1 «ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ: РАМКИ АНАЛИЗА» П. С. ЛЕМЕЩЕНКО, доктор экономических наук, профессор, Белорусский государственный университет.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Хорошо там, где нас нет? В этом есть доля правды. Представляем список 20 стран мира с самым высоким уровнем жизни на 2010 год. Ежегодно журнал «Quality.
Advertisements

Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Анализ воспитательной работы В ГБС(К)ОУ школе учебный год.
1 УСТОЙЧИВОСТЬ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РФ Е.Т.Гурвич, И.В.Беляков Экономическая экспертная группа Комиссия РСПП по банкам и банковской.
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ ДО 2020 ГОДА РОССИЯ 2009.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. ЛОМОНОСОВА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Под редакцией профессора К.В. Папенова.
Типовые расчёты Растворы
Апрель 2010 Рынок торговой недвижимости – факты и перспективы.
Число зарегистрированных преступлений. Уровень преступности.
Школьная форма Презентация для родительского собрания.
Тема 3. Динамика развития мирового хозяйства. Понятия экономического развития и экономической динамики Экономическое развитие Экономическое развитие –

Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от Масштаб 1 : 5000.
Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______ Масштаб 1 : 5000.
1 Справочные материалы к Концепции социально – экономического развития Российской Федерации до 2020 года Министр экономического развития Российской Федерации.
Вариант ВВП второй первый 4.74,45 Промышленность второй первый Инвестиции второй
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
1 Трудные случаи таблицы умножения и деления 2 Приношу свои извинения, но придётся начать заново!
Ф. Т. Алескеров, Л. Г. Егорова НИУ ВШЭ VI Московская международная конференция по исследованию операций (ORM2010) Москва, октября 2010 Так ли уж.
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
Транксрипт:

1 «ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ: РАМКИ АНАЛИЗА» П. С. ЛЕМЕЩЕНКО, доктор экономических наук, профессор, Белорусский государственный университет

Истинная редкость в мире – это не ресурсы и даже не добродетели, а понимание происходящего… Единственными важными структурными преградами на пути к процветанию мира являются устаревшие доктрины, которые затуманивают мышление людей. П. Кругман. Возвращение великой депрессии. М., 2009, с. 296 …

4

5 «…История предполагает, что экономика свободного рынка может оказаться на длительное время в ловушке, достигнув плохого равновесия, когда хорошее не запрашивается потому, что его никогда не предлагали, и не поставляется, потому что нет достаточного количества людей, его требующих» Кругман П. Великая ложь. М.: АСТ, 2004, с. 458

6 Обнаруживается прямая и обратная связь между уровнем развития экономической науки и, естественно, уровнем развития экономики, который проявляется в том числе и в структуре экспорта. По данным Доклада о мировом развитии за 2003 г. в 2000 г. экспорт высоких технологий составил в целом 34% от экспорта промышленных товаров, а в Германии – 18, в Швеции – 22, в Великобритании – 32, в Японии – 28, во Франции – 24, в Китае – 19, в Малайзии – 59, в Венгрии – 26, в Беларуси – 4, в Литве – 4, в Казахстане – 10, в Эстонии – 30, в России – 14% [ Sustainble Development in a Dynamic World. Transforming Institutions, Growth, and Quality of Life. World Development Report 2003 / World Bank, Wash., 2003].

7 Взаимосвязь институциональной среды, темпов роста и потенциала к развитию

8 Доля стран в мировом высокотехнологичном экспорте, % (2006 г.) СтранаОбъем, млн. доллДоля, % США Германия Китай Россия Беларусь Украина

9 Динамика показателей развития человеческого капитала МестоСтранаГод Продолж. жизни, лет Грамот- ность на- селения,% Охвачен- ность ср. образ, % ВВП на душу населен., долл. 1Норвегия Беларусь Россия Казахстан

10 Индекс экономики знаний МестоСтрана Индекс экономического и институциональ- ного режима Индекс знаний Индекс инноваций Индекс образования Индекс ИКТ 1 Дания Россия Казах- стан Бела- русь Источник: «Экономика Беларуси», 2010, 3

11 Считаете ли Вы приемлемыми следующие меры для улучшения экономической ситуации в стране (РБ)? (июль 2010 г.) Вступле- ние в НАТО Размеще- ние войск России Переход на евро Объедине ние с Россией Отказ от нац. валюты и введение Рос. рубля Уехать из страны Вступлени е в ЕС Вполне приемлем о В какой-то степени Никак не приемлем о Затруд- няюсь ответить Источник: «Снплюс», июля 2010

12 Слайд 18 Соотношение официального обменного курса национальной валюты и ППС, % (стоимость национальных денег по отношению к их реальной, справедливой стоимости, %) Страны «золотого миллиарда» Страны бывшего СССР Страна Страна Австрия110,3107,5118,6125,4119,2Азербайджан34,539,448,263,050,2 Бельгия111,9110,9121,8128,0121,0Армения3943,553,662,252,4 Германия107,9105,2113,9120,4112,6Беларусь36,239,042,750,943,0 Дания143,4140,2153,3161,8152,9Грузия40,743,549,559,651,5 Италия107,8104,7112,4117,9110,4Казахстан43,453,862,175,059,9 Нидерланды111,5109,0117,4123,9118,2Кыргызстан27,730,036,043,937,8 Канада99,8106,7113,0116,0104,7Молдова35,237,145,256,553,3 Норвегия138,2135,6150,2155,4142,8Россия45,052,461,773,458,1 Финляндия121,6119,3128,7135,9128,9Таджикистан23,926,631,539,736,6 Франция114,9113,4122,4129,0122,5 Туркменистан 84,491,496,662,253,3 Швейцария140,0132,8133,4145,3141,7Узбекистан27,730,334,639,841,8 Швеция125,7123,3131,8135,2115,8Украина32,837,044,153,240,5 Источник: База данных Отдела статистики ЕЭК ООН. – Режим доступа: – Дата доступа :

13 Динамика численности населения в гг. и прогноз до 2100 г.

