Урок-презентация по биологии для 11 класса. Эволюционные явления внутри вида называются микроэволюцией. Видообразова́ние процесс возникновения новых видов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ВИДООБРАЗОВАНИЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ МИКРОЭВОЛЮЦИИ. МИКРОЭВОЛЮЦИЯ, совокупность эволюционных процессов, протекающих внутри отдельных или смежных популяций вида,
Advertisements

ВИДООБРАЗОВАНИЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ МИКРОЭВОЛЮЦИИ. МИКРОЭВОЛЮЦИЯ – совокупность эволюционных процессов, протекающих внутри отдельных или смежных популяций вида,
Процессы видообразования. Видообразование - это качественный этап эволюционного процесса. Видообразование - процесс возникновения новых видов.
Пути видообразования. Цветочницы оказались первыми птицами, заселившими Гавайский архипелаг. Отсутствие конкуренции с другими видами вызвало быструю адаптивную.
Видообразование. Пути видообразования Филетическая эволюция постепенные эволюционные перестройки затрагивающие представителей одного таксона, который.
Биология. Видообразование.
«Видообразование. Результаты микроэволюции.» Презентация урока на тему:
Учение об эволюции. Эволюционная теория. Микроэволюция. Макроэволюция.
Презентация к уроку (биология, 11 класс) по теме: Видообразование - результат микроэволюции.
Прочик Н.В. учитель биологии МАОУ СОШ 32 г. Екатеринбург.
Микроэволюция. Видообразование. Микроэволюция МИКРОЭВОЛЮЦИЯ, совокупность эволюционных процессов, протекающих внутри отдельных или смежных популяций вида,
Процессы видообразование. Видообразова́ние процесс возникновения новых видов. Что понимается под видом? Какие критерии используют для характеристики свойств.
Синтетическая теория эволюции Критерии вида. Теория эволюции объясняет причины: 1)происхождения органического мира 2)возникновения разнообразия и приспособленности.
Эволюция органического мира как процесс происхождения и развития видов на Земле.
Современные представления об эволюции органического мира.
Тема: «Методы научной селекции» 1.Виды отбора 2. Исходный материал для селекции растений и проблемы искусственного получения мутаций 3.Использование полиплоидии.
Видообразование. Пути образования новых видов филетическийгибридогенный дивергенция А А А В В В СС А АВ.
«Видообразование. Результаты микроэволюции.» 2 Критерии вида Физиологический (сходство процессов, проте- кающих в организмах одного вида; нескрещиваемость.
Задачи урока: Познакомить учащихся с происхождением, развитием и основными положениями синтетической теории эволюции.
Процессы видообразования. Видообразова́ние процесс возникновения новых видов. Что понимается под видом? Какие критерии используют для характеристики свойств.
Транксрипт:

Урок-презентация по биологии для 11 класса

Эволюционные явления внутри вида называются микроэволюцией. Видообразова́ние процесс возникновения новых видов. При этом возникает генетическая несовместимость новообразованных видов, т.е. их неспособность производить плодотворное потомство или вообще потомство при скрещивании. Это явление называется межвидовым барьером, или барьером межвидовой совместимости. Существуют разнообразные теории, объясняющие механизмы видообразования, ни одна из которых не считается общепризнанной и полностью доказанной. Одна из причин этого невозможность проверить теории эмпирически из-за долговременности изучаемого процесса. Согласно синтетической теории эволюции (СТЭ), основой для видообразования является наследственная изменчивость организмов, ведущий фактор естественный отбор.

Способы видообразования В СТЭ выделяют два способа видообразования географическое, или аллопатрическое экологическое, или симпатрическое

Аллопатрическое видообразование Вызывается разделением ареала вида на несколько изолированных частей. При этом на каждую такую часть отбор может действовать по-разному, а эффекты дрейфа генов и мутационного процесса будут явно отличаться. Тогда со временем в изолировнных частях будут накапливаться новые генотипы и фенотипы. Особи в разных частях ранее единого ареала могут изменить свою экологическую нишу. При таких исторических процессах степень расхождения групп может достигнуть видового уровня.

