Итоги и проблемы опытно- экспериментальной работы по устройству детей-сирот в семьи граждан. Мария Терновская, канд. пед. н., директор Ольга Шалковская,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Совершенствование системы помощи детям в трудной жизненной ситуации и детям с инвалидностью: предложения Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства.
Advertisements

Ключевые вопросы, касающиеся стратегии и планирования развития политики в интересах детей - профилактика социального сиротства и инклюзия детей с ограниченными.
Опыт и извлеченные уроки деятельности по развитию замещающей семьи, включая приемную, в Беларуси Национальный центр усыновления Министерства образования.
Родная семья – каждому ребенку. Обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье Цель: Укрепление семейных форм устройства детей и ускорение процесса.
Р абота по охране прав детей отдела по опеке и попечительству над несовершеннолетними Лыскова Нина Константиновна – начальник отдела Петрозаводск 2003.
Деинституализация сети интернатных учреждений и развитие системы семейного замещающего воспитания в Пермском крае Министр социального развития Пермского.
«О проводимой в Ростовской области профилактике социального сиротства среди несовершеннолетних» Министр общего и профессионального образования Ростовской.
Томас ДиФилипо Президент и Генеральный директор Опыт по развитию форм и моделей альтернативного семейного устройства.
О реализации мероприятий по профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия и развитию семейных форм устройства детей - сирот и детей, оставшихся.
Деинституционализация сети интернатных учреждений и развитие системы семейного замещающего воспитания в Пермском крае Министр социального развития Пермского.
Концепция реформы законодательства об опеке и попечительстве в отношении несовершеннолетних Галина Фёдоровна Григорьева Начальник отдела МО и по ДМ РК.
ЛЕВИТСКАЯ АЛИНА АФАКОЕВНА Директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки.
Проблемы психолого – педагогического сопровождения замещающей семьи Ослон В.Н., к.пс.н., зав. лаборатории психолого-социальных проблем профилактики безнадзорности.
Служба по устройству детей в семью и сопровождению замещающих семей как структурное подразделение ТОГОУ «Заворонежский детский дом» ТОГОУ «Заворонежский.
Дмитриева Валентина А лексеевна начальник о тдела Стрельникова Л. В. ведущий специалист Егорова В.А. ведущий специалист Бокова В.Н. главный специалист.
Стандартизация деятельности органа опеки и попечительства по развитию семейных форм жизнеустройства детей-сирот. Докладчик – начальник Управления по опеке.
восстановление в родительских правах и возврат ребенка в кровную семью; поддержание связей родителей и родственников с ребенком; устройство ребенка на.
Создание системы безопасного проживания и воспитания детей-сирот в замещающих семьях 2010 год Руководитель : Гуляева Г.А., консультант отдела по работе.
Ходырева Г.П. – заместитель директора, руководитель службы по семейному жизнеустройству и сопровождению на современном этапе.
Позитивный потенциал реформирования интернатных учреждений.
Транксрипт:

Итоги и проблемы опытно- экспериментальной работы по устройству детей-сирот в семьи граждан. Мария Терновская, канд. пед. н., директор Ольга Шалковская, руководитель службы подготовки и оценки семей ГОУ Детский дом 19 И Центр «Наша Семья» (НПО) г. Москва (495)

Общие сведения о ГОУ Детском доме 19 «Центре патронатного воспитания» Создан ДО (ЦОУ ДО) в 1994г ( с 1996г – работа с детьми) Как учреждение, предоставляющее патронатное воспитание (орг.механизм) с семейными группами и с патронатными семьями С 2000 – с приемным отделением для детей в ТЖС С 2001г – как уполномоченное учреждение органов опеки и попечительства Расходование средств и финансовая отчетность - в порядке, предусмотренном для приемных семей (фин.механизм) С ноября 2007г – в подчинении ДСМП

История патроната в России Екатерина II XIX век 20-ые годы Указ Наркомпроса 1943г 1996г. Москва – 2008г. 42 региона Патронатное воспитание вошло в ФЗ 48 как форма опеки по договору с с отсылкой к законам регионов МОН готовит поправки в ФЗ о соцпатронате (как форма соц- реаб.работы по восстановлению функционирования семьи) Патронат = -патронатное воспитание (ребенка в новой семье) -социальный патронат (над кризисной кровной семьей с ребенком) Сравнение с мировым опытом: Foster care (от античности до наших дней)

На чем основана работа ДД 19 Процессное ведение ребенка от выявления до выпуска. Комплексный метод на всех этапах означает учет и проработку всех составляющих проблемной сферы ребенка (физическую, эмоциональную, интеллектуальную, социальную), Командный подход подразумевает согласованность действий и общее понимание проблемы всеми специалистами.

