Анфёрова Лариса Владимировна Учитель географии МОУ «Средняя общеобразовательная школа 56» Г. Новокузнецк.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Природные ресурсы и их виды 1 Ресурсообеспеченность 2 Практическая работа 1.
Advertisements

1 10 класс. УМК Е. М. Домогацких Урок 14 Земельные ресурсы мира.
МИРОВЫЕ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ География неминеральных ресурсов.
Презентация к уроку по географии (10 класс) по теме: Презентация. 10 класс География природных ресурсов мира.
География неминеральных ресурсов. 1.Территориальные и земельные ресурсы 2.Водные и гидроэнергетические ресурсы 3.Лесные ресурсы 4.Геотермальные ресурсы.
Природные ресурсы Земли, их виды Цели: Охарактеризовать основные виды природных ресурсов. Оценить размещение природных ресурсов и масштабы их использования.
Компоненты природы, используемые человеком в его хозяйственной деятельности.
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ МИРА 10 КЛАСС УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ: Сатыров А.А. МБОУ Каршига-Аульская СОШ.
По экономической и социальной географии Мира в 10 классе.
A&J Fromberg ГЕОГРАФИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ МИРА Герасименко А 10а класс.
8 класс география. Природные условия - это объекты и силы природы, существенные на данном уровне развития производительных сил для жизни и хозяйственной.
ГЕОГРАФИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ МИРА. ПЛАН УРОКА: 1.Территориальные и земельные ресурсы 2.Водные и гидроэнергетические ресурсы 3.Лесные ресурсы 4.Геотермальные.
География природных ресурсов мира. Территориальные ресурсы мира Крупнейшие страны мира по площади территории по площади территории (млн. км 2 ) 1. Россия.
ГЕОГРАФИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ МИРА A&J Fromberg География неминеральных ресурсов.
1.Понятие окружающей среды 2.Природные ресурсы 3.Классификация природных ресурсов 4.Ресурсообеспеченность.
География мировых природных ресурсов. 10 класс Учитель Дьякова Н.В. МОУ СОШ1 р.п.Лысые Горы.
ГЕОГРАФИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ МИРА A&J Fromberg География неминеральных ресурсов.
Урок – игра с использованием презентации «Мировые природные ресурсы» Выполнила: студентка 52 гр.-В1 ЕГФ Авдонина О. Д.
Земельные ресурсы России. Обеспеченность земельными ресурсами в России в 12 раз выше, чем в Западной Европе и Азии в 2 раза выше, чем в Африке и Северной.
Page 1 ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ СУШИ Проектная работа Вишневской Владиславы Руководитель: Г.В.Ваулина.
Транксрипт:

Анфёрова Лариса Владимировна Учитель географии МОУ «Средняя общеобразовательная школа 56» Г. Новокузнецк

Оценка мировых природных Ресурсов 10 класс

Задачи урока: дать понятие «ресурсообеспеченность» раскрыть основные закономерности размещения природных ресурсов, выделить главные районы их концентрации на земном шаре учиться давать оценку обеспеченности мира и отдельных регионов различными видами природных ресурсов

План урока: 1. Классификация ресурсов. Понятие о ресурсообеспеченности. 2. Минеральные ресурсы. Достаточно ли их? 3. Земельные ресурсы: два противоположных процесса 4. Водные ресурсы суши: проблемы пресной воды 5. Биологические ресурсы. Необходимость предохранения от оскудения

Классификация природных ресурсов По происхождению По исчерпаемости По применению

По происхождению: А) полезные ископаемые (минеральные ресурсы) Б) климатические В) водные Г) земельные (почвенные) Д) биологические Е) ресурсы Мирового океана

По исчерпаемости: А) исчерпаемые: - Невозобновимые (минеральные, руды металлов, -соли, сера и т.д.) - Возобновимые (земля, воздух, вода, почвенные, -гидроэнергетические) Б) неисчерпаемые (энергия солнца, геотермальная, ветра, морских приливов, отливов и течений)

По применению: Природные ресурсы для промышленности металлургические топливно – энергетические химическое и прочее сырьё Для сельского хозяйства земельные почвенные агроклиматические Для отдыха и туризма рекреационные ресурсы

Природные ресурсы – совокупность объектов, пригодных для использования человеком

Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается либо количеством лет, на которое должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчёта на душу населения

Ресурсы пресной воды составляют 2.5% от общего объёма гидросферы. Основной запас пресной воды сосредоточен в ледниках Антарктиды, Гренландии, во льдах Арктики, в горных ледниках. В реках и озёрах планеты сосредоточено 40 тыс. км3 Потребление пресной воды 4 тыс. км3 в год, л/чел в год Водные ресурсы суши: проблемы пресной воды

Главные потребители пресной воды: Сельское хозяйство Промышленность Электроэнергетика Коммунально - бытовые службы вывод 1)загрязнение рек, водоёмов тяжёлыми металлами, нефтепродуктами 2) обмеление рек (вырубка лесов в поймах рек, понижение грунтовых вод)

Пути решения водной проблемы Уменьшение водоёмкости производственных процессов и сокращение безвозвратных потерь воды Сооружение Водохранилищ, Регулирующих пресный сток

«США закупают пресную воду в Канаде, ФРГ – в Швеции, Нидерланды импортируют её из Норвегии (по цене, приблизительно равнойцене рейнского вина – «рейнвейна»!), Саудовская Аравия – из Малайзии. Инженерами разработаны полуфантастические проекты перекачки пресной воды по трансокеанским трубопроводам из Гренландии и Антарктиды в Европу, от устья Амазонки – в Африку.» Примеры решения проблемы пресной воды в некоторых странах мира «Разработаны технические проекты транспортировки средних по размерам айсбергов. Для этого потребуется пять шесть мощных буксиров. Даже есливо время такой транспортировки айсберг сильно «похудеет» и потеряет часть своей массы, она всё же окажется экономически оправданной. Таяние же айсберга в месте назначения может продолжаться примерно год.»

