Основы государственной политики по формированию здорового и безопасного образа жизни населения Курс ПК «Технологии формирования культуры здорового и безопасного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основная образовательная программа начального и основного общего образования.
Advertisements

Проект ФЗ «Об образовании» Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования; Федеральные требования к ОУ.
1 Актуальные задачи профилактической медицины в здравоохранении Рожнев Е.В. Заместитель министра здравоохранения Пермского края.
Краткосрочные курсы повышения квалификации по теме «Формирование культуры здоровья и профилактика вредных привычек у обучающихся образовательных учреждений.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: цели и содержание Логвинова И.М.
L/O/G/O Роль Уполномоченного по правам ребенка в разработке и реализации региональной Стратегии действий в интересах детей Уполномоченный по правам ребенка.
«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов». Всемирная организация.
Достижения и актуальные задачи по профилактике неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни в России Н.Ф. Герасименко – депутат Государственной.
Программа коррекционной работы общеобразовательного учреждения в логике стандартов второго поколения.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт Утверждён приказом Минобрнауки РФ от г. 373.
Концепция развития долгосрочной комплексной программы «Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства несовершеннолетних в Свердловской.
Обновление системы дошкольного образования. Задача: воспитание «нового человека», конкурентоспособной личности. Черты конкурентоспособной личности: Исследователи.
Кировская область. Стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы в Кировской области 4 декабря 2012 года.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. Стратегические программные документы развития образования Концепция демографической политики Российской.
Г ОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ.
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года Выполнил: Мельников Дмитрий, студент II курса 204 группы.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Автор: доцент кафедры педагогических инноваций КОИРО к. б.н. Козловская.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в контексте государственной политики.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Транксрипт:

Основы государственной политики по формированию здорового и безопасного образа жизни населения Курс ПК «Технологии формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательной среде в условиях реализации ФГОС» Габер Ирина Владимировна, заведующая кафедрой охраны здоровья и ОБЖ НИПКиПРО, к.м.н.

Переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития России Развитие человеческого потенциала через улучшение социальной среды и условий жизни людей: - модернизация системы образования; - модернизация системы здравоохранения; - модернизация демографической политики; - модернизация других социально-экономических сфер. - Стратегия (Концепция) долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года предусматривает переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития России. Приоритетным направлением такого перехода является развитие человеческого потенциала. - Как развивать человеческий потенциал? Нужны системные преобразования, которые улучшают качество социальной среды и условия жизни людей. Важнейшей системой, определяющей качество социальной среды и условия жизни людей, является система образования. Наряду с модернизацией системы образования, осуществляется модернизация системы здравоохранения, демографической политики и других социально- экономических сфер.

Copyright © «Врачебные файлы»

Модернизация системы образования 1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (2008) 2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (2008). Определены стратегия и основные направления развития образования до 2025 года. К основным целям образования относены воспитание здорового образа жизни, противодействие негативным социальным явлениям. При этом государство гарантирует защиту жизни, сохранность здоровья, физическое воспитание дошкольников, учащихся, студентов и аспирантов. 3. Федеральная целевая программа развития образования на гг. (2010). Определяет комплекс мер по достижению стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». 4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» 5. ФЗ РФ «Об образовании» (проект нового закона) 6. Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на годы» 761 от 1 июня 2012 года.

«Наша новая школа» 1. Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 3. Совершенствование учительского корпуса 4. Изменение школьной инфраструктуры 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 6. Развитие самостоятельности школ

Модели образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования: модель формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, модель развития системы психолого-педагогического и медико- социального сопровождения обучающихся. результат реализации стратегических ориентиров ННШ - распространение этих моделей.

Основные направления реализации Национальной стратегии действий в интересах детей ( Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на годы» 761 от 1 июня 2012 года). 1. Семейная политика детствосбережения; 2. Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей; 3. Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни; 4. Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства; 5. Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия; 6. Дети - участники реализации Национальной стратегии.

Национальная стратегия действий в интересах детей. Среди задач по 2-му направлению: - реализация прав детей различных категорий на получение общедоступного и качественного бесплатного образования на основе модернизации общего образования в полном соответствии с требованиями ФГОСов; - обеспечение информационной безопасности детства путем реализации единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (ФЗ 436 от г. вступил в силу 1 сентября 2012 г.).

