ЛЕКЦИЯ 9. СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ Гаранина Елена Юрьевна, кафедра сервиса и моды 2 часа.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Моя семья Семья - древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление.
Advertisements

«Семейные конфликты». Содержание Типичные межличностные конфликты у супругов. Типичные межличностные конфликты у супругов. Предупреждение супружеских.
Дисциплина : Конфликтология в сфере управления ТЕМА17 :СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ Кафедра Философии и Психологии Преподаватель Волкова М.Н. Виды и способы разрешения.
Тема: конфликты в семье.. В зависимости от субъектов взаимодействия семейные кон­фликты подразделяются на конфликты между: супругами и родителями каждого.
Семейные конфликты ТЕМА 6. План лекции Сущность, виды, причины семейных конфликтов Психотравмирующие последствия Виды конфликтного поведения супругов.
КОНФЛИКТЫ В СЕМЬЕ ВЫПОЛНИЛА : СМИРНОВА ТАТЬЯНА ГРУППА 21 ПРОВЕРИЛА : КОМЕРЧЕСКАЯ ГАЛИНА ИВАНОВНА.
ЛЕКЦИЯ 10. КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ РУКОВОДИТЕЛЯМИ И ПОДЧИНЕННЫМИ Гаранина Елена Юрьевна, кафедра сервиса и моды 2 часа.
ЛЕКЦИЯ 12. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТОВ Гаранина Елена Юрьевна, кафедра сервиса и моды 2 часа.
Кафедра философии и психологии ИМОСТ Кандидат медицинских наук, доцент кафедры философии и психологии Е. В. Алексеева Тема 5. Лекция 7 Основные формы психокоррекции.
ЛЕКЦИЯ 7. ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ Гаранина Елена Юрьевна, кафедра сервиса и моды 2 часа.
Влияние уровня конфликтности в семье на формирование девиаций у подростка Педагог-психолог ГАОУ СПО МО ГПК Плахова О.Е г.
ВГУЭС ИМОБ Кафедра русского языка Обмен информацией Для иностранных студентов Автор И.Д. Михайлова.
[Тема] (40 pt) Кафедра (24 pt) Преподаватель [Подзаголовок] (24 pt)
Кафедра философии и психологии ИМОСТ Кандидат медицинских наук, доцент кафедры психологии Е. В. Алексеева Гуманистическое направление психотерапии. Семейная.
Конфликты между родителями и детьми в семье. Психологические причины 1. Тип внутрисемейных отношений Гармоничный тип Дисгармоничный тип.
Семейные конфликты.
Разрешение конфликтных ситуаций в школе Гончарова Марина Владимировна Педагог-психолог МОУ СОШ 12.
Тема 7 «Налогообложение объектов недвижимости» Дисциплина «Экономика недвижимости» Специальности: Экономика и управление на предприятии, Институт.
Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков Виктор Алексеевич кандидат политических наук, доцент Тема 17. Политическая культура.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка Солейник Виктория Валерьевна Лекция.
Транксрипт:

ЛЕКЦИЯ 9. СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ Гаранина Елена Юрьевна, кафедра сервиса и моды 2 часа

Введение Цель – проанализировать особенности супружеских конфликтов - рассмотреть специфику конфликтов во взаимодействии родителей и детей

Содержание 1.Особенности супружеских конфликтов 2.Специфика конфликтов во взаимодействии родителей и детей

Природа супружеских конфликтов Психосексуальная несовместимость супругов Неудовлетворение потребности в значимости своего «Я», неуважение чувства достоинства со стороны партнера Неудовлетворение потребности в положительных эмоциях: отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания Пристрастие одного из супругов к чрезмерному удовлетворению своих потребностей (алкоголь, наркотики, финансовые расходы только на себя и т.д.) Неудовлетворение потребности во взаимопомощи и взаимопонимания по вопросам ведения домашнего хозяйства, воспитания детей, в отношении к родителям и т.д. Различия в потребностях по проведению досуга, увлечениях

Кризисные периоды в развитии семьи (С. Кратохвил) Первый год супружеской жизни характеризуется конфликтами адаптации Второй кризисный период связан с появлением детей Третий кризисный период совпадает со средним супружеским возрастом, который характеризуется конфликтами однообразия Четвертый период конфликтности (18-24 года совместной жизни) совпадает с появлением чувства одиночества, связанного с уходом детей, усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу возможного стремления мужа сексуально проявить себя на стороне

Типы семей в зависимости от частоты, глубины и остроты конфликтов Кризисная семья - противостояние интересов и потребностей супругов носит острый характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семьи. Конфликтная семья - между супругами имеются постоянные сферы, где их интересы постоянно сталкиваются, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Однако брак может сохраняться благодаря другим факторам, а также уступкам и компромиссным решениям конфликтов. Проблемная семья - характерно длительное существование трудностей, способных нанести ощутимый удар стабильности брака. Невротическая семья - основную роль играют накопление воздействия психологических трудностей, с которым встречается семья на своем жизненном пути.

