ФГУП «Научный центр по комплексным транспортным проблемам» Министерства транспорта Российской Федерации Разработка Транспортной стратегии Пермского края.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Екатеринбург как звено логистической цепи в грузопотоке Европа - Азия Студент: Кочуров Е.В. ФЭУ – 413 Научный руководитель: доцент Евгений Николаевич Щепёткин.
Advertisements

«РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ И ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ» Президент ОАО «РЖД» д.полит.н.В.И.Якунин.
Публичная декларация ключевых целей и приоритетных задач Министерства транспорта Российской Федерации на 2015 год.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Тенденции развития логистики в России и мире 1 Выставка Магазин.Логистика.Склад.2012.г.Пермь.
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
Логистика товарных потоков региона Организации Черноморского Экономического Сотрудничества.
Информационная составляющая экономической безопасности на предприятии транспорта.
Состояние транспортной системы в настоящее время нельзя считать оптимальным, а уровень ее развития достаточным: - подвижность населения России почти в.
Томская область СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ на период гг. ПРОЕКТ.
Доклад Министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Сафина Ленара Ринатовича 1.
Проект железнодорожной магистрали «Белкомур» - перспективы реализации проекта в российской части Баренцево-Евроарктического региона.
1 Проектирование и строительство мультимодального логистического центра в поселке Смышляевка Самарской области.
Проект Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Санкт-Петербург – морская столица России» V Международная конференция «Транспортно-транзитный потенциал» Санкт-Петербург.
Проект « БЕЛКОМУР » - проект экономической интеграции и развития северных регионов России.
Стратегия социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года.
ДОЛГОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Директор Департамента угольной и торфяной промышленности К.Ю. Алексеев.
LOGO Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики Основные направления развития транспортной системы и дорожного хозяйства.
LOGO PowerPoint Template О долгосрочной целевой программе «Повышение инвестиционной привлекательности на годы»
Транксрипт:

ФГУП «Научный центр по комплексным транспортным проблемам» Министерства транспорта Российской Федерации Разработка Транспортной стратегии Пермского края на период годы I I этап «Разработка стратегии развития» Подэтап 2.3. «Разработка методологии формирования стратегических направлений развития транспортного комплекса. Разработка методических рекомендаций по работе с инструментом моделирования сценариев развития транспортного комплекса с учетом изменения внутренних и внешних условий» Пермь 01 октября 2009 года

1 Цель работы Разработка Транспортной стратегии Пермского края на период с 2010 по 2030 годы с позиции повышения конкурентоспособности экономики Пермского края, капитализации региона и повышения качества жизни населения. Индикаторы Стратегия Этапы Гипотезы Целевые ориентиры Обработка результатов I ЭтапII Этап Имитационное моделирование Статистическое моделирование Статисти- ческие данные Анализ

Алгоритм формирования стратегических направлений развития транспортного комплекса Пермского края Этап 1. Анализ современного состояния транспортного комплекса региона и выявление его «узких» мест Этап 2. Анализ сценарных условий развития региона и его транспортного комплекса Этап 3. Формирование стратегических направлений развития транспортного комплекса с использованием моделирования и прогнозирования Этап 4. Расчет целевых показателей и индикаторов развития транспортной системы региона Этап 5. Ранжирование приоритетности стратегических направлений развития транспортного комплекса региона Этап 6. Оценка предлагаемых решений с использованием моделирования и выбор целевого сценарного варианта развития

4 Этап 1. Анализ современного состояния транспортного комплекса и выявление его «узких мест» - оценка влияния геополитических и геоэкономических факторов на развитие транспорта - прогноз подвижности населения для различных сценариев социально-экономического развития Пермского края - оценка основных параметров развития экономики Пермского края, современного состояния, размещения и развития основных грузообразующих отраслей промышленности, а также экспортного потенциала региона (по предприятиям, определяющим не менее 80% грузовой базы края) - оценка состояния межрегиональных транспортно-экономических связей Пермского края и перспектив их развития - оценка состояния транспортного комплекса Пермского края (железнодорожные магистрали, автомобильные дороги, внутренний водный транспорт, воздушный транспорт, грузопотоки по видам транспорта, пассажиропотоки по видам транспорта) - проблемы развития и взаимодействия различных видов транспорта - оценка воздействия транспортного комплекса Пермского края на окружающую среду - оценка транспортной безопасности и устойчивости транспортного комплекса Пермского края

В рыночных условиях сила и мощь любого федеративного государства во все большей степени определяются силой и мощью его регионов, конкурентоспособностью производителей в регионах.

