21.04.2013 Учитель информатики и ИКТ Ланина Марина Николаевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Преподавание - двусторонний процесс. Обратная связь достаточно активная, и иногда существенно влияет на результативность урока как в одну, так.
Advertisements

Структура планирования урока. Основные типы и этапы урока.
1 ШКОЛА, ГДЕ СОГРЕВАЮТ СЕРДЦА И РАСТЯТ ТАЛАНТЫ.. Тема педагогического совета: «Современные формы и методы проведения урока – залог повышения качества.
1. Сформулировать тему занятия 2. Определить его целевую установку 3. Спланировать учебный материал, подобрать учебные задания 4. Продумать «изюминку»
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей.
Самоанализ урока. Требования к уроку 1. Научность. 1. Научность. 2. Воспитывающий и развивающий характер каждого урока. 3. Осуществление связи с жизнью,
Подготовила Павлова С.В.- методист. Учебное занятие состоит из следующих этапов: организационного; проверочного: подготовительного; основного; контрольного;
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Требования к современному уроку в условиях внедрения ФГОС Урок - это удивление, удовольствие, усилие, успех.
Урок в современной школе Как сконструировать современный урок? Лобанов Александр Владимирович учитель физики, информатики МОУ «СОШ с. Ленинское» п. Архара,
Татаринова Л. П. СХЕМА МОДЕЛИРОВАНИЯ И САМОАНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Методические рекомендации заместителя директора по НМР Татариновой Л. П.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Типология современного урока Как подготовить современный урок Самоанализ урока.
Критерии оценки эффективности и качества урока. усвоение учащимися определенных знаний; развитие общеучебных умений и навыков; включенность учащихся в.
Учебное занятие английского языка, обеспечивающее современное качество образования
Выполнила учитель немецкого языка МАОУ СОШ 25 Резник Т.И.
Как подготовить современный урок. Цель – тип урока – структура урока – расход времени на различных этапах урока.
Системно-деятельностныйподход Учитель Ученик планирует организует контролирует организует корректирует контролирует корректирует анализирует.
Педагогический семинар 08 марта 2010 года. Комплексный анализ урока Структурно-временной анализ урока.
Требования к современному уроку. Урок (по А.А. Вагину) Урок - форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного.
Транксрипт:

Учитель информатики и ИКТ Ланина Марина Николаевна

В пояснительной записке к уроку необходимо отразить: · место и роль темы данного урока в курсе, разделе, темы; · краткая характеристика психолого-педагогических и интеллектуальных особенностей класса, влияющих на методику и реализацию этого урока; · как и когда осуществлялась пропедевтика темы данного урока на предыдущих; · как, когда и каких последующих тем осуществляется пропедевтика на этом уроке; · достоинства и недостатки методики изложения этой темы в разных пособиях, учебниках, т.п. (минимум в 3-х); · список используемой литературы.

Практическая рекомендация: следует изучить эту тему минимум по трем учебникам/пособиям; закрыть их и написать собственный вариант с учетом пожеланий учителя информатики и методиста. Содержательная часть конспекта урока - любая принятая форма, отражающая все компоненты методической системы: · цель (сконцентрировать внимание на дидактической цели урока, с конкретной расшифровкой/детализацией задач по итогам урока: знать, уметь, понимать, исследовать); · содержание (четкая структура урока - этапы урока, распределение времени, назначение каждого этапа, т.д.; непременное выполнение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм) · собственно методика (подробный сценарий урока, содержащий правильные ответы на планируемые вопросы и выполненные задания; предусмотреть возможные варианты ответов и решений от учащихся); · организационные формы (как организована работа - педагога и учащихся - на любом этапе урока; абсолютно четкая и ясная мысленная модель урока; т.п.); · средства обучения (плакаты, стенды, обучающие программы; особое внимание системе вопросов, примеров, упражнений. задач; их корректной постановке и формулировке).

Урок изучение и первичное закрепление новых знаний. Вид учебных занятий: лекция, экскурсия, исследовательская лабораторная работа, учебный и трудовой практикум. Цель - воспитание учащихся и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения. 1. Организация начала урока. 2. Проверка домашнего задания. 3. Подготовка учащихся к усвоению. 4. Изучение нового материала. 5. Первичная проверка усвоения знаний. 6. Первичное закрепление знаний. 7. Контроль и самопроверка знаний. 8. Подведение итогов урока. 9. Информация о домашнем задании.