ФГОС НОО, ООО, СПОО Приказ Минобрнауки РФ от «6» октября 2009 г. 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Минюстом России , рег Приказ Минобранауки РФ 2357 от 22 сентября 2011 года, зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря «О внесении изменений в ФГОС НОО...» Приказ Минобрнауки России 1897 от 17 декабря 2010 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», зарегистрирован в Минюсте РФ от «01» февраля 2011 г Приказ Минобрнауки России 413 от 17 мая 2012 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования», зарегистрирован в Минюсте РФ от «07» июня 2012 г

Нормативное правовое обеспечение введения ФГОС в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников ФЗ РФ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (ст. ст. 2, 4, 7, 12, 18, 22, 23, 27, 30, 54) ФЗ «Об образовании» (статья 51) (действующая версия) Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся (приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. 2106) Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН ) Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования (СанПиН ) Концепция государственного стандарта питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений и методического обеспечения его внедрения в Российской Федерации, утв. 1 августа 2011 года Требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Примерные основные образовательные программы (начальное, основное, среднее полное образование) образовательного учреждения.

ФГОС и ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ. Ключевые особенности. Стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения.

Охрана здоровья в контексте ФГОС ООО. II. Требования к результатам освоения ООП ООО 9. Личностные результаты освоения ООП ООО должны отражать: 5) освоение социальных норм, правил поведения…; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления…; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

Охрана здоровья в контексте ФГОС ООО. II. Требования к результатам освоения ООП ООО 10. Метапредметные результаты освоения ООП ООО должны отражать: 1) умение самостоятельно определять цели…, 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей…; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата…; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора…; 9) умение организовывать... сотрудничество и совместную деятельность…; находить общее решение и разрешать конфликты; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Охрана здоровья в контексте ФГОС ООО. III. Требования к структуре ООП ООО 13. ООП ООО определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на …сохранение и укрепление здоровья обучающихся. 14. ООП ООО должна содержать три раздела: - Целевой - Содержательный - Организационный.

Охрана здоровья в контексте ФГОС ООО. III. Требования к структуре ООП ООО Содержательный раздел включает: 1. Программу развития универсальных учебных действий; 2. Программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных; 3. Программу воспитания и социализации обучающихся…, включающую такие направления как Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся; Социализация и профессиональная ориентация обучающихся; Формирование экологической культуры; Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. 4. Программу коррекционной работы.

Охрана здоровья в контексте ФГОС ООО. III. Требования к структуре ООП ООО 18. Требования к разделам ООП ООО: Программа воспитания и социализации… должна содержать: 1) Цель и задачи …; 2) Направления деятельности по … здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры обучающихся…

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Структура подпрограммы «ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»: Целевой раздел: 1. Цель и задачи воспитания ЭК, ЗиБОЖ. 2. Ценностные основы воспитания ЭК, ЗиБОЖ. 3. Планируемые результаты воспитания ЭК, ЗиБОЖ. 4. Показатели эффективности реализации подпрограммы «Воспитание ЭК, ЗиБОЖ». 5. Методика и инструментарий мониторинга эффективности реализации подпрограммы «Воспитание ЭК, ЗиБОЖ». 6. Критерии эффективности подпрограммы «Воспитание ЭК, ЗиБОЖ». Содержательный раздел: 1. Содержание воспитания ЭК, ЗиБОЖ. 2. Виды деятельности и формы занятий по воспитанию ЭК, ЗиБОЖ. 3. Организация работы по формированию ЭК, ЗиБОЖ (модули) 4. Система деятельности ОУ в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования (5 блоков). Организационный раздел: 1. Место модулей программы ЭК, ЗиБОЖ в Учебном плане. 2. Циклограмма мероприятий программы во внеурочной деятельности. 3. Система условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся, воспитанников.

Структура системной деятельности образовательного учреждения в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования Цель: формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения ООП ООО; формирование экологической культуры (п ).

