. Захарченко Т.Н., методист кафедры физико-математического образования БОУ ДПО «ИРООО» 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Демидова Марина Юрьевна, Камзеева Елена Евгеньевна,
Advertisements

Результаты ЕГЭ и ОГЭ по физике в 2014 году. Рекомендации по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ и ОГЭ в 2015 году.
Результаты ЕГЭ 2010 по физике. Коэффициент участия по предметам по ТМР.
Итоги ЕГЭ по физике. Демидова М.Ю.
Подготовка к ЕГЭ по физике Задания части А Автор – Букешева Гулзара Нурболатовна, учитель физики МОУ СОШ 11 г. Палласовки Волгоградской области.
ЕГЭ 2012 по физике Структура КИМ ЕГЭ. Структура КИМ ЕГЭ Каждый вариант экзаменационной работы состоит из 3-х частей и вклю- чает 35 заданий, различающихся.
Общие результаты ЕГЭ города Канаш в разрезе общеобразовательных учреждений.
«Итоги ЕГЭ – 2010 по физике и задачи по подготовке к итоговой аттестации 2011 года» Палий Наталья Юрьевна к.п.н., доцент КубГУ.
Итоговая аттестация учебный год. Результаты итоговой аттестации за курс основной школы 114 учащихся успешно прошли итоговую аттестацию за курс.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ККР-2011 ПО ТИПАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Тип ОУДоля учащихся в общем количестве участников ККР-2011 СОШ115/72% ООШ35/22% НОШ9/6.
Автор - составитель теста В. И. Регельман источник: regelman.com/high/Kinematics/1.php Автор презентации: Бахтина И.В. Тест по теме «КИНЕМАТИКА»
Изменение в КИМ ЕГЭ по физике в 2015 году Учитель физики высшей категории МБОУ «Гимназия 50», руководитель РМО учителей физики Канавинского района г. Нижнего.
Самый умный – игра по физике – 10 класс © Сорокина Е.Н. ГОУ Гимназия 261 Санкт-Петербург.
Кодификатор элементов содержаний и требований для проведения аттестации в форме ГИА Раздел «Законы сохранения в механике» 1.16 Импульс тела Закон.
Анализ ЕГЭ-2012 общестознание.. В экзаменационной работе по обществознанию образца 2012 года, содержалось 37 заданий. Из них 20 заданий части 1 (часть.
Многофункциональные универсальные задачи по физике.
Экзаменационные билеты по дисциплине «Физика» БИЛЕТ 1 Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Материальная точка. Траектория.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ ЕГЭ по Физике 7 апреля 2011 года Петрозаводский государственный университет.
ЕГЭ 2015 Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей, включающих в себя 40 заданий. Часть 1 содержит 35 заданий с кратким ответом, в их.
Результаты ЕГЭ 2012 по физике. Сведения о количестве сдававших ЕГЭ по выбору в 2012 ОУ Кол-во участниковсправляемость лицей 17100,00 СОШ 2 СОШ 34100,00.
Транксрипт:

. Захарченко Т.Н., методист кафедры физико-математического образования БОУ ДПО «ИРООО» 1

2

РазделКонтролируемые элементы Механикакинематика, динамика, статика, законы сохранения в механике, механические колебания и волны Молекулярная физика. Термодинамика Электродинамикаэлектростатика, постоянный ток, магнитное поле, электромагнитная индукция, электромагнитные колебания и волны, оптика, элементы СТО Квантовая физикакорпускулярно-волновой дуализм, физика атома, физика атомного ядра 3

1. владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики (понимание смысла физических понятий, явлений, моделей, величин, законов), 2. владение основами знаний о методах научного познания, 3. решение задач различного типа и уровня сложности. 4

Для целей дифференциации выпускников при поступлении в высшие учебные заведения в экзаменационную работу включаются задания трех уровней сложности. Выполнение заданий базового уровня сложности позволяет оценить уровень освоения наиболее значимых содержательных элементов образовательного стандарта по физике и овладение наиболее важными видами деятельности. Использование в экзаменационной работе заданий повышенного и высокого уровней сложности позволяет оценить степень подготовленности учащегося к продолжению образования в высшей школе. 5

ТЕСТ 25 А + 5 В + 6С 22Б + 9П + 5В А – выбор ответа В – 2 на соответствие, 3 расчетные задачи с кратким ответом. С – с развернутым ответом Время 210 минут Максимальный первичный балл - 50 Понятийный аппарат – 22 (20А +2В), методологические умения – 2 (А), задачи 12 (3А+ 3В +6С) Задачи С2-С6 - расчетные, С1 - качественная. Механика – заданий МКТ – 9-10 заданий Электродинамика заданий Кванты – 5-7 заданий 6

Так как экзаменационная работа в целом ориентирована на стандарт профильного уровня, то содержанию стандарта базового уровня в каждом варианте отвечало лишь 16 заданий с выбором ответа. Исходя из общепринятых норм, минимальное число правильно выполненных заданий должно быть не менее половины от общего числа заданий, соответствующих базовому стандарту. 7

