ЛЕКЦИЯ 1 Тема: ВВЕДЕНИЕ ИСТОЧНИКИ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА _________________________________ Тема: ВВЕДЕНИЕ ИСТОЧНИКИ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок истории Древнего мира. Совместим - повторим 1. Чем первые земледельцы вспахивали землю ? А. Серп 2. Чем срезали колосья первые земледельцы ? Б. Западная.
Advertisements

1.Происхождение человека 2.Развитие человека План:
Первобытная эпоха Древнейшие люди. Рисунок нашего времени.
Домашнее задание: § 1 © Ковалькова Н.Н 1. Появление человека 2. Древнейшие формы социальной жизни 3. Неолитическая революция Каково различие предыстории.
Основы государства и права Урок 2.. План урока. 1.Характеристика первобытного общества. 2.Причины возникновения государства. 3.Теории происхождения государства.
Цели : - познакомиться с понятием « неолитическая революция » ; - изучить зарождение земледелия, скотоводства, ремесла ; -познакомиться с понятиями : ремесленники,
История Древнего мира 5 класс. БочкарёваТ.Н. МАОУ «Лицей 62» Урок 6.
Как управлялся коллектив первобытных людей? СОВЕТ СТАРЕЙШИН СТАРЕЙШИНА СТАРЕЙШИНА СТАРЕЙШИНА РОДОВАЯ ОБЩИНА ПЛЕМЯ.
Происхождение и развитие человека Урок по обществознанию в 6 классе.
История Древнего мира 5 класс Урок 6.. План урока. 1. Развитие ремёсел. 2. Изобретение плуга. 3. У каждой семьи – своё хозяйство. 4. Выделение знати.
Появление неравенства и знати. Вставьте пропущенные слова: Земледелие и скотоводство возникли в западной … Земледелие и скотоводство возникли в западной.
Автор: Румянцева Любовь Петровна, учитель истории и обществознания. МКОУ Нечаевская основная общеобразовательная школа Гусь-Хрустального района Владимирской.
© Жадаев Д.Н., Дать учащимся представление о причинах появления неравенства в древности.
Всеобщая история 10 класс. Первобытная эпоха
Первобытное общество. Вопросы 1. Эпоха первобытности. 2. Основные этапы развития человека. 3.Палеолит. 4.Мезолит. 5.Неолит.
Совместим - повторим 1. Чем первые земледельцы вспахивали землю ? А. Серп 2. Чем срезали колосья первые земледельцы ? Б. Западная Азия 3. На чем земледельцы.
Этапы эволюции человека Выполнил: Брилева Карина. 9 класс.
Автор: Пунегова Наталья Владимировна, учитель истории ГКОУ « Областная школа дистанционного обучения для детей – инвалидов» г. Кургана.
Тестовая работа. 1. Верно ли следующее утверждение? Умение изготовлять орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных. а) Верно б) Неверно.
Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» Специальность «Налоги и налогообложение» 2 курс.
Транксрипт:

ЛЕКЦИЯ 1 Тема: ВВЕДЕНИЕ ИСТОЧНИКИ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА _________________________________ Тема: ВВЕДЕНИЕ ИСТОЧНИКИ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА _________________________________ ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ Для продолжения работы – нажмите клавишу «Пробел», или «Enter», или в любом месте наведите стрелку на поле и нажмите левую клавишу. Можно воспользоваться символами в нижней части окна: - вернуться с началу лекции; - вернуться на одну страницу назад; - перейти к последней странице лекции; - перейти к следующей странице.

Цель: Ознакомить студентов с целями и задачами курса История государства и права зарубежных стран, как одной из фундаментальных историко- юридических дисциплин, дать характеристику основной доступной литературы и учебникам. Предложить периодизацию истории с учетом времени, регионов и этнических культур. Разъяснить, опираясь на историю и отдельные положения из теории государства и права, как и под влиянием каких факторов возникли государства и правовые отношения. План лекции Введение. Предмет и периодизация истории государства и права. Источники. Возникновение государства и права. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

