Процесс принятия решения потребителями Поведение потребителей Специальности: 0811165 «Маркетинг» 0803016 «Коммерция (торговое дело)» ИМБЭ, кафедра Маркетинга.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Предпокупочные процессы: осознание потребности и оценка вариантов Поведение потребителей Специальности: «Маркетинг» «Коммерция (торговое.
Advertisements

1 Поведение потребителей: основные подходы Конечная цель всех маркетинговых технологий; «Кто оплачивает ваши счета?» Выбор потребителей обусловлен большим.
Безруков И.С.1 Международный маркетинг Международный маркетинг Институт Международного Бизнеса и Экономики Безруков И.С., д.э.н.,профессор кафедры.
[Тема] (40 pt) Кафедра (24 pt) Преподаватель [Подзаголовок] (24 pt)
Тема 9 «Оценка стоимости контрольных и неконтрольных пакетов акций» «Оценка бизнеса» Специальности: Экономика и управление на предприятии,
Безруков И.С. 1 МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАРКЕТИНГ Международный маркетинг Международный маркетинг Институт Международного Бизнеса и Экономики Безруков.
Тема 9 «Организация процесса оценки. Составление отчета об оценке объекта недвижимости» «Оценка недвижимости» Специальности: Экономика и управление.
ОЦЕНКА БИЗНЕСА Кафедра: Экономики и менеджмента Преподаватель: Батурина Ольга Андреевна.
Тема 2 Основные подходы к построению математических моделей систем Дисциплина «Имитационное моделирование экономических процессов» Специальность
Системный подход Дисциплина «Теория систем и системный анализ» Специальность « Прикладная информатика (в экономике)» Институт информатики, инноваций.
Кафедра философии и психологии ИМОСТ Кандидат медицинских наук, доцент кафедры философии и психологии Е. В. Алексеева Тема 5. Лекция 7 Основные формы психокоррекции.
ОЦЕНКА БИЗНЕСА Кафедра: Экономики и менеджмента Преподаватель: Батурина Ольга Андреевна.
ОЦЕНКА БИЗНЕСА Кафедра: Экономики и менеджмента Преподаватель: Батурина Ольга Андреевна.
ОЦЕНКА БИЗНЕСА Кафедра: Экономики и менеджмента Преподаватель: Батурина Ольга Андреевна.
ОЦЕНКА БИЗНЕСА Кафедра: Экономики и менеджмента Преподаватель: Батурина Ольга Андреевна.
ОЦЕНКА БИЗНЕСА Кафедра: Экономики и менеджмента Преподаватель: Батурина Ольга Андреевна.
Тема 6 «Сравнительный подход к оценке недвижимости» «Оценка недвижимости» Специальности: Экономика и управление на предприятии, Менеджмент.
ОЦЕНКА БИЗНЕСА Кафедра: Экономики и менеджмента Преподаватель: Батурина Ольга Андреевна.
ОЦЕНКА БИЗНЕСА Кафедра: Экономики и менеджмента Преподаватель: Батурина Ольга Андреевна.
ОЦЕНКА БИЗНЕСА Кафедра: Экономики и менеджмента Преподаватель: Батурина Ольга Андреевна.
Транксрипт:

Процесс принятия решения потребителями Поведение потребителей Специальности: «Маркетинг» «Коммерция (торговое дело)» ИМБЭ, кафедра Маркетинга и коммерции Преподаватель: Марченко Ольга Геннадьевна

Содержание лекции Моделирование покупательского поведения Процесс принятия решения о покупке Факторы, формирующие поведение покупателя Типы покупательских решений Факторы, влияющие на расширение решения проблемы 2

Ключевые понятия Модель процесса принятия решения о покупке – модель, отражающая последовательность стадий процесса принятия решения, а также влияющие на него факторы. Осознание потребности – отчетливо воспринимаемая разница между желательным состоянием и фактической ситуацией. Поиск информации – мотивированная активизация хранящихся в памяти знаний или их получение во внешней среде. 3