Психотравмирующие последствия конфликтов Состояние полной семейной неудовлетворенности возникает в результате конфликтных ситуаций, в которых проявляется заметное расхождение между ожиданиями индивида по отношению к семье и ее действительной жизнью. Семейная тревога чаще проявляется после крупного семейного конфликта. Нервно-психическое напряжение возникает в результате создания для супруга ситуаций внутреннего конфликта, постоянного психологического давления, трудного или даже безвыходного положения, препятствий для проявления важных для него чувств, удовлетворения потребностей Состояние вины зависит от личностных особенностей супруга, человек чувствует себя помехой для окружающих, виновником любого конфликта

Предупреждение супружеских конфликтов Уважай себя, а тем более другого. Помни, что он (она) самый близкий для тебя человек. Старайся не копить ошибки, обиды и «грехи», а сразу реагируй на них. Это исключит накопление отрицательных эмоций. Исключи сексуальные упреки, т.к. они не забываются. Не делайте замечаний друг другу в присутствии других (детей, знакомых, гостей). Не преувеличивай собственные способности и достоинства, не считай себе всегда правым. Больше доверяй и ревность своди к минимуму.

Предупреждение супружеских конфликтов (продолжение) Будь внимательным, умей слушать и слышать супруга. Не опускайся, заботься о своей физической привлекательности, работай над своими недостатками. Никогда не обобщай даже явные недостатки супруга, веди разговор только о конкретном поведении в конкретной ситуации. Относись к увлечениям супруга с интересом и уважением. В семейной жизни иногда лучше не знать правду, чем во что бы то ни стало пытаться установить истину. Старайтесь находить время для того, чтобы хотя бы иногда отдохнуть друг от друга. Это поможет снять эмоционально-психологическую перенасыщенность общением

Разрешение конфликтов между супругами Одно из условий завершения конфликта любящих супругов – не добиваться победы. Победу за чет поражения любимого человека трудно назвать достижением. Важно уважать другого, какая бы вина не лежала на нем. Нужно быть способным честно спросить у самого себя (и главное, честно ответить себе), что же тебя на самом деле волнует. При аргументации своей позиции стараться не проявлять неуместный максимализм и категоричность. Лучше самим прийти к взаимопониманию и не втягивать в свои конфликты других – родителей, детей, друзей, соседей и знакомых. Только от самих супругов зависит благополучие семьи

Психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей Тип внутрисемейных отношений Деструктивность семейного воспитания Возрастные кризисы детей Личностный фактор

Типы конфликтов подростков с родителями Конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка) Конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания) Конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля) Конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).

Реакции ребенка на притязания и конфликтные действия родителей реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера); реакция отказа (неподчинение требованиям родителей); реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий)

Основные направления профилактики конфликтов родителей с детьми 1.Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния 2.Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий 3.Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса 4.Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям

Вопросы для самопроверки Назовите природу супружеских конфликтов и кризисные периоды в развитии семьи. Назовите типы семьи в зависимости от глубины и остроты конфликтов и психотравмирующие последствия супружеских конфликтов. В чем заключается предупреждение и разрешение супружеских конфликтов? Назовите психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей и перечислите реакции ребенка на конфликт в семье. В чем в большей степени проявляются супружеские конфликты в настоящее время? Как демократизация общества влияет на семейные конфликты? Какова динамика конфликтов между детьми и родителями с изменением возраста детей?

Заключение 1.В зависимости от субъектов взаимодействия семейные конфликты подразделяются на конфликты между: супругами; родителями и детьми; супругами и родителями каждого из супругов; бабушками (дедушками) и внуками. 2.Основными источниками супружеских конфликтов являются ценностные, позиционные, сексуальные, эмоциональные и хозяйственно-экономические причины. 3.К факторам, влияющим на конфликтность супружеских отношений, относят кризисные периоды в развитии семьи. 4.В зависимости от частоты, глубины и остроты конфликтов выделяют кризисные, конфликтные, проблемные и невротические семьи.

Заключение (продолжение) 1.К психотравмирующим последствиям супружеских конфликтов относятся состояние полной семейной неудовлетворенности, семейная тревога, нервно- психическое напряжение, состояние вины. 2.Конструктивность разрешения супружеских конфликтов зависит от умения супругов понимать, прощать и уступать. 3.Психологические факторы конфликтов во взаимодействии детей и родителей обусловлены типом внутрисемейных отношений, деструктивностью семейного воспитания, возрастными кризисами детей и личностными особенностями.

Рекомендуемая литература 1.Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для студ. вузов. – М.: ЮНИТИ, – 551 с. 2.Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, – 238с. 3.Селюк Е. Ю. Конфликтология: Учеб. пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, – 192 с.

Использование материалов презентации Использование данной презентации может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления Презентация является собственностью автора. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении посредством ссылки, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другом произведении посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия автора.