Урок закрепления знаний. Вид учебных занятий: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Цель - вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению. Логика процесса закрепления знаний: 1. Актуализация опорных знаний и их коррекция. 2. Определение границ (возможностей) применения этих знаний: что с их помощью можно определить, где применить? 3. Пробное применение знаний. 4. Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний. 5. Упражнения с переносом знаний в новые условия.

Урок комплексного применения ЗУН учащихся. Вид учебных занятий: практикум, лабораторная работа, семинар. Цель - усвоение знаний самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Логика процесса комплексного применения ЗУН: 1. Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний. 2. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности. 3. Усвоение образца комплексного применение ЗУН. 4. Применение обобщенных ЗУН в новых условиях. 5. Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков.

Урок обобщения и систематизации знаний. Вид учебных занятий: семинар, конференция. Цель - усвоение знаний в их системе. Подготовка учащихся: сообщение заранее темы (проблемы) вопросов, литературы. Вооружение учащихся во время обобщающей деятельности на уроке необходимым материалом: таблицами, справочниками, наглядными пособиями, обобщающими схемами. фрагментами фильмов. Самое главное в методике обобщения - включение части в целое.

Урок проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся. Вид учебных занятий: зачет, коллоквиум, общественный смотр знаний. Цель - определение уровня знаний, сформированности УН, комплексного их применения. Закрепление и систематизация знаний. Коррекция знаний умений, навыков. В процессе учебно-познавательной деятельности учащихся лежит деятельность, направленная на выполнение постепенно усложняющихся заданий за счет комплексного охвата знаний, применения их на разных уровнях. 1. Уровень осознанного воспринятого и зафиксированного в памяти знания. Это значит понял, запомнил, воспроизвел. 2. Уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел, применил по образцу и в измененных условиях, где нужно узнать образец. 3. Уровень готовности к творческому применению знаний. Это значит: овладел знаниями на 2 уровне и научился переносить в новые условия. Цели урока: 1. Воспитательные 2. Образовательные 3. Развивающие

ЭтапыДидактические задачиПоказатели реального результата решения задачи Организация начала занятий Подготовка учащихся к работе на занятиях Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм Проверка выполнения домашнего задания Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекция пробелов Подготовка к основному этапу занятий Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно- познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений Готовность учащихся к активной учебно- познавательной деятельности на основе опорных знаний Усвоение новых знаний и способов действий Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладения способами действий Первичная проверка понимания Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся

Закрепление знаний и способов действий Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации Обобщение и систематизация знаний Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих проблем Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей Контроль и самопроверка знаний Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения Подведение итогов занятия Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах обучения РефлексияМобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества Информация о домашнем задании Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, проверка соответствующих записей Реализация необходимых достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития

ЭтапТДЗ этапаМетодыФормыВиды деятельности 1. Организационны й момент Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе. Устное сообщение учителя общеклас сные работа в тетради 2. Проверка выполнения д/з Выявить уровень знаний по д/з. Определение типичных недостатков. Мотивация, побуждение к поиску, Создание проблемной ситуации сочетание общеклас сных и индивиду альных дидактическая игра Вычислитель ная машина" 3. Подготовка к активной у.п.д. Активизировать знания учащихся, необходимых для изучения нового материала. Формировать познавательные мотивы. дидактическая игра Клоуны 4. Установка познава-тельной задачи Организация учащихся по принятию познавательной задачи. Устное сообщение учителя общеклас сные 5. Усвоение новых знаний Сформировать конкретные представления о периметре пр- ка и способах его вычисления; побуждать стремление детей самих искать решение задачи. Эвристичес кий (частично- поисковый) сочетание общеклас сных и индивиду альных решение задач

