Индивидуально- психологические свойства личности Лекция по курсу «Психология» Составитель – доцент Киреева Н.Н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТИПЫ АКЦЕТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ПО КАРЛУ ЛЕОНГАРДУ. По К. Леонгарду акцентуации – это индивидуальные человеческие черты обладающие тенденцией к переходу в патологическое.
Advertisements

АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА Характер - это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, себе и выполняемой работе. Характер.
Подготовила Олинкевич Карина Группа Пб-21-о. Развитие отдельных черт характера неравномерно: одни более выражены у конкретного индивиды, другие - менее.
Индивидуальные особенности человека: их влияние на общение с людьми.
АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА. Крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены. При этом обнаруживается избирательная уязвимость.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: Выполнил: Жмур Дмитрий, ученик 7класса «Как влияет чтение на формирование характера подростка?»
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 4 г. Орска» Семинар-тренинг АЛГОРИТМ ПОСТРОЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ.
Темперамент и характер.. Ключевые вопросы: Понятие о темпераменте и его типах Понятие о темпераменте и его типах Характер, его природа и структура. Характер,
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Термин « характер » введен в обиход науки и жизни древнегреческим ученым и философом Теофрастом. Слово « характер » по - гречески означает « черта »,
Приёмы определения акцентуации у подростков и способы взаимодействия с ними.
Психология физической культуры. Выделяется три стадии проявления стресса: Тревога, Резистентность, Истощение. Начало стресса рассматривается как сигнал.
Роль темперамента и характера в общении. Роль способностей в жизни человека. Выполнила студентка второго курса БТ Р Умбетова Линара.
Презентация к уроку по психологии по теме: психология человека
Темперамент. Характер. Воля Выполнила студентка III курса СКМК им. Сафонова Ксения Саломахина (хореографическое отделение)
Характер Понятие о характере. Структура характера. Способы изучения. Как сформировать характер у ребенка, как изменить привычки у взрослых.
Подготовила педагог-психолог МОУ»СОШ 1»г. Емва – Субботина К. В.
Педагогика и психология ПСИХОЛОГИЯ 4 класс Автор презентации Жук Марина Анатольевна Психолог ГБОУ СОШ 917 Город Москва.
К ЛЮБОМУ РЕБЕНКУ СЛЕДУЕТ ОТНОСИТЬСЯ С НАДЕЖДОЙ. К ЛЮБОМУ РЕБЕНКУ СЛЕДУЕТ ОТНОСИТЬСЯ С НАДЕЖДОЙ. Н.С.ЛЕЙТЕС. Н.С.ЛЕЙТЕС.
Зав. лаб. психологии личности ИПП ПО РАО д. псх. н. Грязнов А. Н.
Транксрипт:

Индивидуально- психологические свойства личности Лекция по курсу «Психология» Составитель – доцент Киреева Н.Н.

Понятие характера Характер – целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, особый психический механизм, обеспечивающий устойчивую целенаправленность реагирования человека на социально-значимые ситуации и обстоятельства. (В.И.Гинецинский) Характер - совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливающих типичные для него способы поведения. Характер – это отношения, закрепленные в привычных формах поведения.

Типическое и индивидуальное в характере Типическое – характерно для какой-то группы, класса. Индивидуальное – проявляется во своеобразии типических черт характера.

Черты характера Это индивидуально привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности. Выделены несколько групп черт: 1. Выражающие отношение к труду; к другим; к себе; к вещам, предметам. 2. Волевые черты, заключающиеся в умении и привычке сознательно регулировать свое поведение, преодолевать препятствия на пути к поставленным целям (целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержка, смелость). 3. Эмоциональные черты, отражающие непосредственность, спонтанность регулирования поведения (импульсивность). 4. Интеллектуальные черты, выражающие особенности умственных способностей (любознательность, вдумчивость, рассудительность).

По отношению к труду - трудолюбие, лень, добросовестность, халатность, аккуратность, небрежность, инициативность, консерватизм.

По отношению к другим людям – дружелюбие, враждебность, чуткость, черствость, грубость, вежливость, честность, общительность, скрытность, замкнутость

По отношению к самому себе – юмор, чувство собственного достоинства, скромность, самоуважение, самоуверенность.

Типология характера. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Типы характера Тип характера выделяется на основе того общего в характерах отдельных групп лиц, которое определяет стиль их жизнедеятельности, способ адаптации к окружающей среде. 1. Гармонически целостный тип, хорошо адаптируемый в различных ситуациях. 2. Внутренне конфликтный тип, но внешне согласованный со средой. 3. Конфликтный тип с пониженной адаптацией. 4. Вариативный тип, адаптирующийся к любым условиям в результате неустойчивости позиций, беспринципности.