Научно подтверждено, что одним из приоритетных направлений повышения эффективности экономики является опережающее развитие и качественное улучшение функционирования транспорта, который выступает в качестве социально-экономического «локомотива» - инструмента повышения конкурентоспособности и формирования новых конкурентных преимуществ региона Транспортная стратегия Пермского края

Целевые стратегические условия развития транспорта в Пермском крае: СОЦИАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ НА НУЖДЫ НАСЕЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА СООТВЕТСТВИЕ ПОЛИТИЧЕСКИМ И ЭКОНОМИЧЕСКИМ ИНТЕРЕСАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конкурентные преимущества Пермского края наличие политической воли к изменениямвысокий рейтинг инвестиционной привлекательностивыгодное геоэкономическое месторасположениеналичие богатой минерально-сырьевой базышироко развитая гидрологическая сетьразвитые внешнеэкономические связиэнергоизбыточностьдиверсифицированная промышленностьналичие квалифицированных кадроввысокий транзитный потенциал транспортного комплекса

Основный вывод Несмотря на определенную адаптацию к функционированию в рыночных условиях и определенных достигнутых успехах, нынешнее состояние транспортного комплекса края и сложившиеся тенденции говорят о том, что он нуждается в придании нового импульса к развитию, в пересмотре подходов, прежде всего на инновационной основе, а также совершенствовании материально-технической, технологической и организационно- правовой основы.

Основные проблемы развития транспортного комплекса Пермского края недостаточное развитие существующей транспортной инфраструктуры;необходимость вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий за счет развития грузовой базы и создания дополнительных транспортных связейтерриториальная неравномерность развития транспортной инфраструктуры; сокращение уровня несбалансированности транспортной системы региона, в частности отставания внутреннего водного транспорта и высокие темпы роста автомобилизации; ограничения транспортно-экономических связей, в первую очередь обусловленные тарифной политикой, ведущие к снижению конкурентоспособности продукции края; неполное удовлетворение платежеспособного спроса населения на пассажирские перевозки, в том числе из-за ценовой недоступности (в первую очередь на воздушном транспорте); высокие ресурсоемкость и доля транспортных издержек в экономике региона;недостаточное развитие технических и технологических параметров работы транспортной отрасли;ограниченность инвестиций на развитие транспортной отрасли;дефицит квалифицированных профессиональных кадров на транспорте;низкий уровень безопасности дорожного движения.

5 Ограничения и «узкие места» Наименование индикатора Дорожное хозяйство Соответствие темпов строительства и реконструкции автодорог с твердым покрытием темпам автомобилизации 0,260,310,352,210,570,76 Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, обслуживающих движение в режиме перегрузки, % Дороги федерального значения Дороги регионального и межмуниципального значения 89,1 94,2 90,5 95,2 92,0 96,2 92,7 96,8 91,6 96,0 92,1 96,5 Доля протяженности автодорог федерального, регионального, межмуниципального и местного значения, соответствующих требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, % Дороги федерального значения Дороги регионального и межмуниципального значения Дороги местного значения 69,9 64,2 50,6 73,1 65,1 50,9 75,0 67,2 52,6 76,9 68,0 47,4 77,8 69,2 42,4 78,9 70,2 43,0 Внутренний водный транспорт Доля перевозок ВВТ в общем объеме перевозок края, %3,53,0 3,33,8- Доля подлежащих декларированию СГС, имеющих неудовлетворенный уровень безопасности, %0,0 25,0 Авиационный транспорт Доля регионального пассажиропотока в общем пассажиропотоке аэропорта «Большое Савино», %----13,211,3* Доля Пермского края в авиаперевозках пассажиров в Российской Федерации, %0,830,850,870,94-- Железнодорожный транспорт Доля протяженности линий железнодорожного транспорта общего пользования, имеющих ограничения пропускной способности, %

7 районы с грузовой базой более 800 тыс.т. – 1,7 млн. чел, 88,8% г.б. районы с грузовой базой тыс.т. – 500 тыс.чел, 9,4% г.б. районы с грузовой базой до 200 тыс.т. – 520 тыс. чел., 1,8% г.б. Распределение грузовой базы

Воздушный транспорт Развитие хордовых меридиональных маршрутов и радиальных восточных маршрутов. Расширение географии населенных пунк тов, связанных с краем воздушным сообщением. Расширение аэровокзального комплекса, увеличение площади з ала вылета, строительство телетрапов, увеличение таможенной и пограничной зоны, увеличение вместимости гостиницы. передача имущественных комплексов аэропорта по договору ко нцессии, а отдельных объектов – по договору аренды. Собствен ник имущества – Российская Федерация, оператор – частный ин вестор; акционирование и приватизация предприятия, в том числе путе м сохранения 100% акций нового ОАО в госсобственности, или передачи контрольного пакета акций компании властям Пермск ого края или же стратегическому инвестору; передача аэропорта в управление Пермскому краю.