1 Пример Аллопатрического (географического) видообразования Ландыш, произрастающий в Приморском крае и на Дальнем Востоке (у него более жесткие, покрытые восковым налетом листья и красноватые черешки.) Ландыш майский - распространен на Европейской территории России

2 Пример Аллопатрического (географического) видообразования Аллопатрическое (географическое) видообразование протекает очень медленно, на протяжении сотен тысяч поколений

Симпатрическое (экологическое) видообразование Связано с расхождением групп особей одного вида и обитающих на одном ареале чаще всего по экологическим признакам. Это видообразование без физических барьеров. При этом особи с промежуточными характеристиками оказываются менее приспособленными. Расходящиеся группы формируют новые виды.

Пример симпатрического видообразования. Цихлиды озера Апойо В последнем номере Nature описан случай видообразования, в симпатрическом характере которого трудно усомниться. Речь идет о двух видах рыб цихлид, живущих в маленьком озере Апойо (Apoyo) в Никарагуа. Это круглое озеро диаметром 5 км и глубиной до 200 м представляет собой, по сути дела, залитый водой вулканический кратер. Озеро полностью изолировано от других водоемов и образовалось менее 23 тыс. лет назад. В озере живет два вида цихлид: широко распространенный Amphilophus citrinellus и встречающийся только в этом озере A. zaliosus.

Способы симпатрического видообразования 1. Полиплоидия- кратное гаплоидному увеличение числа хромосом. К симпатрическому видообразованию относятся также случаи возникновения новых видов на основе полиплоидии Так, разные виды картофеля имеют хромосомные наборы из 12, 24, 48, 72 хромосом; хризантемы из 9,18, 27, 36, 45, Это дает основание считать, что эти виды образовались из исходного путем кратного увеличения числа хромосом. Полиплоиды, как правило, более жизне- и конкурентоспособны и могут вытеснять родительский вид. Полиплоидия как способ симпатрического видообразования известна и у некоторых животных (иглокожие, членистоногие, кольчатые черви и др.).

2. Способ симпатрического видообразования- отдаленная гибридизация В природе может возникать также отдаленная гибридизация между видами с последующим удвоением хромосом в геноме. Например, по берегам реки Алдан растет небольшая популяция растения рябинокизильника, берущего начало от межвидового гибрида рябины и кизильника. Считается, что более 1/3 всех видов цветковых растений имеет гибридогенное происхождение. Экспериментально доказано, что таково происхождение видов сливы,малины, пшеницы, капусты, хлопчатника, мятлика, пикульника, брюквы, табака, полыни, ирисов и др. Рябинокизильник - вид, полученный от межвидового скрещивания Узколокальный эндемик Якутии.

3 способ симпатрического видообразования - хромосомные перестройки В результате хромосомных перестроек также может возникнуть репродуктивная изоляция, что приводит к появлению новых видов как у растений, так и у животных Мутантные формы плодовой мушки дрозофилы

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ РАСЫ БОЛЬШОГО ПОГРЕМКА На нескашиваемых лугах большой погремок цветет на протяжении всего лета. Регулярное скашивание травы в середине лета привело к образованию двух экологических рас этого растения, различающиеся по срокам цветения. За несколько десятилетий независимой эволюции у них сформировались и морфологические различия: у весенней расы цветы желтые, у осенней - оранжевые. Помимо этих двух форм возникла еще одна, засоряющая посевы ржи. Созревание семян у этой формы погремка приурочено к срокам жатвы, коробочки перестали открываться, а у семян редуцировались летучки, в результате чего они не отсеиваются от зерен ржи. Большой погремок - Alectorophus major Пример процесса симпатрического видообразования

Особенности симпатрического видообразования Новые виды, образовавшиеся таким путём, чаще всего внешне (морфологически) очень близки к исходному виду. Лишь в случае гибридогенного возникновения может появиться новая форма, отличная от родительских.

Домашнее задание Подготовиться к контрольной работе по теме «Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции. Микроэволюция» Выучить материал учебника с ( параграф учить не надо).