Среди мер по развитию политики формирования здорового образа жизни детей и подростков предусматривается: - распространение здоровьесберегающих технологий обучения, технологий «школа здоровья», - внедрение инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий в работу образовательных учреждений и организаций, - повышение эффективности мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов В и С, туберкулеза среди школьников, молодежи. - реализация программ гигиенического воспитания в целях предоставления детям возможности осуществлять информированный выбор в вопросах здорового образа жизни. - активизация работы по психологическому тестированию обучающихся в образовательных учреждениях на предмет потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ. - организация просветительской работы с использованием специальных обучающих программ по формированию культуры здорового питания; - другие меры. Национальная стратегия действий в интересах детей. Меры по 3-му направлению:

Долгосрочная целевая программа «Формирование здорового образа жизни у населения Новосибирской области на годы» утв. Постановлением Правительства Новосибирской области от п Цель: повышение мотивации и приверженности населения Новосибирской области к ведению здорового образа жизни Задачи: 1. Формирование у граждан отношения к здоровью как высшей ценности, мотивационных установок и потребности в здоровом образе жизни. 2. * Совершенствование условий для здорового образа жизни, улучшения физического и духовного здоровья. - Подготовка специалистов по формированию ЗОЖ - Оснащение медицинских кабинетов в ОУ - Проведение спортивных мероприятий 3. Создание сети социального партнерства и организация межведомственного взаимодействия в области формирования здорового образа жизни.

Copyright © «Врачебные файлы»

Государственный приоритет «Государственная политика в области здравоохранения осуществляется исходя из того, что жизнь и здоровье граждан являются одним из условий обеспечения национальной безопасности…» из проекта ФЗ «О здравоохранении» В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, одним из приоритетов государственной политики должно являться сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи. Из Концепции развития системы здравоохранения в РФ до 2020 года

По данным Всероссийской переписи населения, проведенной по состоянию на 14 окт года, численность постоянного населения Российской Федерации составила 142,9 млн. человек. По сравнению с переписью населения 2002 г. численность населения уменьшилась на 2,3 млн. человек.

СОВРЕМЕННАЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ. Численность россиян в 2009 году увеличилась на 10,5 тыс. человек. Хотя совокупный прирост обеспечен мигрантами из ближнего зарубежья, сохранились тренды снижения смертности и роста рождаемости.

С 2005 года наблюдается постепенное увеличение рождаемости на фоне снижения смертности во всех возрастных группах. Рождаемость, смертность и естественный прирост населения в России 1950 – 2009 гг. на 1000 человек населения

Первичная заболеваемость населения за период с 1998 по 2008 г. выросла на 15%.

Рост заболеваемости отмечается среди всех возрастных групп и по большинству классов заболеваний, особенно по таким, как: болезни системы кровообращения – 200%, болезни крови и кроветворных органов – 200%, новообразования – 150%. Заболеваемость социально обусловленными болезнями, такими как туберкулез, остается на опасно высоком уровне (85,1 чел. на 100 тыс. населения), превышающем порог эпидемии (по нормативам ВОЗ – 50 чел. на 100 тыс.). Рост заболеваемости можно было бы отчасти объяснить успехами развития диагностической медицины, если бы не столь значительный уровень смертности по многим нозологическим формам.

Изменение структуры причин заболеваемости и смертности Характерная для современного мира совокупность тенденций глобализации, урбанизации и старения населения ведет к изменению структуры ведущих причин заболеваемости и смертности населения мира. Такими причинами становятся неинфекционные болезни: депрессия, диабет, сердечно-сосудистые заболевания и рак. Прогнозируется также смещение границ смертности от молодых к старшим возрастным группам. Старение населения обусловливает рост частотности сочетанной заболеваемости. Эти тенденции в полной мере присущи России.

С 2005 года наблюдается увеличение продолжительности жизни. Вместе с тем продолжительность жизни в России на 6 лет меньше, чем в «новых» странах ЕС (в ЕС после мая 2004 года), и на 12 лет меньше, чем в «старых» странах ЕС (в ЕС до мая 2004 года). Разница между ожидаемой продолжительностью жизни мужчин и женщин составляет 13 лет. Важнейший индикатор эффективности здравоохранения любой страны – это средняя продолжительность жизни лиц, страдающих хроническими заболеваниями. В России она составляет 12 лет, а в странах ЕС – лет.