Внутренний водный транспорт Характеристики гидротехнических сооружений не будут лимитировать развитие судоходства. На развитие межрегиональных и внешнеторговых перевозок ограничения накладывают габарит ы водных путей на участках, расположенных за пределами Пермского края. Участок реки Камы от Чайковского шлюза до Камбарки протяженностью 98 км, где вследствие за полнения водохранилища Нижнекамской ГЭС до промежуточной отметки поддерживается глуби на 3,3 м. Рассмотрение Госэкспертизой вопроса о целесообразности поднятия уровня воды в Ни жнекамском водохранилище до проектной отметки показало, что в обозримой перспективе это н ецелесообразно. Использование крупнотоннажного флота, в том числе смешанного (река-море) плавания лимитируется на участках реки Волги Городец - Нижний Новгород и в нижнем течении реки Дон, где обеспечиваются меньшие гарантированные глубины, чем на сопряженных с ними участках Единой глубоководной системы европейской части страны. Недостаточная пропускная способность Волго-Донского судоходного канала, в том числе по габаритам пропускаемых судов, также препятствует развитию перевозок внутренним водным транспортом. Решение проблем судоходства за пределами Пермского края будет осуществляться в соответст вии с ФЦП «Развитие транспортной системы России ( годы)», которой предусматривае тся завершение реконструкции Пермского шлюза, улучшение условий судоходства на лимитиру ющих участках Единой глубоководной системы европейской части России за пределами края, в том числе строительство низконапорного судоходного гидроузла в Нижегородской области, увел ичение пропускной способности Волго-Донского соединения, реконструкция гидроузлов Волго-Б алтийского водного пути.

Внутренний водный транспорт Поддержка проектов включения речных портов (в Перми и Березниках) в транспортно-логистическую систему доставки требуется совершенствование нор мативно-правового обеспечения, выделение и резер вирование земельных участков и др., По проекту создания новой судоходной компании – обеспечение нормативно-правового и налогового рег улирования; Для повышения инвестиционных возможностей предприятий необходимо обеспечение администраци ей Пермского края субсидирования процентных став ок по кредитам на приобретение нового транспортног о флота и технологического оборудования, предоста вление государственных гарантий.

Автомобильный транспорт Реконструкция и строительство новых участков автомобильных д орог, приведение существующих автодорог в нормативное состо яние в соответствии с ФЦП «Развитие транспортной системы Ро ссии ( годы)». Развитие автодорог II категории, уровень загрузки которых в г. достиг 93%, на направлениях: –Пермь - Березники (участки км, 20 – 22 км, Ивановка - Лунежки, мосты на 22-24, 25 км (всего 8 мостов); –Санкт-Петербург - Киров - Пермь (участок км); –восточный обход г. Перми (33,807 км). Развитие местной автодорожной сети в наиболее перспективных районах - Березниковско-Соликамском промышленном узле, Чус овском, Кунгурском и Чайковском районах, городах Пермь и Кудымкар. Нормативно-правовое, налоговое и тарифное регулирование со стороны Администрации Пермского края должно быть направлено на ускорение обновления автобусного парка и парка грузовых автомобилей.

Железнодорожный транспорт Увеличение пропускной способности участков железнодорожной сети, являющихся «узкими местами» при обеспечении современных и прогнозируемых грузо- и пассажиропотоков. Белкомур. Южный обход города Перми.

Транспортно-логистическая инфраструктура Увеличение пропускной способности участков железнодорожной сети, являющихся «узкими местами» при обеспечении современных и прогнозируемых грузо- и пассажиропотоков. Создание системы логистических центров, деятельность которых должна быть направлена на повышение эффективности товародвижения, ускорение доставки грузов и снижение доли тра нспортной составляющей в цене товаров. Потенциальными пунктами размещения логистических центров я вляются Пермь, Соликамско-Березниковский промышленный узе л и г. Чусовой. В городах Пермь и Березники необходима интеграция речных портов в транспортно-логистическую систему доставки грузов.