Тезисы лекции: Введение. Предмет и периодизация истории государства и права. Курс предполагает разделы: История государств и права Древнего Мира (4 т.л. до н.э. – IV в. н.э.) История государств и права в период средневековья (IV – VI вв. – XVII в.) История государства и права Нового времени (XVII - нач.XX вв.) История государства и права Новейшего времени (XX в.) При изучении материала, касаясь Древнего периода, мы, прежде всего, будем опираться на классические примеры государств древних цивилизаций: Египет, Греция, Рим, Индия и Китай. Изучая Средневековый период - ознакомимся с государством франков, возникшими на его основе Францией и Германией. Особыми темами выделена Византийская империя, государства южных и западных славян. Среди средневековых государств Востока классическими примерами являются Арабский халифат, Китай и Япония. Кроме того, мы сочли необходимым рассмотреть историю Новгородской республики и Московского княжества, выделившихся из Киевской Руси. Для Нового времени, т.е. периода формирования буржуазных отношений, в качестве классических примеров нами выбраны в Западной Европе - Франция, Германия и Англия. Среди иных государств, расположенных на границе или Востоке – Польша, Россия, Китай, Япония. В данном разделе мы впервые переходим к изучению государств Американского континента, включая США. В Новейшее время интерес представляют на западе - Англия, Франция и ряд государств, в которых установился фашистский режим (Германия, Италия и Испания). Отдельные лекции посвящены США и СССР. Курс предполагается завершить обзором современной политико-экономической ситуации в мире и ознакомлением с современными тенденциями в развитии права. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА Ознакомиться с условиями, причинами и особенностями возникновения, развития или разрушения государств, сформировавшихся на базе и под воздействием различных культур и экономических факторов. Системами управления и спецификой развития права. На основе знаний классических примеров мировой практики построения государств и правовых систем, выработать особое, юридическое мышление, необходимое для усвоения и применения права. Создать предпосылки для лучшего освоения таких дисциплин как теория государства и права, история политических учений, история права Украины и иных юридических дисциплин. Выработать способность научного суждения о процессах происходящих в нашей стране и в мире. Развить умение здраво судить о людях, ставших по собственной воле или по воле случая объектом или субъектом государственно-правовой деятельности. Попутно, мы предполагаем показать общие тенденции и различные пути развития государств, правовых отношений в мире, как и культура в целом, сформировавшихся вследствие и под воздействием объективных причин (т.е. природно-экономических условий) и субъективных (военно-политической агрессии и пр.). При изучении истории государств и права, исследователи опираются на различные исторические источники. Обычно выделяют пять основных типов источников: ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

ИСТОЧНИКИ Материальные – это, прежде всего, археологические источники. В древний период, они бывают единственными. Используя археологические памятники можно определить границы расселения этнических групп, территории древнейших государств, изучить уро- вень культуры народов и цивилизаций, религиозные культы и даже некоторые обычаи, особенности управления и пр. Часто материальные и иные источники переплетаются. Например Законы царя Хаммурапи. Базальтовый столб с текстом законов и изображе- нием самого царя, найденный при раскопках, считается археологическим материальным памятником. Одновременно, сам текст, является уже письменным источником права. Этнографические источники характеризуют быт и культуру народов. В применении к нашему предмету – это обычаи, традиционные формы взаимоотношений в обществе, системы управления, культура. Например, изучая варновый стой в Древней Индии, мы, прежде всего, опираемся на этнографические источники. Лингвистические – источники, позволяющие проследить изменения в языках народов. Для истории государства и права, лингвистические источники позволяют установить, какие территории и народы находились под влиянием или в составе каких государств. Например: для народов и государств Латинской Америки – влияние испанского и порту- гальского языков, для ряда государств Африки – французский, английский и другие языки, напоминающие о бывшей колониальной зависимости. Кроме того, это анализ происхождения юридических терминов, которыми мы пользуемся по сегодняшний день. Например: демократия, монархия и пр. Устные источники – это легенды, сказания, эпос и пр. Сохранившиеся в поколениях, эти памятники устного творчества передают информацию о передвижениях народов, культуре, религиях, войнах, обычаях, системе управления и пр. Письменные (актовые и повествовательные) – для истории государства и права, это одни из основных видов источников. Актовые источники – официальные документы: зако- ны, постановления, отчеты, доклады и пр. Повествовательные источники не всегда объективны и играют вспомогательную роль. Например: мемуары, личные дневники и т.д. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА В настоящее время существуют различные издания учебной литературы по предмету. Мы предлагаем список тех из них, которые, на наш взгляд, наиболее полно освещают курс, изданы большим тиражом. Указанную ниже литературу проще найти в библиотеках по месту жительства. Перечисленными учебниками и хрестоматиями мы рекомендуем пользоваться при самостоятельной подготовке к семинарским занятиям и экзаменам. Учебники: Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И.Батыра. – М.: Былина, Глиняный В.П. История государства и права зарубежных стран: Учеб. Пособие. : Ч. 1. – Х.: Одиссей, Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов.– М.: НОРМА – ИНФРА, Исаев И.А. История государства и права России. Изд. 3-е перераб. и доп. - М.: Юрист,1996. История государства и права зарубежных стран. В 2 ч.: Учебник для вузов / Под ред. проф. Н. А. Крашенинниковой и проф. О.А.Жидкова. – М.: Изд-во НОРМА,1996. – Ч.1 – 461с.; Ч.2. Страхов М.М. Історія держави і права зарубіжних країн: Підруч. – 2-е вид. – К.: Ін Юре, Макарчук В.С. Загальна історія держави і права зарубіжних стран.: Навчальний посібник / В.С. Макарчук. - Київ: Атіка, Шевченко О.О. Історія держави і права зарубіжних країн. – К., Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. – М.: Юрист, Хрестоматии: Хрестоматія з історії держави і права зарубіжних країн. У 2 т./ За ред. В.Д.Гончаренка. – К.: Ін юре, Т.1. – 503 с.; Т.2. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. В 2-х т. / Под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. - М., Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учеб. Пособие / Под ред. З. М. Черниловского. - М.: Гардарика, Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) / Сост. В.А.Томсинов. – М.: ЗЕРЦАЛО, Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время) / Сост. Н.А.Крашенинникова. – М.: ЗЕРЦАЛО, Шевченко О.О. Історія держави та права зарубіжних країн. Хрестоматія. - К.: Вентурі, ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