Сравните обеспеченность крупных регионов мира ресурсами речного стока. Приведите примеры стран, наиболее и наименее обеспеченных ресурсами пресной воды

Мировой земельный фонд составляет 13,1 млрд га Структура мирового земельного фонда % Обрабатываемые земли Луга и пастбища Леса и кустарники Земли населённых пунктов, промышленности и транспорта Малопродуктивные и непродуктивные земли (болота, пустыни и ледники) Земельные ресурсы: два противоположных процесса

Изменение структуры земельного фонда планеты Расширение земельУхудшение, истощение, глобальное изменение земельных ресурсов (эрозия почв, заболачивание, засоление, опустынивание) Антропогенное опустынивание охватило более 900млн га Процесс опустынивания протекает со скоростью примерно 7 кв км в час, или 6,9 млн га в год. Кроме того, ежегодно более 20 млн га земель в пустынных и полупустынных районах приходят в состояние сильной деградации.

Обеспеченность пахотными землями по крупным регионам мира (на душу населения)РегионыОбеспеченностьгаРегионыОбеспеченностьгаСНГ Зарубежная Европа Зарубежная Азия Африка0,800,250,130,22 Северная Америка Южная Америка Австралия и Океания Весь мир 0,600,351,80,20 Проанализируйте карту «Мировые земельные ресурсы и данные таблицы. Сравните обеспеченность отдельных регионов и стран пахотными землями. Приведите примеры многоземельных и малоземельных стран. Объясните причины таких различий

Биологические ресурсы. Необходимость предохранения от оскудения Биологические ресурсы Растительные ресурсы – культурные и дикорастущие растения Ресурсы животного мира – домашние и дикие животные Генетический фонд планеты

Лесные ресурсы планеты Размеры лесных площадей – 4,1 млн га Запасы древесины на корню – 330 млрд куб м Лесистость – отношение лесопокрытой площади к общей площади Глобальные изменения лесных ресурсов Процесс обезлесения, вырубка лесов Деградация лесных массивов, прежде всего тропических лесов Истончение озонового слоя, запылённость Гибель лесов от пожара

Проанализируйте карту «Лесные зоны земли». С помощью этой карты, а также текста в учебнике на стр.37, охарактеризуйте два главных лесных пояса планеты. Дайте оценку обеспеченности лесными ресурсами отдельных стран мира, выделив страны очень богатые и очень бедные ими.

Минеральные ресурсы. Достаточно ли их? «В Средние века люди извлекали из земной коры лишь 18 химических элементов и их соединений, в 17 в. –25, в 18 – 29, в 19 – 47, в начале 20 в. 54, во второй половине 20 в. – более 80». Закономерности распространения полезных ископаемых в Земной коре Топливные полезные ископаемые имеют осадочное происхождение и сопутствуют чехлу платформ их внутренним и краевым прогибам Рудные полезные ископаемые Сопутствуют фундаментам и выступам (щитам) древних Платформ, а так же складчатым областям

1) Используя текст учебника (стр ) и данную карту, таблицы 3.4 в приложениях, проанализируйте размещение топливных полезных ископаемых. 2) Назовите страны, на территории которых находятся крупнейшие бассейны с Запасами угля и нефти. Какие можно сделать выводы на основе этого анализа?

Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности регионов мира» Цель работы: 1. закрепить понятие «ресурсообеспеченность». 2. Научиться оценивать и прогнозировать ресурсообеспеченность регионов мира различными видами ресурсов. Последовательность выполнения работы 1. По предложенной таблице определите размеры запасов нефти, газа и угля для регионов мира. Видполезныхископаемых Весь мир В том числе Зарубежная Европа ЗарубежнаяАзияАфрикаАмерика Австралия и Океания Нефть, млрд т 166,63,1117,110,426,20,3 Газ, трлн т 139,46,053,49,614,01,1 Уголь, млрд т По табл. 4 на стр. 125 учебника определите размеры годовой добычи (потребления) данных видов ресурсов. 3. Разделите показатель запасов на показатель добычи. Результат покажет, на сколько лет хватит данного ресурса при современном уровне потребления. Результаты работы оформите в виде таблицы.Регион Вид топлива На сколько хватит Регион Вид топлива Весь мир Нефть Природный газ угольАфрикаНефть уголь Зарубежная Европа Нефть Природный газ угольАмерикаНефть уголь Зарубежная Азия Нефть Природный газ уголь Австралия и Океания Нефть Природный газ уголь

Домашнее задание Т. 2 §2, стр Подготовиться по вопросам: 1)В чём заключается выдающаяся роль Мирового океана в биосфере планеты, в жизни и хозяйственной деятельности человека? 2)Какие богатства Мирового океана осваиваются сейчас?

Конец урока