Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Л.А.Сазонова Лекция 14. Россия в цивилизационном процессе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Л.А.Сазонова Лекция 16. Проблема смысла жизни в философии.
Advertisements

[Тема] (40 pt) Кафедра (24 pt) Преподаватель [Подзаголовок] (24 pt)
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Н.А.Царева Лекция 2. Мифология и философия.
Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков Виктор Алексеевич кандидат политических наук, доцент Тема 17. Политическая культура.
Основы шрифтовой графики Лекция 4. Тема 2. История мировой письменности. Виды письма. Главные этапы исторического развития шрифта. Специальность
Шрифт Лекция 7. Тема 3. История развития шрифтов для латинского алфавита. Римское письмо. Специальность «Дизайн» Институт сервиса моды и дизайна,
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Н.А.Царева Лекция 10. Общество как система.
Кафедра философии и психологии ИМОСТ Кандидат медицинских наук, доцент кафедры философии и психологии Е. В. Алексеева Тема 5. Лекция 7 Основные формы психокоррекции.
Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков Виктор Алексеевич кандидат политических наук, доцент Тема 6. Политический режим.
Тема 16. Влияние восточных представлений о личности на традиции России История и личность «Регионоведение» ИМОСТ, кафедра МОЗР Петрова Наталья.
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Л.А. Сазонова Лекция 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ.
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Н.А.Царева Лекция 5. Проблема бытия в ранней античной философии.
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА Институт Международного Бизнеса и Экономики Кафедра «Финансы и налоги» Преподаватель: Тен.
Системный подход Дисциплина «Теория систем и системный анализ» Специальность « Прикладная информатика (в экономике)» Институт информатики, инноваций.
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Л.А.Сазонова Лекция 9. Диалектика и метафизика.
Основы шрифтовой графики Лекция 5. Тема 2. История мировой письменности. Виды письма. Главные этапы исторического развития шрифта. Финикийское письмо.
Тема 3. Методология политической науки Институт международных отношений и социальных технологий Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ.
Основы шрифтовой графики Тема 4. Письмо раннего средневековья. Каролингский минускул. Готическое письмо. Письмо эпохи возрождения. Гуманистическое письмо.
Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков Виктор Алексеевич кандидат политических наук, доцент Тема 11. Группы интересов.
Тема 3 «Управление недвижимостью» Дисциплина «Экономика недвижимости» Специальности: Экономика и управление на предприятии, Институт права и управления,
Транксрипт:

Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Л.А.Сазонова Лекция 14. Россия в цивилизационном процессе

План лекции Дискуссия западников и славянофилов об исторической миссии Росси Программа евразийства Евразийская концепция истории Концепция идеократического государства

На формирование российской цивилизации заметно повлияла идея особого мессианского (мессия – спаситель) предназначения России Концепция «Москва – третий Рим» (16 в) означала, что центр христианства переместился в Москву после уничтожения второго Рима – Константинополя. «Мы принадлежим к числу тех наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок» (П.Чаадаев)

Полемика западников и славянофилов (40-50 гг.) обнаруживает два подхода к интерпретации будущего российской цивилизации Западники (Герцен, Огарев, Чернышевский) рассматривают будущее России в интеграции с Западом Славянофилы (Хомяков, Аксаков) Настаивали на самобытности и самодостаточности России

Основные принципы славянофильской концепции Православие Самодержавие Община Глубокая врожденная религиозность Самодержавное государство Общинный уклад жизни

Концепция византизма Концепция византизма рассматривает предназначение России шире, чем создание славянской цивилизации, но как славяно- азиатской. Византийская культура России противостоит западноевропейской (К.Леонтьев) Славянофильство отрицало европейскую культуру как «безрелигиозную» и «мещанскую» (Н.Бердяев)

Концепция евразийства Продолжением славянофильской концепции в 20 в. стала концепция евразийства Созданная в 20-е гг. в Советской России, евразийская идея утверждала, что в СССР есть начала, которые обновят мир.(Н.Трубецкой, П.Савицкий, Л.Карсавин и др.) Программа евразийства 1.Критика европейской культуры 2.Защита православных идеалов 3.Принцип соборности

Основной тезис евразийства – «Россия есть Евразия, третий срединный материк, наряду с Европой и Азией» 1. Россия образована из европейских и азиатских народов, синтез культуры которых обусловил своеобразие русской культуры 2. Понятие «русский» подразумевает совокупность народов страны, образующих единую евразийскую нацию. Русский народ = евразийская нация

Особенности евразийского пути развития России (Н.Трубецкой) 1. Огромные транспортные издержки обусловят ориентацию России на внутренний, а не на внешний рынок 2. Сильная разница в уровне жизни (бедные и богатые) 3. Необходимое освоение океана как более дешевого пути перевозок. 4. Православная вера - основа единства народа и целостности культуры.

Суть монголофильской концепции евразийства 1. Господство татар было положительным фактором в истории России.(Школа администрации, финансовая система, организация почты и т.д.) 2. Татаро-монгольский элемент вошел в русский этнос настолько, что считать нас славянами нельзя. 3. Влияние на тип русской державы и русское национальное самосознание.(Централизованное государство) 4. Туранское наследство должно определять современную стратегию и политику России.

Основные положения идеократического государства 1. Сильная власть. (Демотический правящий слой формируется из народа и выражает его интересы. 2. Единая идеология правящего класса и народа. 3. Жесткая форма правления. 4. Отрицали коммунистическую идеологию как атеистическую. Нужна евразийско- православная идеология.

Русская Идея – идея спасения всего человечества (19 в.) Впервые сформулирована Ф.Достоевским. Основные положения: 1. Православие – наиболее терпимая к другим верам религия. 2. Соборность – объединение людей на основе единой религии 3. Русский народ имеет опыт объединения национальностей 4. Опыт преодоления трагических событий истории В настоящее время Русская Идея = национальная идея = идея возрождения России

Заключение Современное евразийство является одной из самых популярных концепций российской истории. Подвергая ревизии ориентацию на Запад, евразийство настаивает на самобытности России. Евразийство пытается осмыслить связи России с восточными и западными культурами и выдвинуть свою версию развития страны.

Вопросы для самопроверки Раскройте сущность концепции «Москва – Третий Рим». Оцените рациональные идеи славянофильства. Раскройте содержание концепции западников. Раскройте содержание концепции евразийцев. Как объясняют евразийцы причины социалистической революции в России? Какой тип политического правления евразийцы считали идеальным? Что, на ваш взгляд, позитивного в евразийстве?

Рекомендуемая литература Философия: Курс лекций. /Л.Д.Ерохина,А.П.Шендерецка и др. Ред. Н.А.Царева. – Владивосток: ВГУЭС, – С. 222 – 247. История философии. – Ростов-на-Дону: Феникс, – С Философия. / Под ред. Кохановского В.П. – Ростов-на-Дону: Феникс. Гл.1 – С. 176 –189. Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. М.: Владос, С Философия истории. / Ред. А.С.Панарина. М.: Флинта, С

Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.