Существующие проблемы повышает уязвимость транспортной отрасли и региональной экономики в целом в конкуренции

Подход к решению Опережающее развитие транспортного комплекса на базе на базе создания в регионе инновационной транспортной инфраструктуры, соответствующей мировым нормам и стандартам и способной расширить международные, межрегиональные и внутрирегиональные возможности к развитию Повышение капитализации региона, усиление конкурентных преимуществ

Транспортная стратегия Разработка Транспортной стратегии развитию транспортного комплекса Пермского края научно обоснованный характер призвана обеспечить

Поставленные в Программе социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года задачи: повышение инвестиционной привлекательности региона; поддержка региональных производителей; развитие малого и среднего предпринимательства; максимизация доходов от ипользования ресурсов; снижение стоимости инфраструктурных издержек; снятие рисков будущих периодов, - напрямую зависят от степени готовности регионального транспортного комплекса к их успешному решению. Поэтому от степени и глубины его развития во многом зависит и решение данных задач. В свою очередь верно и обратное: от успешного решения каждой из указанных задач зависит благополучие транспортного комплекса, его потенциал развития.

Миссия и стратегическая цель развития транспортной системы 23 Миссия органов управления края в сфере функционирования и развития транспорта – Создание условий для повышения конкурентоспособности региональной экономики и качества жизни населения через доступ к безопасным и качественным транспортным услугам, превращение географических особенностей края в его конкурентное преимущество. Повышение конкурентоспособности экономики края и качества жизни населения Стратегическая цель развития транспортной системы – Удовлетворение потребностей повышения капитализации экономики и социально- ориентированного развития общества в качественных транспортных услугах, конкурентоспособных с лучшими мировыми аналогами.

Главные целевые ориентиры 1. Общесоциальные2. Общеэкономические 3. Общетранспортные Доступность и качество транспортных услуг для населения. Подвижность населения. Безопасность транспорта. Экологичность. Конкурентный уровень удельных транспортных издержек. Полный объем высококачественных транспортных услуг. Интеграция с программами смежных отраслей и регионов Производительность и рентабельность транспортных систем. Повышение фондоотдачи. Повышение конкурентоспособности региональных перевозчиков. Внедрение инновационных транспортных технологий. Инвестиционная привлекательность.

2 Система показателей и индикаторов Характеризует роль транспорта в экономике региона, состояние и развитие объектов транспортного комплекса региона, изменение объемов выполненной работы, а также уровней безопасности и экологического состояния. I – Объемы транспортной работы. II – Состояние и развитие транспортной инфраструктуры. III – Рынок транспортных услуг, уровень качества транспортного обслуживания производства и населения. IV – Состояние безопасности транспортной системы региона. V – Воздействие транспорта на природную среду. Группы показателей I – Общесоциальные индикаторы, позволяющие оценить возможные изменения отношения жителей края к транспортному комплексу. II – Общеэкономические индикаторы, позволяющие оценить влияние транспортного комплекса на основные макроэкономические показатели развития края. III – Общетранспортные индикаторы. IV – Индикаторы по видам транспорта, отражающие наличие ограничений и «узких мест». Группы индикаторов

6 Общеэкономические : - поддержание конкурентного уровня транспортных издержек в цене продукции, -достижение конкурентного уровня грузоемкости ВРП. Основные целевые ориентиры Общесоциальные – повышение мобильности рынка труда. Общетранспортные – ликвидация ограничений пропускной способности и «узких» мест.

3 Общеэкономические индикаторы Позволяют оценить влияние транспортного комплекса на основные макроэкономические показатели развития края

4 Общесоциальные индикаторы Позволяют оценить возможные изменения отношения жителей края к транспортному комплексу Среднее время поездки во внутрирайонном сообщении

29 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до годов Этап 2. Анализ сценарных условий развития региона и его транспортного комплекса Сценарии социально-экономического развития Российской Федерации Сценарии социально-экономического развития Пермского края Варианты развития транспортного комплекса Пермского края Схема формирования сценарных вариантов развития транспортного комплекса Пермского края Сценарные варианты развития транспортного комплекса России Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года Программы социально-экономического развития Пермского края на 2009 – 2012 годы и на период до 2017 года Корректировка сценарных вариантов с учетом оценки негативного влияния мирового кризиса, эффекта от реализации антикризисных мер, направленных на повышение устойчивости и оздоровление экономики, а также оценки итогов развития в 2009 году «Сценарных условия и основные макроэкономические параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов», «Исходные условия для формирования вариантов развития экономики Пермского края на период до 2012 года (основные сценарные условия)», пояснительная записка «О прогнозе социально-экономического развития Пермского края до 2012 года» ИнерционныйЭнерго-сырьевойИнновационный Консервативный сценарийУмеренно оптимистический сценарий

