Дисциплина:История культуры ХХ века Для студентов специальности 03140165 «Культурология» кафедра культурологии ИСМД Мамарасулов Андрей Равхатович, доцент,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков Виктор Алексеевич кандидат политических наук, доцент Тема 17. Политическая культура.
Advertisements

Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков Виктор Алексеевич кандидат политических наук, доцент Тема 6. Политический режим.
Тема 3. Методология политической науки Институт международных отношений и социальных технологий Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ.
Тема 2. Политическая наука Институт международных отношений и социальных технологий Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков.
Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков Виктор Алексеевич кандидат политических наук, доцент Тема 11. Группы интересов.
Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков Виктор Алексеевич кандидат политических наук, доцент Тема 4. Политическая власть.
Кафедра философии и психологии ИМОСТ Кандидат медицинских наук, доцент кафедры философии и психологии Е. В. Алексеева Тема 5. Лекция 7 Основные формы психокоррекции.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Тема 19. Драматургия.
Выполнили: "Историческая судьба русского народа была несчастной и страдальческой, и развивался он катастрофическим темпом, через прерывность и изменение.
Кафедра философии и психологии ИМОСТ Кандидат медицинских наук, доцент кафедры психологии Е. В. Алексеева Гуманистическое направление психотерапии. Семейная.
Искусство – это форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных видах – живописи, архитектуре, скульптуре, литературе,
«Интерьер квартиры с элементом наполнения» Лабораторная работа 1 Клаузура на тему «Интерьер квартиры» «Проектирование в дизайне среды» Специальность
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА Институт международных отношений и социальных технологий Кафедра всеобщей истории, социологии.
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Л.А.Сазонова Лекция 16. Проблема смысла жизни в философии.
[Тема] (40 pt) Кафедра (24 pt) Преподаватель [Подзаголовок] (24 pt)
Безруков И.С.1 Международный маркетинг Международный маркетинг Институт Международного Бизнеса и Экономики Безруков И.С., д.э.н.,профессор кафедры.
Тема 1 «Введение. История и перспективы развития оценки недвижимости в России. Правовые аспекты оценки недвижимости» «Оценка недвижимости» Специальности:
Системный подход Дисциплина «Теория систем и системный анализ» Специальность « Прикладная информатика (в экономике)» Институт информатики, инноваций.
Введение Эпоха Просвещение Национальная специфика культуры Просвещение Заключение Список литературы.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Тема 8.
Транксрипт:

Дисциплина:История культуры ХХ века Для студентов специальности «Культурология» кафедра культурологии ИСМД Мамарасулов Андрей Равхатович, доцент, кандидат философских наук

2 Перечень компетенций, приобретаемых при изучении дисциплины В результате освоения дисциплины студент овладевает следующими компетенциями: – знать хронологию и периодизацию культуры ХХ века; – знать роль техники и информационных технологий в культуре XIX–XX вв.; – понимать сущность и социальную значимость социокультурных процессов в странах Западной Европы и России в ХХ веке; – выделять теоретические, прикладные, ценностные аспекты культурологического знания о различных направлениях модернизма и постмодернизма; – применять их для обоснования практических решений, касающихся как повседневной жизни, так и профессиональной области; – формировать и обосновывать личную позицию по отношению к проблемам культуры в настоящем и моделям культуры будущего; – использовать полученные навыки анализа современной социокультурной ситуации; – грамотно использовать полученные культурологические знания по истории культуры ХХ века в своей профессиональной деятельности.

3 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПОСТМОДЕРНИЗМ – широкое культурное течение, в чью орбиту последние два десятилетия попадают философия, эстетика, искусство, гуманитарные науки. Постмодернистское умонастроение несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей. Философско- эстетической основой постмодернизма являются идеи деконструкции франц. постструктуралистов и постфрейдистов (Деррида), о языке бессознательного (Лакан), шизоанализе (Делёз, Ф. Гаттари), а также концепция иронизма семиотика Эко. ТОТАЛИТАЗИЗМ политический режим, который стремится к полному (тотальному) контролю государства над всеми сторонами жизни общества. В сравнительной политологии под тоталитарной моделью понимается теория о том, что фашизм (в частности, нацизм), сталинизм и, возможно, ряд других систем являлись разновидностями одной системы тоталитаризма.