Ключевые понятия Критерии оценки - свойства, стандарты и спецификации, используемые потребителями для сравнения различных товаров и марок. Существенные критерии оценки – потенциально наиболее важные для потребителя характеристики товара (примерно равные у всех вариантов выбора). Определяющие критерии оценки – характеристики, по которым варианты выбора различаются между собой. Освобождение от продукта – процесс избавления от остатков товара или упаковки. 4

Ключевые понятия Ограниченное решение проблемы – поведение в принятии решения, ограниченное небольшим числом и разнообразием информационных источников, вариантов выбора и критериев оценки. Расширенное решение проблемы – поведение в принятии решения, характеризующееся детальностью в осмыслении проблемы, поиске информации, оценке вариантов и результата покупки. Среднедлительное решение проблемы – поведение в принятии решения, находящееся между длительным и ограниченным решением. 5

Ключевые понятия Когнитивный диссонанс – постпокупочное сожаление, сомнение потребителя в правильности сделанного выбора. Заинтересованность (вовлеченность) – воспринимаемая индивидом уместность / важность товара в конкретной ситуации. Импульсивная покупка – покупка вследствие стихийно возникшего желания приобрести товар, вызванного его видом или мероприятиями в месте продажи. Лояльность - стойкое потребительское предпочтение, результат ощущаемого удовлетворения. Лояльность - следствие активного и длительного поиска. 6

Модель покупательского поведения Моделирование покупательского поведения - построение модели взаимодействия маркетинговых стимулов и ответной реакции потребителя. Как формируется решение покупателя? Какие факторы воздействуют на него ? Что происходит в сознании покупателя? В модели схематически представлено влияние различных взаимодействующих между собой внутренних и внешних сил на решение и действия потребителя. ? 7

Модель покупательского поведения «Черный ящик» сознания потребителя Ресурсы потребителя Индивидуальные факторы Социальные факторы - доход - время - познавательная способность - демография - личность - стиль жизни - мотивация - самовосприятие - знания - отношения - установки - культура - субкультура - социальный класс - семья - референтные группы - персональное влияние Маркетинг MIXДругие стимулы Процесс принятия решения о покупке Влияние ситуации -коммуникации -покупки -потребления 8

Покупательские роли: Инициатор Влияющий Принимающий решение Покупатель Пользователь Кто принимает решение о покупке? Каковы этапы процесса принятия решения? ? 9

Процесс принятия решения о покупке Осознание потребности Покупка Поиск информации Оценка после покупки Предпокупочная оценка вариантов Отложенное решение Привычное решение Освобождение Потребление 10

Процесс решения о покупке: 1) Осознание потребности Осознание потребности Память Внешние факторы - культура - социальный статус - семья - персональные влияния - ситуация Индивидуальные различия - ресурсы - мотивация - знание - отношение - психография Маркетинговые стимулы 11

Процесс решения о покупке: 2) Поиск информации Поиск Мотив поиска – желание сделать лучший выбор. Источники информации Внешний личные источники коммерческие источники некоммерческие Внутренний (память) опыт знания Контролируемые фирмой Неконтролируемые фирмой 12

Критерии оценки – свойства товара, которые потребитель считает важными и рассматривает при выборе. Каждый критерий имеет свою значимость в процессе оценки: существенные критерии (цена, свойства, функции и т.д.) определяющие критерии (детали: дизайн и т.д.) Процесс решения о покупке: 3) Предпокупочная оценка вариантов ? Какие варианты имеются? ? Какой из них лучший? 13

Факторы, препятствующие покупке: новая информация отношение других людей непредвиденные обстоятельства Покупка Что покупать? предварительный выбор выбор в месте продажи Где покупать? источник покупки Когда покупать? Сколько покупать? Процесс решения о покупке: 4) Покупка 14

