Модели предшкольного образования в России. Модели предшкольного образования (С-Петербург) Условно можно выделить следующие «разноресурсные» (разнозатратные)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 58 Колпинского района Санкт - Петербурга.
Advertisements

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ.
Составители: Е.Е. Лысенкова, директор ГБОУ СОШ 365 О.Е. Козлова, зав. структурным отделением ДОД ГБОУ СОШ 365 Е.А. Баранова, старший воспитатель ГБОУ СОШ.
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия ; - обеспечение равных возможностей полноценного.
Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ. Понятие о преемственности Преемственность - это как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка,
1 ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ НАЧАЛЬНОГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 5-7 ЛЕТ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Новые формы дошкольного образования Т.С. Коробовцева начальник МУ «Методический кабинет», Почетный работник образования.
последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий.
Педагог-психолог Балаганская О.А.. Игра форма деятельности, доступная каждому ребенку Игра – это самовыражение.
Стандарт состоит из трех компонентов: требований к содержанию образовательной программы, требований к содержанию образовательной программы, к условиям.
ЧАСТЬ 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
Заведующий ГБДОУ30 Курортного района Сержант Н.В. Сохранение преемственности между детским садом и начальной школой – одно из условий реализации требований.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Преемственность: школа – детский сад.» Курочкина Е.И. воспитатель.
Целью образовательной политики области дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование.
МКДОУ ДСКВ 14 « Дельфин ». Основные программные документы по организации образовательного процесса. В МКДОУ ДСКВ 14 «Дельфин» реализуются программы дошкольного.
Необходимые условие для совершенствования системы дошкольного образования Целостное представлен ие о ребенке дошкольного возраста. Представление о целостной.
«Создание развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в группе 1 в условиях реализации ФГОС ДО»
Управление образования администрации Прокопьевского муниципального района муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Котинский детский.
Транксрипт:

Модели предшкольного образования в России

Модели предшкольного образования (С-Петербург) Условно можно выделить следующие «разноресурсные» (разнозатратные) модели предшкольного образования: «Редукционная» модель – ориентированная в основном на формирование готовности к обучению. Воплощением такой модели является большинство существующих в настоящее время групп подготовки к школе, организуемых при школах.

«Обогащающая» или «развивающая» модель – ориентированная преимущественно на личностное развитие ребенка. В этой модели внимание также может уделяться формированию физической готовности ребенка к школе. Предшколы этой модели могут существовать при Домах творчества юных, в которых есть специалисты, способные обеспечить всестороннее развитие ребенка.

«Гармоничная» модель – ориентирована на полноценное формирование готовности ребенка к школе, т.е. готовность к обучению, все стороны личностной готовности, физическую готовность. Данная модель в полном объеме (в соответствующих программах и объеме часов) реализуется сейчас в условиях дошкольного образования – в детском саду.

Модель «предгимназия» - по сравнению с предыдущей моделью, ставит целью сформировать у ребенка не предпосылки к овладению чтением, письмом, счетом, но умения читать, писать, считать на достаточно высоком уровне. По результатам проведенного исследования (изучение особенностей адаптации «домашних» детей к школе) было выявлено, что они по сравнению с детьми, окончившими детский сад, испытывают больше трудностей в социально- психологической адаптации к классу, менее успешны в построении межличностных отношений и общении.

Поэтому, развитие коммуникативной компетентности «домашнего» ребенка должно быть в зоне особого внимания при любой модели предшкольного образования. «Домашний» ребенок. Предмет обучения и воспитания предшкольного образования – «домашний» ребенок 5-6 лет, не ходивший в детский сад. О детях данного возраста, посещающих детский сад, педагогам известно, но знаний и опыта взаимодействия с большим количеством «домашних» детей – нет.

Отсюда вытекает обоснованная необходимость проведения исследования психологических особенностей «домашних» детей, что будет основой построения взаимодействия с ними. Реализация любой модели предшкольного образования требует: специальной дополнительной работы по обоснованию и разработке (адаптации) программ созданию всего учебно-методического комплекса предшкольного образования подготовку специалистов, владеющих методикой работы с детьми старшего дошкольного возраста

Модель предшкольного образования («Эврика»- Екатеринбург) Звено «предшкольное образование» создается в качестве специальных групп в следующих учреждениях (организациях): детских дошкольных общего типа (ДДУ); детских дошкольных санаторного типа; комплексах: детский сад – начальная школа, детский сад – полная средняя школа; реабилитационных центрах, где интегрированы оздоровительно- образовательные программы для детей от 2-х до 17 лет; прогимназиях с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.); иных образовательных учреждениях (организациях), обеспеченных государственной аттестацией и аккредитацией, реализующих программы дошкольного и начального школьного образования.

Предшкольное образование может осуществляться: – в группах полнодневного пребывания с «полным образовательным циклом»; – в утренних либо вечерних группах (посещение 3-4 раза в неделю развивающих занятий); – в вечерних разновозрастных группах (занятия по интересам, общение); – в группах «выравнивания», коррекции и оздоровления; – в семейных группах (дети-родители).