Однако столь небольшие положительные подвижки нельзя расценивать как начало устойчивого изменения общественного здоровья российского населения в лучшую сторону. С большой долей осторожности можно лишь предположить, что часть населения начала адаптироваться к сложившейся общественно-политической и социально-экономической ситуации. При этом необходимо иметь в виду, что ситуация может сдвинуться в любую сторону. Особую настороженность вызывает ухудшение здоровья детей и подростков. Наибольший рост заболеваемости в РФ за период 1998 – по классу болезней крови и кроветворных органов (в 2 раза) и болезней мочеполовой системы (в 1,6 раза) (Шибунова А.А., 2010, стр. 22).

Динамика общих коэффициентов рождаемости и смертности в гг. (по данным Госкомстата РФ. ( За период 1992 – 2009 гг. естественная убыль составила 13 млн. человек. Ожидаемая продолжительность предстоящей жизни снизилась с 69,19 в 1990 г. до 64,9 года в 2003 г. Большинство смертей обусловлено плохим здоровьем, поэтому изменение динамики невозможно без его всемерного улучшения.

Высокий уровень холестерина, высокое артериальное давление

Роспотребнадзор, 2002 год. ОЭСР - Организа́ция экономи́ческого сотру́дничества и разви́тия. Создана в 1948 году. В составе 34 государства, 60% мирового ВВП – Австрия, Великобритания, Германия, Франция, Швейцария, США, Словения и др.

Причины ухудшения общественного и индивидуального здоровья Ученые в области экономики считают, что основные причины ухудшения общественного (а за ним и индивидуального) здоровья (Б.Б. Прохоров, Шабунова А.А.): низкая величина валового национального продукта на душу населения. В России данный показатель в 16 раз ниже, чем в США, в 12 раз ниже, чем в Японии и Канаде. Величина ВНП (вся произведённая данной страной продукция за определённый период времени, цена всех выпущенных товаров и оказанных услуг) – показатель интегральный. Низкий ВНП – это и плохое качество продуктов питания, плохая вода в водопроводе, фальсифицированные спиртные напитки, низкие оклады медиков и соответствующий уровень медицинского обслуживания, невозможность приобретения медицинского оборудования, необходимых (дорогих) лекарств, плохое качество или полное отсутствие очистных сооружений на предприятиях, протекающая канализация, приводящая к росту инфекционных заболеваний, а также проституция, в том числе детская, преступность, коррупция, усугубляющая негативную ситуацию, растущая социальная и материальная дифференциация и поляризация населения и т.д.

Причины ухудшения общественного и индивидуального здоровья Наряду с ВНП, не меньшее и даже большее влияние на популяционное здоровье, а далее и на индивидуальное оказывают глубина и масштабы социального неравенства. Социальное неравенство вызывает хронические стрессы, связанные с неудовлетворенностью занимаемым социально-экономическим положением, что может приводить к изменению нейроэндокринного и психологического функционирования организма и увеличивать риск заболеваний. Общепризнано, что длительное состояние страха, неуверенности, низкая самооценка, социальная изоляция, невозможность принимать решения и контролировать ситуацию на работе и дома оказывают серьезное влияние на здоровье: вызывают депрессию, повышают предрасположенность к инфекционным заболеваниям, диабету, высокому уровню холестерина в крови, сердечно-сосудистым заболеваниям. Следовательно, низкое социально-экономическое положение воздействует на здоровье непосредственно через депривацию и материальные лишения и через субъективное восприятие людьми своего «неравного» положения в обществе и связанные с этим оценки, отношения, переживания.

Стратегические документы, определяющие векторы дальнейшего социального развития страны, в том числе сохранения народонаселения и улучшения общественного здоровья.

Цели модернизации Прекращение убыли населения Российской Федерации и доведение численности до 145 млн. человек к 2020 году; 2. Увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения до 75 лет;

Цели модернизации 4.Снижение общего коэффициента смертности до 10 5.Формирование ЗОЖ населения, в т.ч. снижение курения до 25% и снижение потребление алкоголя до 9 л в год на душу населения. 6.Повышение качества и доступности медицинской помощи. 3