30 Этап 3. Формирование стратегических направлений развития транспортного комплекса с использованием моделирования и прогнозирования Схемы формирования стратегических направлений развития транспортного комплекса Пермского края В соответствии с Программой социально- экономического развития Пермского края на 2009 – 2012 годы и на период до 2017 года По прогнозу ограничений (по объемам и срокам исчерпания пропускной способности транспортной инфраструктуры) при помощи моделирования Формирование единого согласованного блока направлений развития транспортного комплекса В соответствии с приоритетами «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года»

Необходимость сокращения (оптимизации) количества занятых на транспорте Необходимость сокращения (оптимизации) транспортных издержек в конечной цене продукции предприятий Пермского края, прежде всего, поставляемой на экспорт Развитие транспорта в перспективных зонах социально-экономического развития Пермского края, преимущественно в районах, в которых ожидается реализация бизнес-образующей роли транспорта (например, в районах, в которых рост заработной платы напрямую связан с ростом населения и есть необходимая производственно-экономическая инфраструктура, имеющая перспективы роста) Реализация в Пермском крае проводимой администрацией края социальной политики, ее влияние на расселение в регионе и необходимость улучшения доступности и качества транспортных услуг для населения, повышения его транспортной подвижности Создание новых и развитие существующих крупных промышленных объектов на территории Пермского края и необходимость строительства и развития транспортных подходов к ним Схема формирования стратегических направлений развития транспортного комплекса в соответствии с Программой социально-экономического развития Пермского края на 2009 – 2012 годы и на период до 2017 года При формировании стратегических направлений развития транспортного комплекса по этой схеме учитываются следующие основные факторы:

Инфраструктурные проекты Пермского края и мероприятия по развитию транспортной системы Содержание проектаВид продукцииРайон Объем пр-ва, тыс.т в год Мероприятия по усилению участков сети, на которые ляжет дополнительный поток грузов Железнодорожный транспорт Развитие мощностей по добыче нефти (ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь) сырая нефтьПермский р-н3000Осенцы-Пермь 2 -Кузьма Увеличение мощностей по производству хлористого калия (ОАО «Уралкалий») минерал. удобренияг.Березники2470 Березники-Няр-Левшино- Пермь 2-Кузьма Строительство ГОКа по производству калийных удобрений (ОАО МКХ «Еврохим») минерал. удобрения Березниковский р-н 2300 Березники-Няр-Левшино- Пермь 2-Кузьма Строительство горно-обогатительного комбината по производству минеральных удобрений (ОАО «Акрон») минерал. удобренияг. Соликамск2000 Соликамск-Няр-Левшино- Пермь 2-Кузьма Строительство цементного заводацемент Горнозаводской р-н 2000 Горнозаводская-Чусовская- Левшино-Пермь 2 Увеличение объемов производства минеральных удобрений (ОАО «Сильвинит») минерал. удобренияСоликамский р-н1050 Соликамск-Няр-Левшино- Пермь 2 Строительство новой технологической линии по производству газетной бумаги газетная бумагаг. Соликамск950 Соликамск-Няр-Левшино- Пермь 2 Строительство новой технологической линии по производству «тяжелой» кальцинированной соды (ОАО «Березниковский содовый завод») кальцинированная сода г. Березники500 Березники-Няр-Левшино- Пермь 2-Кузьма Строительство цеха по производству цемента (ОАО «Березниковский содовый завод») цементг. Березники500 Березники-Няр-Левшино- Пермь 2-Кузьма Модернизация Чусовского металлургического комбината чугунЧусовской р-н500Чусовская-Левшино-Пермь 2

Содержание проектаВид продукцииРайон Объем пр-ва, тыс.т в год Мероприятия по усилению участков сети, на которые ляжет дополнительный поток грузов Автомобильный транспорт Организация нового производства фанеры и других стройматериалов стройматериалыг. Добрянка Добрянский р-н 415Добрянка-Пермь Производство листового архитектурного и тарного стекла стеклоКизеловский р-н375Кизел-Пермь Строительство целлюлозно- бумажного комбината легкомелованная бумага г. Добрянка Добрянский р-н 320Добрянка-Пермь Организация нового производства стройматериалов плиты ОСВКрасновишерский р-н 150Красновишерск- Березники-Пермь Строительство Сосновского деревообрабатывающего комбината пиломатериалыБерезовский р-н125Соснова-Краснокамск- Пермь Инфраструктурные проекты Пермского края и мероприятия по развитию транспортной системы

