Оратория: риторический канон Кафедра философии и психологии Преподаватель Олешкевич Надежда Алексеевна канд. филос. наук, доцент Часть 2.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основы шрифтовой графики Тема 9. Основные виды печати. Специальные виды печати. Плакат Лекция 16. Специальность «Дизайн» Институт сервиса моды.
Advertisements

Основы шрифтовой графики Тема 9. Основные виды печати. Специальные виды печати. Плакат Лекция 16. Специальность «Дизайн» Институт сервиса моды.
Основные требования к публичному выступлению Арутюнян Ирина Алексеевна, заместитель директора МОУ «Центр творческого развития и гуманитарного образования.
Системный подход Дисциплина «Теория систем и системный анализ» Специальность « Прикладная информатика (в экономике)» Институт информатики, инноваций.
[Тема] (40 pt) Кафедра (24 pt) Преподаватель [Подзаголовок] (24 pt)
Тема 2. Операторы (инструкции) передачи управления. Условный оператор (инструкция) и его формы. Логические выражения и логические переменные. Составные.
Типы речи рассуждение повествование описание Повествование - рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности. Последовательность.
Тема 3. Методология политической науки Институт международных отношений и социальных технологий Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ.
Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков Виктор Алексеевич кандидат политических наук, доцент Тема 17. Политическая культура.
Оратория: риторический канон Кафедра философии и психологии Преподаватель Олешкевич Надежда Алексеевна канд. филос. наук, доцент Часть 1.
ВГУЭС ИМОБ Кафедра русского языка Обмен информацией Для иностранных студентов Автор И.Д. Михайлова.
Тема 2 Основные подходы к построению математических моделей систем Дисциплина «Имитационное моделирование экономических процессов» Специальность
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков Виктор Алексеевич кандидат политических наук, доцент Тема 6. Политический режим.
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Л.А.Сазонова Лекция 16. Проблема смысла жизни в философии.
Тема 2. Политическая наука Институт международных отношений и социальных технологий Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков.
Тема 5. Статичные раппортные композиции Специальность «Дизайн» Институт сервиса, моды и дизайна, кафедра дизайна старший преподаватель Н.Н. Личманюк.
Безруков И.С.1 Международный маркетинг Международный маркетинг Институт Международного Бизнеса и Экономики Безруков И.С., д.э.н.,профессор кафедры.
Аргументация в основной части убеждающего выступления Тезис – мысль или положение, истинность которого требуется доказать. Успех доказательства зависит.
Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков Виктор Алексеевич кандидат политических наук, доцент Тема 11. Группы интересов.
Транксрипт:

Оратория: риторический канон Кафедра философии и психологии Преподаватель Олешкевич Надежда Алексеевна канд. филос. наук, доцент Часть 2

Требования к знаниям, умениям и навыкам 2 В результате изучения темы студент должен: знать риторический канон и уметь на его основе проводить риторический анализ; –знать способы расположения или композиции материала в зависимости от его тематизации и проблематизации, знать основные структурные элементы любого законченного текста.

Материал для восстановления знаний Оратория 3 Разделы классического риторического канона: 1. Инвенция – изобретение (найти что сказать). 2. Диспозиция – расположение изобретения. 3. Элокуция – словесное оформление мысли. 4. Меморио – запоминание. 5. Actio hypocrisis – произнесение (исполнение) речи.

Содержание Оратория (продолжение) 4 1.Диспозиция 2.Расположение или композиция материала 3.Рекомендации старых риторик в области композиции 4.Творческое описание 5.Как рассказывать истории 6.Структура текста 7.Вопросы для самопроверки 8.Рекомендуемая литература

Диспозиция Расположение или композиция материала 5 Диспозиция предполагает перегруппировку идей и их построение в том порядке, в каком они бы выполнили главную задачу речи. –В эту часть входит учение о порядке расположения и об основных блоках структуры текста или речи. Риторический канон в расположении идей речи отражают европейскую культуру слова. Современные рекомендации, опираясь на традиции, ничего не навязывают оратору, а лишь предлагают определенные образцы.

Диспозиция Расположение или композиция материала 6 Рекомендации старых риторик (по Ломоносову): –Описание неодушевленных предметов: дается определение предмета, используется смысловая модель род - вид; смысловая модель целое-частное; внешние свойства (форма, материал); место, где встречается данный предмет; функции предмета; свидетельства (ссылка на цитаты, что говорят об этом предмете другие авторы).

