« Оценивание как результат и результаты оценивания » Анатолий Каспржак, Рига, 2011.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Яблоко от яблони недалеко падает» ПГ «Формирующее оценивание в основной школе» МАУ ДПО «ЦНМО» 2014 г «Яблоки как дети, нет третьего сорта, надо уметь.
Advertisements

ПРОБЛЕМА ШКОЛЬНОЙ ОЦЕНКИ СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ, 24 ноября 2012 г., МБУ ИМЦ «ЕДУ»
Выявить проблемы существующей системы оценивания Уточнить понятие «формирующее оценивание» Предложить варианты использования формирующего оценивания 3.
11 Информационно-образовательная среда школы как условие повышения компетенций участников образовательного процесса Подготовила: Андреева Н.Б., методист.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Филиал Акционерного Общества «Национальный центр повышения квалификации «ӨРЛЕУ» «Институт повышения.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
Как изменяется взгляд на результаты образования? Как оценивать метапредметные и личностные результаты? Каковы критерии их оценивания? Как изменится традиционная.
Формирующее оценивание Л.М. Собянина, методист КУединского РМЦ.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Целевой раздел ООП ООО 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 13.
Особенности системы результатов при реализации ФГОС.
Отчет по итогам ЕГЭ по немецкому языку в г. Отчет по итогам ЕГЭ по немецкому языку в 2013 г. Канд.пед.наук., доцент, зав. кафедрой немецкой филологии Председатель.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Разработчики: Дудина И. Е.
Автор: Лаврентьева Елена Анатольевна. Возможности использования образовательных технологий на уроках обществознания в профильной школе –Цели профильной.
МОУ Лицей 109 г. Екатеринбурга Программа «Мониторинг качества образования»
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования ………………………………….…….29.
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
ФГОС НОО : принципиальные особенности Формирующее оценивание или оценивание для обучения.
Профессиональный стандарт педагога. Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире. Стандарт – инструмент повышения качества.
Оценка достижений планируемых результатов Группа террабиты.
Транксрипт:

« Оценивание как результат и результаты оценивания » Анатолий Каспржак, Рига, 2011

2 Вчера сначала мы задали вопрос : Почему наши отличники так часто бывают не столь успешны в жизни ? Почему из двух, примерно одинаково знающих иностранный язык граждан, один договаривается с иностранцем, а второй нет ? Правомерно ли нищему российскому ( латышскому ) интеллектуалу смеяться над неосведомленностью, серостью преуспевающего американца ?

Под компетентностью будем понимать способность результативно действовать в нестандартных ситуациях ( рабочее определение ) « Нестандартными » давайте считать те учебные ситуации, которые не могут быть решены только за счет формальной выученности, наученности 3 Ресурс личности, позволяющий разрешить проблему (персональная компетентность студента) Знания и Умения – Интеллектуальные; Предметные; Общие. Способности Модернизированная схема Г. Цукерман 3

4 Перечислим, кратко, те дефициты, которые обнаружились у российских школьников в исследовании PISA ( ) У наших школьников : Не сформированы различные типы чтения ( работа с информацией, представленной в неявном виде, форме таблиц, реконструкция разных точек зрения и т. д. Они работают с « приготовленными » текстами ); Отсутствует учебная самостоятельность, присутствует установка на стереотип ( например : не могут самостоятельно установить требуемый уровень точности ответа, на используется личный опыт, тест как проблема ); Нет потребность решить проблему, но не задачу ( предметы – сигналы ; подсчитать – применить формулу, объяснить что - то кому - то ).

5 Одним словом, результативность современной постсоветской школы моно представить примерно так : З У НЗ У Н Российская школа « выдает » ученика информированного, но мало что умеющего, « избегающего неопределенностей », наполняющих реальную жизнь ….

6 В то время, как результат пребывания в школе национального нарицательного образа : Выражается несколько другой « формулой » - З У Н

7 « Обучение » и « образование »: современный взгляд ( по книге Ивана Иллича « Освобождение от школ ») Обучение – инструмент, дающий человеку возможность накопить « фонд знаний », подобно тому, как бизнес позволяет ему аккумулировать капитальные фонды …. Образование – процесс свободного определения каждым учащимся своего собственного места в жизни и обучении, то есть того места, которое знание должно занять в его жизни …. ИТАК: В современной школе, должна быть ярко выражена образовательная «доминанта»

