентация на морально-этические аспекты работы. Блок 2: Разработка поведенческих стратегий в коллективе. Блок 3: Эмоциональная сфера: а) Проработка негативных эмоций специалиста, накопленных в процессе работы. б) Тренинги, направленные на развитие эмоциональной сферы (дифференциация, оценка влияния на профессиональную деятельность). Блок 4: Формирование ЛПК в следующих сферах: а) Формирование особых личностных характеристик специалистов. б) Выработка коммуникативных навыков. в) Выработка навыков в сфере регуляции профессиональной деятельности. г) Развитие специфических особенностей специалистов отдельных профессиональных групп.

Условия для создания благоприятной атмосферы в профессиональном психиатрическом коллективе: Формирование общего ценностно-мотивационного компонента в коллективе. Создание условий для личностного развития специалиста. Организации взаимозависимых задач специалистов разных профессиональных групп. Осуществление профессионализации внутри коллектива. Формирование понятной статусно-ролевой структуры в коллективе. Организация «обратной связи» со стороны коллег. Коррекция представлений сотрудников о себе в соответствии с представлениями о них среди коллег. Тренинговое развитие у специалистов следующих характеристик: оптимистичность, высокая активность, уверенность в себе, хорошие организаторские навыки, независимость, самостоятельность, настойчивость в достижении целей, реалистичность суждений, экстравертированность.

Интеграция психиатрической и психотерапевтической службы. Организация цикла курсов, предназначенных для повышения уровня знаний в области психотерапии и выработка соответствующих навыков у психиатрического персонала. Создание «психотерапевтической цепочки» в лечебном и реабилитационных процессах. Включение в работу метода использования терапевтической среды. Организация работы групп по повышению чувствительности персонала.

Особенности организации взаимодействия «специалист - потребитель психиатрической помощи». А. Предоставление пациентам информации о: процессе лечения (его этапах, длительности, ожидаемых результатах, возможных побочных эффектах и проч.); специалистах различного профиля (в т.ч. психологах и работниках соц. звена); различных программах, используемых в ходе лечения; предоставляемых государством правах и льготах для пациентов и др. Б. Формирование «терапевтического сотрудничества». В. В сфере межличностных отношений: улучшение отношения со стороны медсестринского персонала, руководства психиатрического учреждения, а также врачей-психиатров. Г. Повышение рефлексии среди медсестринского персонала. Д. Организация лечебного процесса с учетом следующих особенностей: возможности «выговориться» на всех этапах лечения и реабилитации; формирования эмоциональной поддержки пациентов со стороны всех категорий специалистов; организации стабильного, четко регламентированного, лечебного и реабилитационного процессов.

Выводы: Формирование особых личностных характеристик специалиста в различных сферах (морально-этической, профессиональной, эмоциональной, волевой и др.) Осуществление профессионализации специалиста Создание условий для формирования эффективных взаимоотношений в коллективе Организация эффективного взаимодействия с потребителями психиатрической службы с учетом потребностей последних Создание привлекательного имиджа работы в психиатрическом учреждении. Направлениями формирования образа специалиста психиатрической службы должны стать: