Методика подготовки к выполнению задания «С» ЕГЭ по русскому языку Автор Софья Львовна Каганович Софья Львовна Каганович доктор филологических наук, профессор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Advertisements

Последовательность действий: 1. Прочитать текст и определить его тему.тему. 2. Четко и лаконично сформулировать проблему. 3. ПрокомментироватьПрокомментировать.
ЕГЭ по русскому языку. Выполнение части С. Маринина Т.С., учитель русского языка и литературы МОУ МОУ гимназии 5 г.Сочи.
Методика подготовки к выполнению задания «С» ЕГЭ по русскому языку (демоверсия 2009 г.) С.Л.Каганович,д.филол.н. зав.кафедрой теории и методики общего.
Подготовка к написанию задания части С ЕГЭ по русскому языку.
Формулировка задания: Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
ЕГЭ по русскому языку. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
Выполнение задания части 3 (С). Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Работа с текстом как условие интенсивной подготовки к ГИА Л.В.Коваленко,учитель русского языка и литературы МОУ«ООШ 36» Л.В.Коваленко,учитель русского.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ С1 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ С1.
ЕГЭ Алгоритм работы с текстом (часть С). 1. Внимательно читаем текст и определяем тип и стиль речи. Типы речи : повествование описание рассуждение Стили.
Методика подготовки к выполнению задания «С» ЕГЭ по русскому языку С.Л.Каганович,д.филол.н. зав.кафедрой теории и методики общего образования НРЦРО.
Ваша работа должна показать : 1.насколько глубоко и полно вы поняли смысл текста; 2.способны ли вы зрело судить о проблемах, затронутых в тексте; 3. можете.
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
Методика подготовки к ЕГЭ. Написание сочинения.. Этапы работы: 1) ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки; 2) поэтапный.
Подготовка к ЕГЭ. Задание 25. (Сочинение. Максимум – 23 балла). Дорогу осилит идущий.
Обучение написанию сочинения- рассуждения (11 класс)
Критерии оценивания ответа на задание 25 I Содержание сочинения К 1 Формулировка проблемы исходного текста К 2 Комментарий к сформулированной проблеме.
Урок подгот овлен учителем русского языка и литературы Лариковой Ириной Евгеньевной МБОУ "Лицей "Школа менеджеров" г. Новомосковск Тульской области1.
Транксрипт:

Методика подготовки к выполнению задания «С» ЕГЭ по русскому языку Автор Софья Львовна Каганович Софья Львовна Каганович доктор филологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии профессор кафедры педагогики и психологии Новгородского института развития образования 2011

В презентации использованы: Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом (Авторы: Цыбулько И.П., Александров В.Н., Гостева Ю.Н., Капинос В.И., Кочеткова О.Л., Пучкова Л.И., Сокольницкая Т.Н., Степанова Л.С.).М.,ФИПИ,2007, Материалы кафедры преподавания русского языка и литературы АПК и ППРО (презентация). г.Таганрог (Интернет). Материалы А.Г. Нарушевича, к.филол.н, доцента каф. ЛО ТТИ ЮФУ (ТРТУ), г.Таганрог (Интернет). Материалы учителей Новгородской области И.Н.Евлампиевой (МОУ СОШ п.Пола Парфинского р-на; К.В.Шишкаревой (МОУ «Лицей-интернат» г.Великий Новгород).

Формулировка задания: Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ опираясь на читательский опыт, знания и жизненные опираясь (учитываются первые два аргумента). Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт, знания и жизненные опираясь (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Объём сочинения – не менее 150 слов.

Проверяемые умения различные виды анализа 1.1.Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, 1.2.Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.1.3.Разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковых норм. 1.4.Проводить лингвистический анализ учебно- научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов. 1.5.Объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов.

Проверяемые умения чтение 2.1.Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно- реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации. письменного текста. 2.3.Владеть основными приёмами информаци- онной переработки письменного текста.

