Интегрированный урок: « Углерод и его соединения » 9 класс учитель биологии: Савина Галина Михайловна, высшая квалификационная категория, Почетный работник образования; учитель химии : Бубнова Елена Александровна, первая квалификационная категория
Цель занятия: обобщение, систематизация и углубление знаний по теме «Углерод и его соединения»
Вопросник: Элементы, содержащиеся в живых организмах. Аллотропные модификации углерода: алмаз и графит. Значение углерода. Белки и нуклеиновые кислоты: строение и функции. Применение соединений углерода. Круговорот углерода в природе. Жесткость воды и способы ее устранения. Углерод, его соединения и здоровье.
Иллюстративный материал для ответов учащихся (в форме мультимедийной презентации)
К вопросу 1 Элементы, встречающиеся в живых организмах Главные элементы органических молекул ИоныМикроэлементы Н водород С углерод N азот О кислород Р фосфор S сера Na + натрий Mg 2+ магний Cl - хлор Ca 2+ кальций Mn марганец Fe железо Co кобальт Cu медь Zn цинк B бор Al алюминий Si кремний V ванадий Mo молибден I йод
К вопросу 2 Кристаллическая решетка алмаза
К вопросу 2 Изделия из алмаза Буры и сверла
К вопросу 2 Изделия из алмаза
К вопросу 2 Кристаллическая решетка графита
К вопросу 2 Изделия из графита Активированный уголь, противогаз, электроды, карандаши
К вопросу 3 Значение углерода между атомами углерода возникают одинарные (-), двойные (=), тройные () связи, на основе которых формируются углеродные цепочки:
К вопросу 4 Белки Нерегулярные биополимеры; мономеры – 20 видов аминокислот 1. Первичная структура (линейная) 2. Вторичная ( -спираль)
К вопросу 4 Молекула ДНК Нуклеиновые кислоты – природные высокомолекулярные органические соединения, обеспечивающие хранение и передачу наследственной (генетической) информации в живых организмах
К вопросу 5 Применение соединений углерода: углекислый газ создание «дыма» на сцене; тушение пожаров
«сухой лед» для хранения пищевых продуктов; изготовление шипучих напитков
К вопросу 6 Круговорот углерода в природе
К вопросу 6 Парниковый эффект
К вопросу 7 Сталактиты и сталагмиты
К вопросу 7 Последствия использования жесткой воды
К вопросу 7 Устранение жесткости воды Гидрокарбонатной (временной): А) кипячение воды: Са(НСО 3 ) 2 СаСО 3 + Н 2 О + СО 2 Mg(НСО 3 ) 2MgСО 3 + Н 2 О + СО 2 Б) добавление гашеной извести: Са(НСО 3 ) 2 + Са(ОН) 2 2СаСО 3 + Н 2 О Mg(НСО 3 ) 2 + 2Са(ОН) 2 Mg(ОН) 2+2СаСО 3 +2 Н 2 О
К вопросу 7 Устранение жесткости воды Постоянной (некарбонатной): А) добавление соды: CaCL 2 + Na 2 CO 3 CaCO 3 + 2NaCL MgSO 4 + Na 2 CO 3 MgCO 3+ Na 2 SO 4 Б) вымораживание льда, В) перегонка, Г) катионообменный.
Жесткость воды и способы ее устранения Состав жесткой воды Вид жесткостиСпособы устранения катионыанионыпо составупо способу её устранения Са 2 + Mg 2+ НСО - 3 карбонатнаявременная1) нагревание, 2) добавление извести Сl - SO 4 2- некарбонатнаяпостоянная1) добавление соды НСО - 3 Сl - SO 4 2- общая1) добавление соды, 2) добавление извести, 3 )вымораживание льда, 4) перегонка, 5) катионообменный
К вопросу 8 Влияние курения на развитие плода Курение вызывает снижение массы плода и нарушение зрения
К вопросу 8 Влияние курения на внутренние органы Лёгкие курильщика и здорового человека Артерии курильщика
Алгоритм работы в парах сменного состава: Каждый партнер получает листок учета и карточку с вопросом. Первый партнер рассказывает второму партнеру ответ на вопрос своей карточки, затем второй партнер излагает ответ на вопрос своей карточки. В листках учета делают отметку о выполненной работе (полный ответ- 2 балла, неполный ответ - 1 балл, нет правильного ответа – 0 баллов), обмениваются карточками и переходят в другую пару. В новой паре работают по такому же алгоритму.
Правила работы в парах: Говорить вполголоса, но не шепотом. Готов сменить партнера - поднимай руку высоко, хочешь задать вопрос учителю – поднимай руку как обычно. Если не можешь сменить партнера – выполни задание в «свободную минутку». Не перебивай партнера в ходе его высказывания, как бы тебе не хотелось высказаться самому (умей слушать). Разговор в паре должен быть только о предмете задания. Чтобы научиться делать быстро – научись делать медленно. Поблагодарите друг друга после окончания работы.
Перевод баллов в оценку: баллов – «5», баллов – «4», 3 -7 баллов – «3».
Рефлексия Что было нового на уроке для каждого из вас? Что было главным для вас на уроке? Что было самым интересным? Какие пробелы в знаниях по данной теме удалось вам ликвидировать?