Узкие места на автомобильных дорогах и направления их устранения Узкие местаСпособы устранения узких мест Ограничение пропускной способности участков: Пермского транспортного узлаМостовой переход ч/р Каму в Пермском районе Пермской области (I очередь) Мостовой переход ч/р Каму в Пермском районе Пермской области (II очередь) Южный обход г. Перми а/д Пермь - Краснокамск а/д «Восточный обход г. Перми» (II очередь) (Объект будет вводиться пусковыми комплексами) Реконструкция автодороги Пермь -Березникиа/д Пермь-Березники (мостовой переход через р. Чусовую) а/д Пермь-Березники, уч-к Пермь-Полазна, км (Объект будет вводиться пусковыми комплексами) Участок Пермь-Добрянка, реконструкция автодороги с III под II категорию с четырехполосным движением и развязками в разных уровнях а/д Пермь - Березники, обход п. Полазны Мостовой переход ч/р Мулянку (ул. Строителей) Стахановская - Чкалова Чкалова - Старцева Старцева - Ива а/д Пермь - У.-Качка км 19 - км , км км Север - Юг а/д Пермь - Березники (участок км ) а/д Пермь - Березники (участок км ) а/д Пермь - Березники (участок км ) а/д Пермь - Березники (участок км 46-58) Строительство автодороги Кукуштан-Акбаш- Чайковский а/д Пермь - Чайковский, участок Кукуштан - Акбаш Чайковский (Объект будет вводиться пусковыми комплексами) Развитие конкуренции в сфере перевозки пассажиров автотранспортом Строительство двух автовокзалов на выездах из города Перми Ограничение пропускной способности участка федеральной дороги Пермь- Екатеринбург Реконструкция на протяжении 46 км и новое строительство 24,5 км дороги категории I-а с 4-х полосным движением и разделительной полосой 6 м Развитие автодорожного коридора Пермь - Ханты-Мансийск – Сургут-Нижневартовск- Томск Строительство обхода г.Чусового с целью вывода транзитного автотранспорта за пределы города. Обход является составной частью коридора «Урал-Сибирь». Протяженность обхода 12,8 км, дорога III категории

Узкие места на видах транспорта и направления их устратнения Вид транспортаУзкие местаСпособы устранения узких мест Железнодорожный транспорт Ограничение пропускной способности на участках: Шаля – Пермь 2 Пермь 2 - Кузьма Реализация проектов Белкомур и обхода г. Перми Воздушный транспорт Повышение пропускной способности пассажирского терминала аэропорта «Большое Савино» Строительство нового пассажирского терминала с увеличением пропускной способности вдвое: - во внутреннем сообщении прилет и вылет соответственно со 100 до 200 пассажиров в час; - в международном сообщении прилет и вылет соответственно с 50 до 100 пассажиров в час. Внутренний водный транспорт Повышение безопасности шлюзов: Пермский шлюзЗамена аварийно-ремонтных ворот 6 и 7, реконструкция причальных сооружений нижнего и верхнего бьефа шлюза, модернизация верхнего опорного узла шлюза Чайковский шлюзЗамена нижних ворот правой камеры шлюза, реконструкция аварийно-эксплуатационных ворот шлюза, сороудерживающих решеток, затворов наполнения-опорожнения, причальных стенок, электроснабжения и грузоподъемных устройств Развитие материально-технической базы Верхне-Камского района водных путей и судоходства с целью развития водных перевозок в крае Усиление материально-технической базы путевых работ для поддержания заданной протяженности, категорийности и гарантированных габаритов водных путей, находящихся в критическом состоянии. Реконструкция земснарядов. Поставки новых судов, обслуживающих тральные работы и навигационное оборудование, промерных судов, танкеров, барж-буевниц. Восстановление технологической связи.