Обучение ( учение ) через реконструкцию опыта Джон Дьюи Ощущение затруднения Осознание проблемы Критическое осмысление проблемы Проверка гипотезы ( действие ) Выдвижение гипотезы 8

Обучение через опыт ( цикл Колба ) Дэвид Колб 1. Непосредственный опыт 2. Наблюдение и рефлексия 3. Формирование абстрактных моделей и концепций 4. Экспериментирование 9

ЧЕМУ МЕНЯ НАУЧИЛА ШКОЛА ? Состав когорты ( учатся у нас два года ) выглядит так. Средний возраст – 36,5 лет ; 87% - женщины, 13% - мужчины ; 60% - замужем или женаты, на одного человека приходиться 0,8 ребенка. Это – школьные учителя, желающие стать управленцами – 23%; школьные администраторы – 37%; специалисты региональных и муниципальных управлений образования – 23%; работники системы высшего образования – 17%. Средний стаж педагогической работы составляет 11,8 года. 10

11 « Школа как средство образования была для меня просто пустым местом » Чарльз Дарвин.

12 «В нашем мире есть только два заведения, где главным фактором является срок, а не проделанная работа, - это школа и тюрьма. В других местах важна работа, а не то, сколько на нее ушло времени» Уильям Глассер, слова учителя.

13 « Из всего, что предназначается на земле для людей невинных, самое ужасное – это школа ». Бернард Шоу.

14 «Я думаю, что детей лучше топить, чем заключать в современные школы» Мария Кюри.

15 « И, несмотря на все наши усилия, дети все - таки чему - то учатся ». В. В. Давыдов.

Так что же является подлинным результатом школьного образования? Как связаны эти результаты с формальным и скрытым учебным планом? И, что, на мой взгляд, главное: «Что собственно сегодня является предметом оценивания и как этот способ влияет на результаты и эффекты работы школы как института?». Именно об этом я попробую рассуждать сегодня. 16

О ТОМ, КАК ИЗМЕРИТЕЛЬ ОПРЕДЕЛИЛ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ДОМИНИРУЮЩИЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И, В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ – ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Часть вторая 17 Мозг хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг хорошо наполненный. М. Монтень

Традиционная школа, будучи не способна оценить образовательный эффект, который и является подлинным результатом образования, ориентируется на то, что умеет измерять, то есть – результаты формального научения. 18

19 КТО, КАК и ЧТО оценивает сегодня в школе ? 1. Учитель методом экспертной оценки оценивает разрозненные ( не систематизированн ые ) учебные достижения школьников. 2. Отчуждаемые продукты ( формально и не формально ) 19

20 Профессиональная компетентность баскетболиста в « различных логиках » Хороший баскетболист в логике компетентностного подхода ( молодой человек ) – 1. Получает очки путем попадания мячом в кольцо. 2. Умеет выбрать нужный прием для достижения желаемого результата. 3. Вписывается в стандарт профессиональной игры. 4. Работает над совершенствованием профессиональных навыков. Хороший баскетболист в « знаниевой » логике ( студент )– 1. Знает как надо добывать очки путем бросания мячом в кольцо. 2. Понимает, когда и как надо бросить мяч. 3. Знает и понимает стандарт профессиональной игры ; 4. Изучил и попробовал на себе способы совершенствования профессиональных навыков

КТО КРАШЕ ? ИЛИ – ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ МАТЕМАТИКА УМ В ПОРЯДОК ПРИВОДИТ …. КТО КРАШЕ ? ИЛИ – ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ МАТЕМАТИКА УМ В ПОРЯДОК ПРИВОДИТ …. Сравнение ( пример ) 1 21

КТО КРАШЕ ? ИЛИ – ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ МАТЕМАТИКА УМ В ПОРЯДОК ПРИВОДИТ …. КТО КРАШЕ ? ИЛИ – ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ МАТЕМАТИКА УМ В ПОРЯДОК ПРИВОДИТ …. Сравнение ( пример ) 2 22

Акцентировав оценочную деятельность на знаниях и умениях, мы понуждаем человека развивать у себя именно эту свою ресурсную часть …. 23

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ «… Оценка – это тот узел, тот перекресток, на котором встречаются все участники школьной жизни : дети, их родители, учителя, администрация …». И. Улановская, Г. Цукерман, Е. Юдина. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе : варианты решения. Рекомендации для организации опытно - экспериментальной работы. / А. Каспржак, Л. Иванова, К. Митрофанов и др. – М. : Просвещение, 2004 Попробуем ответить на вопрос : « ЧТО, КАК и ЗАЧЕМ « из учебных достижений школьника » оценивают сегодня учителя в классе ? 24

