Г. Москва, 19-20 сентября 2011 г. Международная конференция «Эффективная генерация энергии» Разработка и освоение инновационных технологий в теплоэнергетике.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Сапаров М.И. Энергетический институт им. Г.М.Кржижановского (ЭНИН) Москва, 2 декабря 2010 г. Подкомитет по энергетическому машиностроению Комитета по.
Advertisements

Подходы к организации государственной поддержки деятельности по сокращению выбросов парниковых газов.
1 Об энергосбережении в Ярославской области Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ПРОИЗВОДСТВА ЭНЕРГИИ КАК ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1 Правовая база в сфере энергосбережения Основные нормативно-правовое акты Федерального уровня: Федеральный закон от ФЗ «Об энергосбережении.
Сапаров Михаил Исаевич Заведующий лабораторией, к.т.н. Лаборатория экологии энергетики была создана в 1987 году. Основными направлениями научно-технической.
Политика Российской Федерации в области охраны окружающей среды А.Г. Ишков, Директор Департамента государственной политики в области охраны окружающей.
Направления сотрудничества государств – участников СНГ в области ВИЭ К.т.н. В.Л. Лихачев ИНЭИ РАН / ИЭ НИУ ВШЭ / РГ по энергоэффективности и ВИЭ ЭЭС СНГ.
ОАО «Федеральная Гидрогенерирующая Компания» ОАО «ГидроОГК» июнь 2008 Семинар «Состояние и перспектива развития малой гидроэнергетики в.
Совещание с участием руководителей управляющих компаний, ТСЖ и органов исполнительной власти Ярославской области «Реализация региональной адресной программы.
Распоряжение Правительства РФ от Р МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственная программа РФ «ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ И РАЗВИТИЕ.
Основные требования к содержанию инвестиционных программ организаций коммунального комплекса Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской.
Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
ПРОЕКТ «ИННОВАЦИОННАЯ ЭНЕРГЕТИКА». Протоколом заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики.
Современные проблемы развития экономики и окружающей среды Калабаева Тамара, доцент Международной Академии Бизнеса г.Алматы, Казахстан.
1 Определение перечня необходимых мероприятий для обеспечения выполнения ограничений на выбросы загрязнителей в атмосферу тепловой энергетикой Украины.
Экологическая политика ОАО «Татэнерго». Именно применение электроэнергии сделало возможным развитие самых передовых отраслей промышленности: автоматизацию.
«Программа по развитию коммерческого учета электроэнергии на основе технологий интеллектуального учета на период до 2020 года» Москва, Март 2011.
Инвестиционная политика ОАО «МРСК Урала» в условиях мирового финансового кризиса.
НП "ОАР"OICA Конференция "Управление инновациями на предприятии" Инновации в развитии автомобильной промышленности России Москва, 23 июня 2011 г. И. А.Коровкин.
Транксрипт:

г. Москва, сентября 2011 г. Международная конференция «Эффективная генерация энергии» Разработка и освоение инновационных технологий в теплоэнергетике для обеспечения Программы модернизации электроэнергетики России Сапаров М.И. ОАО «ЭНИН», Зав.лабораторией, к.т.н. Сопредседатель совместной ЭЭС СНГ- Евроэлектрик рабочей группы «Окружающая среда»

Участники разработки Программы модернизации электроэнергетики России Минэнерго России и Российская академия наук Научные и проектные организации ОАО «ЭНИН» (головной разработчик) ИНЭИ РАН РНЦ «Курчатовский институт» ИСЭМ СО РАН ОАО «ВТИ» ОАО «Институт «Теплоэлектропроект» ОАО «ВНИПИэнергопром» ОАО «НИИПТ» ОАО «Институт «Энергосетьпроект» Инфраструктурные энергетические компании (ОАО «СО ЕЭС», ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Холдинг МРСК») Энергетические компании Энергомашиностроительные заводы

Цель программы Кардинальное обновление электроэнергетики на базе отечественного и мирового опыта, преодоление технологического отставания, морального и физического старения основных фондов, повышение надежности энергоснабжения и энергетической безопасности страны и на этой основе снижение темпов роста тарифов на электрическую и тепловую энергию Главным при реализации процесса модернизации электроэнергетики является использование серийного отечественного (лицензионного) оборудования и типовых проектных решений для сокращения сроков проведения модернизации и минимизации финансовых средств на ее осуществление

Содержание Программы модернизации электроэнергетики России 1Общая характеристика состояния электроэнергетики 2Цели и задачи программы модернизации электроэнергетики 3Подпрограммы 4Механизмы реализации программы 3.1 Модернизация тепловых электростанций 3.2 Модернизация гидроэнергетического комплекса 3.3 Модернизация атомных электростанций 3.4 Развитие возобновляемых источников энергии 3.5 Модернизация электросетевого комплекса 3.6 Разработка и освоение инновационных технологий и оборудования для модернизации электроэнергетики России