Проверяемые умения Письмо 3.1 Создавать письменные монологические и диалоги- ческие высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на матери- -але изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст. 3.2 Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка. 3.3 Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. 3.4Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.

Сравнить: проверяемые умения в 2009 г.: – понимать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в нём ); – понимать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в нём ); – определять тему текста, позицию автора; – определять тему текста, позицию автора; – формулировать основную мысль (коммуника- тивное намерение) своего высказывания ; – формулировать основную мысль (коммуника- тивное намерение) своего высказывания ; – развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения; – развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения; – выстраивать композицию письменного высказы- вания, обеспечивать последовательность и связ- ность изложения; – выстраивать композицию письменного высказы- вания, обеспечивать последовательность и связ- ность изложения; – выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи; – выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи; – отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи; – отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи; – соблюдать при письме нормы русского литера- турного языка, в том числе орфографические и пунктуационные» – соблюдать при письме нормы русского литера- турного языка, в том числе орфографические и пунктуационные»

Критерии оценивания выполнения задания С I Содержание сочинения балл ы К 1 Формулировка проблем исходного текста1 К 2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста2 К 3 Отражение позиции автора исходного текста1 К 4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме3 IIРечевое оформление сочинения К 5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения2 К 6 Точность и выразительность речи2

IIIГрамотность К 7Соблюдение орфографических норм орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) 3 Допущено не более 2 ошибок 2 допущены 3-4 ошибки 1 Допущено более 4 ошибок 0 К 8Соблюдение пунктуационных норм пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) 3 допущены 1-3 ошибки 2 допущено 4-5 ошибок 1 допущено более 5 ошибок 0 К 9Соблюдение языковых норм грамматических ошибок нет2 допущены 1-2 ошибки1 допущено более 2 ошибок0

К 10 Соблюдение речевых норм допущено не более 1 речевой ошибки 2 допущены 2-3 ошибки 1 допущено более 3 ошибок 0 К 11 Соблюдение этических норм 1 К-12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале 1 Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1 – К12) за всю письменную работу (К1 – К12)23

Жанр работы: «сочинение» Сочинение-рассуждение (поскольку требуются аргументы) Тип текста «рассуждение» – предполагает наличие какого-то утверждения – тезиса - и аргументов, доказывающих верность этого тезиса.

Алгоритм выполнения задания «С»: 1. Выявить, сформулировать и прокомментировать одну из проблем (основную) предложенного текста. 2. Определить и сформулировать позицию автора. 3.Сформулировать собственное отношение к поставленной проблеме. 4. Подобрать аргументы, подтвержда- ющие собственную позицию (не менее двух).

Последовательность действий Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о ком или о чем Тема – это то, о ком или о чем говорится в тексте говорится в тексте (Словарь методических терминов) (Словарь методических терминов)

Последовательность действий 2. Четко и лаконично сформули- ровать проблему (К-1) Проблема – это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения Проблема – это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения (Толковый словарь русского языка) (Толковый словарь русского языка)

Если в тексте несколько проблем, следует выбрать одну (как основ- ную) и все остальные шаги алгори- тма выполнять по отношению именно к этой проблеме.

Проблема может быть сложная, трудная, важная, серьезная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, экологическая, философская, политическая, идеологическая, социальная, национальная, международная… сложная, трудная, важная, серьезная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, экологическая, философская, политическая, идеологическая, социальная, национальная, международная…

Проблема может быть сформулирована двумя способами:

1. Проблема чего? – Проблема чего? – Одним словом или словосочетанием: - Одиночества - Милосердия - Экологии - Взаимоотношений «отцов и детей» - И т.д.

2. В форме вопроса: - Что важнее – закон или совесть? - Может ли прогресс быть человечным? - Необходимо ли милосердие в нашей жизни? - Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал? - И др.

Проблема может быть сформулирована с помощью следующих речевых оборотов: Уделить внимание какой-либо проблеме. Над какой-либо проблемой думать, работать. Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения. Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую- либо проблему.