Группы для детей в возрасте 5-7 (в отдельных случаях - 8) лет могут размещаться в учреждениях, осуществляющих дошкольное или начальное школьное образование при наличии условий, соответствующих потребностям ребенка дошкольного возраста, с учетом особенностей режимной организации: помещения для учебной, досуговой, игровой деятельности, комнаты для отдыха, спальные, раздевалки, пищеблок, медицинский кабинет, прачечная, санитарные узлы и другие необходимые помещения.

Организация образовательного процесса. Участниками образовательного процесса являются дети в возрасте 5-7, в отдельных случаях - 8 лет, их родители (законные представители), педагогические и медицинские работники. Преемственность дошкольного и начального школьного образования характеризуется: 1) постепенным переходом от досугово-игровой к учебной деятельности (в дошкольном звене - преимущественно игровая; в предшкольном - преимущественно игровая с элементами учебной; в начальном школьном звене - преимущественно учебная с элементами игровой),

2) развитием в начальной школе детско-взрослого взаимодействия на принципах равноправного сотрудничества при демократическом стиле общения, 3) использованием «сквозных» программ дополнительного образования и специальных «переходных» программ. Единство и целостность образовательного пространства обеспечивается: преемственными образовательными программами. единой развивающей досугово-культурной средой; общей моделью ресурсного обеспечения; системой стандартов и гарантий; едиными профессионально-педагогическими принципами и нормами; сквозными методическими принципами;

Основными формами образования детей в предшкольных группах являются: Сюжетно-ролевые, театрализованные, развивающие, компьютерные и подвижные игры, продуктивная художественно- эстетическая деятельность, экспериментирование и опытническая деятельность, общение, конструирование и моделирование, учебные занятия. Детско-взрослое сотрудничество, исходящее из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития с учетом личного опыта, баланс разных видов активности детей – умственной и физической, а также разных видов детской деятельности, создание развивающей среды Профессионально квалифицированное сопровождение ребенка составляет основу организации образовательного процесса.

НИРО (Нижегородский институт развития образования) Примерные модели организации подготовки детей к школе: открытие учреждений «Начальная школа – детский сад» в районах Нижегородской области создание мини-групп для детей, не посещающих ДОУ на базе учреждения «Начальная школа – детский сад» дополнительное комплектование старших (5-6 лет) и подготовительных (6-7 лет) групп в детском саду (в том числе, социальных для малообеспеченных и неблагополучных семей) социальные и платные группы кратковременного пребывания детей в условиях ДОУ (группы выходного дня, 1-2 дня в неделю)

открытие групп по подготовке к школе интернатного типа (5–ти дневного пребывания) для детей из малообеспеченных семей в ДОУ и учреждении «Школа – детский сад» открытие групп по подготовке к школе детей с ослабленным здоровьем группы подготовки к школе детей по расширенным образовательным программам (иностранный язык, художественно-эстетическое развитие и пр.) открытие в ДОУ соответствующего вида лекотек и центров игровой поддержки ребенка

развитие домашнего образования детей через систему гувернерской службы под патронажем районного отдела образования или администрации ДОУ организация семейного образования (силами родителей) по подготовке детей к школе под патронажем районного отдела образования или администрации ДОУ открытие консультативных пунктов на базе ДОУ с привлечением квалифицированных специалистов (психологов, логопедов, дефектологов, медицинского персонала и пр.) открытие социальных детских садов как одного из видов расширение сети частных детских садов, открытие частных групп в условиях ДОУ

Программное обеспечение При подготовке детей к школе использовать программы, рекомендованные ФЭС министерства образования и науки РФ Комплексные программы: «Подготовка к школе» - авторы: Н.А. Федосова, Т.С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду» - под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой « Детство» - авторы: В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина, З.А. Михайлова, Л.М. Гуревич «Истоки» - авторы: Т.И. Алиева, Т.В. Антонова« Развитие» - авторы: под редакцией О.М. Дьяченко Комплексная «Программа для групп кратковременного пребывания в детском саду: старший дошкольный возраст» - авторы: Т.Н. Доронова, Н.А. Короткова «Предшкольная пора» под ред. Н.Ф. Виноградовой

Чему и как учат наших детей? В последнее время главной заботой родителей, когда их ребенок достигает трех лет, становятся не игрушки, не сказки и потешки и даже не укрепление здоровья, а… его поступление в школу. Это странно, но понятно. Для того чтобы ребенка приняли в хорошую школу (а значит, для того чтобы он получил приличное образование, а потом удачно устроился в нашей трудной жизни), ему уже в шесть лет нужно выдержать ответственный экзамен на готовность. Следовательно, нужно как можно раньше начать обучение.

