Дмитрий Полетаев Дети мигрантов в российских школах и на родине: доступ к образованию и проблемы обучения (на примере исследования в школах Москвы и исследования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дмитрий Полетаев Центр миграционных исследований Дети мигрантов в московских школах.
Advertisements

Женщины-мигранты и дети мигрантов в России Полетаев Дмитрий Вячеславович Женщины-мигранты и дети мигрантов в России Центр миграционных исследований
- индивидуальные образовательные достижения обучающихся; качество организации образовательного процесса; профессиональная компетенция педагогов, их деятельность.
Поддержка мигрантов на протяжении миграционного цикла Международная Организация по Миграции Москва 2011 Региональная программа в области трудовой миграции.
Презентация концепции Заместитель директора по ИКТ, учитель информатики Серогодская Наталья Ивановна ГОУ СОШ 11 ЮЗАО Москва 2008 год.
Совместное заседание Кафедры педагогики и МО классных руководителей.
Государственное образовательное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная ( коррекционная ) школа - интернат.
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования Секция 2014 год.
ПЕДАГОГИ - ПСИХОЛОГИ Направления работы Консультирование Коррекционно – развивающая работа Проектная и клубная деятельность Диагностирование.
Приоритетные проблемы школы. 1. Проблема повышения мотивации учащихся: недостаточный уровень познавательных интересов учащихся, недостаточный уровень.
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ. Классное руководство – профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание ребенка в классном ученическом.
Кандидат психологических наук, педагог-психолог «МОУ СОШ 8» г.Ярославль Башкин Михаил Валерьевич ( Направления работы педагога-психолога.
Создание условий для сохранения психологического, физического здоровья и эмоционального комфорта всех участников образовательного процесса Ханджян А.В.
Социально – педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка – инвалида, в условиях общеобразовательного учреждения Реброва И.А., социальный педагог.
Город Шелехов 2011 г. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида 19 «Малышок»
ТЕЗИСЫ Выступление председателя общественной организации «Женщины с высшим образованием Республики Таджикистан» на тему « Нужды и приоритеты для образования.
Проект «Преемственность: детский сад- школа». Цель проекта: Использование возможности социального партнерства для согласованности дошкольного и начального.
Проект «Преемственность: детский сад- школа». Цель проекта: Использование возможности социального партнерства для согласованности дошкольного и начального.
Актуальные компетентности в деятельности классного руководителя в условиях реализации современной модели образования Петренко И.В. Руководитель ГМО классных.
На ба з е м униципального обще образовательного учреждения Богословская основная общеобразовательная школа Карасукского района Новосибирской области выступление.
Транксрипт:

Дмитрий Полетаев Дети мигрантов в российских школах и на родине: доступ к образованию и проблемы обучения (на примере исследования в школах Москвы и исследования в Таджикистане)

Дети мигрантов в российских школах. На примере исследования в школах Москвы.

Исследование проводилось в гг. 5 глубинных интервью с сотрудниками средней школы (в том числе с 2 завучами) материалы научно-практической конференции «Повышение профессиональной компетентности заместителей директоров по воспитательной работев приоритетных направлениях развития воспитания» 18 мая 2011 г. в ГОУ СОШ 983 (г. Москва) Материалы семинаров Школы педагога- исследователя «Южок» под. рук. Проф, д.п.н. Демаковой И.Д. в гг..

Изменения с 1991 года: - дети беженцев +дети мигрантов из Грузии, Армении, Азербайджана +дети мигрантов из Центральной Азии Сейчас уже приходят в школу и те, кто рождены в РФ(второе поколение с гражданством), а не только те, кто привезен в РФ

Документы: свидетельство о рождении, медицинская карта установленного образца (форма 026/у) или копия медицинской карты, паспорт одного из родителей и регистрация Принимают с 3-месячной регистрацией и потом не требуют продления Нет единой базы и при переезде в другой район Москвы, дети могут не учиться (не включены во «Всеобуч»)

Проблемность обучения в случае низкого уровня знаний полученных в стране исхода или плохого знания русского языка, в классах, соответствующих их возрасту Сложности с медобслуживанием и диспансеризацией, угрожающие как потерей здоровья детьми-мигрантами, так и общим ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки в школах Низкая доступность получения высшего образования и хорошо оплачиваемой работы при отсутствии гражданства и, как следствие, снижение мотивированности к успешной учёбе

Потеря традиционных норм поведения и риск их замены на девиантное поведение Устойчивая ориентация мальчиков- мигрантов на своё гендерное превосходство Ксенофобия части учителей Устойчивость мифа о национальных корнях детской преступности в школе, несмотря на её социальные корни

Вопрос оптимального соотношения в классах детей-мигрантов и интенсивности адаптационной работы, включая её финансирование Изолированность детей-мигрантов от местных детей вне школы Ошибочное восприятие межличностных конфликтов, как проявления ксенофобии в школе Разрозненность и слабость возможностей повышения квалификации в области специальной работы с детьми-мигрантами для учителей и администрации школ