Структура ДД 19 кратко

Основные процессы в работе с ребенком в ГОУ Детском доме 19 Практика ДД19 – процессное ведение случая + ведение ребенка и семьи во времени (планирование решений и мониторинг результатов) + командой специалистов (комплексная помощь) + той же самой командой (контакт с семьей) Выявле- ние Оценка семьи Соц. патронат Оценка динамики семьи Временная Патро- натная семья возврат домой Постоян- ная семья Сопровож- дение

В центре- ребенок

КОМАНДА СПЕЦИАЛИСТОВ- работает от выявления до выпуска, осуществляя мониторинг 1 Работа со случаем – движение ребенка служба Кровн. семья Реабили тац. служба Стац. подгот. ребенка Служба по раб. с патрон. семьями Соц.- правовая служба

Принципы работы Принцип «искать семью для ребенка». Ориентация на сохранение кровной семьи Убеждение, что воспитание – это работа Принцип партнерства и разделения ответственности Принцип постоянного сопровождения ребенка и семьи Переход от принципа постоянства к принципу преемственности и эффективности

Ответы на базовые вопросы Как соотносится патронат с приемной семьей, предусмотренной Семейным кодексом, а также с такой формой как опека? Каков юридический статус ребенка, патронатного центра, а также патронатных воспитателей, детского дома и органов опеки и попечительства по отношению к ребенку и в отношениях между собой? Кто с кем заключает договор? Кто является опекуном или эти функции делятся? Каково разделение обязанностей между детским домом, и органом опеки и попечительства. Что предусматривает московский закон, и что нужно урегулировать на федеральном уровне? Как обстоит дело с профессионализацией патроната, т.е. применения норм трудового права к деятельности патронатных воспитателей?

Что нужно изменить в законе ЧТО ЕСТЬ 10 категорий детей Неделимость законного представительства Работает только орган опеки (МСУ) В Формы устройства не заложено сопровождение Нет форм профилактики ЧТО НАДО Унифицировать категории детей Разграничение законного представительства Создание уполномоченных служб ООП Необходимо ввести новую форму устройства- патронатное воспитание, основанное на разграничении прав – основа для сопровождения Ввести соц патронат (на основе разграничения прав)

Работа с ребенком, подготовка ребенка к семье Работа с кровной семьей Оценка и подготовка семьи Подбор семьи для ребенка ПРОФ. сопро- вождение ребенка и семьи 5 составляющих работы

Зачем нужна профессиональная подготовка ребенка? 50-70% детей требуют терапии травм: -Связанных с жестоким обращением -С разрывом (несформированностью) привязанностей Как готовить ребенка: Диагностика и реабилитационная работа -В стационаре -В профессиональной патронатной семье -Иметь команду специалистов -Проработать возврат в семью до помещения в постоянную замещающую семью

Сообщение Принятие случая в работу Первичное вмешательство 7дн Предварительная оценка и план безопасности (1 мес) Заключение по итогам Текущая оценка (2,5 мес) Стратегия изменений Предоставление услуг Оценка динамики семьи (каждые 3 месяца) Заключительная оценка Закрытие случая-2 года Комиссия по Защите Прав детей Последовательность работы по социальному патронату

Зачем готовить семьи: Оценка Дача информация и устранение мифов Формирование позитивного контакта со службой = основа успеха сопровождения Работа с компетенциями (оценка, формирование) Помощь в принятии решения Психологическая поддержка в процессе принятия решений

Путь патронатного воспитателя Получение информации Первый контакт по телефону или очный Информационная встреча Интервью Регистрация на тренинг, тестирование Тренинг и обследование семьи Комиссия и Дача заключения Подбор ребенку семьи Резерв Знакомство Долгосрочное Патронатное воспитание Краткосрочное Сопровождение, тренинг род. навыков

История подходов к оценке Что за человек (оценка личности) Что за семья (оценка семейной системы) С чем они могут справиться (компетентность)

Статистика за 13 лет работы Детского дома 19 Статистика по детям: Обследования и социальный патронат в кровной семье- 187 детей В детский дом было зачислено 305 детей. Помещено в патронатные семьи – 250 детей в 203 семьи Плюс устроили около 100 детей в 85 семей из других детских домов Остались без помещения в постоянную семью (или без возврата домой) к моменту выпуска в самостоятельную жизнь – 6 % В другое учреждение (кадеты, цирковой интернат) – 12 (через временный патронат- 3) Выпущено: 53 ребенка ( через патронат- 23) Вернулись в кровную семью – 55 (12 были во временных патронатных семьях) Под опеку– 12 (через долгосрочный патронат 6) Усыновлено – 25 (все через патронат) Международное усыновление - 6 Т.е. всего смогли помочь (устроить в семью) – 94% детей!