Для проведения экзамена в 2010 г. было подготовлено 7 серий параллельных вариантов, созданных по разным планам. Серии вариантов различались контролируемыми элементами содержания и видами деятельности для одной и той же линии заданий, но в целом все они имели примерно одинаковый средний уровень сложности и соответствовали обобщенному плану. 8

В целом по стране: физика на втором месте после обществознания, физика – 22% Физика+химия+биология обществознание Участники экзамена РФ 2009 г2010 г чел. 20,4% чел. 22% 9

Минимальная граница: первичный балл – 8 баллов (без изменений с прошлого года). тестовая шкала (100-балльная) – 34 баллов (в 2009 г. – 32 балла) По регионам средний первичный балл – от 8,9 до 28, г.2009 г. Средний балл в первичных баллах 19,619,4 Средний балл в тестовой шкале 51,348, г.2009 г. Не преодолели минимальную границу 6,46,2 Получили 100 балов109 из 40 регионов 0,06% 189 из 55 регионов 0,09% 10

РегионЧисло участников Кол-во 100- балльников % 100- балльников г. Москва ,20 Пермский край274680,29 респ. Башкортостан ,09 Чувашская респ ,28 г.Санкт- Петербург ,07 Новосибирская область ,13 11

Уровень% от общего числа участников Первичный балл Тестовый баллг.Москва Ниже мини- мального 3,1 % (20 место) Отличный уровень 19,1% (5 место) Ниже минимального 5,8ниже 8менее 34 Минимальный 18,3834 Низкий 23,11343 Удовлетвори- тельный 26,41850 Хороший 16,92558 Отличный 9,

движение тела по инерции; определение вида механического движения по заданным координатам; формула для импульса тела и для импульса силы; определение направления суммарного импульса при ударе; применение формулы для силы тока (через заряд и промежуток времени); определение наличия элементов при сравнении линейчатых спектров, выбор установки для опыта по заданной гипотезе. 13

Омская область (все категории участников) Омск (все категории участников) Всего участников ЕГЭ3666 человек2373 человек Минимальный установленный балл по ЕГЭ 34 Средний балл ЕГЭ 51,5351,17 Средний балл ЕГЭ по РФ 51,32 Выполнили выше минимального порога3550 (96,84%)2281 (96,12%) Выполнили ниже минимального порога116 (3,16%)92 (3,88%) Выполнили ниже минимального порога в % по РФ 6,4% Получили более 80 баллов22 (0,60%)20 человек (0,84%) Получили 100 баллов 11 14

Число участник ов Минимал ьный балл Максима льный балл Средний балл за часть А Средни й балл за часть В Средний балл за часть С Средний балл ,052,912,1051,53 15

Число участников из них преодолели минимальный порог, число участников из них преодолели минимальный порог, % ,97 16

Образовательные учрежденияКоличествоСредний балл Средние школы215949,28 Средние школы с углубленным изучением предметов23050,35 Гимназии ,39 Лицеи ,86 Вечерние (сменные) общеобразовательне школы 24 46,83 Открытые (сменные) общеобразовательные школы 17 37,00 Кадетский корпус ,76 Кадетская школа-интернат 12 Специальные школы открытого типа 77 Образовательные учреждения для досрочной сдачи ЕГЭ 13 Негосударственные образовательные учреждения 25 17

18

· понимание смысла физических явлений, моделей, величин, законов и постулатов; · освоение методологических умений; · решение задач по физике. 19

Содержательный элемент, проверяемый определенной линией заданий, можно считать усвоенным, если средний процент выполнения превышает 65% для заданий с выбором ответа (часть А) и 50% для заданий с кратким (часть В) и развернутым ответом (часть С). 20

В каждом варианте КИМ часть заданий базового уровня с выбором ответа (часть А) или с кратким ответом (часть В) проверяла усвоение различных физических явлений и процессов. При этом небольшая часть заданий была ориентирована на узнавание явлений или условий их протеканий, а большинство заданий на объяснение явлений и анализ физических процессов на основании имеющихся теоретических знаний. 21

Усвоение содержательных элементов можно отметить лишь для трех линий заданий: взаимодействие заряженных тел; построение изображения в плоском зеркале; сравнение спектров разреженных газов. 22

Пример 1. 88% На рисунке изображены три пары одинаковых легких шариков, заряды которых равны по модулю. Шарики подвешены на шелковых нитях. Знак заряда одного из шариков каждой пары указан на рисунке. В каком(-их) случае(-ях) заряд другого шарика положителен? 1)только А2)Б и В3)только Б4)А и В 23

В 2010 г. задания с выбором ответа на понимание физических явлений использовались, в основном, по двум разделам: Молекулярная физика (60%) Электродинамика (50% и ниже) 24

Более 60% выпускников в состоянии объяснить: как меняется скорость закипания жидкости при изменении условий теплопередачи; узнавание определений диффузии и броуновского движения; указывают равенство температур как основное условие наступления теплового равновесия. Самые низкие результаты зафиксированы при выполнении заданий на направление теплопередачи. 25