Диспозиция Расположение или композиция материала 7 Рекомендации старых риторик (по Ломоносову) –Описание одушевленных существ (животных): определение, род, вид, использование; свойства, внешний вид; действия, образ жизни; свойства внутренние: характер, нрав; польза.

Диспозиция Расположение или композиция материала 8 Для того, чтобы описать предмет творчески, описание делится на три части – начало, середина, конец. Начало: 1. обращение к предмету описания (О мысль! Люди!) 2. сказать о времени дня или года 3. сказать о месте, где предмет находится или встречается (описание от общего к частному). Середина: 1. если предмет бездействует (озеро, поляна), описываются перемены в нем происходящие в зависимости от внешних условий (время, погода) 2. неодушевленные физические предметы, которые состоят из частей – описывается каждая часть 3. нравственный предмет (совесть, благородство) – обращаются к виду, роду, разновидность, подобие, противоположность. 4. действующее лицо – описываются внешность и характер.

Диспозиция Расположение или композиция материала (продолжение) 9 Конец: 1. эмоционально обратиться к предмету речи, выразить свои чувства, 2. пожелания; 3. выразить нравственную идею, моральную мысль. Правила расположения середины и концовки: самое интересное в предмете располагается ближе к концу описания; следует избегать излишней детализации (брать самое главное, существенное) и не повторяться.

Диспозиция Расположение или композиция материала 10 Как рассказывать истории 1. Начало повествования: а) обращение к адресату; б) общая мысль рассказа, повествования (заложение интереса); в) дается общепринятая истина, высказанная в афористической форме; г) место, время действия, лицо. 2. Середина повествования: а) следовать естественному ходу событий, продвигаясь к кульминации. 3. Конец повествования: а) развязка истории, вывод, при этом рассказывая историю необходимо помнить что, кому, с какой целью рассказывать.

Диспозиция Структура текста 11 Виды структур Трехчастная: вступление – основная часть – заключение –Семичастная: заглавие – вступление – определение темы – изложение – отступление – аргументация и опровержение – заключение Для обозначения структурно композиционных частей текста в литературоведении чаще используется другой ряд терминов: зачин – завязка – кульминация – развязка – концовка

Диспозиция Семичастная структура текста Заглавие Как отдельный блок в традиционной риторике не выделялось. –Значение заглавий возросло с развитием риторики массовой коммуникации. заглавие (или название телепрограммы) стало рассматриваться как средство привлечения внимания адресата к тексту газетной публикации или к телепередаче в условиях альтернативного выбора, связанного с постоянным увеличением числа поступающих к адресату сообщений.

Диспозиция Семичастная структура текста Вступление Психологически готовит аудиторию к восприятию темы. –Вступление рекомендуется строить так, чтобы сразу же заинтересовать слушателей темой и сформировать благоприятные психологические условия ее презентации. Для этого можно обосновать выбор темы, выразить уважение к аудитории и оппонентам, показать общий содержательный фон, на котором будет развертываться тема. В зависимости от вида аудитории, характера темы и ситуации коммуникации, автор должен выбрать одно из видов вступления: обычное (для некоторых типов текстов существует стандартная форма вступлений), краткое, сдержанное, нестандартное (парадоксальное), торжественное и др. Вступление может присутствовать в тексте либо только один раз, либо сопровождать введение каждой новой подтемы.

Диспозиция Семичастная структура текста Определение темы и ее подразделения Автор определяет то, о чем он собирается говорить или писать далее, и перечисляет важнейшие вопросы, которые он хочет осветить (аспекты темы). В ряде жанров специальной коммуникации (учебная лекция, научная статья) здесь может быть предложен план дальнейшего сообщения. –Подразделение темы должно отвечать ряду критериев: быть логически целесообразным; содержать только существенные, приблизительно равнозначные аспекты темы. Если главной задачей является убеждение аудитории, риторика рекомендует строить подразделение по нарастающей: от наименее убедительных к наиболее убедительным аспектам темы. Определение темы и тезиса может следовать как перед изложением, так и после него, предваряя аргументацию.