4 Содержание 1.Зарождение советской культуры 2.Культура 30-х гг.: начало тоталитаризма 3.Культурная ситуация второй половины XX в. 4.Заключение

5 Первое послереволюционное десятилетие сыграло важную роль в становлении новой советской культуры. Были заложены мировоззренческие основы нового строя, сформировалась плеяда молодых деятелей культуры, на коммунистических идеалах было воспитано первое поколение детей. Имела место широкая политизация общества, условия для которой обеспечивались ликвидацией неграмотности, расширением книгоиздательского дела. Зарождение советской культуры

6 В культурном развитии эпохи столкнулись две тенденции: 1) спрямленного революционного натиска, количественного роста, схематизации реальности, 2) глубокого осмысления закономерностей и противоречий переломного времени. Другим характерным признаком 20-х гг. была пестрота литературно-художественной жизни, которую уже со второй половины пытались ввести в управляемое русло. В целом это было время интенсивных творческих поисков нового. В этот период доведена до логического конца сформировавшаяся в европейской мысли XVIII-XIX в. идея активного преобразования, переделки природы, создана концепция преобразования природы.

7 Вместе с тем цена революции для России и русской культуры весьма высока. Многие творцы культуры вынуждены были покинуть Россию. Российская эмиграция XX в. дала удивительно много мировой культуре и науке. Можно привести немало имен людей, творивших в физике, химии, философии, литературе, биологии, живописи, скульптуре, которые создали целые направления, школы и явили миру великие примеры народного национального гения. Имя при рождении: Лев Алексеевич Самсонов Дата рождения: 27 ноября 1930 Место рождения: Москва Дата смерти: 26 марта 1995 Гражданство: СССР Франция Владимир Емельянович Максимов

8 Василий Павлович Аксенов Псевдонимы:Гривадий Горпожакс Дата рождения:20 августа 1932 ( ) Место рождения:Казань, СССР Дата смерти:6 июля 2009( ) (76 лет) Место смерти:Москва Гражданство: СССР (лишён в 1980г), Россия

9 Известный прозаик, автор 23-х романов, "стиляга" и "антисоветчик" Василий Павлович Аксенов родился в Казани в семье партийного деятеля 20 августа 1932 года. Родители будущего писателя были репрессированы. Несколько лет Аксенов прожил с сосланной матерью в Магадане. В 1956 году он окончил Ленинградский медицинский институт. В годах работал врачом на Крайнем Севере, в Карелии, в Ленинградском морском торговом порту, в туберкулезной больнице в Москве. Василий Павлович Аксенов

10 Эдуард Вениаминович Лимонов Имя при рождении: Эдуард Вениаминович Савенко Дата рождения: 22 февраля 1943( ) (67 лет) Место рождения: Дзержинск, Горьковская область, РСФСР, СССР Гражданство: СССР ( , 1991) Франция (с 1987) Россия (с 1992)

11 Русский писатель, публицист, российский политический деятель, бывший председатель запрещённой в России Национал-большевицкой партии (НБП), председатель одноимённых партии и коалиции «Другая Россия». Депутат и член совета Национальной Ассамблеи Российской Федерации (деятельность в которой была им приостановлена до созыва очной сессии). Автор концепции, организатор и постоянный участник «Стратегии-31» гражданских акций протеста на Триумфальной площади Москвы в защиту 31 статьи Конституции РФ. Эдуард Вениаминович Лимонов

12 Культура 30-х гг.: начало тоталитаризма В 30-е гг. в развитии культуры наступил новый этан. С относительным плюрализмом предыдущих времен было покончено. Все деятели литературы и искусства были объединены в единые унифицированные союзы. Утвердился один-единственный художественный метод - метод социалистического реализма. Новаторским порывам был положен конец. Были восстановлены в правах некоторые элементы национальной культурной традиции. Сложилась национальная модель тоталитаризма, государства, в котором практически полностью ликвидированы конституционные права и свободы. Оказалось восстановленным некое архаичное состояние общества. Человек был тотально вовлечен в общественные структуры, а полная вовлеченность человека в массы - одна из основных черт архаичного социального строя.