Четыре металлических бруска положили вплотную друг к другу, как показано на рисунке. Стрелки указывают направление теплопередачи от бруска к бруску. Температуры брусков в данный момент 100°С, 80°С, 60°С, 40°С. Температуру 60°С имеет брусок 1) A 2) B 3) C 4) D 26

Пример 3. 44% Незаряженное металлическое тело внесли в однородное электростатическое поле, а затем разделили на части А и В (см. рисунок). Какими электрическими зарядами обладают эти части после разделения? 1) А – положительным, В – останется нейтральным 2) А – останется нейтральным, В – отрицательным 3) А – отрицательным, В – положительным 4) А – положительным, В – отрицательным В этом задании около 30% тестируемых выбирают ответы, в которых одна из частей проводника остается нейтральной. Е А В 27

При анализе результатов можно отдельно выделить группу заданий В1, которые требовали не только понимания описанного процесса и явления, но и знания формул для физических величин, описывающих данные процессы. Часть заданий проверяла механические явления, а часть тепловые, средний процент выполнения этих заданий составил 45%. Наиболее сложными оказались задания на понимание процессов, происходящих в тепловых двигателях. Наиболее высоки результаты выполнения заданий по механике на анализ процессов при колебаниях пружинного маятника и движение искусственных спутников Земли. 28

Пример 4. В результате перехода с одной круговой орбиты на другую центростремительное ускорение спутника Земли уменьшается. Как изменяются в результате этого перехода радиус орбиты спутника, скорость его движения по орбите и период обращения вокруг Земли? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения: 1) увеличилась 2) уменьшилась 3) не изменилась Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться. Ответ: % экзаменуемых правильно указали характер изменения для двух величин, получив за выполнение задания 1 балл, а 24% получили 2 балла, верно заполнив всю таблицу. Радиус орбитыСкорость движения по орбите Период обращения вокруг Земли 29

Заданий на узнавание формул в ряде вариантов использовались задания В2 на соответствие. Следует отметить, что наиболее высокие результаты продемонстрированы при выполнении заданий на соотнесение физических величин и формул, описывающих изопроцессы в идеальном газе (около 60% тестируемых справились с заданием полностью, и в среднем 13% частично). 30

Пример 5. 28% выпускников удалось правильно указать обе формулы, а 22% - лишь одно из требуемых соотношений. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым их можно рассчитать ( – частота фотона, Е – энергия фотона, h – постоянная Планка, с – скорость света в вакууме). ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ФОРМУЛЫ 1) Длина волны 1) c/ 2) Импульс фотона 2) hc/ 3) 3) E/c 4) 4) h/c Ответ: 31 31

В ситуациях применения формул и законов для простейших расчетов наиболее высокие результаты продемонстрированы по cледующим линиям заданий: А) механика: формулы для равноускоренного движения, импульс тела, закон Гука, формула для силы трения, формула для длины звуковой волны; Б) МКТ и термодинамика: формулы для изопроцессов, количества теплоты, полученной телом при нагревании; В) электродинамика: закон Кулона, закон Ома для участка цепи, формула для силы тока через заряд и промежуток времени, сила Ампера, ЭДС индукции, формула Томсона. 32

Пример 6. 77% Прямолинейный проводник длиной L с током I помещен в однородное магнитное поле перпендикулярно линиям индукции. Как изменится сила Ампера, действующая на проводник, если силу тока уменьшить в 2 раза, а индукцию магнитного поля увеличить в 4 раза? 1) уменьшится в 4 раза 3) увеличится в 4 раза 2) уменьшится в 2 раза 4)увеличится в 2 раза 33

Существенные затруднения при выполнении заданий на проверку знания формул и законов, умения их применять возникают из-за математических трудностей (особенно для групп тестируемых с минимальным и низким уровнями подготовки). Так лишь половина экзаменуемых выбирает правильные ответы в заданиях на закон всемирного тяготения, при этом основное затруднение заключалось в проведении расчетов с квадратами в знаменателе. 34

Пример 7. (44%) Два маленьких шарика массой m каждый находятся на расстоянии r друг от друга и притягиваются с силой F. Какова сила гравитационного притяжения двух других шариков, если масса одного 2m, масса другого m/2, а расстояние между их центрами r/2? 1) 4F 2) 2F 3) F/2 4) F/4 35

Объективной причиной такого положения вещей является сложность реализации межпредметных связей в современных условиях. Эти же межпредметные проблемы проявляются в заданиях на действия с векторами. Подтверждением могут служить задания на закон сохранения импульса. 36

Импульс тела успешно находят 85% участников ЕГЭ, верно указывают направление суммарного импульса тел после их столкновения 80%, правильно применяют закон сохранения импульса к неупругому удару в среднем 67%. Однако в серии заданий, в которых требовалось сложить вектора и подсчитать модуль импульса, неверных ответов оказалось больше, чем верных. 37