Возникновение государства и права Власть и нормы поведения в первобытном обществе. Человечество, в процессе эволюции, выделилось из животного мира около 3 - 2,5 миллионов лет назад. Находки останков древнейших человекоподобных гоминид обнаружены в Эфиопии, Кении и Танзании (Африка). [Исследования Л.Лики в Олдовае]. Африку считают колыбелью человечества. Прямохождение гоминид явилось следствием изменения климата и флоры. В процессе эволюционного развития биологического вида у предков человека, переходящих к прямохождению, освобождаются передние конечности. Они используются для добывания пищи подсобными орудиями. Позже человек осваивает изготовление примитивных орудий труда. Приобретение способности изготавливать и использовать орудия труда явилось толчком дальнейшего прогресса стимулированного биологической потребностью выживания вида. В итоге, изменялась: физиологическая структура организма, психология. Результатом умственного развития стала способность к логическому мышлению, разумным действиям, труду. Со временем зарождается язык как средства общения. Перечисленные качества отличали "человека умелого" (Ноmо habilis) от животных. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ КАРТА РАССЕЛЕНИЯ ПЕРВЫХ ЛЮДЕЙ ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

ПЕРИОДИЗАЦИЯ Каменный век - от 3 млн. до 6-5 тыс. лет до н.э. (палеолит: ранний, средний, поздний), мезолит и неолит. Ранний палеолит – характерна биологическая эволюция человека от питекантропа к неандертальцу. Соответственно, происходят изменения в социальной организации: от стада (период - ашель) к кровнородственной общине (мустье). Возникают экзогам- ные порядки, ограничивающие сексуальные отношения внутри общины (аналог: данный рефлекс фиксируется даже у высокоразвитых приматов). Для человеческого общества характерна присваивающая форма хозяйства: загонная коллективная охота и собирательство. Идет процесс усовершенствования орудий труда (известно до 70 видов орудий, изготовленных из дерева, кремня, кости). Человек научился сооружать примитивные жилища-укрытия в пещерах, или в виде искусственных заграждений. Примерно 100 т.л. до н.э. зафиксировано использование огня (в период мустьерского похолодания). В это же время намечается разделение труда между мужчинами и женщинами. Зарождается искусство и начальные религиозные представления. Возможно, появляется первобытная собственность общин на охотничьи угодья. Первобытная группа насчитывает особей, что определено ареалом кормления. Основной регион расселения: Африка, Передняя Азия, Южная Европа. Относительно холодный климат в районе Средиземноморья, а, следовательно, и более сложные условия выживания, стимулировали процессы приспособления к окружающей среде, что предполагало более активное, интенсивное развитие. Поздний палеолит ( тыс. лет до н.э.). Для данного периода характерно похолодание климата, что привело к изменению флоры и фауны. Следствием стало вымирание отдельных видов теплолюбивых животных, использование людьми первой шитой одежды и строительство примитивных жилищ. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