Дети по юр. статусу пьют оба родителя – 40%, все родственники – 29% подвергались жестокому обращению, вплоть до госпитализации с травмами в больницу (18,3 %), подвергались сексуальному насилию (28,2%)

Возраст при помещении в семью

Примерное соотношение при работе с семьями интервью Тренинг (58 групп) Успешные патронатные 183 семьи

Статистика по семьям Звонков – от около 4000 семей Интервью прошли 867 семей Всего обучено– 460 семей (58 групп) Обследовано – 435 семей Взяли всего – 280 семей Взяли у нас – 72,5% Взяли не у нас – 27,5% (не точно)

Статистика по семьям Всего брали у нас 250 детей 203 семьи Успешных семей – 183 (90%) = Это = 21,2% от пришедший на интервью и 7- 10% от звонивших Сейчас действует – 94 семьи Вырастили детей – 27 семей Перешли к опеке и усыновлению -28 Всего краткосрочников - профи– 12 Были краткосрочниками – 34 (по 1 разу)

Статистика по семьям Средний возраст – 43,6 лет, среди успешных – 42,9 лет Полных семей – 58,3%, среди успешных их – 66% Семей с детьми – 44,8%, среди успешных их – 45,9% Потерявшие детей – 12% Потом родили ребенка («бесплодные пары»)– 16 семей = 26% от семей без детей

Семьи по составу семьи

Число приемных детей в семье

Необходимость сопровождения ребенка и семьи после устройства ЦЕЛЬ: Предотвращение вторичных возвратов детей, и насилия, адаптация Необходима единая система оценки ребенка и динамическое наблюдение Для ребенка: текущая диагностика, прогноз, планирование, взаимодействие, помощь, терапия, контроль Для семьи помощь в практических делах социальная и юр. защита ребенка профессиональное консультирование, семейная и индивидуальная терапия тренинги по отдельным вопросам адаптации и воспитания Клуб воспитателей Кто это делает: Детский соц работник Психолог Врач Педагог Соц работник по работе с патронатной семьей Соц работник по работе с кровной семьей

Что говорит опыт: динамика адаптации ребенка в семье 1 кризис 1-3 месяца (развенчивание ожиданий) 2 кризис: 1 год (адаптация семьи и границы) Подростковый кризис Кризис выпуска Данные Детского дома 19, за 10 лет

ИТОГИ: Нормализация развития ребенка При поступлении – низкие показатели В настоящее время – НОРМА!

Итоги: Экономический эффект – 37%

Итоги патроната 95% устроенных в семью детей, ИЗ ЧИСЛА направляемых в детские дома Эффективное сохранение детей в кровных семьях ЕЩЕ ДО ИЗЪЯТИЯ И ПУТЕМ ВОЗВРАТА В СЕМЬЮ Стабильное безопасное воспитание В СЕМЬЯХ Сопровождение заложено в «природу отношений» - разграничение прав ЕСТЬ в договорах Работающая модель реструктурирования детских домов в центры профилактики и семейного устройства детей Т.Е. = РАБОТАЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ДЕИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ГОТОВАЯ К ТИРАЖИРОВАНИЮ

Что мы хотим? Для ребенка: Чтобы дети воспитывались в семьях: - биологических - или в новых семьях Качество: Чтобы потребности развития ребенка были удовлетворены -Здоровье -Привязанности, эмоциональное развитие -Идентичность -Обучение и интеллектуальное развитие -Поведенческое развитие -Социальная адаптация Стабильность отношений в семье Успешность в будущем КАК ЭТО СДЕЛАТЬ?

Причины эффективности нашего опыта- Какие нужно сделать выводы

Вывод 1 Нужен единый процесс защиты прав ребенка Нужно соединить в один процесс профилактику и семейное устройство

Вывод 2: УСЛОВИЯ УСПЕХА АДАПТАЦИИ ребенка в семье: 1.Качество отношений и привязанностей патронатных родителей и ребенка 2. Качество партнерских отношений учреждения и патронатной семьи 3. Права и обязанности учреждения, (органа опеки) и семьи юридически определены

Вывод 3: Почему неэффективна нынешняя модель работы по ООП? Отсутствие единого ведения дела ребенка (разрывность процесса защиты прав) Работа с формами устройства, а не с потребностями ребенка Отсутствие «продленной» ответственности за защиту прав ребенка у ООП = нет прав и обязанностей- нет работы Формы устройства не «содержат» сопровождение Отсутствие специальных проф. служб по устройству детей и по сохранению семьи (администраторы, а не специалисты) «МИФЫ» усыновления и опеки