Последовательность действий 3. Прокомментировать проблему (К-2) Комментарий – рассуждение, пояснительные замечания по поводу чего-л Комментарий – рассуждение, пояснительные замечания по поводу чего-л (Толковый словарь русского языка)

Комментарий … может быть текстуальным, т.е. объяснять текст, следовать за автором в раскрытии проблемы. Другой вид комментария – концепционный. Здесь, опираясь на понимание проблемы, экзаменуемый даёт различного рода интерпретации. Однако как в первом, так и во втором случае комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст. Комментарий … может быть текстуальным, т.е. объяснять текст, следовать за автором в раскрытии проблемы. Другой вид комментария – концепционный. Здесь, опираясь на понимание проблемы, экзаменуемый даёт различного рода интерпретации. Однако как в первом, так и во втором случае комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст. В зависимости от того, к какому жанру ближе сочинение учащегося, проблема, содержащаяся в исходном тексте, может быть свободно прокомментирована учеником с опорой на предложенный текст; комментарии могут быть представлены при изложении собственной точки зрения с опорой на предложенный текст. В зависимости от того, к какому жанру ближе сочинение учащегося, проблема, содержащаяся в исходном тексте, может быть свободно прокомментирована учеником с опорой на предложенный текст; комментарии могут быть представлены при изложении собственной точки зрения с опорой на предложенный текст. (Методические рекомендации ФИПИ, 2007) (Методические рекомендации ФИПИ, 2007)

«Именно комментарий выделенной экзаменуемым проблемы показывает, насколько глубоко и полно он понял эту проблему, сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором, сумел проследить за ходом авторской мысли. Иными словами, комментирование проблемы должно обнаружить степень адекватности восприятия текста экзаменуемым, умения «дешифровать» его содержание». (Методические рекомендации ФИПИ,2007).

Комментировать проблему можно в два этапа (двумя способами)

1. 1. Комментарий самой проблемы как таковой – сразу после того, как она сформулирована: насколько актуальна проблема; кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой; какова «история вопроса»; как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы; есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской.

2. 2. Комментарий исходного текста, авторского отношения к проблеме (анализ текста, объяснение его – но не пересказ!) Можно: указать на выделенные автором разные аспекты проблемы; обратить внимание на композицию текста, способствующую прояснению авторской позиции; отметить изобразительные средства и синтаксические фигуры, помогающие автору выразить свою мысль ярко и эмоционально.

Последовательность действий 4. Определить и сформулировать позицию автора т.е. основную мысль текста (К-3) Не следует путать ее с формулированием самой проблемы (это был первый шаг алгоритма).. Позиция автора должна быть определена по той проблеме, которую выбрали как основную).

Как определить основную мысль текста (позицию автора)? Она может быть предъявлена в начале текста и затем подтверждена какими- либо доводами и примерами (дедуктивный способ)

Почему именно Пушкин стал знаменем русской культуры, как Шевченко украинской, Шекспир английской, Данте итальянской, Сервантес испанской? Здесь много причин. Вот главные из них. Пушкин это гений, сумевший создать идеал нации. Не просто «отобразить» национальные особенности русского характера, а создать идеал русской национальности, идеал культуры. Пушкин это гений, который во всем искал и создавал в своей поэзии наивысшие явления: в любви, в дружбе, в печали и в радости, в военной доблести. Во всем он создавал то творческое напряжение, на которое только способна жизнь. Пушкин величайший преобразователь лучших человеческих чувств. В дружбе он создал идеал возвышенной лицей­ской дружбы, в любви возвышенный идеал отношения к женщине. Он создал возвышенный идеал самой печали. Три слова «печаль моя светла» способны были утешить тысячи и тысячи людей. Он создал поэтически мудрое отношение к смерти («Брожу ли я вдоль улиц шумных...»). Он открыл возвышаю­щее значение памяти и воспоминаний... Воспоминания молодости сливаются с памятью истории. Никто из поэтов не посвящал русскому прошлому столько произведений... Он создал основные живые человеческие образы русской истории... Он служит нам и в любви, и в горести, и в дружбе, и в думах о смерти, и в воспоминаниях. Это первый поэт, кото­рый открывается нам в детстве и остается с нами до смерти. «Пушкин это наше все», сказал о нем Аполлон Григорьев. И он был прав. (по Д. Лихачеву) (по Д. Лихачеву)