Пример 8. 38% Два тела движутся по взаимно перпендикулярным пересекающимся прямым, как показано на рисунке. Модуль импульса первого тела p 1 =4кг*м/с, а второго тела p 2 =3кг*м/с. Чему равен модуль импульса системы этих тел после их абсолютно неупругого удара? 1) 1 кг м/с 2) 4 кг м/с 3) 5 кг м/с 4) 7 кг м/с х у р1р1 р2р2 38

В термодинамике следует отметить одну линию заданий, для которой низкие результаты продемонстрированы тестируемыми всех уровней подготовки Пример 9. Относительная влажность воздуха в цилиндре под поршнем равна 60%. Воздух изотермически сжали, уменьшив его объем в два раза. Относительная влажность воздуха стала 1) 120% 2) 100% 3) 60% 4) 30% 39

В 2010 году на прежнем уровне осталось выполнение заданий на принцип суперпозиции сил, немного улучшились результаты выполнения заданий, проверяющих понимание постоянства скорости света (в среднем около 60%), а также заданий, проверяющих характер излучения света атомом (в среднем около 55%). 40

Пример % Напряжение на клеммах конденсатора в колебательном контуре меняется с течением времени согласно графику на рисунке. Какое преобразование энергии происходит в контуре в промежутке от 2*10 -3 с до 3*10 -3 с? 1) энергия магнитного поля катушки уменьшается от конденсатора максимального значения до 0 2) энергия магнитного поля катушки преобразуется в энергию электрического поля конденсатора 3) энергия электрического поля конденсатора увеличивается до максимального значения 4) энергия электрического поля конденсатора преобразуется в энергию магнитного поля катушки t, 10 –3 c 2 U, B

Поскольку в рамках существующей модели КИМ ЕГЭ по физике невозможно проверить сформированность экспериментальных умений с использованием реального оборудования, то сформированность методологических умений проверяется опосредованно, при помощи теоретических заданий с выбором ответа А24 и А25. Основные проверяемые умения: - выбор установки для проведения опыта по заданной гипотезе – 73%; - снятие показаний измерительных приборов, схемы включения электроизмерительных приборов в цепь 68%; - определение параметра по графику эксперимента (с учетом абсолютных погрешностей) – 42%; - анализ экспериментальных данных, представленных в виде графика 47%. 42

Пример 11.63% Ученик изучает закон Архимеда, изменяя в опытах объем погруженного в жидкость тела и плотность жидкости. Какую пару опытов он должен выбрать, чтобы обнаружить зависимость архимедовой силы от объема погруженного тела? (На рисунках указана плотность жидкости.) 1) 2) 3) 4) 43

В каждом экзаменационном варианте содержалось 12 заданий, проверяющих умение решать задачи по физике: 5 расчетных задач высокого уровня сложности (с развернутым ответом), 1 качественная задача повышенного уровня в третьей части работы и 6 расчетных задач повышенного уровня распределенных между первой и второй частями работы. Весь комплекс этих заданий позволял проверить овладение умением решать задачи практически по всем темам школьного курса физики. В целом правильное решение задач обеспечивало почти половину от максимального первичного балла. 44

Среди задач повышенного уровня сложности по механике наиболее высоки проценты выполнения заданий по динамике. В среднем около 45% выпускников успешно решают задачи по динамике на движение связанных тел. Примерно на том же уровне выполняются задания на движение под действием силы тяги, направленной под углом к вектору скорости, и с учетом действия силы трения. 45

Пример % Автомобиль, двигаясь по горизонтальной дороге, совершает поворот по дуге окружности. Каков минимальный радиус этой окружности при коэффициенте трения автомобильных шин о дорогу 0,4 и скорости автомобиля 10 м/с? 1) 25 м 2) 50 м 3) 100 м 4) 250 м 46

Чуть хуже (процент выполнения от 35% до 40%) участники экзамена решают задачи на закон сохранения энергии в механических процессах. Так с записью закона сохранения энергии в механических процессах справляются выпускники с хорошим и удовлетворительным уровнем подготовки; с применением первого закона термодинамики справляется порядка 18% тестируемых, а применить закон сохранения энергии, например, к электромагнитным колебаниям в контуре, могут лишь выпускники из группы с самым высоким уровнем подготовки. 47

Можно порекомендовать при проведении обобщающего повторения в конце курса физики уделить этому вопросу отдельное учебное время и на примере специально подобранных задач обратить внимание учащихся на применение закона сохранения энергии для анализа механических тепловых и электромагнитных явлений и процессов. 48

По сравнению с 2009 г. ухудшились результаты выполнения заданий по статике. Около трети экзаменуемых вообще не приступают к их выполнению. Кроме того для этих заданий число неверных ответов (которые просто соответствуют сложению или вычитанию двух указанных в задании сил) зачастую превышает число верных ответов. 49