Учат читать, считать до 100 и обратно, учат иностранному языку, логике, риторике, грамматике, математике и даже философии. За такой детский сад родители готовы платить немалые деньги – ведь для своего ребенка, его будущего ничего не жалко. И воспитатели в соответствии с законами рыночной экономики охотно идут навстречу потребителю (то есть родителю) и учат. В результате система дошкольного воспитания все более превращается в начальную ступень школьного обучения.

Такая тенденция является не только неоправданной ни с педагогической, ни с психологической точки зрения, но и весьма опасной: она может вызвать непредсказуемые последствия. Дело в том, что в силу своих психологических особенностей дети дошкольного возраста (до 7 лет) не способны к осознанной и целенаправленной учебной деятельности (Д.Б.Эльконин, Е.Е.Кравцова, Е.О.Смирнова и др.) Знания и умения, приобретаемые в процессе учебных занятий и не включенные в жизненные интересы детей, не имеют для дошкольников личного смысла, а потому плохо усваиваются и, естественно, не дают развивающего эффекта.

Заучив какие-либо термины и формулировки, дети не понимают их и не могут использовать на практике. Несмотря на огромные усилия педагогов и дошкольников, готовность последних к школе остается весьма сомнительной (Л.А.Парамонова, Е.О.Смирнова, Н.Ф.Виноградова и др.) Дети не могут учиться только потому, что этого хотят взрослые. И не могут не потому, что они ленивые и непослушные, а потому, что они – дети.

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда закладываются основы личности, вырабатываются воля и произвольное поведение, активно развиваются воображение, творчество, общая инициативность Все эти важнейшие качества формируются не в процессе учебных занятий, а в главной деятельности дошкольника – в игре. Самое существенное изменение, которое отмечают не только психологи, но и большинство опытных дошкольных педагогов, заключается в том, что сейчас дети в детских садах стали меньше и хуже играть, особенно сократились (и по количеству, и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры. В качестве главной причины этого обычно называют недостаток времени на игру.

Действительно, в большинстве детских садов режим дня столь перегружен различными занятиями, что на свободную игру остается не более часа. Однако и в этот час дети, по наблюдениям педагогов, не умеют содержательно и спокойно играть. Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей к другому – от старших к младшим. В настоящее время эта связь детских поколений прервана (разновозрастные детские сообщества – в семье, во дворе, в квартире – встречаются лишь как исключение). Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они не только не умеют этого делать, но и не считают важным.

В результате игра уходит из жизни дошкольника, а вместе с ней уходит и само детство. Как известно, именно благодаря игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общительность, воображение, сознание ребенка. Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребенок добровольно подчиняется определенным правилам (открытым или заданным в игровой роли), причем именно выполнение их доставляет ему максимальное удовольствие. Это делает поведение ребенка осмысленным и осознанным. Отношение современных дошкольников к игре (а значит, и сама игровая деятельность) существенно изменилось.

Из игры уходит правилосообразность: дети в большинстве случаев не знают правил игры или не считают обязательным их выполнение. Они перестают соотносить свое поведение и свои желания с идеей – с образом идеального взрослого или образом правильного поведения. А ведь именно это самостоятельное регулирование своих действий превращает ребенка в сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение осознанным и произвольным. Конечно, это не означает, что современные дети не овладевают правилами поведения – бытовыми, учебными, коммуникативными, дорожного движения и прочими. Однако эти правила исходят извне, со стороны взрослых, а ребенок лишь вынужден принимать их и приспосабливаться к ним.

Главное преимущество игровых правил заключается в том, что они добровольно и ответственно принимаются (или порождаются) самими детьми, поэтому в них, в правилах, представление о том, что и как надо делать, слиты с желаниями и эмоциями. Уход таких правил из игры может свидетельствовать о том, что у современных детей игра перестает быть школой произвольного поведения, но никакая другая деятельность для ребенка 3–6 лет выполнить эту функцию не может. А ведь произвольность – это не только действия по правилам, это осознанность, независимость, ответственность, самоконтроль, внутренняя свобода. Лишившись игры, дети не приобретают всего этого.

Казалось бы, детям вместо игр можно предлагать простые учебные задания на сравнение, обобщение, классификацию и т.д., представленные в занимательной форме. Но это не то же самое, что игра! Однако эти формы не могут заменить игру потому, что значительная часть детей (59-60%) только через игру приходит к пониманию подобных заданий, поскольку в игре образуются «зоны ближайшего развития» (Т.И. Бабаева) Исследования ученых убедительно показали, что если у детей плохо развита игра, то как правило, затормаживается и искажается развитие мышления Недооценка игры для психического развития ребенка и его подготовки к школьному обучению порождает ряд проблем, которые, в большинстве случае не могут быть в дальнейшем решены

Преимущества раннего обучения очевидны только в первые 2–3 месяца школьной жизни – таких готовых детей уже не надо учить читать и считать. Но как только нужно проявить самостоятельность, любознательность, способность решать и думать – эти ребята пасуют и ждут указаний взрослого. Такая готовность не только не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению: пресытившись принудительными учебными занятиями в детском саду, дети часто не хотят идти в школу или теряют интерес к учебе уже в младших классах.