Первичная проверка понимания Установить осознанность восприятия. Первичное обобщение. Учить выбирать рациональные способы решения. Анализ и логическое доказательное мышление сочетание общеклассных и индивидуальн ых 7. Закреплен ие знаний Организовать деятельность по применению новых знаний. Обучать работе в мини- коллективе. Самостоятельная работа парнаяпрактическ ая работа 8. Самопрове рка знаний Выявить уровень первичного усвоения нового материала. Самостоятельная работа индивидуальн ые решение задачи по карточкам, с.р. на повтор 9. ИтогАнализ успешности усвоенного материала и деятельности учащихся. Устное сообщение учителя, учащегося 10. Домашнее задание Дать информацию и инструктаж по домашнему заданию консультация

Преподавание - двусторонний процесс. Обратная связь достаточно активная, и иногда существенно влияет на результативность урока как в одну, так и в другую стороны. А потому для понимания и осознания происходящего на проведенном уроке, понимания причин (а что сделал я не так?), существует такой вид деятельности как анализ урока (точнее, во-первых, самоанализ, а затем - помощь коллег, присутствовавших на уроке). Для анализа проведенного урока и при подготовке к нему следует за основу брать пять основных компонент методической системы.

Самоанализ урока учителем предусматривает ответы на следующие вопросы: 1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Его связь с предшествующими уроками? 2. Какие особенности класса были учтены при планировании урока? 3. Какие задачи планировалось решать на уроке? Чем обосновывался такой выбор задачи? 4. Чем обосновывался выбор структуры и типа урока? 5. Чем обосновывался выбор содержания, форм и методов обучения (по элементам урока)? 6. Какие условия (учебно-материальные, гигиенические, морально- психологические, эстетические и временные были созданы на уроке? Насколько они благоприятствовали успешной работе? 7. Были ли отклонения от плана урока? Почему? Какие именно? К чему они привели? 8. Как можно оценивать результаты урока? Решены ли его задачи? Не будут ли перегрузки учащихся? 9. Какие выводы на будущее можно сделать из результатов урока?

Общая структура урока (основная дидактическая цель урока: его место в системе уроков по теме: основные моменты урока, дозировка времени: соблюдение основных требований к оформлению каждого урока, эффективность использования времени на уроке). 2. Реализация основной дидактической цели урока. (Выполнение требований программы, соотношение материала, объясненного на уроке и данного на самостоятельную работу, организация восприятия, внимания, познавательного интереса, организация первичного закрепления материала, проверка качества ЗУН, использование раздела и программ, требования к знаниям: опрос учащихся - принцип вызова, дифференцированные задания, использование примерных норм оценок учащихся, данных в программах). 3. Развивающая сторона урока (вовлечение учащихся в совершение основных мыслительных операций, преодоление посильных трудностей, развитие познавательной самостоятельности и последовательности, научности связи теории с практикой, прочности знаний). 4. Соблюдение основных принципов дидактики (принцип наглядности, сознательности и активности в работе учителя и учащихся, доступности и посильности, систематичности и последовательности, научности связи теории с практикой, прочности знаний).

Методы обучения (методы ведения нового материала, закрепление и выработка умений и навыков, контроля: соответствие методов общей направленности обучения дидактической цели, специфике учебного предмета: зависимость выбора методов обучения от материальной оснащенности школ). 6. Воспитывающая сторона урока (использование воспитательных возможностей содержания учебного материала, формирование мировоззрения, связь с жизнью, воспитание добросовестного отношения к труду, учению, использование воспитательной возможности оценки, воспитательное воздействие личности учителя). 7. Учитель на уроке (подготовка к уроку, роль конспекта, виды деятельности на уроке, контакт с классом, индивидуальный подход к учащимся, значение предмета, увлеченность им, внешний вид учителя). 8. Работа учащихся на уроке (подготовка учеников к уроку, активность на разных этапах урока, виды деятельности, культура речи, дисциплинное отношение к предмету, учителю: динамике работоспособности, моменты наивысшей активности, падение работоспособности, их причин, уровень сформированности умения учиться). 9. Гигиенические условия урока (помещение, его оснащенность, мебель, соблюдение принципов рассадки, расписание вы этот день, длительность и характер проведения перемен, влияние гигиенических условий на динамику работоспособности на уроке).