Пример 13. 8% Однородный стержень АВ массой m = 100 г покоится, упираясь в стык дна и стенки банки концом В и опираясь на край банки в точке С (см. рисунок). Модуль силы, с которой стержень давит на стенку сосуда в точке С, равен 0,5 Н. Чему равен модуль вертикальной составляющей силы, с которой стержень давит на сосуд в точке В, если модуль горизонтальной составляющей этой силы равен 0,3 Н? Трением пренебречь. А С В 50

Эти результаты объясняются вероятнее всего тем, что в большинстве учебно- методических комплектов статика не выделяется в отдельный раздел, а в структуре динамики элементы статики не осознаются выпускниками на должном уровне 51

Среди задач повышенного уровня по МКТ и термодинамике наиболее успешно выполнялись задания на применение уравнения Менделеева- Клапейрона и формулу для внутренней энергии идеального газа (проценты выполнения от 30% до 45%). Наиболее сложными, как было сказано выше, оказались задачи на применение первого закона термодинамики. 52

Пример % При изобарном нагревании газообразный гелий получил количество теплоты 100 Дж. Каково изменение внутренней энергии гелия? Масса гелия в данном процессе не менялась. Ответ: 60Дж 53

определение результирующей напряженности двух точечных зарядов 13% выпускников, применение закона Ома для полной цепи 36%; определение энергии магнитного поля катушки или электрического поля конденсатора (с использованием графика) 42%, движение заряженной частицы в магнитном поле 38%, определение площади тени от точечного источника 46%, применение формулы для дифракционной решетки 40%. 54

В третью часть экзаменационной работы были впервые включены качественные задачи повышенного уровня сложности, в которых требовалось привести объяснение, выстроив логически стройную цепочку рассуждений со ссылкой на физические явления и законы. В 2010 г., как и в 2009 г., результаты выполнения подобных заданий остаются крайне низкими. Практически для всех задач такого типа, полно верное объяснение можно встретить лишь для выпускников с отличным уровнем подготовки. 55

Эти задания строятся на основе типовых демонстрационных экспериментов или ситуаций, описанных в любом учебнике физики средней школы. Однако трудность этих заданий оказывается сопоставимой с расчетными задачами высокого уровня сложности. 56

Рамку с постоянным током удерживают неподвижно в поле полосового магнита (см. рисунок). Полярность подключения источника тока к выводам рамки показана на рисунке. Как будет двигаться рамка на неподвижной оси MО, если рамку не удерживать? Ответ поясните, указав, какие физические закономерности вы использовали для объяснения. Считать, что рамка испытывает небольшое сопротивление движению со стороны воздуха 57

Около трети тестируемых смогли вычленить в этой ситуации изученное физическое явление. Однако очень немногим удалось выявить необходимые элементы для построения последовательного объяснения. 58

Двухлетний опыт использования качественных задач показывает, что анализу явлений и их объяснению в старшей школе не уделяется должного внимания. В частности, следует использовать все возможные пути демонстрации учащимся опытов на реальном оборудовании, позволяющих усвоить все особенности протекания того или иного явления. Например, результаты выполнения приведенного выше задания с рамкой (см. пример 17) были бы существенно выше, если бы все учащиеся имели возможность наблюдать данное явление. Современное оборудование школьного кабинета физики позволяет напрямую продемонстрировать данное явление в нескольких различных вариантах: в демонстрационном опыте с использованием компьютерной датчиковой системы, в традиционном опыте с использованием амперметра, при демонстрации динамомашины или при проведении ученического опыта с использованием соотвествующего оборудования для лабораторных работ. 59

Пример 16.16% В цилиндрическом сосуде под поршнем длительное время находятся вода и ее пар. Поршень начинают выдвигать из сосуда. При этом температура воды и пара остается неизменной. Как будет меняться при этом масса жидкости в сосуде? Ответ поясните, указав, какие физические закономерности вы использовали для объяснения. 60

Около четверти тестируемых получили за ее выполнение по одному баллу. При этом анализ ответов показывает, что многие давали ответ на вопрос задания, исходя из жизненного опыта, не привлекая физических знаний. Привести же полностью или частично верное обоснование своего ответа с привлечением знаний о свойствах паров сумели лишь около 16% выпускников. 61

Механика - движение самолета при боковом и встречном ветре 10%; движение тела под углом к горизонту без учета потери энергии 13%, с учетом потери энергии 15%; применение законов сохранения энергии и импульса при неупругом ударе 18%. 62

Молекулярная физика. Термодинамика. - применение уравнения Менделеева-Клапейрона, законов Ньютона, силы Архимеда (воздушный шар) 9%; применение первого закона термодинамики и уравнения Менделеева-Клапейрона к серии процессов в газе от 4% до 8%. 63

Электродинамика - применение закона Ома для полной цепи и соотношений для соединений проводников 19%; движение электрона в поле плоского конденсатора 5%, движение заряженного шарика в электростатическом поле и поле силы тяжести 12%; колебания заряженного тела в поле других зарядов 4%, колебания математического маятника и его изображения в линзе 8%; - ЭДС индукции в движущемся проводнике 9%; применение закона сохранения энергии к процессам в колебательном контуре 8%; конический маятник, имеющий электрический заряд, в магнитном поле 3%. 64