ПЕРИОДИЗАЦИЯ В это время формируется биологически современный тип человека - кроманьонец (Homo sapiens - человек разумный). Совершенствуются орудия труда. Человек изобретает копье и копьеметалку, дротик, гарпун, конструирует ловушки для животных и рыбы. Археологам в период позднего палеолита известно до 100 видов орудий труда. Постепенно осуществляется переход к оседлости, и возникают первые долговре- менные поселения. Речь, из набора звуков, становится членораздельной. Фиксируется переход к зачаткам абстрактного мышления. Отсюда и возникновение древнейших религиозных культов: анимизма, тотемизма, фетишизма, магической практики, культо- вых обрядов и систем запретов сакрального характера (табу). Община насчитывала от 50 до 100 человек, в т.ч взрослых охотников. Окончательно утверждается родовая организация. Род - это объединение кровных родственников по материнской линии (матриархат). Мать является ядром общины (при непостоянных половых отношениях), храни- тельницей очага. Женская функция собирательства и накопления запасов продо- вольствия обеспечивала выживание родственников в случае неудачной охоты. Временем установления первобытнообщинного родового строя считается рубеж между ранним и поздним палеолитом. Род регулировал общественные, половые и религиозно-культовые отношения. Причиной единения родов живущих на одной территории (первоначально), является потребность в половых контактах с особями не связанными кровным родством. Кровная, хозяйственная и культурная связь привела к возникновению племени - этнической общности и общественной организации, характерной для родовой стадии первобытно- общинного строя (Надо учитывать, что существуют и иные гипотезы возникновения племени). В позднем палеолите намечается процесс дробления рода на парные семьи. Причем, взрослые члены семьи пользовались относительно равными правами. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

ПЕРИОДИЗАЦИЯ Мезолит - средний каменный век (с 10 по 6 т.л. до н.э.): период таяния ледника и формирования современной флоры и фауны. Вымирают крупные животные. В результате коллективная загонная охота уже не эффективна. Ей на смену приходит т.н. бродячая охота. Человек изобретает лук и стрелы. Сложные условия выживания в условиях недостатка продовольствия - стимулируют прогресс развития: наряду с традиционными охотой и собирательством, получает распространение рыбная ловля, и положено начало одомашниванию животных, растениеводству. Совершенствуются орудия труда. С изменением методов добычи пищи отпадает необходимость в крупных коллективах. Социально-экономической ячейкой общества становится парная семья или небольшая община из двух-трех семей. Парные или групповые союзы, мигрирующие вслед за стадами животных и нерестящейся рыбой, лишь на короткое время собирались в общину. С другой стороны, брачные связи сохраняли племенное объединение. В связи с расширением радиуса сбора пищи возникали территориальные споры и первые межплеменные столкновения. В религиозной сфере фиксируется возникновение культа предков. Неолит - это эпоха коренного перелома в судьбе человечества ("неолитическая революция") т.л. до н.э. Время перехода от присвоения природного продукта (охота, рыболовство, собирательство) к его производству (животноводство и земле-делие). В период неолита возникают долговременные поселения в поймах рек и местах добычи кремня. Появляются новые орудия: серпы, топоры, молотки (человек освоил новые технологии обработки камня: резку, шлифовку и сверление), мотыги, зернотерки, научился строить плоты, лодки, сани, создавать первые искусственные материалы: керамику и ткань. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

