Международные тенденции в области налогообложения нефтегазовой отрасли Педро ван Мёрс 4 сентября 2009 г. Российский государственный университет нефти и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Введение налога на финансовый результат Международный опыт (на примере Великобритании и Норвегии) Михаил Орлов, партнер КПМГ Март 2015.
Advertisements

Понятие конъюнктуры мирового рынка нефтяной промышленности и основные факторы Выполнили: Данг Лонг Киселев Евгений.
Прирост денежной массы М2 (в % к предыдущему году)
Взаимосвязь концепции консолидированного налогоплательщика и нового налога на сверхприбыль, предлагаемого для новых лицензионных участков в рамках концепции.
Россия: Источник энергетической безопасности для Европы и Азии «Эрнст энд Янг»
Анализ поступлений НДПИ по РД Тайгибова Рукият Налоговый факультет 3 курс 1 группа.
Ф М ] И.Трунин Налоговая политика: вызовы нового десятилетия 22 января 2010 года.
Июнь 2009 Роль государства в развитии нефтегазового комплекса заместитель Министра энергетики Российской Федерации С.И. Кудряшов.
Налоговые механизмы стимулирования инноваций Наталья Мильчакова, Партнер, PricewaterhouseCoopers Февраль 2010.
Изменение климата – наш шанс на чистое будущее Владимир Алексеевич Чупров Руководитель энергетической программы Гринпис России.
Вызовы и тренды мировой энергетики г. и Россия Институт энергетической стратегии Генеральный директор Проф., д.т.н. В.В. Бушуев Московский Международный.
1 Вопросы налогообложения табачных изделий в Узбекистане Министерство здравоохранения Республики Узбекистан Проект «Здоровь-2» Всемирный банк Шукуров Ш.
ПРОГНОЗ ЗАРПЛАТЫ ПО ОТРАСЛЯМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ДО 2015 ГОДА МОСКВА, ИЮНЬ 2004 ©Институт народнохозяйственного прогнозирования ПРИЛОЖЕНИЕ.
Н АЛОГОВАЯ НАГРУЗКА В НЕФТЕГАЗОВОМ СЕКТОРЕ : В ПОИСКАХ ЭФФЕКТИВНОСТИ Научно-исследовательский финансовый институт Минфина России Рыкова Инна Николаевна,
Автор: Лариса Николаевна Акулова, преподаватель экономических дисциплин 2011 год.
1 УСТОЙЧИВОСТЬ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РФ Е.Т.Гурвич, И.В.Беляков Экономическая экспертная группа Комиссия РСПП по банкам и банковской.
Генеральный директор Института энергетической стратегии д.т.н., проф. БУШУЕВ В.В. Место ТЭК в будущей экономике России VII Ежегодный Форум крупного бизнеса.
Роль государствa в развитии топливно-энергетического комплекса России Подготовил Презентацию: Исмаилов Фарид ЭЭ-406.
Макроэкономические показатели Российской Федерации гг. Макроэкономические показатели Российской Федерации гг. 1.
Круглый стол « Мировой энергетический рынок : уроки кризиса и перспективы развития » Институт энергетической стратегии Генеральный директор д. т. н. проф.,
Транксрипт:

Международные тенденции в области налогообложения нефтегазовой отрасли Педро ван Мёрс 4 сентября 2009 г. Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина, г. Москва При содействии Московского нефтегазового центра компании "Эрнст энд Янг "

Право собственности на запасы нефти и природного газа В большинстве стран мира право собственности на природные запасы нефти и газа принадлежит государству. В этой связи правительства вправе максимизировать доходы от добычи указанных запасов в интересах всего общества. Одним из способов такой максимизации является налогообложение. Для целей настоящей презентации термин "налогообложение" используется в широком смысле и обозначает любые виды бюджетных доходов от добычи нефти и газа. 2

Российская налоговая система Действующая в России система налогообложения нефтяной отрасли включает следующие основные элементы: экспортные пошлины в сумме 4 долл. США с барреля плюс 65% от превышения цены в 25 долл. США за баррель; налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), размер которого также зависит от цены на нефть и рассчитывается, исходя из объёма добычи; налог на прибыль организаций по ставке 20%. Несмотря на ограниченные возможности в области администрирования Россия добилась значительных успехов в максимизации налоговых поступлений благодаря простоте сбора экспортных пошлин и НДПИ. С точки зрения международного опыта, российская система преимущественно использует показатели добычи, и лишь в незначительной степени – прибыль. 3

Тенденции налогообложения нефтяной отрасли в 2003 – 2008 гг. В период с 2003 по 2008 гг. во многих странах отмечалось увеличение налоговой нагрузки. Это вызвано следующими двумя факторами: ростом цен на нефть, что повысило спрос на новые инвестиционные возможности, и сокращением площадей, доступных для разведки и добычи нефти, поскольку основные нефтеносные бассейны в мире уже распределены между компаниями на основании лицензий или соглашений – свободных территорий осталось мало. 4