25 Как это соотносится с существующими видами оценивания Оценивание с целью присвоения квалификации. Экзамен на подтверждение квалификации ( « вынесен » за пределы рассмотрения ). Селективное оценивание ( отбор, тест способностей и / или достижений ). Образовательный и профессиональный отбор. переводные экзамены и т. д. Образовательное оценивание относительно результата ( формирующее оценивание ). Повышение качества образования посредствам систематического диагностирования. 25

Функции оценивания Проинформировать ( обратная связь со всеми участниками процесса ) Стимулировать ( повысить самооценку ) Сравнить ( с собой, с другими ) Научить оценивать себя 26

К. Поливанова ( еще одно возвращение к прошлому году ) : « Домашнее задание дается учителем не для того, чтобы стимулировать учебную активность школьника, а для того, чтобы его ПРОКОНРОЛИРОВАТЬ ». 27 РФСреднее международн ое Я очень напрягаюсь, когда выполняю домашние задания 3929 Я беспокоюсь, что получу плохие оценки 7259

28 ПоказательРФ Средне е Выводы Я напрягаюсь, когда мне приходится выполнять домашние задания3929 Ученики все время пишут контрольные Я беспокоюсь, что получу плохие оценки7259 Я так часто решаю некоторые задания по математике, что чувствую, что могу решить их даже во сне2434 Основной принцип – зубрежка и дрессура Когда я решаю задачи, я часто стараюсь найти новый способ решения3149 На уроках шум и беспорядок1636 a.Жесткая дисциплина; b.Отсутствуют «шумные» виды работ Преподавателю приходится долго ждать, пока учащиеся успокоятся1832 Учащиеся долго не приступают к работе после начала урока1529 Преподаватель дает учащимся высказать свою точку зрения7159 Самое страшное – это считается нормой и «свободой» Я думаю о том, как может быть использована математика в повседневной жизни6753 Отвечаем на вопрос не как думаем, а как должно быть (принцип «У-2») Когда я занимаюсь математикой, я стараюсь установить связи между изучаемым материалом и тем, что выучил по другим предметам5644 Я чувствую себя частью коллектива9281 Внутренняя противоречивость Мне кажется, что я нравлюсь тем с кем учусь5186 Школа научила мена принимать решения8653 !!!???

Не имея ресурсов для того, чтобы осуществлять мониторинг учебных достижений школьников в классе ( осуществлять образовательное, формирующее оценивание ), учителя подменяют его селективным оцениванием. Это ведет к : 29 Пересмотру ( подмене ) целей образования. Задача отдельной личности не решается, производится, как говорил Г. П. Щедровицкий, фиктивно демонстративный продукт ; Узакониванию феодальных отношений в классе и школе в целом. Школьник неминуемо попадает в « пристройку снизу », более того – эта становиться для значительной части выпускников не только нормой, но и потребностью ; Массовому блокированию интерактивных методов обучения, тех, которые ориентированы на создание условий для формирования у учеников школ ключевых компетентностей.

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ – ЧТО ДЕЛАТЬ ? 30

Работу по преодолению стереотипа вели педагоги и психологи Обе группы исходили из того, что – эффективность школьной отметки зависит, прежде всего, от того, в какой степени ученик сможет интерпретировать оценку, закодированную в виде символа ( отметки )

Выводы педагогов и психологов 1. Если критерии оценивания становились « открытыми », не менялись от урока к уроку, школьник перестает быть объектом и становится субъектом образовательного процесса. Отметка же перестает быть средством опосредованного управления и манипулирования учеником. 2. Различные школы могут использовать различные критерии оценивания одних и тех же работ, исходя из специфики конкретной школы ( решаемых ей задач ). Незыблемыми должны оставаться лишь принципы : Оценка накапливается. Тройка – это оценка ( поощрение ) за сделанное, а не наказание ; Шкала оценивания многобальная, отличная оценка ставиться не за все выполненное, а за определенную часть. Качество оценочной схемы определяется ее возможностью в плане исключения субъективизма. Это могло достигаться за счет самой схемы оценивания, так и их сочетания. Например : учитель + школа + самооценка + взаимооценка.