Квантовая физика - применение уравнения Эйнштейна для фотоэффекта 25%; движение частицы в электрическом поле, фотоэффект 16%; определение длин волн, изучаемых атомом (энергетические уровни атома) 18%. 65

Результаты выполнения заданий с развернутым ответом показывают, что лишь четверть из пришедших на экзамен по физике демонстрируют умение решать задачи, то есть то умение, которое является основополагающим для дальнейшего обучения в высших учебных заведениях физико-технического профиля. Для остальных же, при условии их приема в вузы, необходима организация коррекционной работы по более качественному изучению программы по физике среднего общего образования. 66

67

Минимальный уровень выполнения экзаменационной работы характеризует результаты тех выпускников, которые получили минимальное число баллов ЕГЭ. Низкий уровень характеризует результаты выпускников, которые получили балл, ниже которого находятся примерно 25% экзаменуемых. Удовлетворительный уровень фиксирует уровень, разделяющий экзаменуемых на две равные части. Хороший уровень соответствует границе, выше которой находятся результаты примерно 25% наиболее подготовленных экзаменуемых. Отличный уровень фиксирует уровень, выше которого находятся результаты 10% наиболее подготовленных экзаменуемых. 68

Характеристика группы выпускников Описание уровня подготовки выпускников Минимальный уровень Первичный балл – 8-12 Тестовый балл – Процент экзаменуемых, достигших и превысив- ших данный уровень – 95,1% Процент экзаменуемых в группе с данным уровнем подготовки – 18,3% Невозможно выделить содержательных элементов, полностью усвоенных выпускниками данной группы. Для тестируемых с минимальным уровнем подготовки характерно выполнение лишь отдельных заданий, которые перечислены ниже: Задания базового уровня - движение тела по инерции; - определение вида механического движения по заданным координатам; - формула для импульса тела и для импульса силы; - определение направления суммарного импульса при ударе; - применение формулы для силы тока (через заряд и промежуток време- ни); - определение наличия элементов при сравнении линейчатых спектров, - выбор установки для опыта по заданной гипотезе. 69

Низкий уровень Первичный балл – Тестовый балл – Процент экзаменуемых, достигших и превысив- ших данный уровень Дополнительно к элементам содержания, освоенным выпускниками предыдущей группы, данная группа продемонстрировала владение следующим материалом: Задания базового уровня - определение пути по графику зависимости скорости от времени; - формула для центростремительного ускорения; - решение задачи на движение тела по окружности под действием силы трения;- зависимость средней кинетической энергии теплового движения от температуры; - изопроцессы (формулы); - взаимодействие зарядов; - закон Кулона (формула); - сила Ампера (формула); - ЭДС индукции (формула); - формула Томсона; - построение изображения в плоском зеркале; - построение изображения в собирающей линзе; - состав атома; - уравнение реакций α- и β-распадов. 70

Удовлетворительный уровень Первичный балл –18-24 Тестовый балл – Процент экзаменуемых, достигших и превысив- ших данный уровень – 53,1% Процент экзаменуемых в группе с данным уровнем подготовки – 26,4% Дополнительно к элементам содержания, освоенным выпускниками предыдущих групп, данная группа продемонстрировала владение следующим материалом: Задания базового уровня - определение изменения физических величин при колебаниях пружинного маятника; - определение изменения физических величин при движении спутника по круговой орбите; - закон Гука (расчет); - определение равнодействующей силы; - закон сохранения энергии в механических процессах; - длина волны (формула); - броуновское движение (определение); - количество теплоты, полученное при нагревании (охлаждении) (расчет); - условие теплового равновесия; - условия испарения жидкости; - связь давления газа и скорости теплового движения молекул; - применение уравнение состояния идеального газа; - работа газа (график); - изменение физических величин (объем, плотность, внутренняя энергия) при изменении температуры газа; - закон Ома для участка цепи (задание с фотографией); - последовательное и параллельное соединение проводников; - закон Джоуля-Ленца (расчет); - определение направления вектора магнитной индукции прямого тока; - закон отражения света; - интерференция, дифракция света (определения); - постоянство скорости света; - определение периода полураспада по графику; - снятие показаний измерительных приборов; Задания повышенного уровня - движение под действием силы трения (задача); - закон Ома для полной цепи (задача); - образование тени и полутени (задача). 71

Пример 17. (базовый уровень).79% Четыре тела двигались по оси Ох. В таблице представлена зависимость их координат от времени. У какого из тел скорость могла быть постоянна и отлична от нуля? 1) 1 2) 2 3) 3 4) Х 1, м Х 2, м Х 3, м Х 4, м

Минимальны й уровень Низкий уровень Удовлетвори - тельный уровень Хороший уровень Отличный уровень 65%77%88%91%96% 73