Паспорт подпрограммы Структура подпрограммы «Модернизация тепловых электростанций» Основные показатели теплоэнергетики России на и целевые показатели (индикаторы) подпрограммы Основные мероприятия подпрограммы (демонтаж, строительство новых и расширение действующих, техническое перевооружение и реконструкция действующих) Типовые унифицированные проектные решения модернизации ТЭС Экологическая оценка последствий реализации подпрограммы Ресурсное и нормативно-методическое обеспечение (характеристика текущего состояния, потенциальные возможности и предложения по обеспечению реализации подпрограммы) Проектирование ТЭС4.1 Строительство и монтаж ТЭС4.2 Производство энергетического оборудования для ТЭС4.3 Диагностика и ремонт оборудования и сооружений ТЭС4.4 Испытательные центры и стенды4.5 Кадровое обеспечение4.6 Предложения по совершенствованию нормативно-методической базы 4.7

Обобщенные данные по крупным блокам по состоянию на г. Группа оборудования Топливо Количество энергоблоков Мощность, МВт Периоды ввода основного объема мощностей, гг. К-1200Газ г. К-800 Газ гг. Уголь г. Итого К-800: К-500:Газ гг. К-300 Газ до 1970 г. – 15 бл.; гг. – 30 бл. Уголь гг. Итого К-300: К-200 Газ до 1970 г. – 10 бл.; гг. – 23 бл.; гг. – 7 бл. Уголь гг. – 9 бл.; гг. – 12 бл гг. – 12 бл. Итого К-200: К-150 Газ гг. Уголь гг. Итого К-150: ВСЕГО: Практически все 200 крупных энергоблоков в ближайшие 10 – 20 лет выработают свой ресурс.

Типоразмеры и турбинное оборудование унифицированных мощных ПГУ Мощность ПГУ, МВтГТЭПТ (КЭС)ПТ (ТЭЦ) 4502 × ГТЭ-160 (165) или (170)К-160Т …2401 × ГТЭ-160 (165) или (170)К-80Т-75 90…1101 × ГТЭ-65 (75 GE)Т …2002 × ГТЭ-65 (75 GE) К-60Т × ГТЭ-110 К-60Т × ГТЭ-110К-110Т × ГТЭ-110К …4201 × ГТЭ-270…300 К-160Т …9002 × ГТЭ-270…300К-330 Типоразмеры унифицированных угольных ТЭС Типоразмер энергоблока, МВт Тип паровой турбины Минимальная мощность, МВт Максимальная мощность, МВт 225К К К К Основное типовое решение по модернизации газовых ТЭС – унификация типоряда ПГУ с использованием ГТУ мощностью МВт, МВт, МВт, МВт. Основное типовое решение для угольных электростанций – энергоблоки единичной мощностью 225, 330, 660 и 800 МВт, с использованием передовых технологий подготовки и сжигания топлив.

Перечень проектов, включённых в Подпрограмму «Разработка и освоение инновационных технологий и оборудования для модернизации электроэнергетики» ( демонстрационные проекты новых технологий в теплоэнергетике ) 8 - Создание и освоение угольного энергоблока на 660 МВт на суперсверхкритические параметры - Создание и освоение мощных высокоэффективных газовых турбин мощностью 65/ / / МВт - Освоение котла с ЦКС блока 330 МВт - Создание высокоэффективного теплофикационного блока на повышенные параметры пара с минимальными выбросами вредных веществ в атмосферу - Разработка технологии внутрицикловой газификации углей и создание пилотной установки - Разработка всережимной опытно-промышленной ПГУ мощностью МВт для электротеплоснабжения небольших и средних городов и городских районов.

Организационные и финансовые механизмы реализации подпрограммы «Разработка и освоение инновационных технологий и оборудования для модернизации электроэнергетики» 1. ФЦП «Национальная технологическая база» Подпрограмма «Развитие силовой электротехники и энергетического машиностроения» 2. ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники». 3. Центр инновационных энергетических технологий НП «ЦИЭТ» Координация: Работ по Технологическим платформам; Программ инновационного развития и корпоративных НИОКР энергокомпаний; Работ с АНО «ИЦЭМ», в том числе по разработке нормативных правовых документов, содержащих требования к оборудованию и технологиям для объектов электроэнергетики. 4. Создание СП по производству энергетического оборудования 5. Предоставление инвестиционного налогового кредита при осуществлении инвестиций в создание объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность. Постановление Правительства РФ 562 от 12 июля 2011г. 6. Реализация соглашений Минэнерго России: с ВЭБ (Энергетическое финансовое агентство); Роснано (Европейский фонд прямых инвестиций трансфера технологий); с Европейской (международной ) программой FP7.