Чтобы я на месте директора школы начал делать уже сегодня ? 1. Создал службу мониторинга ( внешне оценивание не выручает ); 2. Демпфировал ориентацию контроля на « знаниевую » сторону образования за счет введения внешнего текущего и итогового контроля, направленного на обеспечение личностного роста ученика, его самореализации по отношению к образовательным областям. Это надо делать на уровне Федерации и региона, но, можно делать и на уровне школы. 3. Сделал открытыми для всех субъектов образовательного процесса ( прежде всего – учителей, учеников и их родителей ) критерии и схемы ( процедуры ) оценивания ( подчиненность и одконтрольность ). Это не только снимет нервозность ( первопричина тревожности ), но и позволит нормативно закрепить : Дифференциацию оценки относительно типа работ ( что - то может, например оцениваться по системе « зачет - незачет », по самому факту участия в этой работе и т. д.). То есть, ввести и закрепить в школе уровневый подход, перейти. Дифференциацию оценки относительно ее субъекта ( введение партфолио, например, который состоит из внешней ( учительской ) оценки, самооценки, взамиооценки и т. д.).

ПОРАБОТАЕМ С ОЦЕНКОЙ ПРАКТИЧЕСКИ 34

Изучив задание попробуем ответить на следующие вопросы : 1. Для чего может быть дана такая работа ( диагностика, стимуляция, коррекция, развитие )? 2. Понимая, что конечной целью оценивания является ответ на вопрос : « Как дальше улучшить свою деятельность ?», понять – кому он ( этот вопрос ) адресован. 3. Попытаться ответить на вопрос : « Зачем мы будем эту работу оценивать, чего и от кого ( каждого ученика, класса в целом ) хотим добиться, какого результата достичь ? 35

ЗАЧЕМ МЫ ОЦЕНИВАЕМ ? Для улучшения успехов тех, кого оцениваем ; Для улучшения механизмов оценивания ; Для улучшения методов, средств и стратегий оценивания ; Для сертификации уровня знаний и основных навыков учащихся по завершении ступеней образования. Для организации отбора ; Для изучения успехов и прогресса ; Для исправления результатов ; Для формирования навыков самооценки ; Для выявления недостатков или дисфункций и выработки правильной стратегии ; Для изучения исходной стадии и прогнозирования дальнейших действий. Для оптимизации полученных результатов в преподавании, обучении и оценивании ; Для выработки корректирующих прогрессивных программ в случае неудовлетворительных результатов. 36

И, наконец – 4. Как мы оцениваем ? Каков механизм оценивания ? По каким критериям и шкале мы оцениваем ? Помним, что это связано с задачей ( функцией ) оценивания. 5. Как и кому представляе м ( предъявляем, обнародуем ) результат ? 37

Как мы оцениваем ? Каков механизм оценивания ? 38 Предполагаемые цели/результаты обучения в данном модуле Интеллектуальные Анализировать и критически оценивать теоретические и практические работы в данной области благодаря приобретенным навыкам критического рассмотрения исследований в области образовательной политики и менеджмента; Уверенно применять модели и концепции управления изменениями к себе и своим организациям; Осмысливать собственную практику, а также связь теории и практики в данной области; Интерпретировать и применять данные и результаты социальных исследований при разработке политики и в практике управления. Развить свои способности к письменной коммуникации применительно к широкому спектру академических и профессиональных задач; Приобрести и отработать навыки разработки проектов и управления ими; Практические Приобрести навыки разработки и управления проектами, связанными с проведением социальных исследований и практическими микроисследования, а также осуществление развернутых исследований по выбранным темам. ШКОЛА: Предметные + Интеллектуальные + Общие

РАЗРАБОТЧИКИ ОЦЕНОЧНОГО ЛИСТА Не должны избегать употреблять описательные глаголы, такие как : « понимать »; « знать »; « осознавать »; « разбираться в …»…. Не должны избегать употреблять описательные глаголы, такие как : « понимать »; « знать »; « осознавать »; « разбираться в …»…. Стремиться использовать такие конкретные глаголы как : « быть способным определять »; « уметь применять »; « уметь анализировать » « быть знакомым с …»…. Стремиться использовать такие конкретные глаголы как : « быть способным определять »; « уметь применять »; « уметь анализировать » « быть знакомым с …»…. Типичная ошибка при описании образовательных результатов : при их описании говорят об обучении, а не о представлении ( предъявлении ) изученного. 39