Формирование ЗОЖ Важнейшей задачей модернизации здравоохранения является создание условий, возможностей и мотивации населения для ведения здорового образа жизни Формирование ЗОЖ Совершенствование медико- гигиенического образования и воспитания Создание эффективной системы мер по борьбе с вредными привычками Обеспечение здорового питания Развитие массовой физкультуры и спорта Снижение риска воздействия неблагоприятных внешних факторов Изменение нормативно- правовой базы для создания системы мотивирования работодателей к участию в охране здоровья работников Создание системы мотивирования граждан к ведению здорового образа жизни и участию в профилактических мероприятиях Массовая профилактика факторов риска неинфекционных заболеваний

Вклад отдельных компонентов образа жизни в здоровье населения Ключевой проблемой для всех направлений охраны здоровья является формирование - культуры здоровья, - «самосохранительного» поведения, - повышение престижности здоровья, - самоосознания ценности здоровья как фактора активного долголетия. Многих заболеваний можно не допустить, выполняя социально-гигиенические нормы и правила поведения, и это не требует больших затрат. Напротив, лечение финальных стадий заболеваний обходится дорого, то есть все профилактические и здоровьесберегающие меры выгодны:

Экономика здоровья Экономические аспекты потерь здоровья населения связаны: - со снижением количества произведенной продукции, - с дезорганизацией производства при массовой заболеваемости, - с расходами на медицинское обслуживание заболевших, - с выплатами по больничным листам, - с оплатой пенсий по инвалидности и в связи с потерей кормильца, - с содержанием домов инвалидов и интернатов для детей-инвалидов. В случае ранней смерти человека не компенсируются затраты общества на его содержание и обучение. Суммировав перечисленные затраты, можно получить величину потерь, вызванных заболеваемостью, инвалидностью и смертностью, т.е., в сущности, определить цену здоровья.

Экономика здоровья По расчетам Института кардиологии (1980 гг) на каждый рубль, вложенный в профилактику сердечно-сосудистых заболеваний, сберегается 2 – 3 рубля расходов на здравоохранение. Управлять здоровьем можно через инвестиции в него: времени и средств – в физическую активность, свой настрой, экологию жилища и рациональное питание (Кашин В.И., 2005). Рубль, вложенный в традиционную медицину, сохраняет ресурсов здоровья в среднем на 6 руб., санаторно-курортное лечение –18 руб., медицинскую реабилитацию – 30 руб., физическую культуру – 42 руб. и рациональное питание – на 64 руб. А совместное использование двух последних – на 102 руб. Получается, что относительно традиционной медицины эффективность этих направлений выше в 3 – 5 – 7 – 11 – 17 раз соответственно. Максимальный эффект дают инвестиции в детское здоровье. Здесь среднее соотношение 1 к 200, а в здоровье детей в возрасте 4 – 6 лет – 1 к 400.

Здоровый образ жизни Здоровый образ жизни - осознанное целенаправленное поведение людей, предусматривающее использование в каждодневной социальной практике материальных, психологических, духовных факторов и условий, благотворно влияющих на сохранение и укрепление здоровья, продиктованное ценностными ориентациями, мотивами здоровьесберегающей деятельности. Другие ученые рассматривают здоровый образ жизни через призму самосохранительного поведения, включая своевременное обращение за квалифицированной медицинской помощью, отказ от курения и алкоголя, активное занятие физической культурой. Ничто не в состоянии способствовать укреплению здоровья людей больше, чем осознание ими основных факторов, вызывающих болезни или способствующих их возникновению, а также принятие мер по ослаблению негативного воздействия этих факторов на здоровье. При этом самая большая трудность заключается в создании мотивации к здоровому образу жизни.

Люди по-разному относятся к своему здоровью. Для одних здоровье само по себе является ценностью (терминальная ценность), другим оно необходимо в первую очередь для достижения определенных целей (карьерного роста, возможности зарабатывать деньги и т.д.) – инструментальная ценность. Степень важности здоровья для каждого человека определяет его активность в отношении к собственному здоровью. Основываясь на этом, человек строит свое поведение. Данные исследований убедительно показывают, что в России формируется такой стиль жизни, при котором здоровье, являясь непреходящей ценностью, не представляет реальной ценности для его владельца. Осознание населением влияния на здоровье своего образа жизни (норм, стереотипов, привычек) ведет к попыткам изменить некоторые привычки в целях улучшения здоровья, что требует проявления волевых усилий. Поэтому эти попытки выполняются с различной результативностью: Наиболее результативны усилия, направленные на коррекцию питания, например на снижение в рационе количества соли, жиров, сахара. Несколько ниже результативность стремлений повысить свою работоспособность и физическую активность. Менее всего результативны попытки бросить курить. Здоровый образ жизни