Основная мысль может быть сформулирована в конце текста – как вывод, ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале Основная мысль может быть сформулирована в конце текста – как вывод, ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале

3наете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор? Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики - вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному. Одни, например, держатся уважительно по отношению друг к другу, не прибегают к нечестным приемам и уловкам, не допускают резкого тона. Они внимательно анализируют доводы, которые предлагает оппонент, и основательно аргументируют свою позицию. Как правило, во время такого спора стороны испытывают глубокое удовлетворение, желание разобраться в обсуждаемых проблемах. Другие же, вступив в спор, начинают себя чувствовать, как на войне, поэтому они применяют непозволительные уловки. Главное -наголову разбить противника, поставив его в невыгодное, с их точки зрения, положение. 3начит, и вам нужно находиться в боевой готовности. Наконец, есть и такие горе-спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом. Они в грубой форме обрывают оппонента, унижают его оскорбительными выпадами, говорят пренебрежительным или презрительным тоном, насмешливо переглядываются со слушателями, одним словом, ведут себя как невоспитанные люди. Таким образом, поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения, поэтому понимание особенностей манеры спорить, умение на лету уловить изменения в поведении своих оппонентов, конечно, позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре. (По Л. Павловой)

Мысль автора может прозвучать дважды: в начале текста как тезис, требующий доказательств, и в конце – как более широкий, доказанный вывод.

Есть еще люди, которые относятся к искусству, особенно к музыке, как к развлечению. Какое это огромное заблуждение! «Я сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала слушателей. Я стремился сделать их лучше», – писал замечательный немецкий композитор XVIII века Гендель. «Высекать огонь из сердец людей» – вот к чему стре­ мился великий Бетховен. Гений русской музыки Чайковский мечтал том, чтобы «приносить людям утешение». Как перекликаются эти слова с удивительными по про­стоте и ясности словами Пушкина: «И долго буду тем любе­зен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал!..» Как точно определил поэт высшее назначение искусства – пробуждать в людях чувства! И это относится ко всем видам искусства, в том числе и к музыке – самому эмоциональному искусству. Музыка – это большая и серьезная часть жизни, могучее средство духовного обогащения. (По Д. Кабалевскому) (По Д. Кабалевскому)

В художественном тексте позиция автора не всегда формули- руется четко, она вытекает из содержа- ния текста, так что формулировать ее приходится самостоятельно. При этом нужно ответить на следующие вопросы: Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?

«Достаточным может считаться умение экзаменуемого адекватно воспринять позицию автора (позитивное, негативное, нейтральное, двоякое и т. п. отношение к рассказанному, предлагаемый ответ автора на поставленные им в тексте вопросы, основные аргументы автора, проясняющие его позицию)». (из методических реком.ФИПИ)

. Формулируя позицию автора, уместно (так же, как и в комментариях проблемы) обратить внимание на те изобразительные средства и фигуры, которые помогают автору эту позицию выразить наиболее полно и эмоционально.

Последовательность действий 5. Сформулировать свое отношение к проблеме, приведя аргументы (не менее 2-х) (К-4)

Своя позиция может не совпадать с авторской («Трудно согласиться с автором в том, что…»). Однако следует не забывать о соблюдении этических норм (К-11)

Аргументация - это Совокупность доводов, аргументов, достаточных для доказательства чего-л. Аргумент – это Довод, основание, приводимые в доказательство чего-л. (Толковый словарь)

Аргументы могут быть: А/ Сильные Сильные Слабые СлабыеБ/ Логические Логические Эмоциональные ЭмоциональныеВ/ За За Против Против

Сильные (логические) аргументы Факты, события. Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы). Статистические данные. Свидетельства очевидцев. Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений. Пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа. Общественное мнение, отражающее общепринятые нормы.