Каково место урока в теме, разделе, курсе? Как этот урок связан с предыдущими, как этот урок работает на последующие уроки? Каков тип урока? 2. Какие особенности учащихся были учтены при планировании данного урока? 3. Какие задачи решались на уроке: образовательные, воспитательные, задачи развития? Была ли обеспечена их взаимосвязь? Какие задачи были главными? Как учтены в задачах особенности класса? 4. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли связки между этапами урока? 5. Выведено ли главное, существенное на уроке? 6. Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала?

Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия нового материала и почему? 8. Необходим ли был дифференцированный подход к учащимся? Как он осуществлялся? 9. Как был организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществляется? 10. Как использовался на уроке учебный кабинет, какие средства обучения? 11. За счет чего обеспечивалась в классе высокая работоспособность школьник в течении всего урока, как поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, общение? 12. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось - почему? Как учитель планирует выполнить нереализованное?

Примерный план беседы по анализируемому уроку, а также для заполнения карты анализа и оценки эффективности уроков. п/пЧто оцениваетсяБаллы 1.0Оценка основных личностных качеств преподавателя: 1.1Знание предмета и общая эрудиция преподавателя в целом. 1.2Уровень педагогического и методического мастерства. 1.3 Культура речи, темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность. 1.4 Степень тактичности и демократичности взаимоотношений с учащимися. 1.5Внешний вид педагога, мимика, жесты, культура поведения. 2.0Оценка основных характеристик учащихся на уроке: 2.1Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности. 2.2Уровень общеучебных и специальных умений и навыков. 2.3Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы. 2.4Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности.

Оценка содержания деятельности преподавателя и учащихся: 3.1 Научность, доступность и посильность изучаемого учебного материала, формируемых умений и навыков. 3.2 Актуальность и связь с жизнью (теории с практикой). 3.3 Степень новизны, проблемности и привлекательности учебного материала (получаемый учащимися информации). 3.4 Оптимальность объема предложенного для усвоения материала. 4.0 Оценка эффективности способов деятельности преподавателя и учащихся в ходе урока: 4.1 Рациональность и эффективность использования времени урока, оптимальность его темпа, а также чередование и смены видов деятельности. 4.2 Степень целесообразности и эффективности наглядности и ТСО на уроке. 4.3 Степень рациональности и эффективности использования на уроке методов и организационных форм работы. 4.4 Уровень обратной связи со всеми учащимися в ходе урока. 4.5 Эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений и навыков.

Степень эстетического воздействия урока на учащихся. 4.7 Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателем и учащимися на уроке. 4.8 Оценка цели и результатов проведенного урока: 4.9 Степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки цели урока. 5.0 Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно. 5.1 Степень обучающего воздействия урока на учащихся (чему и в какой степени научились). 5.2 Степень воспитательного воздействия (что способствовало их воспитанию). 5.3 Степень воздействия урока на развитие учащихся (что способствовало их развитию).

Применяемые обозначения: ТДЦ - триединая дидактическая цель; МО - методы обучения; СУМ - содержание учебного материала; ФОПД - формы организации познавательной деятельности. Количество баллов: 2 - реализовано полностью; 1 - реализовано частично; 0 - не реализовано. Эффективность урока: Эу= Sбаллов/ Smax *100, Где Sбаллов - это сумма выставленных баллов Smax - максимально возможная сумма баллов (26) 5: 85% и нет ни одной 0 оценки, то урок можно признать отличным. 4: от 65 до 84% - урок хороший. 3 от 45 до 64% - урок проведен удовлетворительно.

Характеристика урокакол-во баллов Цель урока названа... Организованы действия учащихся по принятию цели деятельности … Соответствие содержания учебного материала ТДЦ... МО обеспечили: а) мотивацию деятельности б) сотрудничество учителя и учащихся в) контроль и самоконтроль... Соответствие методов обучения (МО) СУМ ТДЦ... ФОПД обеспечили: а) сотрудничество между учащимися б) включение каждого ученика в деятельность по достижению ТДЦ... Формы организации познавательной деятельности отобраны в соответствии с МО, СУМ и ТДЦ... Уровень достижения ТДЦ: а) образовательный аспект б) воспитательный аспект в) развивающий аспект... Итого:S баллов