Консолидация всех источников финансирования разработки головных образцов новой техники федерального и региональных бюджетов средств ( в т.ч. НИОКР) машиностроительных, генерирующих и электросетевых компаний Разработка и освоение нового оборудования и технологий может быть возложена на Центр инновационных технологий в электроэнергетике и Инжиниринговый центр энергетического оборудования, на предприятия энергомашиностроительного и электротехнического комплексов во взаимодействии с инфраструктурными и энергетическими компаниями: Для стимулирования внедрения новых технологий, при координации со стороны Минэнерго России необходимы: гарантированное участие на оптовом рынке (без конкурентного отбора на рынке мощности), а также гарантии загрузки на рынке электроэнергии электростанций, на которых построены демонстрационные объекты с применением новых технологий гарантированная возможность присоединения новых генерирующих мощностей с применением новых технологий к электрическим сетям Организационные и финансовые механизмы реализации подпрограммы «Разработка и освоение инновационных технологий и оборудования для модернизации электроэнергетики»

Правительством Российской Федерации внесен в Государственную думу Проект ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий», который предусматривает внесение изменений: в 4 Федеральных закона: - «Об экологической экспертизе»; - «Об отходах производства и потребления»; - «Об охране атмосферного воздуха»; - «Об охране окружающей среды»; а так же в 3 кодекса Российской Федерации: - Налоговый кодекс; - Кодекс об административных правонарушениях; - Градостроительный кодекс. Правоприменение данного Закона может существенно повлиять на деятельность энергетических компаний, так как потребует значительных инвестиций для достижения и обеспечения технологических показателей, соответствующих НДТ.

Административные меры по переходу на НДТ включают в себя: С 2012 до 2014 года - разработку всей необходимой документации и подготовку соответствующих нормативных актов. С 2014 года вводится запрет на проектирование новых предприятий, не соответствующих НДТ. С 2016 года вводится запрет на ввод в эксплуатацию новых объектов, чьи выбросы и сбросы не соответствуют НДТ, за исключением тех предприятий, которые проектировались до изменения законодательства. С 2020 года вводимые административные ограничения будут касаться существующих предприятий. При этом, если существующие предприятия до 2020 года начали программу модернизации, то им предоставляется ещё пятилетний период для её завершения. При формировании технических и экологических требований НДТ предполагается адаптация разработанных в ЕС Справочников НДТ, в том числе «НДТ для крупных топливосжигаюших установок – BREF LCP».

Официальная позиция ЕВРОЭЛЕКТРИК (Ассоциации Европейских энергетиков) по Справочному документу «НДТ для крупных топливосжигающих установок» Анализ показал, что разработчики BREF LCP не в полной мере учли замечания и предложения энергетиков. Показатели удельных выбросов загрязняющих веществ, приведенные в окончательной редакции справочника ЕС, отличаются (более жёсткие) от: предлагаемых Евроэлектрик в 1,5 - 2 раза, аналогичных показателей ГОСТ Р в раз

Справочные документы ЕС: «НДТ для крупных топливосжигающих установок» и «НДТ по энергоэффективности» (перевод с английского языка)

Мониторинг дорожной карты взаимодействия Электроэнергетического совета СНГ и Евроэлектрик по охране окружающей среды

Основные действующие документы Республики Казахстан по вопросам внедрения НДТ на ТЭС 1. Экологический кодекс Республики Казахстан (РК) 2. Правила выдачи комплексных экологических разрешений и перечня типов промышленных объектов, для которых возможно получение комплексных экологических разрешений вместо разрешений на эмиссии в окружающую среду 3. Правила включения условий природопользования в разрешения на эмиссии в окружающую среду 4. Правила определения целевых показателей качества окружающей среды 5. Правила экономической оценки ущерба от загрязнения окружающей среды 6. Перечень загрязняющих веществ и видов отходов, для которых устанавливаются нормативы эмиссий и взимается плата за эмиссии в окружающую среду 7. Методика определения нормативов эмиссий в окружающую среду 8.Инструкция по проведению оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду при разработке предплановой, плановой, предпроектной и проектной документации 9.Перечень наилучших доступных технологий 10.Технический регламент «Требования к эмиссиям в окружающую среду при сжигании различных видов топлива в котлах тепловых электрических станций» 11. Правила торговли квотами и обязательствами на сокращение эмиссий в окружающую среду 12. Правила ведения государственного реестра участков загрязнения 13. Правила государственного учета природопользователей и источников загрязнения окружающей среды

Опыт разработки и внедрения НДТ на тепловых электростанциях Европейского Союза и ряда стран СНГ свидетельствует о том, что применение НДТ подкреплено и обеспечено комплексом финансовых и организационных мер, государственной поддержкой научно-технических программ разработки и внедрения новых экологически чистых технологий производства энергии, а также действенной системой нормативно- методических документов. Учитывая существенные риски правоприменения новой системы нормирования и внедрения НДТ в России представляется актуальным сформировать и разработать весь пакет документов, определяющий порядок, правила, конкретные меры и механизмы реализации такой системы. Электроэнергетическая отрасль России (на примере отдельной (ых) энергетической компании) может стать «пилотным» сектором экономики для подготовки необходимого пакета документов и отработки экономических механизмов стимулирования предприятий, применяющих энергоэффективные и экологически чистые технологии. Представляется так же актуальным выполнить анализ разработки и применения в США комплекса мер, обеспечивающих снижение выбросов загрязняющих веществ при росте выработки энергии и практически стабильной цене на электроэнергию.