Потребление – использование потребителями приобретенного продукта. Когда имеет место потребление? Где потребляется продукт? Как потребляется продукт? В каком количестве? Чувства и опыт: наказание или награда? Процесс решения о покупке: 5) Потребление ? Нормы и правила потребления 15

Удовлетворение – положительная оценка выбранного варианта, оправдание ожиданий. Принятие решений в будущем Когнитивный диссонанс – постпокупочное сожаление потребителя. Повышается при ряде условий: высокая заинтересованность; принятие решения в одиночку; невозможность изменить решение; ограниченное время решения; информационная перегрузка. Процесс решения о покупке: 6) Оценка после покупки 16

Способы освобождения: Полное избавление от товара Утилизация Ремаркетинг – повторная продажа Возможность утилизации отходов Экологическое сознание потребителя и компании Процесс решения о покупке: 7) Освобождение ? 17

Типы процессов решений: первичные покупки низкая потребность в информации низкая заинтересованность минимум рассматриваемых вариантов низкий риск низкая стоимость повседневные покупки расширенный поиск информации высокая заинтересованность оценка многих вариантов высокий риск высокая стоимость не повседневные покупки Среднедлительное решение проблемы (СРП) Ограниченное решение проблемы (ОРП) Расширенное решение проблемы (РРП) 18

Факторы, влияющие на расширения решения Степень заинтересованности в товаре (вовлеченность) Детерминанты вовлеченности: Влияние на личность (самооценку, здоровье, внешний вид) Воспринимаемые риск (физический, психологический, качественный и финансовый) Ситуация использования (личное потребление / подарок ) Степень воспринимаемой дифференциации вариантов Баланс времени для принятия решения Настроение потребителя. Ограниченное решение – проблема современного маркетинга 19

Повторное решение проблемы: неудовлетворенность выбором; изменение обстоятельств; отсутствие привычного / появление нового варианта Привычные решения: покупки вследствие лояльности Программы лояльности – программы по стимулированию повторных покупок с помощью вознаграждения потребителей в зависимости от активности их взаимоотношений с компанией. покупки по инерции – нестабильные предпочтения нескольких одинаковых марок. Типы процессов решений: повторные покупки 20

Импульсивные покупки - наименее сложная форма ОРП, имеющая ряд отличительных признаков: спонтанность – внезапное, настойчивое желание действовать; состояние неуравновешенности, потеря контроля; сильнейший диссонанс – состояние конфликта и борьбы; нерациональность, преобладание эмоций; блокирование ответственности за последствия. Поиск разнообразия – вероятен при условиях: наличие схожих вариантов; частые покупки; выгодное предложение / отсутствие привычного бренда. Типы процессов решений: повторные покупки 21

Опишите последовательность стадий покупательского решения. Потребители следуют какой-либо схеме или делают свой выбор случайно? Обоснуйте Вашу позицию. Какие переменные влияют на принятие решения о покупке? Проведите различия между расширенным и ограниченным решениями. Может ли значительно отличаться поведение разных потребителей при покупке одного и того же товара? Приведите примеры товаров, которые чаще покупаются на основе приверженности марке? по инерции? Зачем нужны знания об особенностях процесса принятия решения? Перечислите условия, при которых решение проблемы становится расширенным. Вопросы для самопроверки 22

Рекомендуемая литература Алешина И. В. Поведение потребителей: учебник для студ. вузов. / И. В. Алешина. - М. : Экономистъ, с. Блэкуэлл, Роджер. Поведение потребителей: [учебник для студ. вузов]. : пер. с англ. / Р.Блэкуэлл, П. Миниард, Д. Энджел е изд. - СПб. : Питер, с. Журавлев Г. Т. Эмтиология (наука о поведении потребителей): учебное пособие. / Г. Т. Журавлев ; Рос. акад. предпринимательства. - М. : Рос. Академия предпринимательства, с. Меликян О.М. Поведение потребителей: учебное пособие. / О.М. Меликян. – М.: Дашков и К*, с. 23

Спасибо за внимание! Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов. 24