ПЕРИОДИЗАЦИЯ Для данного времени характерно развитие мотыжного земледелия. Выращивается ячмень, рожь, просо, пшеница, лен. Излишек продукта способствует появлению меновой торговли. Такие формы социальной организации как семья, матриархальный род, община и племя сохраняются в период неолита, но: общество вновь объединяется в крупных коллективах в процессе первоначального освоения производящего хозяйства, что связано с трудоемким процессом мотыжного земледелия (характерно по-прежнему равенство полов и ведущая роль в хозяйстве женщины); для данного периода характерен совместный труд и общественная (коллективная) собственность на средства производства; полное или частичное самоуправление; в конце неолита семья приобретает устойчивость. Причем характерны коллективные браки (группа мужчин и группа женщин – обычно братья и сестры из разных родов). Имущество наследуется по материнской линии (например, пережитки матриархата сохранялись даже в Древнем Египте - имущество переходило к старшей дочери и муж имел только право пользования). Отсюда и браки между братьями и сестрами, при наличии наложниц и рабов, исключавшие кровосмешение. Матриархальные порядки длительное время сохранялись в Древней Персии, у ликийцев, этрусков и пр.). В религиях получает распространение культ женщины - прародительницы, Великой Матери. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

ПЕРИОДИЗАЦИЯ Энеолит (4-3 т.л. до н.э.) – время дальнейшего развития производящих форм хозяйствования, освоения и использования металлов (медь, бронза). В данный период человек изобретает колесо и гончарный круг. В итоге создаются средства передвижения и гончарная посуда. Изобретение плуга и упряжи позволили перейти к пашенному земледелию. Излишек продукта и потребность в специфических изделиях способствовали росту ремесленного производства, меновой торговли, расширению экономических и культурных связей. В связи с увеличением роли мужчины в хозяйстве, человечеством был осуществлен переход к патриархальному роду. Базовой ячейкой социальной структуры общества становится парная семья с преобладающей экономической ролью мужчины. Ограничение половых контактов женщины в результате создания устойчивой парной семьи позволили обеспечить четкое определение родителей и наследников. В случае развода сохранялась собственность мужчины на средства производства и скот (в последующем - на орудия труда и рабов), женщины - на домашнюю утварь. В данном аспекте роль мужчины сводится к добыванию пищи и созданию орудий труда, женщины – к ведению домашнего хозяйства. Мужчины, занявшие ведущее место в производстве и семье, стремятся передать накопленное имущество непосредственному потомку, а не родственникам по материнской линии. Одновременно, женщина теряет ведущую роль в семье. Это приводит к возникновению патриархального рода и как следствие - господству мужчины в семье, передаче имущества по мужской линии, запрещению внебрачных связей для женщины. Матриархальный родовой строй сменяет патриархальная община. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

ОБЩЕСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ В ДОГОСУДАРСТВЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Для родовой структуры общества характерно: При матриархате: запрещение половых связей с кровными родственниками. При матриархаль- ном роде женщины (вероятно) выбирают мужей в другом сообществе; в основе рода - общее право на имущество: землю, скот, военную добычу, орудия охоты и труда; коллективные функции по управлению производственными процессами и пр.; распределение, усыновление посторонних, исполнение религиозных обрядов (прежде всего магических), связанных с плодородием почвы и умножением скота); нападения, грабеж соседей и пр. При патриархате (дополнительно - новые функции): наделение землей и ее перераспределение. Принудительный севооборот, создание страховых запасов, общей казны и организация контроля над их распределением; взаимная помощь и защита рода; владение общим имуществом, отделенным от имущества семей; контроль за наследованием имущества; опека и попечительство; организация общественных работ: строительство храмов, ремонт дорог, мостов, ирригационных сооружений и пр. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

ОБЩЕСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ В ДОГОСУДАРСТВЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Появление избытка продукта приводит к: межплеменным войнам, разбою (с целью захвата скота, рабов, сокро- вищ, земли); превращению войны (обороны) в постоянный промысел, а, следова- тельно, к зарождению института военных вождей; передаче вождю чрезвычайных функций: руководства наиболее физи- чески подготовленной частью общества, осуществления судебных функ- ций, преимущества при дележе добычи, особой защиты, в ряде случаев - управлению религиозными обрядами; накоплению богатств патриархальной семьей и выделению знатных семей; выделение знатных за счет богатства или особого уважения (знания, особые качества) приводит к возникновению института старейшин (лучших среди равных) и советов старейшин. необходимость научных знаний в производящем хозяйстве и увеличив- шаяся зависимость от окружающей среды, является причиной выделения еще одного элитного института священнослужителей (жрецов, колдунов, гадателей, знахарей и пр.) ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

ОБЩЕСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ В ДОГОСУДАРСТВЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ВЛАСТЬ В ПАТРИАРХАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ высшая власть и верховный суд принадлежит собранию полномочных членов: в патриархальном обществе - мужчин достигших определенного воз- раста и прошедших соответствующий обряд (инициаций и пр.). Рабы и чужаки в управлении общиной не участвуют. На стадии перехода от матриархата к патриархату еще фиксируется участие в управлении женщин; характерна выборность органов управления родом (прежде всего – вождей); собрание имеет высшие судебные функции: рассматривает жалобы, решает вопросы о кровной мести, измене, трусости, пороках (например, кровосме- шение), преступлениях против религии, о колдовстве, об убийствах и пр.; собрание решает вопросы перераспределения земли, пастбищ, войны и ми- ра, а также другие жизненно важные проблемы; советы старейшин рода состояли, как правило, из глав семейных общин (первоначально это были эпизодические сходки авторитетных лиц, предвари- тельно обсуждавших вопросы до рассмотрении на собрании рода). С возникновением фратрий (союза родов) и племен (союз фратрий) возни- кают советы старейшин фратрий и племен. Решение совета старейшин фратрии или племени, как правило, было окончательным и обязательным к исполнению для всех (как пример: фратрии и роды ирокезов. Даже римский сенат состоял из предводителей 3000 римских родов. Первоначально члены сената были избираемы, позже - получили право состоять в сенате по наследству). Таким образом, усложнение хозяйственной деятельности, требующей организации и контроля над общественными работами, хранения и распределения ресурсов, знаний в области агрономии, природных явлений, влияющих на хозяйственную деятельность, урегулирование внутриродовых, внутриплеменных отношений и отношений с соседями, стремление к сохра- нению сложившихся обычаев, способствовали (наряду с производящими видами деятельности) выделению управленческих институтов старейшин, вождей, жрецов. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

Предгосударственный период истории обычно называют "военной демократией". Основные признаки «военной демократии»: наличие «царской» власти, власти военного предводителя, вождя; наличие института совета вождей; ведущая роль народного собрания (мужчин-воинов) в решении основных вопросов. Народное собрание могло находить- ся под влиянием вождя, но было от него независимым. Ни вождь, ни военный со- вет не могли применить насилия, при- нуждения к собранию состоящему из воинов (исключение: особый авторитет, традиции, опора на сородичей). Военная демократия действует когда: сохраняется древняя родовая органи- зация; появляется имущественное неравенство и наследование детьми (в противовес роду); сформировалась и выделилась родовая знать и власть вождя (царя); как правило, в период военной демократии фиксируется появление социальной группы бесправных: рабов (из числа военнопленных, иноплеменников). Военная демократия имеет разнообразные формы, например: при полисном устройстве (на раннем этапе - Греция, Месопотамия, Индия и т.д.), при кочевом или полукочевом образе жизни (скифы, славяне, германцы и др. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

О Б Ы Ч А И Древнейшие обычаи первобытного общества были основаны на равенстве его членов. При возникновении производящего хозяйства и устойчивых семей роль играл жребий. Первые появления неравенства отразились в пищевых запретах: лучшая пища доставалась мужчинам (добытчикам) и авторитетным старикам; худшая – более слабым женщинам и детям. Со временем неравенство освящается магией: возникают религиозные тайные общества и союзы (мужские и женские), оберегающие привилегии половозрастных групп; применяются насильственные меры (устрашение женщин, тайные мужские языки, магические запреты на прикосновение к орудиям охоты, оружию и пр.). Имущественное неравенство возникает в результате обогащения за счет: получения добавочного продукта, военных трофеев, удачных меновых торговых операций и пр.; права вождя на дополнительную часть военной добычи; права на добавочный надел возделанной земли или пастбища для главы рода, вождя. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