Плохая адаптированность родителей в российском социуме имеет прямую, хотя и не всегда устойчивую связь с уровнем адаптации и интеграции их детей, а дети, в свою очередь, помогают адаптации родителей Ксенофобия в семьях транслируется детьми мигрантов в школе. Низкий уровень жизни семьи мигрантов иногда вызывает агрессивную или депрессивную защитную реакцию части детей-мигрантов

Существует специфическая стратегия у части родителей-мигрантов, которые не хотят отдавать детей в национальные школы, школы с большим количеством детей мигрантов («у вас много нерусских детей»), нацеливающая детей на интеграцию Существует специфическая стратегия у части родителей-мигрантов (особенно из Закавказья) нацеливания детей на успешную учёбу как первый шаг успешной карьеры и восхождения по социальной лестнице

Задача всеобщего обучения детей, входит в противоречие с условием наличия регистрации у родителей- мигрантов при приёме в школу, что на практике приводит к нарушениям этого правила – это надо убрать из компетенции школьной администрации Охват информационной базой данных «Всеобуч» и детей-мигрантов

Тестирование знаний при приёме в школу и обучение с потерей года (лет) обучения или использование экстерната Медобслуживание и диспансеризацию, проводить бесплатно Упрощённое получение гражданства для детей-мигрантов, проживших не менее 3-4 лет в России и окончивших российские школы

Усиление воспитательной работы с детьми мигрантов и специальная работа с учителями (тренинги, семинары, обучающие воспитательным методикам) и их материальное стимулирование Борьба с ксенофобией в учительской среде и мифом о национальных корнях детской преступности в школе Поддержка работы общественных объединений, НГО и детских организаций

Усиление внеклассной работы (коллективные походы, выезды детей, коллективные соревнования, социальное проектирование с участием детей, например, разработка и поддержание работы вебсайта школы). Общий разбор конфликтов в коллективе - с родителями, опытными педагогами и психологами. Развитие системы обмена опытом (спецсеминары для завучей, тренинги для социальных работников, волонтёров, сотрудников НПО)

Снижение ксенофобии в семьях через встречи и профилактические беседы с родителями- мигрантами опытных педагогогов и психологов в школе Возрождение правила обязательного ношения школьной формы Общие установки в воспитании, ориентированные на семью, доброжелательные отношения между людьми, как на главные ценности, оттесняющие материальное на второй план

Дети мигрантов на родине: доступ к образованию и проблемы обучения. На примере исследования в Таджикистане.

Исследование проводилось с июня 2010г.по март 2011г. 5 фокус-групп (1 - родители и родственники, 4 – дети 6-17 лет, всего 20 участников) 10 глубинных интервью 240 опрошенных домохозяйств в 4 регионах Таджикистана (Гафуров, Куляб, Шунган, Вахдат)

Посещение школы (принудительное и бесплатное) детьми до 16 лет одинакова в семьях мигрантов и семьях без мигрантов (в том числе т.к. «...в обществе принято осуждать за это (непосещение)») Дети бросают или реже посещают школу в зависимости от экономических обстоятельств и их отношения к учёбе, и причины связанные с миграцией имеют с этим сложную взаимосвязь (болезни, бедность домохозяйств, производительность труда в них)

Дети у которых хотя бы один родитель более года не поддерживал связь с семьёй чаще живут в худших экономических условиях и реже учатся после 9 класса (из 11классов) Влияние на успеваемость неоднозначно: с одной сторны - отсутствие поддержки родителей, низкий уровень контроля (в том числе со стороны других родственников – дедушек и бабушек), и, с другой стороны - денежные переводы улучшают качество образования детей мигрантов

Разработка программ, направленных на детей мигрантов, в особенности для детей из семей, где отец/мать покинул(а) семью и более года не общается с ней и не присылает денежные переводы Разработка программ по поддержанию сбережений мигрантов, улучшению инвестиционных возможностей для лучшего финансирования будущего образования детей

Повышение информированности учителей о воздействии миграции родителей на детей и о правах детей Социально-психологическая программа для учителей (навыки по: внедрению социально- психологического и психо-педагогического компонентов в их регулярную работу на уроках и родительских собраниях, предоставлению индивидуальной поддержки нуждающимся детям, работе с родителями и мобилизации поддержки в сообществе)

Поддержка внешкольного образования для детей Создание системы социальной помощи в школе, включая факультативную помощь (выполнение домашних заданий и учёба)

Поддержка работы общественных объединений, негосударственных организаций, занимающихся помощью женщинам, находящимся в сложных ситуациях и детскими программами (гранты) Всемерно способствовать усилению ориентиров в воспитании, ориентированных на семью как высшую ценность, на доброжелательные отношения между людьми, отодвигая материальные блага и личный комфорт на второй план

Посещайте сайты ООН женщины ructure/unwomen/index.shtml ЦМИ И наш живой журнал livejournal.com