По каким критериям и шкале мы оцениваем ? 40 Достижение планируемых результатов обучения A B C D E 35% Комментарии: Актуальность, значимость исследования (работы) A B C D E 25% Качество, самостоятельность анализа, убедительность аргументации Комментарии: Диапазон используемой литературы, источников, A B C D E 10% качество ссылок Комментарии: Практическая значимость работы A B C D E 20 % Комментарии: Организация, структура работы A B C D E 5 % Комментарии: Общие умения и навыки A B C D E 5 % (оформление, грамотность и т.д.) Комментарии:

А теперь попробуем выступить в роли эксперта - оценщика На вопрос экзаменатора : « Как пройти на Красную площадь от Арбата ?» Студент - первокурсник ИИЯ ответил : « Надо ходить в сторону площадь Арбат, потом все время прямо от проспект Калинин и вы увидите Кремль, а там налево через саду и вот будет Красная площадь » Попробуйте подумать и оценить этот ответ по 5- балльной шкале и обоснуйте свою оценку. 41

Формирующая ( суммирующая ) оценка Правильно понят вопрос - 2 балла Ответ дает запрашиваемую информацию – 2 балла Лексико - грамматическое оформление ответа не приведет к коммуникативным сбоям -1 балл Лексико - грамматическое оформление ответа полностью соответствует нормам языка - (1) балл 42

Еще одно задание На автоответчике записано сообщение. Экзаменуемая прослушала его и должна устно передать это сообщение мужу. Привет, Лариса, Ты сегодня выглядывала в окно ? Дождь, похоже, ни на минуту не прекращается. Ну и ветер просто сдувает с места. Я так расстроилась - похоже, опять нашим планам сбыться не суждено. Давай отменим нашу встречу в три часа. Скажи Алексею, что - все равно вести детей в зоопарк не получится, так что пусть не приезжает за мной. Но мы обязательно должны встретиться, пока ты не уехала. Прогноз на весь день плохой, но, может быть, к вечеру хотя бы дождь стихнет, и мы сходим вместе в кафе. До связи. Наташа. 43

Сейчас вы оцените, то, как Ларисе удалось передать сообщение мужу. Ответ оценивается из 9 баллов. Положительно оценивается ответ от 5 баллов : До 5 баллов - не справился 5 баллов – удовлетворительно 6-7 баллов - хорошо 8-9 баллов - отлично Критерии оценки : Коммуникативное намерение реализовано - 5 баллов Некоторые основные факты переданы верно -6 баллов Все основные факты переданы верно - 7 баллов Удалось передать и настроение ( эмоции ) автора текста - 8 баллов Удалось правильно грамматически и лексически оформить текст - 9 баллов 44

Ответ Ларисы Звонила Наташа. Она очень расстроилась - погода испортилась и ветер дует и дождь. Наверное, вместо зоопарка пойдем в кино. Нельзя не увидеться - мы ведь скоро уезжаем. 45

Сейчас вы оцените, то, как Ларисе удалось передать сообщение мужу. Ответ оценивается из 9 баллов. Положительно оценивается ответ от 5 баллов : До 5 баллов - не справился 5 баллов – удовлетворительно 6-7 баллов - хорошо 8-9 баллов - отлично Критерии оценки : Коммуникативное намерение реализовано - 5 баллов Некоторые основные факты переданы верно -6 баллов Все основные факты переданы верно - 7 баллов Удалось передать и настроение ( эмоции ) автора текста - 8 баллов Удалось правильно грамматически и лексически оформить текст - 9 баллов 46

47 Обсудим еще раз : « Какие требования следует предъявить к образовательным результатам современной школы ?» Предметные Интеллектуальные - нахождение информации, установление связей, анализ и критическое осмысление результата, интерпретация текста и т.д.; Общие - освоение типа, процедур отношений – «скрытый учебный план».

48 Традиционные задания позволяют : Приобрести предметные умения Но не разделить « смыслы » ( математический и физический ) I = U / R R = U / I I = U / R R = U / I I = U / R И, КАК СЛЕДСТВИЕ, НЕ РЕШИТЬ ЗАДАЧУ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕНИКА ОТНОСИТЕЛЬНО ЕГО ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ К К С.В. ЭЛ.

49 Возвратимся к исследованию PISA которое показало, что « прогресса » не случиться, если не произойдет : Переориентации школы на новые образовательные результаты ( новое качество образования ); Принципиально не измениться содержание образования, формы работы учителя и ученика ( процессы учения и обучения ); Не изменится характер взаимоотношений между субъектами образовательного процесса. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