13 Вместе с тем при внешнем сходстве, например, с положением человека в Московском царстве, существовали серьезные отличия. Индустриализация общества придавала ему динамику, стабильность архаического общества была невозможна. Нестабильность положения человека в обществе, его неорганическая вовлеченность в социальные структуры заставляли человека еще больше дорожить своим социальным статусом.

14 Потребность в единении с другими людьми - естественная потребность человека любой культуры. Даже в индивидуалистической культуре Запада известно явление так называемого эскапизма, то есть бегства от свободы, отмеченное Э. Фроммом. Другое дело, когда эта потребность становится единственной и доминирующей. Тогда это мощный психологический корень социального утопизма, социальная опора для проектирования идеального общества. Любой подобный проект ведет к тоталитаризму, который в самом широком смысле этого слова - господство всеобщего над индивидуальным, безличного над личным, всех над одним.

15 Культурная ситуация второй половины XX в. Постсталинский период отечественной истории характеризуется медленным, постепенным, с зигзагами и отступлениями восстановлением контактов и связей с мировой культурой, переосмысливается понимание роли личности, общечеловеческих ценностей. Культурную ситуацию второй половины XX в. определяли кардинальные сдвиги в советской политической системе. С приходом в 1953 г. к власти Н.С. Хрущева началась либерализация, затронувшая все сферы общественных отношений. Перелом в культуре обозначился уже в середине 60-х гг. и давал о себе знать вплоть до конца 60-х, когда ему на смену выдвинулась иная альтернатива развития.

16 Период 70-х середины 80-х гг. в советской истории принято характеризовать противоречивыми тенденциями: с одной стороны, продолжалось плодотворное развитие всех сфер художественной и научной деятельности, укреплялась материальная база культуры, а с другой - усиливался идеологический контроль за культурой. В целом весь советский период оказал серьезное воздействие на образ мышления народа, его ментальность, типичные черты личности русского человека.

17 Новый этап развития культуры пришелся на годы перестройки ( ), в ходе которой развернулась интенсивная ломка сложившихся стереотипов на всех направлениях социокультурной жизни. Перестройка как процесс трансформации советского общества теснейшим образом связана с культурой, игравшей огромную роль в духовной подготовке перемен. Культура стала стержнем идеологической перенастройки общества. Второй раз за столетие в России произошла настоящая культурная революция.

18 Заключение Годы советской власти значительно изменили облик России. Произошедшие изменения нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, нельзя не признать, что в годы революции и после нее культуре был нанесен большой урон: многие видные писатели, художники, ученые вынуждены были покинуть страну или погибли. Все труднее было пробиться к зрителю, читателю, слушателю тем деятелям культуры, которые не уехали, но так и не смогли найти общего языка с установившейся властью. Несомненно, существовали и плюсы: огромный рост грамотных людей, создание различных учебных заведений, более 40 народов обрели свою письменность, женщина была уравнена во всех правах с мужчиной, необычайный трудовой энтузиазм. Но, к сожалению минусов, было гораздо больше и до сих пор русский народ не может восстановить тот утерянный потенциал.

19 1. Алексеев А.И., Измозик В.С., Куликов Ю.С. и др. Культурология. История культуры России: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СЗТУ, – 309с. 2. Культурология ХХ в. Антология – М., Философия культуры. Становление и развитие. СПб.: 1998 – 456с. 4. Малышева Е.М. История мировой культуры: учебное пособие. – М., 2008 – 288с. 5. Рябцев Юрий Сергеевич История русской культуры. ХХ век: Учебное пособие.- М.: 2004 – 415с. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

20 Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.