Тенденции налогообложения нефтяной отрасли в 2003 – 2008 гг. В разных странах увеличение налогового бремени осуществлялось по-разному. В некоторых странах уже была принята система налогообложения, предполагавшая повышение налоговых ставок при росте цен на нефть. Это привело к увеличению средней налоговой ставки. К таким странам относятся: Ангола, Малайзия, Тринидад и Тобаго, Индия, Ливия и Россия. 5

Тенденции налогообложения нефтяной отрасли в 2003 – 2008 гг. Перечисленные далее страны использовали иные методы повышения налоговой нагрузки, например: изменение фискальных условий: Великобритания, шт. Аляска (США), пров. Альберта (Канада), Алжир, Боливия и Казахстан; использование тендеров на разработку новых участков для обеспечения более выгодных условий: Ливия, Индия; увеличение государственной доли в нефтегазовом секторе: Венесуэла, Алжир; переговоры об изменении условий ранее заключённых соглашений: Нигерия. 6

Тенденции налогообложения газовой отрасли в 2003 – 2008 гг. Рост налоговых ставок на природный газ был значительно меньше, поскольку в мире сохраняются большие запасы природного газа. В связи с этим в ряде стран бюджетные поступления от газовой отрасли стабилизировались либо снизились, поэтому правительства этих стран стремятся увеличить своё присутствие на рынке: Катар, Венесуэла, Норвегия и Египет. Вместе с этим, в некоторых странах отмечается рост бюджетных поступлений от газовой отрасли: Алжир, Боливия, Великобритания, Тринидад и Тобаго. Таким образом важным международным трендом является рост различий между налогообложением добычи нефти и природного газа. Этот тренд наблюдается и в России. 7

Тенденции в налогообложении нефтегазовой отрасли в гг.: долгосрочная перспектива В долгосрочной перспективе будущее нефтяной отрасли имеет более неопределённый характер, чем когда бы то ни было. По прогнозам МЭА, в 2009 г. спрос на нефть составит около 84 млн. баррелей в сутки. Сейчас рассматривается 3 основных сценария развития спроса на нефть в период до 2050 г. Продолжение роста спроса до примерно 130 млн. баррелей в сутки всё еще прогнозируется некоторыми нефтяными компаниями. Так называемая концепция достижения пика спроса, согласно которой спрос на нефть, сдерживаемый объёмом добычи, достигнет пикового значения в 100 млн. баррелей в сутки в течение последующих двух десятилетий, после чего начнет снижаться. Такой прогноз делает компания TOTAL. Сценарий, основанный на изменении климата, в соответствии с которым необходимо сокращение объемов потребления нефти, возможно, до 50 млн. баррелей в сутки. Это необходимо для достижения цели по сокращению выбросов CO 2 на 50% в общемировом масштабе, в поддержку чего выступают страны "большой восьмерки". Завершение "нефтяной эры" может быть вызвано не истощением запасов нефти, а тем, что её сжигание в прежних объёмах станет недопустимым. 8

Будущие тенденции в налогообложении нефтегазовой отрасли в гг.: долгосрочная перспектива Я согласен с компанией TOTAL в том, что наиболее вероятным сценарием является пиковый. Добыча нефти достигнет пика не потому, что запасы истощатся, но потому, что политическая обстановка и условия налогообложения сделают невозможным дальнейшее увеличение добычи. Данный сценарий выглядит вероятным в свете недавних событий в Ираке и Бразилии. Этот сценарий обеспечил бы России возможность дальнейшего увеличения объема нефтедобычи по относительно привлекательным ценам при условии, что в налоговое законодательство будут внесены необходимые поправки. Возможность выхода на первый план сценария, при котором объем производства нефти будет сдерживаться экологическими соображениями, станет понятна после завершения конференции ООН по вопросам изменения климата в г. Копенгагене в декабре с.г. В случае развития событий по данному сценарию возможность России по разработке крупных новых месторождений будет ограничена. Важным представляется своевременное принятие мер, необходимых для стимулирования роста добычи в среднесрочной перспективе до ограничения спроса на международном рынке. 9

Будущие тенденции в налогообложении нефтегазовой отрасли в гг.: среднесрочная перспектива Учитывая неопределенность долгосрочной перспективы, перед правительствами стоят задачи по максимизации доходов от добычи нефти и природного газа в ближайшие десятилетия. Россия и другие страны-экспортеры нефти и природного газа сталкиваются с особенно сложной задачей ввиду излишней зависимости государственных бюджетов от нефтегазовых доходов. Максимизация нефтегазовых доходов должна производиться параллельно диверсификации экономики. 10