14

15

16 Институт – это понятие для обозначения устоявшихся традиций и установленных норм, правил, регламентирующих поведение хозяйствующих субъектов, индивидов. Институт- это образ мышления (Т. Веблен) t – формы управления Политико-правовые рамки Социально- культурные нормы Инстинкты, привычки, 0 традиции (мастерства, труда, творчества и пр.) Структура института

17

18 Предложение формальных институтов обеспечивают различные органы государственной власти и управления. Чем выше эти трансакционные издержки, тем меньше вероятность, что будет обеспечено предложение соответствующих институтов. Личный интерес бюрократии не принимается в расчет. TrC SG = TrC 0 SG + TrC i SG, i = 1, …n, где TrC 0 SG – единовременные издержки создания институтов: а) издержки подготовки соответствующих формальных институтов, б) издержки принятия новых правил «игры», в) издержки обучения, политиков, чиновников и пр., TrC i SG - постоянные издержки функционирования данных институтов, включающих: г) издержки контроля за соблюдением формальных правил, д) издержки обеспечения информацией о новых формальных институтов и пр. Уровень TrC SG во многом зависит от соотношения неформальных и формальных институтов. В случае конфликта – они растут. Госорганы могут создавать институты для своих интересов, чем извлекают институциональную ренту, игнорируя интересы остальных.

19 Закономерности институциональных изменений Институциональные изменения – это смена базовых или других видов институтов под воздействием различных факторов. Новые институты фиксируют складывающиеся в обществе тенденции эволюции. Эволюционный вариант изменения институтов. Эволюционные институциональные изменения – периферийные изменения в формальных и/или неформальных правилах, обусловливающие постепенные изменения во всей институциональной системе. Революционный вариант изменения институтов. Импорт институтов: Неформальные рамки - Реакция – Форм. рамки – Импорт – Образец инстит.

20

21 Методики анализа возможности импорта институтов – Метод оценки конгруэнтности институтов – Методика сравнения управленческой культуры (Хофстед) А. Дистанция власти Б. Индивидуализм против коллективизма В. Мускулинность Г. Отношение к риску Д. Ориентация на период времени (склонность к сбережениям и пр.) -- Оценка совместимости формальных и неформальных норм -- Сравнение идеального типа господствующего в обществе неформального института с импортируемым идеальным типом формального института

22

23

24 Два сценария институционального развития Конвергенция институтов: ускорение развития. Издержки: импорта институтов (помощь), издержки обучения, издержки лоббирования принятия законов, издержки распространения информации о новых законах, цена подчинения закону. Дивергенция: возрастающее рассогласование – тормоз развития Издержки: транс. издержки сосуществования двух институтов, издержки экспансии формальных институтов, психологические издержки неопределенности, цена внелегальности.

25

26 Структура капитала современной экономики

27 Политический рынок – специфический рынок. На рынке происходит конкуренция между институтами. Но конкурируют экономические субъекты. Политический рынок – специфический рынок. На рынке происходит конкуренция между институтами. Но конкурируют экономические субъекты. P = TrC S = TrC SG + TrC SE, P – цена за необходимые институциональные изменения, TrC S - издержки предложения института или институтов, TrC SG - издержки госорганов, TrC SE, - издержки экономических агентов за необходимый институт. TrC SE, - издержки экономических агентов за необходимый институт. P = TrC S = TrC SG + TrC SE, P – цена за необходимые институциональные изменения, TrC S - издержки предложения института или институтов, TrC SG - издержки госорганов, TrC SE, - издержки экономических агентов за необходимый институт. TrC SE, - издержки экономических агентов за необходимый институт. Институциональные трансакции становятся выгодными лишь в том случае, если снижение трансакционных издержек (или увеличение ренты, связанное с введением институтов, превышает издержки создания и использования этих институтов. Ʃ [B t /(1 + r) ] > C i + Ʃ [C t / (1+r)], Bt - ожидаемые выгоды, Сi – первичные издержки, C t - вторичные издержки.

28 Карта моральных ценностей Европы Социолиберализм РелигиозностьРелигиозность Ир Пол Гр Ит, С.Ир. Хор Вен Порт Исл Бол Слов Авст Ук Фин Швец Чех Герм Латв Рос Бел Лит Эст

29

30 Структура ценностей

31 УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА

33 Выводы 1. Следует отличать общее экономическое равновесие, экономический рост и развитие. Экономический рост не приносит счастья 2. Институциональное равновесие равно как и изменения сопровождаются трансакционными издержками. Стабильность может консервировать возможности развития. 3. Институциональные изменения являются условием и результатом социально-экономического развития 4. Показатели развития более качественно отражают уровень зрелости экономики и общества, его перспективы

34 Спасибо за внимание !