Диспозиция Семичастная структура текста Изложение Последовательный рассказ о различных сторонах предмета в соответствии с представленным планом. –Различают два метода изложения: 1. естественный, сюжетный, исторический или хронологический метод, когда отобранные факты автор представляет в их хронологической или иной естественной последовательности (сначала причина, потом следствие и т.п.); 2. фабульный или философский метод, когда автор отступает от естественной последовательности и следует созданной им самим логике развертывания темы, желая повысить занимательность, конфликтность сообщения, удерживать внимание аудитории с помощью эффекта нарушенного ожидания.

Диспозиция Семичастная структура текста Отступление или дигрессия, экскурс Здесь кратко характеризуется предмет, который связан с основной темой лишь косвенно, но о котором автор считает необходимым рассказать аудитории. –Не является обязательной композиционной частью. Жестко место отступления в композиции также не зафиксировано. Обычно отступление располагается либо по ходу изложения, либо после изложения и перед аргументацией. Отступление может использоваться для снятия умственного напряжения, если тема требует серьезных интеллектуальных усилий аудитории и автора, или эмоциональной разрядки, если автор случайно или намеренно затронул эмоционально небезопасную в данной аудитории тему.

Диспозиция Семичастная структура текста Аргументация и опровержение. Под аргументацией понимается собрание доводов в пользу тезиса в его композиционном единстве и процесс предъявления этих доводов. –Опровержение - та же аргументация, но с «противоположным знаком», т. е. собрание доводов против отстаиваемого оппонентом антитезиса, или, если основной антитезис не сформулирован - против возможных сомнений и возражений относительно тезиса, а равно процесс презентации этих доводов. Наряду с логическим доказательством и перечисленными выше стандартными методами риторической аргументации, существует обширный набор приемов, используемых преимущественно для опровержения антитезиса. Они носят общее название «демагогия».

Основные понятия Демагогия 18 Такие приемы, как «аргумент к личности», «аргумент к невежеству», «аргумент к силе», введение в заблуждение многословными пустопорожними рассуждениями, манипулирование многозначностью слов, подмена понятий на омонимичные и т.д. риторика не рекомендует использовать по этическим соображениям, однако их следует знать, чтобы распознать у оппонента. –Для их изучения этих приемов сложилась специальная прикладная риторическая дисциплина - эристика. Наряду с учением о приемах, теория аргументации изучает также логические ошибки аргументации. Такие, как: противоречие в определении по типу оксюморона (живой труп), определение неизвестного через неизвестное (жругр - это российский уицраор), отрицание вместо определения (кошка - это не собака), тавтология.

Диспозиция Семичастная структура текста Заключение В заключении кратко повторяется основное содержание текста, воспроизводятся наиболее сильные аргументы, подкрепляется нужное эмоциональное состояние слушателей и их положительный настрой по отношению к тезису. –В зависимости от того, какую из этих задач автор считает наиболее важной, он может выбрать и соответствующий тип заключения: суммирующее, типологизирующее или апеллирующее (отсылающее к авторитетному мнению, закону или прописной истине).

Вопросы для самопроверки Оратория Назовите основные разделы риторического канона. 2. Какие проблемы разрабатывает раздел «Диспозиция». 3. Опишите способы расположения материала речи или текста 4. Какие рекомендации давали «старые риторики» в области композиции и почему эти рекомендации сегодня не применимы в полной мере? 5. По какой модели составляется творческое описание предмета или явления? 6. Какие рекомендации дает риторика по поводу того, как рассказывать истории. 7.Назовите структурные элементы законченного текста и раскройте их содержание.

Рекомендуемая литература 21 1.Клюев Е.В. Риторика [Текст] : учебное пособие для вузов. / Е. В. Клюев. - М. : Приор-издат, с. 2.Мурашов, Александр Александрович. Риторика. Теория и практика: учебное пособие для студ. вузов. / А. А. Мурашов ; Рос. акад. образования, Моск. психолого-социальный ин-т. - М. ; Воронеж : МПСИ : НПО МОДЭК, с. - (Библиотека студента). 3.Стернин, Иосиф Абрамович.Практическая риторика [Текст] : учебное пособие для вузов. / И. А. Стернин. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, с. - Список лит.: с Теоретическая поэтика: понятия и определения: Хрестоматия. / Авт.-сост. Н.Д.Тамарченко. - М. : Изд-во Рос. гос. гуманитар. ун-та, с. 5.Вагапова, Диляра Хафизовна.Риторика в интеллектуальных играх и тренингах: Учебное пособие. / Д. Х. Вагапова. - М. : Цитадель, с.

22 Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.