МОДЕЛЬ РАБОТЫ по ООП Должна включать учреждения по опеке и попечительству по типу ДД 19

Новая структура ООП ООП (орган исполнительной власти субъекта РФ) Территориальный отдел ООП Территориальный отдел ООП Уполномоченные организации – Учреждения по опеке и попечительству

Орг схема работы с ребенком в новой модели Орган опеки «местный» Выявление случаев Обследование кр семей Соц патронат Сохранение семьи Врем. Устр В патр. семью Постоянное Устр. В семью Сопровожд. После устр. Работа на Возврат в семью Орган опеки субъекта Рег.банк данных сирот Учет неустр. в семью, Путевки в другие ДД Реаб стационар Дети, не устроенные в семью Кризисные семьи Семьи, желающ взять реб.: ДД Междунар. Усыновл. выпуск Уполномоченная организация

Путевка на ребенка в ДД Орг схема работы «Старая» Орган опеки местный : Сам проводит обследование и принимает решение о защ. прав реб выявление. Орган опеки субъекта Рег. Банк данных Кризисн. семьи Возврат домой Приемные семьи ООП дает заключение ДД Опека Приемная семья усыновление Междун Усыновл. ДД Установление статуса и направление сведений В Рег банк данных, путевки ДО Приемные семьи, Имеющие заключение ООП

Путь усыновителя в старой модели ПМСЦ1 РБД ДД Суд ООП2 » ПМСЦ2 ООП 1

Путь усыновителя в новой модели Центр Семейного устройства ООП

Региональная модель Центры Семейн. устройства Центр Распространения Он же- площадка Оставшиеся дд Дет. Деревни, Семейн.дд.. Малокомпл. Дд, Семейные центры Выделенная территория, обслуживаемая данным Набором служб (включает несколько Муниципальных районов) помощь ООП Центр распространения распространяет технологии и супервизирует

Каковы критерии для оценки существующих детских домов, чтобы принять решение об их трансформации в этом направлении Мотивация руководителя Ценности и убеждения Готовность к переменам Способность кадров к переподготовке Наличие опыта по взаимодействию с опекунами, усыновителями Удобное расположение для жителей

Дети выводятся в патр. семьи 1 группа детей 2 гр детей ФОТ 2 ставки соц педагогов 8 ставок патр. воспитат елей Добавить к ФОТ на 3 года Ищут и готовят семьи Высвобождение ставок- дает новые ставки п.в Для следующих детей. КАК?- Реальное перепрофилирование Детдома

РАЗРАБОТАЛИ СТАНДАРТЫ 1.Процесса работы ООП 2.Категорий детей – единая категория 3.Разработан Порядок работы : 1.ООП 2.Центра СУ 3.Подразделений Центра СУ 4.Финансовые механизмы 5.Компетенции семей (патронат) 6.Компетенции персонала

РАЗРАБОТАЛИ технологии Технология оценки потребностей ребенка Технология подготовки ребенка к дальнейшему движению Технология социального патроната Технология работы службы по устройству в семью Технология последующей работы совместно с семьей Технология перепрофилирования учреждения

разработали теории и программы Теория процесса адаптации ребенка в семье (4 этапа адаптации) Теоретические основы (механизмы, условия и факторы) адаптации Новая профессия: надомный воспитатель (патронатный воспитатель)

разработали теории и программы Модельный закон субъекта Нормативная база для Уполномоченного учреждения Формы оценки ребенка и технология мониторинга оценки развития приемного ребенка Формы оценки кровной семьи

разработали теории и программы Программы подготовки принимающих семей Программы тренингов - сопровождения (Я воспитываю ребенка, Я воспитываю подростка, Трудное поведение, Свой и приемный ребенок, Братья и Сестры, Готовимся в школу) Программы переподготовки кадров для служб Утверждены Экспертным Советом Минобразования

Разработали критерии оценки и показатели эффективности Количественные показатели: Качественные показатели : -Для ребенка -Для семьи -Для службы -Для ООП

Результат моделирования процесса вывода детей Коэффициенты устраиваемости детей в семью : дети в возрасте 0-3 года устраиваются на 100%, дети 4-11 лет – на 70%, дети лет – на 30%, подростки в возрасте лет не устраиваются в семью и остаются в учреждениях (коэффициент = 0%).

Что дальше? Какое место занимает данная практика в общем контексте реформы системы воспитания и ухода за детьми

Мария Терновская Ольга Шалковская ГОУ Детский дом 19 И БФ «Наша Семья» (НПО) г. Москва (499) СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!