Эмоциональные (психологические) аргументы: Эти аргументы призваны заставить адресата «примерить ситуацию на себя», отождествить себя с другим человеком, принять его систему ценностей, сострадать, сопереживать ему - или отвергнуть позицию другого, осудить его поступки, поведение и ту систему ценностей, которой он руководствуется. Обычно объектами сопереживания являются люди, а объектами отвержения, осуждения – отвлеченные понятия (жестокость, эгоизм, ханжество и т.п.).

Эмоциональные аргументы: От обещания (или угрозы) От обещания (или угрозы) От сочувствия От сочувствия От сомнения От сомнения От осуждения От осуждения От недоверия От недоверия

Аргументация может быть в виде «рассуждения с дефиницией»: Обычно такое рассуждение начинается с вопроса о содержании уточняемого понятия. Затем дается неверное определение, отражающее первоначальные, неточные представления о предмете. Затем это определение (определения) заменяется правильным, которое и завершает рассуждение

Кто такой писатель? Это человек, который умеет писать? Нет. Писать умеет каждый грамотный человек. Может быть, это человек, который пишет правильно? Нет. Правильно писать умеют все образованные люди. Стало быть, писатель – это тот, кто пишет интересно, увлекательно? Нет. Автором интересного текста может быть журналист, ученый, политик. Писатель – это человек, который создает художественные произведения, с помощью искусства слова отражает многообразие человеческого бытия.

С 2009 г. Аргументы обязательно должны быть: « «с опорой на знания, жизненный, читательский опыт», в 2011 г. – «на читательский опыт, знания и жизненные наблюдения» - в 2011 г. – «на читательский опыт, знания и жизненные наблюдения» - При этом можно ссылаться не только на художественно-литературные, но и на научные, и на публицистические произведения (из выступления И.П.Цыбулько)

Однако любая неточность в цитате и тем более в фамилии и даже в инициалах ее автора считается ошибкой в фоновом материале (критерий оценивания К-12)

Аргументация будет более убеди- тельной, если аргументы иллюстри- ровать примерами (из жизни или литературы).

Иногда яркий пример может заменить аргумент: «Необходимо учитывать, что задача ученика не может заключаться в том, чтобы обосновать истинность заявленного тезиса (личностной позиции) в безупречной - с точки зрения формальной логики – форме». (Из методических рекомендаций ФИПИ)

Это могут быть: «иллюстративные аргументы – примеры»: пример-сообщение о событии (берётся из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае), пример-сообщение о событии (берётся из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае), (пример – текст из общеизвестного произведения), литературный пример (пример – текст из общеизвестного произведения), (рассказывает о том, что могло быть при определённых условиях). предположительный пример (рассказывает о том, что могло быть при определённых условиях). (Из Методических рекомендаций ФИПИ)

Своя позиция должна быть выражена четко, каждый аргумент – обозначен определенными лексическими и стилистическими приемами: Во-первых,… Во-вторых,… Наконец,… Это подтверждается также… К этому можно добавить… И т.д.

Последовательность действий 6. Проверить речевое оформление сочинения: (К-5) Смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения; абзацное членение; точность и выразительность речи.

Последовательность действий Проверить соблюдение орфографических, синтаксических, языковых и речевых норм (К-6)

Таблица для анализа текста задания «С» (по демоверсии 2011 г.) АвторПроблемаПозиция автора Своя позиция (2 аргумента) СтильТипИзобраз. средства Л.Анд реев Проблема нравствен ной оцен- ки войны (почему человечес кое сознание не может принять сам факт войны?) Война безумна, бессмысленна,противоестес твенна по самой своей природе 1. ВОВ показала это еще в большей мере, чем 1 мировая 1.Л.Толстой в «В.и м.» так же показал бессмысленность и жестокость войны Худ.Повест вовани е Повторы слов, Риторич.во просы и восклицани я, диалогич.ре чь