О Б Ы Ч А И Постепенно обычаи выделяются из культовой практики. При обсуждении вопросов на собраниях, советах старейшин или вождей, они получают точную формулировку, систематизируются и даже иногда фиксируются в устных источниках или письменных документах. Кроме перечисленного, обычаи, основанные на религиозных представ- лениях и системе запретов сакрального характера (табу), регулируют отношения в обществе в части: хозяйственной деятельности и распределения (время посева, порядок уход и сбор урожая, правила охоты, месторасположение поселков и т.д.) обеспечение безопасности и выживания рода (запреты на кровную месть или наоборот мобилизация рода на борьбу с врагом, неприкасаемость к умершим при странных обстоятельствах, правила гигиены, половых отношений и пр. внутриродовой или внутриплеменной организации (защита жизни и неприкосновен- ность имущества вождя и его семьи, освещение его власти, обоснование сложившейся организации, разделение по половому и социальному признаку и т.д.) Обычаи отличаются от права тем, что: это естественные природные отношения не знающие господства и порабощения (для членов рода, племени); отсутствуют способы принуждения, за исключением оговоренных самим обычаем; нет различия между правом и обязанностями (например, участие в собрании, это право или обязанность?). ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ Переход к государству интенсивность развития производящего хозяйства определялась природными условиями; с расширением производящего хозяйства идет процесс накопления имущества у семьи, рода. Учитывая, что земля длительное время остается собственностью рода и распределяется по жребию, основным богатством является скот, используемый как средство производства (пашенное земледелие), пища, товар; освоение новых земледельческих площадей и пастбищ, увеличение объемов произ- водства вело к накоплению излишка продукта и демографическому росту. Следова- тельно, росла потребность в дополнительной рабочей силе. Семья и в целом община, уже не справлялась с объемом работ, поэтому, источником получения дополнительной рабочей силы становится военный плен – рабство; наличие излишка продукта и специализация производства способствуют выделению ремесла и торговли, которые не ограничиваются пределами рода, племени. стремление к увеличению продукта для обмена и торговли ведет к расширению практики использования рабов. Формируются и существенные различия в правах между свободными и рабами; углубление различий и противоречий между богатыми и бедными (особенно, после того как земля переходит в собственность отдельных семей или лиц). Власть избран- ного вождя и старейшин в результате обогащения и особых полномочий, постепенно переходит в наследственную. Закладываются основы наследственной знати; вторичный, но важный фактор - завоевания и войны (не влияют на процессы эво- люции общинных связей, но ведут к созданию мощных военно-организационных струк- тур, способствуют ускорению процесса создания протогосударств). ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ Войны, притеснения, отчуждение имущества, торговля, развитие ремесла и тор- говли - приводят к уходу из общин отдельных членов рода либо оседанию в родовых поселениях пришлого населения. Отсутствие единства из-за различий целей, интере- сов, противоречий между представителями разных специальностей (земледельцами, ремесленниками и купцами), обогатившейся и обнищавшей частями общины, приво- дит к тому, что род распадается, нарушаются родовые связи. Теперь единство обеспечивают не кровнородственные отношения, а производ- ственные, корпоративные, групповые. В итоге - возникает общество, расколотое по имущественно-социальному признаку. Такое общество антагонизма существовать могло только в случае, если его жизнь регулировалось третьей силой - властью в законной форме. Одновременно, войны приводили к захвату, или, с целью консолидации сил, объеди- нению группы племен. На обширных территориях возникают крупные межплеменные объединения, протогосударства. Управление ими требовало выделения надстройки, регулирующей отношения в обществе. В среде племен с различной культурой и населением, расколотым по социальному составу, управление осуществляется через договор или силовое подавление победившим родом (племенем). Таким образом, мы рассмотрели особенности развития общества в период неолитической революции, древнейшие формы общественной организации, причины формирования обычая и причины перехода от родоплеменных отношений к государству. В последующих лекциях мы познакомимся с историей и правом древнейших государств на Земле. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

ОСНОВНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И. Батыра. - М.: Былина., с. История государства и права зарубежных стран. В 2-х ч./ Под ред. О.А.Жидкова, Н.А.Крашенинни- ковой. - М.: НОРМА-ИНФОРМ, Омельченко О.А. Всеобщая ис-тория государства и права: Учебник. В 2-х т.-М.:Острожье, Страхов М.М. Історія держави і права зарубіжних країн: Підруч. – 2-е вид. – К.: Ін Юре, Федоров К.Г. История государства и права зарубежных стран. – М., Федоров К.Г- Історія держави і права зарубіжних країн: Навч. посібник. - К.: Вища школа, с. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. - М., и другие. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