36 Выходные параметры Модель развития транспортного комплекса Пермского края с учетом изменения внутренних и внешних условий Исходные данные Показатели: - динамика ВРП, - демографические изменения - темпы роста заработной платы - темпы роста автомобилизации - темпы роста интенсивности движения по автодорогам - темпы роста погрузки и выгрузки на железнодорожном и внутреннем видах транспорта, транзита по входным участкам Транссиба, перевозок автомобильным транспортом, и другие данные Прогнозные интенсивности движения по участкам региональных автомобильных дорог и по участкам железных дорог по годам до 2030 года в сопоставлении с установленными ограничениями и показателями проектной пропускной способности объектов транспортной инфраструктуры Мероприятия по устранению прогнозируемых «узких мест» инфраструктуры Особенности социально- экономического развития районов Пермского края Схема формирования стратегических направлений развития транспортного комплекса на основе моделирования по прогнозу ограничений - объемам и срокам исчерпания пропускной способности транспортной инфраструктуры

Вход и выход модели Варьируемые параметры Статистика и нормативы Выходные данные

Численность населения по районам, Прогноз общего объема перевозок автотранспортом по краю, Прогноз пассажирооборота, Прогноз интенсивности движения автобусов на автодорогах, Средняя расчетная скорость пассажиропотока по автодорогам, чел / в час, Средняя расчетная скорость движения легковых автомобилей по автодорогам, Прогноз грузовой базы по районам, Прогноз общего объема грузовых перевозок автотранспортом по районам, Прогноз грузооборота по автодорогам, Средняя расчетная скорость движения грузовых автомобилей по автодорогам, Средняя расчетная скорость грузопотока по автодорогам, Прогноз интенсивности движения грузовых автомобилей по районам, Прогноз интенсивности движения всех транспортных средств по дорогам федерального и р егионального значения по районам, приведенный к легковым автомобилям, Прогноз загрузки по дорогам федерального и регионального значения по районам, Прогноз перегрузки по дорогам федерального и регионального значения по районам, Оценки выгодности/невыгодности эксплуатации дорог федерального и регионального значе ния по районам с точки зрения их загрузки, Прогноз исчерпания провозной способности по участкам железнодорожной сети края. Исследование влияния изменения темпов роста ВРП на параметры развития транспортной системы Пермского края Основные результаты моделирования

Исследование влияния изменения темпов роста ВРП на параметры развития транспортной системы Пермского края Прогноз перегрузки по дорогам федерального и регионального значения по районам

Прогноз загрузки по дорогам федерального и регионального значения по районам, Прогноз перегрузки по дорогам федерального и регионального значения по районам, Оценки выгодности/невыгодности эксплуатации дорог федерального и регионального значения по районам с точки зрения их загрузки, Оценка затрат на реконструкцию автодорог. Исследование влияния различных сценариев реконструкции и перевода автодорог из категории в категорию на загрузку транспортной сети края. Основные результаты моделирования Средняя расчетная скорость движения л/а по автодорогам, Средняя расчетная скорость пассажиропотока по автодорогам, чел / в час, Средняя расчетная скорость движения грузовых а/м по автодорогам, Средняя расчетная скорость грузопотока по автодорогам.Прогноз загрузки по дорогам федерального и регионального значения по районам Дополнительные результаты моделирования

Измененный прогноз исчерпания провозной способности по участкам железнодорожной сети края по годам на период до 2030 года, Анализ влияния изменения сроков ввода в действие проекта Белкомур и проекта глубокого южного обхода Пермского транспортного узла на загрузку железнодорожной сети края Основные результаты моделирования

Анализ влияния изменения доли пассажиров, выбирающих общественный транспорт, на загрузку транспортной системы региона. Исследование изменения выбираемого аналога мирового тренда насыщения автомобилизации на загрузку транспортной сети. Анализ влияния занятости населения на загрузку транспортной сети. Анализ влияния изменения объема и соотношения погрузки/выгрузки по родам грузов на железнодорожных станциях края. Исследование влияния на загрузку транспортной системы мероприятий по созданию на железнодорожных станциях мультимодальных логистических центров.. Прочие расчетные эксперименты с инструментом моделирования

Этап 6. Оценка предлагаемых решений с использованием моделирования и выбор целевого сценарного варианта развития Модель развития транспортного комплекса Пермского края Формирование программ и проектов Транспортная стратегия Формирование стратегических направлений развития транспортного комплекса Прогнозные оценки результатов развития транспортного комплекса Исходные статистические данные по транспортному комплексу и региону План социально- экономического развития региона Аналитические справки. Сравнительные характеристики и рейтинги развития по районам Транспортный паспорт региона Публичный доступ (в рамках концепции электронного правительства) Результаты реализации проектов развития Данные по районам и региону в целом Сравнительный анализ Реализация проектов Программа развития, конкретные проекты