Пример % Установите соответствие между процессами в идеальном газе и формулами, которыми они описываются (N – число частиц, p – давление, V – объем, T – абсолютная температура, Q – количество теплоты.) К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. ПРОЦЕССЫ ФОРМУЛЫ А) Изобарный процесс при N = const 1) p/T=const Б) Изотермический процесс при N = const 2) V/T= const 3) pV = const 4)Q = 0 74

Минимальный уровень Низкий уровень Удовлетвори тельный уровень Хороший уровень Отличный уровень 29%57%83%93%98% 75

Пример 19. (повышенный уровень).52% При подключении электрической лампы к выводам гальванической батареи с внутренним сопротивлением 1 Ом сила тока в цепи 0,1 А, а напряжение на лампе 8,9 В. Найдите ЭДС гальванической батареи. Ответ: 9 76

Минимальны й уровень Низкий уровень Удовлетвори - тельный уровень Хороший уровень Отличный уровень 15%29%66%88%96% 77

Пример 20 (высокий уровень). 17% Шайба массой m начинает движение по желобу AB из точки А из состояния покоя. Точка А расположена выше точки В на высоте H = 6 м. В процессе движения по желобу механическая энергия шайбы из-за трения уменьшается на Δ E = 2 Дж. В точке В шайба вылетает из желоба под углом α = 15° к горизонту и падает на землю в точке D, находящейся на одной горизонтали с точкой В (см. рисунок). BD = 4 м. Найдите массу шайбы m. Сопротивлением воздуха пренебречь. 78

Минимальный уровень Низкий уровень Удовлетвори тельный уровень Хороший уровень Отличный уровень 0%2%12%50%84% 79

1. В 2010 г. в ЕГЭ по физике принимало участие выпускников из всех регионов страны, что составляет порядка 23% от общего числа выпускников. В 2009 г. число участников составило человек. Число участников ЕГЭ по физике варьировалась в зависимости от региона: от 48 человек в Ненецком автономном округе до 9009 выпускников в Чеченской республике. Три четверти участников экзамена юноши и лишь четверть девушки. 80

2. Результаты ЕГЭ по физике 2010 г. в целом совпали с прошлогодними. Средний первичный балл составил 19,6 баллов. (В 2009 г. 19,4 балла). По различным регионам средний первичный балл варьировался от 8,9 до 28,2 баллов. 3. Минимальная граница ЕГЭ по физике 2010 г. была установлена на уровне 34 тестовых баллов, что соответствует 8 первичным баллам (в первичных баллах минимальная граница была установлена в тех же пределах, что и в прошлом году). Не преодолели минимальную границу ЕГЭ по физике 6,4% от общего числа тестируемых, в 2009 г. 6,2%. Выпускники, набравшие минимальный балл, продемонстрировали уровень знаний и умений, достаточный для аттестации по курсу физики базового уровня. Как правило, эти выпускники выполняют отдельные задания, требующие воспроизведения основополагающих теоретических сведений, понимание смысла наиболее важных физических явлений, законов и величин, относящихся к различным разделам школьного курса физики (механика, МКТ и термодинамика, электродинамика и квантовая физика). 81

4. Участниками экзамена на базовом и повышенном уровне успешно выполняются задания на понимание смысла основных физических величин и законов по механике, молекулярной физике и электродинамике, на базовом уровне отмечается усвоение умений, связанных с методами научного познания. Отмечается снижение результатов по всем видам деятельности для содержательных элементов из раздела «Квантовая физика». Кроме того, отмечаются затруднения при выполнении заданий на объяснение различных физических явлений, а также на применение закона сохранения энергии к различным процессам. При решении задач выявлены проблемы в усвоении элементов статики и электростатики. 82

5. Анализ результатов выполнения экзаменационной работы по физике выпускниками, имеющими различные уровни подготовки, выявил, что выпускники с низким уровнем подготовки показывают некоторую системность знаний в соответствии со стандартом базового уровня. Тестируемые с удовлетворительным уровнем подготовки демонстрируют устойчивые знания по всем разделам школьного курса физики, но только в рамках выполнения заданий базового уровня. Группа участников экзамена с хорошим уровнем подготовки демонстрирует более высокие по сравнению с прошлым годом результаты при решении задач высокого уровня сложности. Для группы выпускников с отличным уровнем подготовки, в отличие от предыдущей группы, характерно успешное выполнение заданий на объяснение причин и условий протекания различных физических явлений, а также решение задач с неявно заданной физической моделью. 83

6. Анализ результатов выполнения экзаменационных заданий за два года проведения ЕГЭ по физике в штатном режиме позволяет говорить о том, что требования, предъявляемые к изучающим физику на профильном уровне, доступны лишь для чеверти участников экзамена. Вероятно, это объясняется малым числом профильных классов, в которых физика изучается в объеме, соответствующем профильному уровню. Тем самым в вузы физико-технического профиля поступают многочисленные абитуриенты, изучавшие физику на базовом уровне и не подготовленные к успешному освоению программ высшей школы. В связи с этим крайне остро стоит вопрос об эффективности организации профильного обучения в области физико-математического образования. 84