Базисные типы характера Сильный – резистентный и толерантный; Упрямый – резистентный, нетолерантный; Ранимый – толерантный, нерезистентный; Капризный – нерезистентный, нетолерантный.

Место характера в структуре личности Характер – это своеобразный инструмент, фиксированная форма выражения смыслового опыта, актуализирующая в присущем данной личности индивидуальном стиле действования, посредством которого достигаются те или иные мотивы. (А.Г.Асмолов)

Психологический механизм формирования характера Посеешь поступок – пожнешь привычку; посеешь привычку – пожнешь характер; посеешь характер – пожнешь судьбу. Мотивы поведения, переходя в действие и закрепляясь в нем, фиксируются в характере. Каждый действенный мотив поведения, который приобретает устойчивость – это в потенции будущая черта характера в её генезисе.

Заключение Характер – интегративный, типологизирующий психический механизм, регулирующий устойчивость направленности реагирования человека на социально-значимые ситуации. Характер формируется как результат интеграции природно-биологических и социально обусловленных качеств человека и является отражением неповторимости жизненного пути индивидуума.

Акцентуации – крайние варианты нормы, при которой одни черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей или даже повышенной устойчивости к другим. Акцентуированный характер – это своего рода «заострение» определенного свойства, которое сказывается на всем поведении субъекта, создает особый стиль его действий и поступков.

Акцентуации характера (по К.Леонгарду) К.Леонгард «Акцентуированная личность»

Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, к авантюризму, артистизму, позерству. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отягощает его.

Застревающий тип. Чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее, не способен легко отходить от обид. Часто выступает инициатором конфликтов. Самонадеянность, жесткость установок и взглядов, сильно развитое честолюбие часто приводят к настойчивому утверждению своих интересов, которые он отстаивает с особой энергичностью.Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему.

Педантичный тип. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, скрупулезен, добросовестен, склонен жестко следовать плану, в выполнении действий нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы, брюзжанию, формализму. Сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований.

Возбудимый тип Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями сочетаются у людей такого типа с властью физиологических влечений. Характерна повышенная импульсивность, грубость, инстинктивность, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых сам и является активной, провоцирующей стороной. Равнодушен к будущему, целиком живет настоящим, желая извлечь из него массу развлечений. Раздражителен, вспыльчив, часто меняет место работы, неуживчив в коллективе.

Гипертимный тип Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, здоровый сон. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и вместе с тем деловитые, изобретательные; люди, умеющие развлекать других.

Дистимический тип Люди этого типа отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий. Для них характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность в беседе. Такие люди являются домоседами, индивидуалистами; общества, шумной компании обычно избегают, ведут замкнутый образ жизни. Часто угрюмы, заторможены, склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни.

Циклотимный тип. Характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Им свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий Радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; печальные подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми.

Сензитивный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, робость, пугливость, неуверенность в себе. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных и бойких сверстников,не любят чрезмерно шумных игр, тяжело переживают контрольные, экзамены. Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих.

Экзальтированный тип. Яркая черта этого типа способность восторгаться, восхищаться, а также улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость.

Эмотивный тип Для них характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная их черта гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердеч­ность, они радуются чужим успехам. Впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди.

Типы акцентуаций (по А. Е. Личко) А.Е Личко «Акцентуации характера»

Гипертимный тип, циклоидный тип, истероидный тип, сензитивный тип, лабильный тип, астено-невротический тип, психастенический тип, шизоидный тип, эпилептоидный тип, неустойчивый тип, конформный тип.

Шизоидный тип. Главными чертами являются замкнутость и недостаток интуиции в процессе общения. Эмоционально холодны. Быстрая истощаемость в контакте побуждает к еще большему уходу в себя. К этому примыкает недостаток сопереживания. Внутренний мир почти всегда закрыт для других и заполнен причудливыми увлечениями и фантазиями, которые предназначены только для самих себя.

Эпилептоидный тип Крайняя раздражительность, доходящая до приступов ярости и гнева; периодические расстройства настроения с примесью тоски, страха, гнева. Они склонны к образованию сверхценных идей. Одновременно у них может наблюдаться скрупулезная мелочность, педантизм, скопидомство. Им свойственны также лицемерие и ханжество.

Акцентуированные характеры и психопатии (по П.Б.Ганнушкину) П. Б. Ганнушкин «Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика» (1933)

Астеническая группа. Их общие свойства повышенная чувствительность и быстрая истощаемость в нервно-психическом смысле. Неврастенический тип – добавляются соматические расстройства: жалуется на периодически возникающие неприятные ощущения, боли, покалывания, плохой сон, усиленное сердцебиение и т. п Психастенический тип – добавляются боязливость, нерешительность, сомнения во всем. Они сомневаются относительно настоящего, будущего и прошлого. Часто их одолевают ложные опасения за свою жизнь и за жизнь близких.