Формирование стратегических направлений развития транспортного комплекса в соответствии с приоритетами «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года» Повышение качества транспортных услуг для грузовладельцев в соответствии с целью 2 «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года» Реализация социальных транспортных стандартов в регионе, разработка которых предусматривается целью 3 «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года» Реализация мер по развитию транзитного потенциала региона в соответствии с целью 4 «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года», в частности, обоснование федерального софинансирования развития участков региональных автодорог в составе евроазиатского транспортного направления (коридора) «Транссиб» и его ответвлении, проходящих по территории Пермского края

45 Пермский край

ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

ЭЛЕМЕНТЫ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ SWOT-АНАЛИЗА АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ SWOT-АНАЛИЗ Возможности и угрозы Сильные и слабые стороны Возможности - - Сильные стороны Угрозы - - Слабые стороны Оценка стратегических альтернатив Формирование системы целей Формирование системы ограничений и направлений совершенствования системы управления отраслью АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ

Этап 4. Расчет целевых показателей и индикаторов развития транспортной системы региона Общесоциальные индикаторы - отношение жителей края к транспортному комплексу Общеэкономические индикаторы - влияние на основные макроэкономические показатели развития края Индикаторы, характеризующие состояние и функционирование транспортного комплекса, его безопасность и экологичность - доля затрат на транспортные услуги в потребительских расходах домашних хозяйств; - средняя продолжительность поездки пассажиров во внутрирайонном и межрайонном сообщениях - грузоемкость валового регионального продукта; - доля транспортной составляющей в цене товаров, производимых на предприятиях Пермского края - грузооборот; - пассажирооборот; - густота железнодорожной и автодорожной сети; - средний возраст парка грузовых и пассажирских автотранспортных средств; - социальный риск гибели в дорожно-транспортных происшествиях.

Этап 4. Расчет целевых показателей и индикаторов развития транспортной системы региона Анализ фактического и прогнозного соотношений темпов роста ВРП Пермского края с темпами роста валового внутреннего продукта (ВВП) России Корректировка долгосрочного прогноза динамики ВВП России по сценариям социально-экономического развития страны Расчет темпов роста (ВРП) Пермского края по отношению к 2007 году

Индикаторы по видам транспорта - преодоление ограничений и «узких мест» в развитии транспортного комплекса - доля протяженности железных дорог, имеющих ограничения пропускной способности - доля протяженности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, обслуживающих движение в режиме перегрузки; - доля протяженности автодорог федерального, регионального и межмуниципального, местного значения, соответствующих требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям; - соответствие темпов строительства и реконструкции автодорог с твердым покрытием темпам автомобилизации. - доля перевозок внутренним водным транспортом в общем объеме перевозок края; - доля подлежащих декларированию судоходных гидротехнических сооружений (СГС), имеющих неудовлетворительный уровень безопасности. - доля регионального пассажиропотока в общем пассажиропотоке аэропорта «Большое Савино». - доля Пермского края в авиаперевозках пассажиров в РФ.

Этап 5. Ранжирование приоритетности стратегических направлений развития транспортного комплекса региона Анализ по методу «затраты-эффект» Сопоставление между собой стратегических направлений и мероприятий по затратам и эффекту от реализации. Ранжирование исходя из максимума эффекта и минимума затрат Выделение групп мероприятий: 1) мероприятия с максимальным эффектом и минимальной трудоемкостью; 2) мероприятия с максимальным эффектом и средней, а затем высокой трудоемкостью реализации; 3) мероприятия со средним эффектом и минимальной трудоемкостью; 4) прочие мероприятия. Рейтинговая оценка каждого мероприятия с точки зрения затрат и эффекта от реализации Классификация направлений и мероприятий развития транспортного комплекса на группы по социально- экономическим факторам, на которые они влияют, а также по уровню и продолжительности этого влияния 1. Направления и мероприятия развития транспортного комплекса, оказывающие краткосрочное воздействие на экономику региона (на период до 5 лет) 2. Направления и мероприятия развития транспортного комплекса, оказывающие краткосрочное воздействие на социальную сферу региона (на период до 5 лет) 3. Бизнес-образующие направления и мероприятия развития транспортного комплекса, оказывающие стимулирующее среднесрочное воздействие на экономику региона (на период от 5 до 15 лет) 4. Бизнес-образующие направления и мероприятия развития транспортного комплекса, оказывающие стимулирующее среднесрочное воздействие на социальную сферу региона (на период от 5 до 15 лет) 5. Направления и мероприятия развития транспортного комплекса, оказывающие долгосрочное воздействие на экономику региона (на период свыше 15 лет)

«Научный центр по комплексным транспортным проблемам» Министерства транспорта Российской Федерации 2009 г. Спасибо !