По оценкам ВОЗ, общая физическая неактивность провоцирует 1,9 млн. смертей в мире. Успешная борьба с гиподинамией позволит: - сократить частоту ишемической болезни сердца на 15 – 39%, инсульта – на 33%, гипертензии – на 12%, диабета – на 12 – 35%, рака толстой кишки – на 22–33%, рака молочной железы – на 5 – 12% и переломов на фоне остеопороза – на 18%. [ Здравоохранение в Европе, 2002 ].

Образ жизни, характерный для взрослого населения, является примером для подрастающего поколения. Именно в детстве закладывается отношение индивида к своему здоровью, формируются необходимые привычки и навыки, из которых в дальнейшем слагается образ жизни. Важно, чтобы родители имели правильное представление о здоровье ребенка в целях выполнения адекватных оздоровительных мероприятий.

Несмотря на существенный рост удельного веса населения, оценивающего свое питание как нормальное, полноценным свое питание считает лишь 11% населения. При этом треть жителей питается «как придется», а причиной изменения питания для 34% населения послужило снижение доходов (на примере Вологодской области, 2010 г.).

В целом можно говорить о низкой фактической (а не декларированной) ценности здоровья, о слаборазвитой культуре самосохранения и ответственности за собственное здоровье и здоровье близких (как правило, люди начинают заботиться о здоровье только после его фактического или ожидаемого ухудшения или по совету врача). Необходимо изменить модель поведения большинства населения: забота о своем здоровье и здоровье близких людей должна формироваться не по факту ухудшения здоровья, а предотвращая его. С целью формирования культуры здорового образа жизни создаются Центры здоровья. Здоровый образ жизни

Центры здоровья С 1 декабря 2009 г. по 1 мая 2010 г. Всего развёрнуто центров здоровья502 Число обратившихся первично559,5 тысяч Среднее число обратившихся в один центр1119 человек Всего признано здоровыми208,5 тысяч37% Выявлено с факторами риска развития заболеваний46,9 тысяч Направлено к специалистами поликлиники34,9 тысяч Направлено в стационары56 человек Повторное обращение269,6 тысяч48%

Центры здоровья в Новосибирске В Центрах здоровья проводятся скрининговые обследования населения для выявления факторов риска развития хронических заболеваний, формирования групп риска и направление пациентов к узким специалистам. По итогам обследования каждому пациенту составляется индивидуальная программа профилактики, даются рекомендации по влиянию на управляемые факторы риска, включая употребление алкоголя и табака.

Мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, будут осуществляться в два этапа На первом этапе (2009 – 2015 гг.) будет разработана система оценки здоровья, определены базовые индикативные показатели, такие как потенциал общественного здоровья и индекс здорового образа жизни. Также обеспечена их стабилизация за счет постепенного наращивания объемов финансирования конкретных мероприятий, направленных на снижение потребления табака и алкоголя. На первом этапе (2009 – 2015 гг.) будет разработана система оценки здоровья, определены базовые индикативные показатели, такие как потенциал общественного здоровья и индекс здорового образа жизни. Также обеспечена их стабилизация за счет постепенного наращивания объемов финансирования конкретных мероприятий, направленных на снижение потребления табака и алкоголя. На втором этапе (2016 – 2020 гг.) планируется выйти на необходимый объем мероприятий для постепенного увеличения потенциала общественного здоровья на 10% и индекса здорового образа жизни на 25%. При этом уровень распространенности употребления табака и объемов потребления алкоголя (в пересчете на чистый спирт) в стране за весь период должен снизиться в 2 раза. На втором этапе (2016 – 2020 гг.) планируется выйти на необходимый объем мероприятий для постепенного увеличения потенциала общественного здоровья на 10% и индекса здорового образа жизни на 25%. При этом уровень распространенности употребления табака и объемов потребления алкоголя (в пересчете на чистый спирт) в стране за весь период должен снизиться в 2 раза.

Будьте здоровы!