Тенденции в налогообложении нефтегазовой отрасли в гг.: среднесрочная перспектива Основные глобальные тенденции включают следующие: снижение ставок по налогу на прибыль; повсеместное распространение НДС; возможное введение налогов на вредные выбросы в атмосферу (СО 2 ); снижение импортных тарифов и других налогов, основанных на стоимости; увеличение роли налогообложения, учитывающего международную ценовую конъюнктуру; снижение значения налоговых структур, создающих излишне благоприятные условия для капитальных инвестиций; переход к фискальным режимам, ориентированным на разработку месторождений нефти и природного газа с высокой себестоимостью добычи. 11

Снижение ставок налога на прибыль Одной из важных международных тенденцией является снижение ставок по налогу на прибыль. 15 лет назад ставка налога на прибыль находилась в диапазоне от 25% до 55%. Сегодня в большинстве стран мира она составляет от 15% до 40%. В России ставка налога на прибыль находится на достаточно низком уровне в 20%. В ряде стран-производителей нефти введена повышенная ставка для нефтяной отрасли либо установлены налоги на добычу углеводородов. Таким образом в российской системе налогообложения есть возможность для увеличения налогообложения прибыли. 12

НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ В НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ ИРЛАНДИЯ12,5% (25%) ПОЛЬША19% РОССИЯ20% ТРИНИДАД И ТОБАГО25% (35%, 55%) НОРВЕГИЯ28% (78%) МАЛАЙЗИЯ25% (38%) МЕКСИКА29% НИДЕРЛАНДЫ 29,6% АЛЖИР 30% АВСТРАЛИЯ30% ИНДОНЕЗИЯ30% КАНАДА ( пров. Альберта)30% ВЕЛИКОБРИТАНИЯ30% (50%) ТАЙЛАНД30% (50%) НИГЕРИЯ30% (50%,85%) КИТАЙ33% ГЕРМАНИЯ33% ФРАНЦИЯ33,3% ИНДИЯ33,6% БРАЗИЛИЯ (вкл. социальн.)34% ВЕНЕСУЭЛА34% (50%) АРГЕНТИНА35% США35% ИТАЛИЯ37,25% ЯПОНИЯ (типичная)40,69% 13

Бόльший учёт конъюнктуры международных цен в налогообложении В течение последних нескольких лет высокие цены на нефть способствовали пониманию правительствами того факта, что ставки, по которым производится налогообложение нефтегазового сектора, следует увеличивать по мере роста цен. Как указано выше, в ряде стран, включая Россию, уже применяется налогообложение, учитывающее конъюнктуру международного рынка. В других юрисдикциях введены в действие аналогичные механизмы, в том числе: пров. Альберта (роялти); шт. Аляска (налог на прибыль); Китай (налог на сверхприбыль); Алжир (налог на сверхприбыль). В Нигерии внесен на обсуждение проект закона о нефтяной отрасли (Petroleum Industry Bill), который предусматривает изменение ставки роялти в зависимости от цены на международном рынке. 14

Больший учёт конъюнктуры международных цен в налогообложении В Росси действует высокоэффективная система налогообложения. Однако в современных экономических условиях ставки экспортных пошлин слишком высокие. Это мешает разработке высокозатратных запасов на новых и уже действующих месторождениях и, как следствие, замедляет дальнейшее увеличение нефтедобычи в России. В этой связи следует рассмотреть вопрос о снижении экспортной пошлины, при этом для компенсации выпадающих доходов правительство может использовать другие меры, позволяющие сохранить на прежнем уровне доходы от разработки низкозатратных запасов. 15

Переход к освоению более высокозатратных запасов Высокие цены на нефть на уровне 60 долл. США и выше позволяют многим странам осуществить переход к более диверсифицированным и гибким фискальным режимам, в результате чего разработка высокозатратных запасов станет привлекательной для инвестиций. Примеры высокозатратных запасов включают: тяжелую нефть, нефтеносные пески, нефтеносные сланцы; угольный газ, сланцевый газ, газогидраты; удалённые и глубоководные месторождения; производство из природного газа углеводородов с длинными цепочками, производство сжиженного природного газа; повышение нефтеотдачи с действующих месторождениях. 16

Переход к освоению более высокозатратных запасов России следует двигаться в русле этой тенденции, поскольку она обладает крупными и практически неразработанными запасами нефти и природного газа, в частности, месторождениями: нефти и газа на морском шельфе, в т.ч. в Арктике; тяжёлой нефти; в неосвоенных районах таких, как Восточная Сибирь; также у неё есть возможность увеличить добычу с уже разрабатываемых месторождениях за счет внедрения новых технологий. В связи с этим России целесообразно изучить вопрос о придании налогообложению нефтегазовой отрасли большей диверсификации и гибкости в целях разработки перечисленных запасов. 17

Заключение В России применяется высокоэффективная система налогообложения, которая соответствует современным международным тенденциям. Вместе с этим, для увеличения доходов от добычи нефти в течение следующих десятилетий в российскую структуру налогообложения нефтяной отрасли следовало бы внести поправки. 18