7. Использовавшиеся в течение двух лет КИМ по физике позволяют успешно диагностировать освоение содержательных элементов всех разделов школьного курса физики и овладение выпускниками основными видами деятельности. Но результаты ЕГЭ последних двух лет (участие в экзамене большого числа выпускников, изучавших физику лишь на базовом уровне, недостаточно высокий средний первичный балл и малое число тестируемых, выполняющих задания третьей части работы) дают основания рекомендовать несколько снизить общую трудность варианта ЕГЭ по физике за счет уменьшения числа расчетных задач повышенного уровня сложности при сохранении общих подходов к отбору содержания и структуры контрольных измерительных материалов. 85

86

Время увеличено до 240 минут (4 часа) Число заданий сокращено до 35 Максимальный первичный балл - 51 Часть 1: задания А7, А12, А19, А23 и А25 – расчетные задачи Часть 2: В1 и В2 - задания на изменение физ. величин в процессах, В3 и В4 - на соответствие. Возможно увеличение минимального балла! 87

88

1. Крайне важно не пренебрегать проведением всех предусмотренных программой лабораторных работ или работ практикума. В первую очередь это необходимо для успешного выполнения заданий ЕГЭ по фотографиям реальных экспериментов, которые будут содержаться в следующем году в каждом экзаменационном варианте. 89

1. построение графиков и определение по ним значения физических величин, 2. запись результатов измерений и вычислений с учетом погрешностей измерений и необходимых округлений, 3. анализ результатов опыта и 4. формулировка выводов по результатам, заданным в виде таблицы или графика. 90

2. Важным аспектом успешной подготовки является и проведение в классе демонстрационных экспериментов, на основании которых строится объяснение теоретического материала в учебнике. 3. Целесообразно уделять достаточное внимание устным ответам и решению качественных задач. При этом необходимо добиваться полного правильного ответа, включающего последовательное связное обоснование с указанием на изученные закономерности. 4. Важной частью подготовки к продолжению образования в физико-технических вузах является обучение решению задач. 91

- документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2011 г. (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант КИМ); - открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий; - учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ; - аналитические отчеты о результатах экзамена и методические письма прошлых лет; - перечень учебных изданий, разработанных специалистами ФИПИ или рекомендуемых ФИПИ для подготовки к ЕГЭ. 92

ЕГЭ Физика. Типовые тестовые задания. Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов В.А. (2011, 160с.) ЕГЭ Физика. Самые новые реальные задания. Берков А.В., Грибов В.А. (2010, 160с.) Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: Физика. Берков А.В., Грибов В.А. (2010, 160.) ЕГЭ Физика. Типовые тестовые задания. Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов В.А. (2010, 144с.) ЕГЭ Физика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. Бобошина С.Б. (2010, 144с.) Физика. Подготовка к ЕГЭ Под ред. Монастырского Л.М. (2009, 304с.) ЕГЭ Физика. Тренировочные задания. Авт.-сост. Фадеева А.А. (2009, 144с.) Физика. ЕГЭ Вступительные испытания. Под ред. Монастырского Л.М. (2008, 272с.) Самое полное издание реальных заданий ЕГЭ Физика. Авт.- сост. Берков А.В., Грибов В.А. (2008, 127с.) Подготовка к ЕГЭ Физика. ( 2006, 210стр.) 93

ЕГЭ Физика. Универсальные материалы для подготовки учащихся. Орлов В.А., Демидова М.Ю. и др. (2011, 256с.) ЕГЭ Физика. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ. Николаев В.И., Шипилин А.М. (2010, 128с.) ЕГЭ Физика. Сборник заданий. Ханнанов Н.К., Никифоров Г.Г., Орлов В.А. (2009, 240с.) Физика. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ Монастырский Л.М., Богатин А.С. (2009, 304с.) ЕГЭ Физика. Сборник экзаменационных заданий. Демидова М.Ю., Нурминский И.И. (2009, 368с.) Подготовка к ЕГЭ на 100 баллов. Физика. ( 2008 ) 94

ЕГЭ. Физика. Универсальный справочник. Бальва О.П., Фадеева А.А. (2010, 352с.) ЕГЭ Физика. Репетитор. Грибов В.А., Ханнанов Н.К. (2009, 448с.) Отличник ЕГЭ. Физика. Решение сложных задач. Вишнякова Е.А., Макаров В.А. и др. (2010, 368с.) Физика. Решебник. Подготовка к ЕГЭ Под ред. Монастырского Л.М. (2009, 160с.) ЕГЭ Физика. Репетитор. Грибов В.А., Ханнанов Н.К. (2009, 432с.) ЕГЭ Физика. Решение задач частей В и С. Сдаем без проблем! Зорин Н.И. (2009, 288с.) Физика. Полный курс подготовки. Разбор реальных экзаменационных заданий. Касаткина И.Л. (2009, 368с.) ЕГЭ Физика. Справочник. Бальва О.П. (2009, 464с.) 95